СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический бюллетень «Технология веб- квест как способ активизации интеллектуальной и познавательной деятельности учащихся»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.

Веб-квест в педагогике – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернет.

Просмотр содержимого документа
«Методический бюллетень «Технология веб- квест как способ активизации интеллектуальной и познавательной деятельности учащихся»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

"Крымская гимназия - интернат для одаренных детей"


Методический бюллетень

«Технология веб- квест

как способ активизации интеллектуальной и познавательной деятельности учащихся»









Выполнила:

Паринова Е.Е.

учитель истории

и обществознания



ТАНКОВОЕ

2018


В программных документах Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа», сказано: «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Каждый учащийся должен приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. В связи с этим проблема формирования культуры самообразования, способности к самостоятельной образовательной деятельности и развитие интеллектуальных способностей школьников становится особо актуальной.

Анализ проблемы организации самостоятельной деятельности школьников предполагает определение ряда педагогических условий, которые позволят выстроить процесс формирования культуры самообразования более эффективно.

Организация обучения школьников в информационно-образовательной среде, процесс поиска информации, обработки ее и представления в различных презентационных формах значительно упрощается при использовании учащимися современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в частности, образовательных интернет-ресурсов. Увеличение объема информации, подлежащей усвоению в период обучения, активизировало вопрос самостоятельного получения знаний, осуществления и обеспечения информационной поддержки процесса организации самостоятельной работы школьников.

Современная учебная программа требует от учащихся умения работать с информацией, поток которой непрерывно растёт. Это удается далеко не всем. Часто мы можем видеть, что учащиеся испытывают значительные трудности, не уверены в своих силах, не удовлетворены результатами своего труда. В конце концов, это приводит к потере интереса при изучении предметов.

Поэтому проблема сохранения и развития учебной мотивации школьников всегда была и будет актуальной. И нам, учителям, предстоит поддерживать интерес учащихся, создавать такие условия, когда каждый ученик включён в творческую деятельность.

В современных условиях обучение в школах, как правило, осуществляется средствами обязательных учебных курсов и спецкурсов с использованием компьютера как инструмента учебной и творческой деятельности. И большинство учащихся уже свободно пользуются современными информационными технологиями, что, конечно же, упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных формах.

К сожалению, учащиеся часто используют информационные интернет-ресурсы лишь в «корыстных целях», например, бездумно копируя готовые рефераты. Такая деятельность, естественно, не становится реальной базой для развития компетентности личности. Пассивное восприятие любой информации может привести, к потребительскому отношению к информации, плагиату текстов, работ, идей, в конечном итоге - к стереотипному мышлению и искажённому мировоззрению. Интернет чаще всего воспринимается как инструмент для поиска информации.

Основными формами самостоятельной работы является изучение основной и дополнительной литературы, подготовка рефератов, подбор материала и выполнение творческих работ, например, мультимедийных презентаций.

Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Учащийся теряет интерес к изучению истории и обществознания.

   Передо мной встал вопрос: почему даже школьники, старательно изучающие исторические факты и социальные явления не всегда умеют ими оперировать, устанавливать причинно–следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.

В таких условиях на первый план выходят проблемы повышения результативности самостоятельной работы школьников, разработки дидактически обоснованных подходов, эффективных методов ее организации и управления.

Анализ опыта организации самостоятельной работы свидетельствует, что одним из путей решения указанной проблемы является использование ресурсов Интернет, в частности, внедрение технологии веб-квест.


Для себя определила следующие предпосылки формирования опыта

  • Необходимость применения новых форм урока для повышения мотивации учащихся;

  • Стремительное развитие компьютерной техники и инструментов обучения;

  • Недостаток времени на изучение предмета в рамках базового уровня;

  • Слабое владение навыками при применении неигровых программных продуктов;

  • Слабая мотивация к изучению дополнительной учебной литературы и методические рекомендации по овладению навыками работы с вышеуказанными продуктами;


Приступая к работе с технологией веб-квест, я определила для себя следующую цель: разработка и создание методических материалов для использования технологии веб-квестов на уроках истории и обществознания.


Для достижения этой цели выделяю следующие

этапы инновационной деятельности по использованию квест- технологии:

  • теоретический - сбор и анализ опыта использования данной технологии на уроках истории и обществознания другими педагогами

  • апробация данного опыта через свои уроки

  • обобщение накопленного опыта.


Объектом данной работы является технология веб-квестов, ее структура и основные приемы.


Предметом исследования – использование данной технологии на уроках истории и обществознания.


Прогнозируемый результат внедрения данного опыта:

  • активизация интеллектуальной деятельности учащихся

  • умение самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию

  • умение самостоятельно принимать решения в выборе темы и её представлении для обсуждения на уроке

  • умение применять элементы научно-практической работы

  • Развитие креативного мышления

  • Раскрытие творческого потенциала обучающихся


Использование технологии веб-квест в современном образовательном процессе.

«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.

Веб-квест в педагогике – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернет.

Веб-квест сочетает в себе идеи проектного метода и игровых технологий в среде WWW средствами веб-технологий.

Веб-квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно данному подходу, учитель становится не урокодателем, а консультантом, организатором и координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых. Учителем создаются условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности обучающихся и поддерживается их инициатива. В свою очередь, ученики становятся равноправными «соучастниками» процесса обучения, разделяя со своим учителем ответственность за процесс и результаты обучения.


Характерными особенностями веб-квеста, отличающими его от других технологий, являются:

  • определенные заранее ресурсы, в которых есть информация, необходимая для решения проблемы;

  • обозначенные веб-квестом действия, их порядок, которые должны быть выполнены учениками для получения необходимого результата;

  • представленный перечень знаний, умений и навыков, которые могут приобрести учащиеся, выполнив данный веб-квест;

  • определенные однозначно критерии оценки выполненных заданий.

Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от исследуемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, мультимедийной презентации, эссе, веб-страницы и т.д.

Веб-квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, так как в процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций:

- использование информационных технологий для решения профессиональных задач;

- самообучение и самоорганизация;

- работа в команде;

- умение находить несколько способов решений проблемной ситуации.


К ключевым характеристикам такого обучения можно отнести:

  • активизацию интеллектуальной деятельности учащихся

    • актуальность учебных задач, их соответствие интересам учащихся;

    • вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность;

    • междисциплинарный характер;

    • тесная связь с реальной жизнью;

    • неограниченность учебных ресурсов.

Использование веб-технологии, является несложным, не требует загрузки дополнительных программ или получения специфических технических знаний и навыков – необходимо только компьютер с доступом в Интернет. Интерактивная методика веб-квестов учит находить необходимую информацию, осуществлять ее анализ, систематизацию и решать поставленные задачи.



Таким образом, можно выделить основные условия успешной работы в проектной технологии веб-квест:

- наличие в учебной аудитории компьютерного оборудования с подключением интернет-услуги

- наличие ПК у учащегося, позволяющего в домашних условиях работать с учебным материалом.

Можно выделить трудности и проблемы, возникающие при работе с данной технологией.

- для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;

- технология web-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной грамотности;

- медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов)

- много веб-квестов, которые можно найти в Интернете, созданы за рубежом, поэтому их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.

Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам:

Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы.

Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.

Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.

Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.

Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.

Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.


Выделяют следующие виды занятий для веб-квестов:  
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Самопознание – любые аспекты исследования личности.

Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.

Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

В ходе организации работы школьников над веб-квестами реализуются следующие цели:

Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами; расширение кругозора, эрудиции.

Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.


Данная технология способствует  формированию исследовательских навыков учащихся: умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Во время работы с образовательными веб-квестами, учащиеся получают навыки работы с информа­цией в Интернете, учатся культуре общения в сети. Немаловажным этапом про­ведения занятий с помощью технологии веб-квестов – является рефлексия. Пони­мание своего отношения к происходящему – это то, что обычно остается в стороне в традиционных технологиях преподавания в школе. Обсуждение проделанной работы над веб-квестами возможно провести в виде конференции, что делает социально-значимым результат.

 Веб-квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, так как в процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций:

  1. использование информационных технологий для решения профессиональных задач;

  2. самообучение и самоорганизация;

  3. работа в команде;

  4. умение находить несколько способов решений проблемной ситуации.


Этапы работы над квестом:

Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме;

2) разработка структуры сайта;

3) создание материалов для сайта;

4) доработка материалов для сайта.


Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.


Критерии оценки работ учащихся

Bernie Dodge (http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:

• исследовательской и творческой работы,

• качества аргументации, оригинальности работы,

• навыков работы в микрогруппе,

• устного выступления,

• мультимедийной презентации,

письменного текста и т.п.










 

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания

Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.

Выполнение задания

Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников.

Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.

Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.

Результат работы

Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.

Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы.

Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы.

Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов.

Ученик просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.

Как показывает опыт, самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания.

В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов. Применение веб-квестов как образовательной технологии различно: это может быть фрагмент урока, урок-исследование, домашнее задание и т.д. Веб-квесты часто создаются учащимися под руководством учителя, а это зна­чит: совместная деятельность, взаимообогащение опытом работы с ресурсами Ин­тернета, а также еще одна грань соприкосновения интересов учителя и ученика.


Изучив накопленный другими учителями опыт по применению проектной технологии веб – квест и познакомившись с уже готовыми квест-уроками, я решила апробировать данную технологию при изучении истории и обществознания, тем самым еще больше активизировать интеллектуальную деятельность учащихся.

Итак, школа будущего – это школа «информационного века». Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания. И важную роль в этом процессе играет проектная технология веб-квест, позволяющая формировать у учащихся такие умения, как:

• умение самоопределяться;

• умение самопрезентоваться;

• умение работать в команде;

• умение брать на себя ответственность.

Вовлекая обучающихся в активное взаимодействие на уроке и во внеурочное время, я знаю, что это приведет к повышению качества образования.

Соглашусь со словами Питера Клайна, что «дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность исследовать основы изучаемого материала».





















Список литературы.

  1. Т.Н. Бондаренко. Использование веб-квест технологии в процессе организации самостоятельной деятельности студентов. // Материалы VII международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». – Екатеринбург, 2014.

  2. Быховский Я. С.Что такое образовательный веб-квест? http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php

  3. Как создать веб-квест. http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/5-1-0-6

  4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

  5. Николаева, Н. В. Образовательные веб-квесты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся / Николаева Н. В. // Вопросы Интернет-образования. – 2002. – № 7.

  6. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. http://festival.1september.ru/articles/513088/

  7. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html

  8. http://internet-konfweb202011.blogspot.com/2012/02/14.html

  9. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-51014/

  10. http://festival.1september.ru/articles/513088/

  11. http://zhakulina20090612.blogspot.com/2011/07/blog-post_09.html

  12. http://ithistory.ucoz.ru/index/veb_kvest/0-66









[




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!