СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Применение ИКТ на занятиях по кулинарии»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации «Применение ИКТ на занятиях по кулинарии»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Применение ИКТ на занятиях по кулинарии»»

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с.Труслейка»


Терёхина Наталья Николаевна,

инструктор по труду


Методические рекомендации «Применение ИКТ на занятиях по кулинарии»


Экономические условия нашей страны способствуют активному развитию сферы общественного питания. Появляются разнообразные по своему меню, технологиям, кухням кафе, рестораны, бары, чайные и т.п., что приводит к конкуренции на рынке труда, поэтому перед учреждениями НПО стоит задача подготовки конкурентоспособного выпускника, востребованного на рынке труда, обладающего высоким уровнем профессиональной подготовки в соответствии с  требованиями современного производства.

Наряду с базовыми знаниями конкурентоспособный выпускник должен владеть  современными технологиями, применять их при изготовлении блюд:  уметь работать с сырьем, новым оборудованием, быть легко обучаемым, включаться в производственный процесс с первого дня выхода на рабочее место.

Высокие требования, предъявляемые к уровню квалификации работников на всех ступенях производственного процесса, диктуют необходимость внедрения в учебный процесс  информационных технологий.  Присутствие современных образовательных технологий в образовательном процессе предоставляет возможность своевременного получения нужной информации, а также ее применения не только в профессиональной сфере, но и во всех областях жизни, что в конечном итоге способствует расширению возможностей для повышения квалификации, карьерному росту молодых специалистов.

Применение  в обучении   информационных технологий  является

перспективным направлением системы профессионального образования,  изменяются роль и значение  учебной литературы в образовательном процессе. Происходит перераспределение объема учебного материала между учебной литературой и информационным банком данных, находящихся на электронных носителях. Новым элементом системы обучения является представление учебного материала в электронном виде.


Обучение  предмету кулинария строится следующим образом:

  1. теоретическая часть, где учащиеся получают теоретические знания по предмету;

  2. лабораторно-практические занятия, на которых учащиеся закрепляют теоретические знания и приобретают практические умения и навыки.

Полученные знания, умения и навыки на уроках  кулинарии (теоретических и  лабораторно-практических занятиях) учащиеся будут применять  во время производственного обучения и производственной практики, совершенствуя своё мастерство.


Таким образом,  успешное овладение теоретическими знаниями на уроках кулинарии становится одним из важнейших условий качественного усвоения  учащимися профессиональных умений и навыков по профессии. Внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, а именно - информационных технологий является залогом успешного обучения  профессии «Повар».

        Современный рынок  предлагает широкий выбор мультимедийной продукции по кулинарии. Однако в большинстве случаев   ее содержание  не соответствует требованиям государственного стандарта программы по кулинарии: нарушена технология приготовления блюд, указаны неправильные формы нарезки, не рассматриваются технологии приготовления блюд, предусмотренных для изучения  по программе.  Использование такого мультимедийного продукта возможно лишь в качестве дополнительного материала по предмету, поэтому возникает необходимость создания собственных электронных учебных пособий, озвученных слайд- шоу,  видео роликов, текстов для компьютерного тестирования изученного материала.

Одной из первых тем, изучаемых по предмету кулинария, является тема «Механическая обработка овощей и грибов». Знания, полученные при изучении данной темы,  будут нужны учащимся на протяжении  изучения всего курса кулинарии.

Таблица №1

п/п

Раздел, тема программы по кулинарии

Вопросы, изучаемые по теме «Механическая обработка овощей и грибов»

1.

Способы тепловой обработки

Механическая кулинарная обработка овощей

2

Супы

Механическая кулинарная обработка овощей. Простые и сложные формы нарезки овощей.

3

Соусы

Механическая кулинарная обработка овощей. Простые формы нарезки овощей.

4

Блюда из овощей и грибов

Механическая кулинарная обработка овощей. Формы нарезки овощей.

5

Блюда из рыбы

Механическая кулинарная обработка овощей. Формы нарезки овощей (простые и сложные). Оформление блюд с использование овощей.

6

Блюда из мяса

Механическая кулинарная обработка овощей. Формы нарезки овощей (простые и сложные). Оформление блюд с использование овощей.

7

Блюда из птицы и дичи

Механическая кулинарная обработка овощей. Формы нарезки овощей (простые и сложные). Оформление блюд с использование овощей.

8

Холодные блюда и закуски

Механическая кулинарная обработка овощей. Формы нарезки овощей (простые и сложные). Оформление блюд с использование овощей.

Из приведенной выше таблицы наглядно видено, что наиболее важный для усвоения вопрос: «Форма нарезки овощей», -  является сквозным в курсе предмета «Кулинария». Соответственно  основной упор преподаватель кулинарии должен сделать на усвоение форм нарезки (простой и сложной), применение разнообразных форм нарезки  при приготовлении и оформлении блюд. Это и  станет основным содержанием электронного учебного пособия «Механическая обработка овощей. Формы нарезки овощей» (приложение №1). Электронное учебное пособие (приложение №2) включает в себя:

  • электронный аналог  печатного учебного пособия «Механическая обработка овощей. Формы нарезки овощей»;

  • озвученное слайд–шоу, раскрывающее пошаговые  технологические операции  при нарезке овощей простыми и сложными формами;

  • электронный аналог схем по теме: «Механическая обработка овощей»;

  • электронные варианты печатных форм кроссвордов;

  • тестовый контроль по теме: «Формы нарезки картофеля», выполненного в виде озвученного слайд- шоу;

  • компьютерную игру «О, счастливчик» по теме: «Механическая обработка овощей и грибов»;

  • электронный вариант наглядного иллюстративного материала по теме «Механическая обработка овощей и грибов».

Пособие состоит из 4-х разделов: «Картофель», «Морковь», «Лук», «Перец».

Каждый раздел самостоятелен и строится по следующему плану:

  1. Историческая справка представляет собой небольшой экскурс в историю появления овоща в питании человека.

  2. Пищевая ценность  содержит сведения о витаминах и питательных веществах, содержащихся в овоще.

  3. Формы нарезки овощей:

а) простые формы нарезки – раскрывает поэтапные действия при простых формах нарезки овощей;

б) сложные формы нарезки – раскрывает поэтапные действия при сложных формах нарезки овощей.

Разделы пособия  содержат иллюстрации блюд с изображением простых  и сложных форм нарезки овощей, видами оформления блюд с использованием овощей, а  также представляют использование современных технологий в нарезке овощей – карвинг.

Карвинг (англ.) – «вырезание»; это слово в международном употреблении   обозначает  художественную резьбу по самым разным материалам.

Искусство карвинга по фруктам и овощам возникло на Дальнем Востоке и стало частью национальных традиций. Китайская и японские техники очень похожи – там однозначно видна тенденция к вырезанию изображений животных, людей и иероглифов. Тайские мастера вырезают из овощей и фруктов цветочные композиции.  В Приморском крае широко распространена мода на восточную кухню, поэтому и оформление блюд с использованием карвинга, обучение  искусству  художественной нарезки  овощей  является актуальным вопросом при изучении кулинарии.  В разделах  раскрыто  поэтапное выполнение способов художественной нарезки овощей, представлено  современное оборудование, используемое при выполнении карвинга.

Известно, что человек запоминает 15% информации, если только слышит её, 25 % - если видит. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, то человек может воспринять до 65% содержания информации. Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения, в частности - озвученных слайд-шоу.

Учебная информация, передаваемая с помощью озвученного слайд-шоу, характеризуется динамичностью, так как объекты, явления и процессы показываются  в движении. При этом динамика событий на экране существенно влияет на раскрытие и усвоение изучаемых процессов, явлений, помогает сделать содержание более наглядным, упорядочить факты и выделить главные аспекты. Озвученное слайд-шоу «Формы нарезки картофеля», «Формы нарезки моркови», «Формы нарезки лука», Формы нарезки перца»  позволяют при изучении темы на уроках теоретического обучения  наглядно показать  современные технологические процессы нарезки овощей, приемы оформления блюд, современное оборудование, применяемое при  нарезке овощей.  

Схемы, представленные в электронном виде, могут быть спроецированы на большой экран  с помощью мультимедийного проектора,  выведены на экран телевизора, компьютера, если урок проходит в компьютерном классе.  Такой способ представления схем значительно экономит время преподавателя, позволяет более наглядно предоставить материал учащимся.

Кроссворды, представленные в электронном виде, как правило, предназначены для индивидуальной работы  при  повторении, закреплении, контроле знаний. В клетки электронного кроссворда легко  вписываются ответы. После того как преподаватель проверит правильность заполнения кроссворда, ответы удаляются, а кроссворд готов  к последующему использованию.

После изучения вопроса «Формы нарезки картофеля» на уроке эффективно использовать тестовый контроль в виде озвученного слайд –шоу «Формы нарезки картофеля».   Учащимся предлагается ответить на вопросы и выбрать правильный вариант ответа. Варианты ответов сопровождаются иллюстрациями.  После того как учащиеся выполнят задание,  они имеют возможность проверить себя – слайд- шоу  озвучивает правильные варианты ответов, также сопровождая их иллюстрациями. Таким образом, учащиеся имеют возможность не только проверить себя, но и закрепить пройденный материал, включая в работу и зрительную, и слуховую память, что способствует более прочному, качественному запоминанию.  

Компьютерная игра «О, счастливчик» по предмету «Кулинария» разработана на основе промышленной компьютерной игры «О, счастливчик» и является аналогом  популярной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».

Компьютерная игра представляет собой программированное тестирование. В начале игры на экране компьютера появляется вопрос и к нему 4 варианта ответа, из них только один – правильный. При выборе правильного варианта ответа поле окрашивается в зеленый цвет,  и игра продолжается (на экране появляется следующий вопрос). При выборе неправильного варианта ответа поле окрашивается в красный цвет,  и игрок может начать игру сначала. Вопросы, предъявляемые игроку, компьютер выбирает сам в произвольном порядке (приложение №3)  Для прохождения игры необходимо  правильно ответить на 15 вопросов. С правой стороны поля имеется табло, на котором обозначается количество правильных ответов и сумма, присваиваемая  игроку за правильный ответ. Как и в телевизионной игре,  игрок может воспользоваться тремя подсказками: «звонок другу», «помощь зала», «50 х 50». Однако и друг, и зал могут ошибаться!  

        Компьютерная игра «О, счастливчик» по теме «Формы нарезки овощей» является хорошим средством для закрепления и повторения изученного материала. Если учащийся  не ответил на вопрос правильно, ему приходится начинать игру сначала, запоминать правильные варианты ответов, для того чтобы пройти игру до конца, или воспользоваться материалом электронного учебного пособия, учебника и найти правильный вариант ответа. В игровой форме знания усваиваются лучше и легче.

        Игру  можно использовать  как средство контроля знаний учащихся (при условии проведения урока в компьютерном классе). Учащимся объявляется критерий выставления оценок, при котором учитывается количество правильных ответов, использование подсказок и т.п.

         Игра помещается на  дискету и  может быть использована как средство повторения материала при выполнении домашнего задания.    


Разработка, создание и внедрение в учебный процесс  по предмету кулинария собственного мультимедийного обеспечения, в частности - электронных пособий,   имеет ряд преимуществ перед готовым мультимедийным продуктом и традиционными печатными средствами обучения:

  1. Создание и применение  электронных учебных пособий  позволяет преподавателю  дать  учащимся необходимый материал  в соответствии с темой, целью, типом, видом урока, не изменяя содержание программы.

  2. Собственные электронные учебные пособия  позволяют показать на уроках теоретического обучения поэтапную технологию приготовления блюд, формы нарезки овощей, способы украшения готовых блюд, использование нового оборудования  и сырья при приготовлении блюд,  и т.п.

  3. Собственные электронные пособия  позволяют более качественно внедрять в учебный процесс региональный компонент, например, при изучении приготовления блюд национальных кухонь, представленных в сфере общественного питания Приморского края.

  4. В создании электронных пособий  могут участвовать сами учащиеся, что способствует более качественному его усвоению, активизации познавательной деятельности учащихся .

  5. Применение собственных электронных учебных пособий  позволяет более эффективно использовать межпредметные связи (например,  с такими предметами как товароведение пищевых продуктов, оборудование, история, география и т.д.).

  6. Собственная электронная продукция  легко переписывается на СD, DVD диски, доступна для воспроизведения как на компьютере, так и на DVD.

  7. Как правило, качественно выполненные книги по кулинарии достаточно дорогие и недоступны большему количеству учащихся. Собственная электронная продукция позволяет сделать доступной необходимую информацию по предмету для каждого учащегося.

 Учебное электронное пособие «Механическая обработка овощей. Формы нарезки овощей»  может быть использовано для повторения и закрепления материала по многим темам предмета (смотри таб. №1), что способствует повышению качества знаний учащихся по  всему курсу предмета «Кулинария», оно помогает педагогу в подготовке конкурентоспособного выпускника, обеспечивая более высокий уровень профессиональных умений и  навыков  обучающихся по профессии «Повар, кондитер».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!