СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Содержание и методика работы по формированию и коррекции пространственно-временных представлений старших дошкольников средствами живописи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации «Содержание и методика работы по формированию и коррекции пространственно-временных представлений старших дошкольников средствами живописи»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Содержание и методика работы по формированию и коррекции пространственно-временных представлений старших дошкольников средствами живописи»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №57 «Ладушка» города Димитровграда Ульяновской области» Середа Татьяна Вениаминовна, воспитатель Методические рекомендации «Содержание и методика работы по формированию и коррекции пространственно-временных представлений старших дошкольников средствами живописи»



Цель формирующего этапа исследования, заключающаяся в разработке социокулътурных и педагогических условий формирования представлений о категориях «пространство» и «время» у дошкольников. Задачами данного этапа исследования явились:

- создать игровые методики познавательной деятельности, обеспечивающие формирование у детей пространственно - временных представлений посредством произведений живописи;

- создать социокулътурную развивающую среду как одно из условий формирования пространственно - временных представлений у детей.

Созданная система занятий опирается на культурно-исторические теории Л.С. Выготского, АН. Леонтъева и теорию развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Содержание представленной системы занятий строится на междисциплинарном, гуманитарном подходе, который раскрывает систему взаимодействий культуры, природы и социума.

Основной целью данной системы занятий является формирование у детей представлений о пространстве и времени посредством произведений искусства.

Исходя из цели, задачами составленной системы занятий с детьми по формированию пространственно-временных представлений средствами изобразительного искусства являются:

- формировать у детей представления о значении в жизнедеятельности людей пространства и времени,

- развивать умения оперировать знаниями о способах познания пространства и времени,

- развивать умственные способности - находить зависимости и закономерности, владеть планомерным и расчлененным восприятием, обобщенными формами мышления (обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слов, знаков и символов) и основными логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия),

- формировать общеучебные умения и навыки - выделять главное, вскрывать общее и особенное, формулировать гипотезы на основе наблюдения, опыта, самостоятельного применения знания к решению практических задач, осуществлять самоконтроль: находить ошибки.

Развивающе-обучающий характер разработанной системы занятий определяет следующие методические принципы:

1. Принцип деятельности. На занятиях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний - в занятия включены: игры, задания, упражнения, которые направлены на активное формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства.

2. Принцип вариативности. На занятиях можно использовать различный иллюстративный материал, не противоречащий целям и задачам системы занятий, поэтому при отсутствии заявленной иллюстрации или репродукции можно воспользоваться имеющимся материалом.

3. Принцип креативности (организации творческой активности детей) - необходимо все время стимулировать и поощрять творческую активность детей, создавать ситуации, в которых каждый ребенок становится артистом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

4. Принцип непрерывности. Важно, чтобы процесс эстетического и пространственно-временного развития не заканчивался на занятиях по синтезу искусств, а продолжался на других занятиях. Например, на занятиях по развитию речи, по музыке должны быть представлены художественные репродукции, которые объединяли бы художественный образ в единое целое.

5. Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребенку - основополагающие принципы в работе педагога. Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на занятиях.

Разработанная система занятий включает в себя творческие задания, направленные на развитие познавательной сферы в целом и пространственно-временных представлений старших дошкольников, в частности и основана на применении произведений живописи на занятиях. Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа – одна их главных и трудных задач. Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство, в частности один из самых его эмоциональных жанров – живопись.

Содержание занятий определялось в соответствии с уровнем развития детей   и предусмотренными программой задачами. Интегрированные занятия позволили обогатить содержание занятий, расширить познавательный материал. Конструируя содержание интегрированных занятий, мы старались подобрать такие методы и приемы, которые стимулировали бы развитие познавательных интересов.

Интегрированные занятия дали возможность сочетать различные виды деятельности, направленные на обогащение знаний, умений и навыков детей, на развитие наблюдательности и любознательности, для того чтобы вызвать интерес к новым знаниям. Так, например, занятие «Путешествие по временам года» построено на сочетании ознакомления с окружающим, музыки и изобразительной деятельности.

Дети с увлечением рассматривали пейзажи, высказывались по поводу увиденного, а затем отражали свои впечатления в танце и изобразительной деятельности. Перед тем как приступить к рисованию, сама постановка занятия как бы подготавливала ребенка к этой деятельности. Созерцание детьми эстетических свойств природы, наслаждение ими, переживание их красоты давали возможность ребенку увлечься этой красотой и тем самым заинтересоваться изобразительной деятельностью.

Как способ побуждения детей к интеллектуальной активности мы использовали поисковую деятельность. Процесс создания продукта для ребенка имеет едва ли не первостепенное значение. На занятии «Дары осени» дети подбирали выразительные средства для передачи образа, получали новые цветовые оттенки путем соединения красок.

Включение ребенка в поиск влияло на познавательную активность детей. Она отличалась эмоциональной включенностью, стремлением искать, варьировать различные решения. Ребенок получал от этого особое удовольствие, а, увлекшись поиском, заканчивал деятельность положительным результатом.

Детские интересы наиболее ярко проявлялись в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру.  Интеграция дает возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях. Поэтому мы использовали множество игровых приемов с целью стимулирования познавательных интересов. В построении занятий использовался игровой прием с элементами ролевого поведения. Так на занятиях «Путешествие по временам года», «Русская красавица рябина» детям предлагалась роль художника. Их деятельность, таким образом, мыслилась как деятельность взрослого. Действуя в образе, дети были увлечены делом, изобретательны, тщательно выполняли задания.

В построении занятий применялись и художественно-развивающие игры. Например, такие как «Подбери цвета, которые художник использовал в своей картине», «Найди картинку по палитре», «Холодные и теплые цвета» и др. 

При обсуждении картин постоянно использовалась пространственно-временная терминология, детям задавались вопросы о пространственном расположении предметов на репродукциях, о последовательности событий, предлагалось пофантазировать о том, что предшествовало событиям, происходящим на картине, что последовало потом.

Подводя итог проведенной работе, можно сделать вывод о том, что живопись действительно может оказывать на дошкольника свое неограниченное воздействие. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления художественно-творческого вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству и в активное познавательное отношение к жизни.

Таким образом, живопись при правильной организации и подаче ее дошкольнику действительно является мощным средством для познавательного и эмоционально-личностного развития дошкольников.

По результатам анкетирования родителей и проведенной работы с дошкольниками были составлены рекомендации по повышению эффективности деятельности по развитию пространственно-временных отношений детей старшего дошкольного возраста.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!