СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации Учись учиться

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методических рекомендациях предлагаются школьникам советы: как научиться легко учиться, правила умственного труда, как работать с научной книгой, как подготовиться к экзаменам, правила запоминания и другие. Можно использовать на классных часах, уроках, секциях, заседаниях творческих объединений.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации Учись учиться»

НАУЧНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК»









Методические рекомендации


Учись учиться











Подготовила:

Капранова Галина Викторовна,

руководитель кружка ЦВО г. Алчевска,

секции НО «РМАН» «Биология»






Алчевск-2020 год



  1. Как научиться легко учиться?

  2. Правила умственного труда

  3. Как повысить умственную работоспособность

  4. Работа с научной книгой

  5. Как подготовиться к экзаменам

  6. Памятка В.А. Сухомлинского «Как экономно использовать время для получения знаний»

  7. . Памятка для учащихся о социально-психологических заданиях, которые должны выполняться на каждом этапе обучения предмету, например биологии

  8. Правила запоминания

  9. Учись правильно выражать свои мысли

10.Учись вести запись с голоса

































  1. Как научиться легко учиться?


Проанализируем факты.

1. Стоит хоть немного повысить интерес, как работа сразу продвигается лучше.

2. Человек может заинтересоваться даже очень скучным делом.

3. Работа кажется интересной, если мы настроились на нее.

4. Не только поведение зависит от настроения, но и настроение зависит от поведения.

5. Важно выработать некоторую стратегию – генеральный план борьбы с нежеланием учиться.

6. Попробуем представить, что с нами происходит, когда мы беремся за любимое дело: довольно улыбаемся, тщательно готовимся, предчувствуя радость.

То же нужно делать и тогда, когда садишься за выполнение домашнего задания по предмету, который не нравится. По закону взаимосвязи, после некоторых повторений обязательно должны появиться хорошее настроение и, соответственно, установка на хорошую работу, и тогда любое дело станет интересной.

7. Не следует ожидать, что вы сразу и навсегда полюбите учебный предмет, например, географию, если раньше ею не интересовались. Надо хорошо поработать над предметом, выполнять работу более тщательно, внимательнее, чем обычно.

8. Приучить себя выполнять уроки каждый раз в одно и то же время, доведя это до автоматизма (некоторые психологи считают, что для выработки этой привычки нужно три недели).

9. Важно понять причину неуспеха. Может, вам не хватает веры в себя?

10. Представление о себе, модель себя. Человек не может быть красивым, умным, если не чувствует себя таким. Стоит только доказать, что человек хороший, умный, добрый, талантливый, и он действительно становится таким, какой его хотят видеть.

Внутреннее представление о себе охватывает три составляющие: насколько успешны все ваши действия; как относятся к вам близкие и дорогие люди; насколько вы умеете правильно оценивать свои успехи, отношение других людей к себе.

11. Все неприятности в школе, нежелание учиться, плохие оценки - все это следствие неумения думать. Чаще мы просто не хотим думать, поскольку это трудно.

12. Умственный труд тяжелее, чем физический, человек быстрее устает, а результаты не всегда очевидны. Успехов Вам!

2. Правила умственного труда

  1. Периоды занятий чередуйте с периодами отдыха.

  2. Не занимайтесь более 1,5-2 часов подряд.

  3. Ежедневно для занятий отводите одно и то же время, лучше всего в дневные часы. Избегайте учить уроки поздним вечером или ночью, а также в состоянии сильного утомления.

  4. Правильно оборудуйте свое рабочее место. Книгам, тетрадям, учебникам, разным принадлежностям – всему должно быть свое место.

  5. Помните, что чистота воздуха, умеренная температура, правильное освещение – залог хорошей работоспособности.

  6. Работайте спокойно, без беготни к телефону, без игры с домашними животными. Уберите все шумовые помехи (радио, телевизор, компьютер).

  7. Следуйте правилу «лучше меньше, да лучше». Сделайте основательно и полностью один урок и только тогда беритесь за другой.

  8. Чередуйте пассивный и активный отдых. Можете использовать и «физиологические стимуляторы» (холодный душ, физические упражнения, сахар, конфету, сладкий чай).

3. Как повысить умственную работоспособность

  1. Учитывать самые продуктивные часы: с 8-00 до 12-00 утра, с 16-00 часов до 18-00.

  2. Полноценно питаться: употреблять мясо, овощи, фрукты, рыбу, витамины. Не переедать. Ограничить употребление сладкого, мучного, соленого, острого, жирного. Не употреблять кофе, крепкий чай, спиртное.

  3. Делать по утрам физзарядку, во время отдыха – физические упражнения, можно под музыку, желательно – до пота.

  4. Делать короткие прогулки на свежем воздухе и проветривать помещение.

  5. Соблюдать режим полноценного сна, но не более 7- 8 часов.

  6. Делать короткие, но регулярные перерывы, не дожидаясь усталости.

  7. Чередовать умственный и физический труд.

  8. Уменьшить время просмотра телевизора.

  9. Уменьшить время работы или игры на компьютере.

4. Работа с научной книгой

  1. Приступая к чтению, необходимо точно и ясно представлять на какие вопросы вы ищете ответы или какие мысли хотите подтвердить.

  2. Изучить все относящиеся к теме термины и понятия.

  3. В отличие от художественной книги, текст научно-популярной литературы читается «выборочно».

  4. Сначала ознакомиться с оглавлением, бегло просмотреть литературный источник.

  5. Затем внимательно читать по главам и разделам, не упускать главное, извлечь необходимое, выделять наиболее важные места текста.

  6. Работайте над книгой с карандашом в руках, отмечая на полях то, что вас заинтересовало и затем пригодится.

  7. Далее выборочно перечитывайте отмеченные наиболее важные места в тексте.

  8. Заведите общую тетрадь с полями не менее 5 см. Составьте и запишите план прочитанного материала, выразив в плане основную существенную мысль.

  9. Выписывайте из книги тезисы с обязательным указанием источника (автор, название, год издания, страница) на полях.

10. Каждый тезис начинайте с красной строки. Абзацы тезисов отделяйте друг от друга пробельными строками.

11. Пишите только на одной стороне листа (другая должна оставаться чистой).

12. Выписывайте из книги цитаты (дословные точные выдержки из высказываний автора, которые наиболее удачно подтверждают твои мысли) с обязательным указанием автора и источника (автор, название, год, страница). Цитаты необходимы в работе для обоснования твоих мыслей со ссылкой на высказывание авторитетного ученого (писателя, мыслителя, писателя).

13. Желательно, чтобы в твоей работе имело место сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками, а также критическая оценка и запись замечаний, что указывает на объективность твоих суждений

5. Как подготовиться к экзаменам

  1. Полноценно питайся: мясные и рыбные продукты, овощи и фрукты, которые усиливают обмен веществ в организме.

  2. Поддержи себя витаминами. Поливитамины, чеснок содержат почти весь комплекс витаминов, необходимых организму, снимают усталость, повышают мышечный тонус и работоспособность.

  3. Исключи возбуждающую нервную систему напитки: кофе, крепкий чай, пиво, алкоголь.

  4. Обязательно делай физические упражнения или движения под музыку. Это помогает поднять настроение, повышает мышечный тонус, заставляя активно работать головной мозг.

  5. Делай короткие, но регулярные прогулки на свежем воздухе, чаще проветривай комнату, так как недостаток кислорода заметно снижает умственную деятельность.

  6. Необходим полноценный сон (не более 7 – 8 часов), который приносит отдых организму, способствует восстановлению и накапливанию энергии в клетках мозга. Если после умственного утомления трудно уснуть, делайте дыхательную гимнастику: 10 медленных глубоких вдоха грудью и 10 медленных выдоха животом. Однако у плохо выспавшегося человека снижается память и сообразительность на 50 %.

  7. В особо ответственные дни (контрольная работа, зачет, экзамен) тщательно следите за своим здоровьем и настроением. Исключите причины дополнительного нервного и эмоционального напряжения (ссоры, конфликты, плохие мысли).

6. Памятка В.А. Сухомлинского

Как экономно использовать время для получения знаний

  1. Умей заставить себя читать ежедневно. Не откладывай этой работы назавтра.

  2. Умей создавать резерв времени в процессе работы.

  3. Начинай рабочий день рано утром, часов в шесть. Полтора часа умственного труда перед занятиями – это золотое время.

  4. Умей создавать систему своего умственного труда. Понимай соотношение главного и второстепенного. Надо распределять время так, чтобы главное не отодвигалось на задний план. Главным нужно заниматься ежедневно.

  5. Умей создавать себе внутренние стимулы. Часто единственным движущим стимулом является лишь «надо», умей сосредоточиться настолько, чтобы «надо»: умей сосредоточиться настолько, чтобы надо постепенно превращалось в хочу. Самое интересное всегда оставляй на конец работы.

  6. Умей ограничивать круг чтения, исключать из него то, что может нарушить режим труда.

  7. Умей самому себе сказать: нет. Тебя окружает множество занятий, соблазнов. Надо и развлечься, и отдохнуть, но нельзя забывать главного.

  8. Не трать время на пустяки и болтовню. Умей разговор с товарищами, сделать источником своего духовного обогащения.

  9. Создай четкую систему записей, облегчай свой умственный труд.

  10. Для каждой работы ищи наиболее рациональные приемы умственного труда. Избегай трафарета и шаблона. Не жалей времени на то, чтобы глубоко осмыслить сущность фактов, явлений, закономерностей, с которыми имеешь дело.

  11. Умственный труд требует чередования математического и художественного мышления. Чередуй чтение научной литературы с чтением беллитристики.

  12. Умей избавляться от дурных привычек: перед началом работы сидеть без дела 15 -20 мин без какой-либо причины.

7. Памятка

для учащихся о социально-психологических заданиях, которые должны выполняться на каждом этапе обучения предмету, например биологии


1 .Чувственно-эстетические

Будь доброжелателен по отношению к учителю и одноклассникам, настраивайся на взаимоотношение и успех; проявляя благородные чувства и положительные эмоции радуйся неизвестному, которое вместе с товарищами в общем поиске можно сделать известным; обратите внимание на красоту окружающего, почувствуй методичность собственных чувств, благородность умственного труда, отыщи в своем опыте прекрасные переживания, мысли, поступки, будь непосредственным, открытым, честным и самодисциплинированным.

2. Установочно-мотивационный

Встречай учителя улыбкой, будь уверен в своих силах и способностях, сравнивай. Сопоставляй неизвестное с известным, обрати внимание на значимость проблем. Смело высказывай предположения и гипотезы, формируй проблему, с удовольствием ошибайся и исправляй себя в понимании ситуации; запоминай, опираясь на собственный опыт. Выясни конечную цель, зафиксируй информацию в памяти, открывай для себя новые проблемы из жизни Вселенной.

3. Содержательно-поисковый

Будь внимателен, имей хорошее настроение, умей владеть собой, активно познавай и анализируй новое; ищи способы решения проблем, ищи причинно-следственные связи; объясняй причины, сравнивай, сопоставляй. Ищи ответы на вопросы: почему? Как? Зачем? Разложи на составляющие, классифицируй, записывай главное в справочник, учись чувствовать радость открытия, самостоятельно сформулируй вывод.

4. Контрольно-смысловой

Расскажи своими словами, опиши смысловое содержание: объясни суть применения, продемонстрируй знание, чтоб решить поставленные задания, определи на основе выполненного степень овладения учебным материалом, оцени правильность понимания приобретенных знаний, старайся не ошибаться, обратись за помощью к учителю, консультанту. Будь настойчивым, верь в свои силы; проконтролируй себя и товарища, помоги ему понять материал; не бойся новых ситуаций, смело анализируй и изучай их, успехов тебе!

5. Адаптивно-преобразующий

Создай алгоритм или версию решения проблемы; выскажи критические замечания, думай самостоятельно, твори и действуй настойчиво, проведи аналогию; оцени себя объективно, поделись своими планами, выслушай мнение товарищей; уважай мысли и поступки других учеников, учителей; проанализируй свою способность нормировать знания через собственный опыт. Экспериментируй и исправляй неудачные поступки; овладевай важными социальными умениями (благодарность, извиняться, обращаться).

6. Системно-обобщающие

Организуй свои знания в систему, сосредоточься над мировоззренческими проблемами; попробуй самостоятельно обобщить изученное, классифицируй, систематизируй, опираясь на собственный опыт. Покажи уровень овладения новыми знаниями на межпредметном уровне, построй самостоятельно опорную схему или таблицу, отыщи место приобретенных знаний в системе собственных представлений о мире, определи место знаний в содержании курса; расширь свое мировосприятие и мировоззрение.

7. Контрольно-рефлексивный

Докажи одноклассникам и учителю, что твои знания, нормы, ценности основательны, динамичны, понятны. Определи, несколько расширяясь свои лучшие способности, социальную компетентность, вместе с учителем радуйся достижениям, успехам, открытиям. Подумай как приобретенные знания, нормы помогут тебе в твоей жизни, соверши самоанализ приобретенного, определи нормально-эстетические проблемы, которые имеют личное значение; цени настойчивый творческий труд.

8. Духовно-эстетические

Сделай музыку, переживай представленное и изображай в рисунках то, чем наполнен твой внутренний мир, дай полную свободу фантазии, черпай из своего опыта самое ценное и осмысливай его; все, что ты сумеешь создавать талантливо, потому верь в себя, старайся реализовать свои наилучшие помыслы, спрятанные способности, благородные устремления.

8. Правила запоминания


  1. Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.

  2. Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.

  3. Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.

  4. Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо.

  5. Произнеси несколько раз новые слова, даты.

  6. Проговори вслух формулировки выводов, законов.

  7. Воспроизведи весь материал по плану.


9. Учись правильно выражать свои мысли


  1. Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.

  2. Читая, не только вникай в смысл написанного, но и постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.

  3. Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова, употребляемые в переносном смысле.

  4. Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы ее построения.

  5. Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова-паразиты, не допускай ненужных повторов - это обедняет речь.

  6. Следи за построением предложений, избегай особенно сложных конструкций.

  7. Ежедневно читай вслух по 15-20 мин, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи.


10. Учись вести запись с голоса


  1. Не начинай записывать материал с первых слов учителя. Сначала выслушивай высказываемую им мысль до конца и пойми ее.

  2. Приступай к записи в тот момент, когда учитель заканчивает изложение одной мысли, начинает ее комментировать.

  3. Не старайся записывать материал дословно, отбрасывайте второстепенные слова, без которых терялся бы главный смысл.

  4. Сокращай слова, некоторые из них обозначай значками. После сокращений оставляй место, чтобы закончить запись дома.

  5. Старайся писать быстро, не менее 120 букв в минуту.

  6. Если в лекции встречаются непонятные места, оставь место в тетради, после урока уточни их у учителя и запиши.

  7. Используй общие правила написания конспекта, соблюдай отступы, выделяй слова.

  8. В ближайшие дни обрабатывай текст конспекта, исправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!