СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проверке домашнего задания на уроках русского языка в школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предлагаются самые эффективные и оригинальные способы и приёмы проверки домашнего задания

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проверке домашнего задания на уроках русского языка в школе»

Аннотация

В данной статье я предлагаю интересные и оригинальные способы проверки домашнего задания.

Проверка домашнего задания

Абдувагапова Розия Равуповна – учительница русского языка школы №29 Гиждуванского района Бухарской области.

Роль домашнего задания в процессе обучения в школе сложно переоценить. Будет ли ученик регулярно и качественно выполнять его, во многом зависит от тех способов и форм проверки, которые выбирает учитель.

Проверка выполнения учениками домашнего задания – важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.

Проверить домашнее задание можно следующими способами:

- вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;

- провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);

- использовать индивидуальные карточки;

- провести выборочную проверку письменного задания;

- провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.

Я хочу остановиться на самопроверке задания, так как суть самопроверки сводится к умению сопоставлять результат своего труда с эталоном. Самопроверка ученика предполагает:

- умение оценивать свою работу адекватно;

- умение видеть свои ошибки и находить рациональные способы решения проблемы;

- умение изменять ритм своих действий согласно изменившимся условиям;

- умение самостоятельно составлять проверочные задания.

С точки зрения психологов, самопроверка опирается на память и внимание, а важнейшую роль играет мышление. То есть, ученику нужно не просто запомнить, например, шаблон правильного ответа, но и суметь объяснить порядок действий, доказать правильность выводов.

Как же, всё таки, проверить домашнее задание?

Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради ответ – многим ученикам. Такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у учеников отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома. Именно такая скучная, однообразная организация проверки домашнего задания становится одной из причин снижения интереса учащихся к изучению предмета.

Секрет проверки домашнего задания заключается в гармоничном сочетании учителем не традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу.

Предлагаю несколько интересных идей:

  1. Дискуссия. Для её проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своего ответа, своей позиции или взгляда на проблему. Точки зрения могут быть изложены учениками. Как в письменной, так и в устной форме. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом её станет более глубокое познание сущности изученного материала.

  2. Вопрос автору( в форме интервью). Этот необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания можно применить на уроках литературы. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов ученику, который выступает в роли, например, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Крылова и т.п. ( И.А. Крылову: Сколько басен вы написали? О чем ваше басни? Что такое мораль? А.С.Пушкину: Какую пословицу вы подобрали для эпиграфа к повести «Капитанская дочка»? Назовите темы вашей поэзии? О чем стихотворение «Осень»? Ваше любимое стихотворение? Прочитайте наизусть?

  3. Тематический кроссворд. Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.

  4. Неожиданные вопросы. Задача учителя сформировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определённое разнообразие в процесс проверки будет внесено.

  5. Рецензия на устный ответ. Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом правильности или неправильности, внесением дополнений и уточнений)

  6. Взаимная проверка. При проверке письменного домашнего задания по русскому языку можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение упражнения, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках.

  7. Краткие письменные ответы. Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трёх слов. Такие задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.

  8. Сверка с проектором. Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя.

Проверка домашнего задания путём опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать ему помощь, научить. Как это реализовать на практике?

- Опрос-светофор:В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зелёного с другой. Обращённая к учителю зелёная сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопрос базового уровня ученик показывает красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это низкий балл, который ученик сам себе поставил.

- Солидарный опрос:Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Из тех, кто желает оказать помощь, учитель выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шёпотом дать подсказку товарищу.

- Взаимный опрос: Учительдаёт поручение трём наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся на третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может попробовать свои силы во второй или в первой группе.

- Программируемый опрос: Ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам поспорить.

- Тихий опрос: Учитель негромко опрашивает одного или нескольких учеников, когда весь класс выполняет другое задание.

- Опросная цепочка: Такой способ опроса рекомендуется применить для получения развернутого и логический связного ответа. При этом один ученик начинает отвечать, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль.

Для многих учителей актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно эффективно игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаю несколько практических идей, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Игра «Рисуем ответ»: Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать.

Игра «Похлопаем-потопаем»: Проверяя домашнее задание учитель задаёт вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Это игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение.

Игра «Семицветик»: Учителю необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока одна из команд не соберёт цветок полностю.

Игра «Мяч по кругу»: Игра проводится в кругу. Учитель задаёт вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, даёт ответ.

Каждый учитель может внести креативы, исходя из уровня сформированности ЗНУ у своих учеников.

Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!