МБОУ «Марьевская средняя общеобразовательная школа»
Я иду на урок!
Урок - загадка, учитель - загадчик, а человек,
разбирающий урок, кто бы, он ни был,
должен быть разгадчиком. С. Соловейчик
Посещение и анализ уроков - один из главных аспектов внутришкольного управления
1. Подготовка руководителей к посещению уроков
1. Повторить основные определения и понятия.
2. Повторить типологию уроков и классификацию методов обучения.
3. Изучить технологию личностно-ориентированного обучения.
4. Сформулировать цель посещения (скорректировать).
5. Просмотреть соответствующий раздел учебной программы и материал имеющихся школьных учебников.
6. Ответить себе на вопрос: "Знаю ли я об учителе то главное, что характеризует его как педагога - уровень квалификации, отношение к делу, детям, к своему профессиональному росту?"
7. Если учитель молодой, недостаточно квалифицированный, провести с ним предварительную беседу за несколько дней до посещения урока, дать свою программу наблюдения на уроках. Познакомиться с тематическими и поурочными планами, выяснить, какие основные затруднения испытывает учитель при подготовке к предстоящему уроку, высказать свои соображения.
8. С помощью записей о ранее посещенных уроках у данного учителя восстановить, какие выводы были сделаны, какие даны советы, предложения.
9. Готовясь к посещению занятий, следует заранее определить форму выявления результативности обучения, подобрать соответствующие тексты, задания для контрольной работы, тесты, вопросник для проверочной фронтальной беседы с классом и т.д.
10. Право ознакомиться с планом урока действует исключительно в день посещения. Недолжностному лицу документы (в том числе планы) педагогический работник показывает по своему усмотрению. Информацию об уроке посещающий записывает на бумаге, а на диктофон, аудио или видео — только с согласия педагогического работника.
ФОРМЫ, ЦЕЛИ, ТЕХНОЛОГИИ НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКОВ Формы посещения Цели посещения |
1. Посещение всех уроков в одном классе в течение дня | 1.Классно-обобщающий контроль 2. Сопоставить работу отдельных учителей, работающих в данном классе данном классе. 3. Сравнить степень активности учащихся на уроке у разных учителей 4. Выявить систему знаний учащихся 5. Выяснить, какова учебная нагрузка учащихся за день 6. Собрать данные для анализа к педсовету и т.д. |
2.Посещение уроков одного учителя в разных классах в течение дня | 1.Учет и знание учителем возрастных особенностей учащихся |
3. Посещение уроков учителя в одном классе на протяжении изучения целей темы | 1. Изучить систему работы учителя |
4. Посещение отдельных уроков в одном классе в течение рабочей недели | 1. Классно - обобщающий контроль |
5. Посещение уроков разных учителей в разных классах по одной теме | 1. Систематичность работы учителей в данном классе по индивидуальному развитию уч-ся 2. Собрать материалы для анализа (подготовиться к педсовету): - система работы учителя по формированию учебных умений, навыков - организация самостоятельной работы учащихся - воспитание нравственности в процессе преподавания и т.д. |
6. Посещение уроков в экспериментальных и контрольных классах | 1.Проведение исследовательской работы с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса |
7. Внезапное посещение уроков у отдельных учителей | 1.Разрешение конфликтных ситуаций (ученик-учитель) и др. |
Программы наблюдения на уроке
(Программы вручаются учителю заранее, чтобы обеспечить профессиональное сотрудничество учителя и руководителей ОУ, стимулировать педагога к непрерывному самообразованию).
Цель: изучить практику управления процессом развития мыслительной деятельности учащихся на уроке и выявить условия ее совершенствования.
1. Какие формы организации мыслительной деятельности учащихся использует на уроке учитель? Способствуют ли они достижению цели урока и развитию интеллекта каждого школьника?
2. Учит ли учитель учащихся сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать знания? Какие для этого использует методы? Как отбирает содержание? Каковы результаты этой работы?
3. К каким средствам активизации внимания и мышления учащихся чаще всего обращается учитель? Обеспечивают ли они их развитие?
4. На какой характер деятельности рассчитаны задания для учащихся? Способствуют ли они включению каждого школьника в самостоятельный поиск знаний?
5. Как развивается речь учащихся? Видны ли результаты этой работы? В чем они проявлялись на уроке?
6. Место и роль игровых приемов при включении учащихся в различные виды мыслительной деятельности.
7. Темп обучения на уроке и его влияние на развитие индивидуальных особенностей учащихся.
8. Контроль и коррекция учителем уровня знаний учащихся в процессе организации на уроке их мыслительной деятельности.
Цель: изучить учет психологических особенностей учащихся для развития на уроке познавательной активности школьников.
1. Какие формы и методы использует учитель для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся? Учитывает ли он возрастные и индивидуальные психологические особенности школьников? Как это влияет на результаты УПД?
2. К каким средствам активизации внимания и мышления прибегает учитель? Эффективность их использования в коррекции указанных психических процессов .
3. Каков характер общения учителя с учащимися? Влияет ли он на развитие познавательного интереса и мотивы учения. Особые приемы, к которым прибегает учитель при общении с учащимися разного возраста и уровня интеллектуального развития?
4. Новизна подходов учителя к организации индивидуальной работы с учащимися. За счет каких приемов удается реализовать ее на уроках в разных классах? Как они влияют на развитие познавательной активности учащихся?
5. Как учитель развивает речь учащихся? К каким оригинальным приемам прибегает при этом? Есть ли продвижение в развитии различных видов речи учащихся (письменной, устной, монологической, диалогической и др.).
Цель: выявить пути повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.
1. Что нового появилось в практике работы учителя? Как это отражается на результативности его уроков?
2. Приоритеты в целевой ориентации обучения на уроке. Роль учащихся в целеполагании и целеосуществлении, уровень их активности и в том, и в другом. Как это отражается на качестве знаний учащихся и их развитии?
3. Удается ли учителю и как именно гуманизировать процесс обучения? Какие успехи у него имеются в этом?
4. Новые подходы учителя к отбору содержания, форм и методов обучения в целях гуманитаризации этого процесса и повышения его воспитательной результативности. С помощью каких приемов они реализуются на уроке? Каковы результаты?
Цель: проверить, как учитель организует самостоятельную работу.
1. Определить место самостоятельной работы на уроке, правильность и четкость постановки цели.
2. Изучить, какие виды самостоятельных работ практикует учитель, какова методика их проведения.
3. Обратить внимание, носят ли самостоятельные работы обобщающий характер, способствуют ли формированию у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков.
4. Установить, в какой мере осуществляется дифференциация самостоятельных работ.
5. Определить качество выполнения самостоятельных работ, характер затруднений учащихся, типичные недостатки.
Цель: определить эффективность работы учителя по формированию у учащихся вычислительных навыков.
1. Пронаблюдать, какие меры и приемы использует учитель по формированию вычислительных навыков на разных этапах урока.
2. Проследить, какое место на уроке отведено устным и письменным тренировочным упражнениям.
3. Выяснить, какова степень сложности формируемых вычислительных умений и навыков.
4. Выявить, какие виды дидактических средств использует учитель для вычислительной тренировки учащихся (учебник, раздаточные материалы, тетради с печатной основой и др.).
5. Обратить внимание, обучает ли учитель приемам рационализации счета и способам самоконтроля.
Цель: выявить и оценить пути формирования умений у школьников осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью (УПД).
1. Обучал ли учитель учащихся умению планировать предстоящую учебно-познавательную деятельность:
а) умение последовательно излагать знания (по плану в учебнике, по плану учителя, по собственному плану);
б) умение выделять главное в излагаемом материале;
2. Обучал ли учитель специальным приемам самоконтроля:
а) сличение промежуточного и конечного результатов с целью;
б) обучение специальным приемам самоконтроля (решение задачи несколькими способами, прикидка результата и др.);
в) умение увидеть ошибку в работе товарища в процессе взаимопроверки;
г) самооценка качества выполнения работы.
3. Обучал ли учитель работать учащихся в определенном темпе:
а) обучение рациональным приемам деятельности;
б) самоорганизация в учебной деятельности;
в) концентрация внимания.
4. Оценить, как обучение общеучебным умениям сказалось на результатах деятельности учащихся (их активности, внимательности и т.д.).
Цель: изучить работу учителя по организации процесса обучения.
1. Выявить и оценить средства, которые использовал учитель для организации действий учащихся по принятию дидактической цели урока и задач его этапов.
2. Какие средства активизации использовал учитель при подготовке учащихся к активной деятельности по изучению нового учебного материала. Оценить.
3. Выделял ли учитель базисное содержание, подлежащее обязательному усвоению.
4. Какие средства активизации использовал учитель для включения каждого ученика в овладение базисными знаниями.
5. Адаптировал ли учитель к интересам и возможностям ученика учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации УПД.
6. Оценить соответствие выбора средств активизации триединой дидактической цели и задачам урока.
7. Оценить результаты обучения.
Цель: проанализировать эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.
Программа:
Выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное основное.
Посмотреть, прививает ли учитель у учащихся навыки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперед.
Проверить, обучает ли учитель анализу и синтезу учебного материала.
Посмотреть, обучает ли учитель отвлеченному мышлению и обобщению единичных предметов и явлений в пределах школьной программы.
Цель: определить результативность организации методов и приемов контроля за усвоением знаний учащимися.
Программа:
Определяет ли учитель цель контроля, т.е. ЗУН и другие результаты обучения, которые планировались к достижению при изучении темы, курса, раздела.
Узнать определяет ли учебную деятельность учитель (вопросы, задания, ответы, которые отражают усвоение отдельных понятий по данной теме).
Посмотреть, составляет ли учитель задания на проверку этой деятельности.
Цель: проанализировать эффективность использования межпредметных связей (МПС) для достижения глубины знаний.
Программа:
Проверить, обеспечивает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.
Выявить, систематически ли использует учитель МПС.
Проверить, знает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.
Посмотреть, ставит ли учитель перед учащимися конкретные познавательные цели и задачи межпредметного урока, что обеспечивает направление мысли и активное использование знаний.
Цель: определить, какие приемы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока.
Программа:
Выяснить, четко ли учитель формирует цель и задачи предстоящих занятий, добиваясь их понимания каждым учеником.
Посмотреть, использует ли учитель объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание, устраняя по возможности все посторонние раздражители.
Определить, использует ли учитель разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности.
Узнать, использует ли учитель разнообразные способы повышения интереса учащихся к изучаемой проблеме (новизна, актуальность содержания, эффект занятий).
Посмотреть, применяются ли разнообразные приемы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания (эмоции, разрядка, выразительность речи).
Цель: проверить на сколько целесообразно использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.
Программа:
Выяснить, на каких этапах урока учитель использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.
Определить, способствовал ли дидактический материал углублению знаний их прочности, а также повышению творческой активности учащихся.
Цель: проанализировать эффективность использования на уроке форм и методов обучения.
Программа:
Посмотреть, правильно ли видит учитель место урока в системе других по теме.
Проанализировать, обосновано ли, целесообразны ли те приемы, которые учитель использует на уроке.
Посмотреть, носит ли материал научный характер.
Сочетается ли индивидуальная и фронтальная работа с групповой формой работы.
Цель: выявить и оценить эффективность педагогического поиска учителя по совершенствованию урока.
Программа:
Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя, способствующих успешному решению задач реформы школы.
Выяснить, как учит учащихся учитель отбирать из суммы фактов главное, основное и как это влияет на прочность усвоения их знаний.
Проверить, способствует ли учитель выработке общеучебных и общетрудовых умений и навыков.
Посмотреть, учитывает ли учитель индивидуальные особенности учащихся, а также подготовки и развития в процессе формирования у них ЗУН.
Цель: проверить эффективность использования на уроке ТСО.
Программа:
Выявить, способствует ли ТСО повышению интереса учащихся к изучаемой цели.
Определить, приучает ли ТСО к рациональности и самостоятельности приобретения знания.
Способствует ли ТСО привитию навыков самоконтроля.
Проверить, позволяют ли ТСО существенно активизировать самостоятельную деятельность учащихся.
Цель: проанализировать деятельность учителя по привитию навыков культуры умственного труда.
Программа:
Посмотреть, приучает ли учитель планировать вид работы, ставить цели, выбирать для их осуществления наиболее рациональные пути и средства.
Проверить, умеют ли учащиеся распределять работу по времени.
Выяснить, обучает ли учитель учащихся организовать свое рабочее место.
Узнать, обучает ли учитель учащихся навыкам контроля и самоконтроля.
Цель: определить результативность работы учителя по развитию устной речи учащихся.
Программа:
Познакомиться с работой учителя по усложнению смысловой функциональной речи.
Познакомиться с работой учителя по обучению усвоению словарного состава речи.
Познакомиться с работой учителя по усилению коммуникативных средств речи.
Познакомиться с работой учителя над овладением учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.
Цель: определить эффективность методического приема мыслительной деятельности учащихся, использование при опросе и учете знаний.
Программа:
Выявить, требует ли учитель от учащихся осознанности, последовательности изложения.
Посмотреть, как учитель реагирует на затруднения при ответе.
Выяснить, вовлекаются ли все учащиеся в рецензирование ответа.
Проверить, комментирует ли учитель ответы учащихся.
Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.
Программа:
Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д.
Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе.
Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует на них внимание тех учащихся чтобы предупредить их повторения другими.
Цель: выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся.
Программа:
Определить соответствие использования индивидуальной формы работы характеру изучаемого материала.
Определить эффективность помощи учителя во время индивидуальной работы учащихся.
Определить рациональность использования групповых форм учебной работы: сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру, сделать заключение о применении групповых форм за время выполнения трудных заданий, сделать заключение об использовании фронтальных форм при изучении теоретического материала.
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Цель: проанализировать, направлен ли процесс обучения на уроках на формирование действенных, прочных и системных знаний по предметам естественно научного цикла;
Выявить типичное положительное в формировании системы качеств знаний у опытных учителей
Выявить типичные недостатки
1 тип. Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний, и способов действий
Содержание деятельности учителя | Да нет | Содержание деятельности ученика | Да нет |
1. | Была ли организованна деятельность уч-ся по подготовке к восприятию нового материала?(методы и формы | | Свободно ли актуализировали необходимые знания? Умеют ли их перестраивать? Какие затруднения? | |
2. | Мотивировал ли необходимость изучения учебного материала? | | Осознали ли необходимость овладения знаниями? Реакция: вопросы, реплики и др. | |
3. | Вычленил ли в познавательных объектах существенные признаки, направил ли на них внимание учащихся, предложив им серию последовательных вопросов и заданий? Какие приемы использовал? | | Обратили ли внимание на существенные признаки?Отличают ли основные признаки от второстепенных? Приводят ли примеры? | |
4. | Связал ли в единую систему новые понятия с ранее изученными | | Состоялось ли понимание этих связей? Выразили ли в речи осмысливаемое знание? | |
5. | Выдели ли алгоритм определения сути изучаемого? | | В какой степени усвоил алгоритм? (Результат опроса) | |
6. | Насколько обеспечили предлагаемые вопросы закрепления основных признаков понятия? | | Насколько осмысленно отвечали на вопросы? Могут ли назвать основные признаки нового понятия? | |
7. | Формировал ли у уч-ся первичные умения по применению изученного? | | Научились ли применять знания по образцу? | |
8. | Организовал ли работу с учащимися, проявляющими повышенный интерес к предмету? (какие методы и формы) | | Способствовала ли деятельность этих уч-ся успешному овладению знаниями остальными уч-ся? | |
9. | Предлагал ли вопросы, требующие установления внутрипредметных и межпредметных связей? | | Насколько эффективны вопросы? | |
2 тип. Учебное занятие закрепления новых знаний.
Содержание деятельности учителя | Да нет | Содержание деятельности учащихся | Да нет |
1. | Обеспечили при проверке домашнего задания воспроизведение учащимися основных признаков изученных понятий, связей между ними? | | Самостоятельно ли формулируют определения понятий, устанавливают связи и отношения между ними? | |
2. | Позволила ли система предлагаемых вопросов выявить типичные проблемы в знаниях? | | Насколько активно и осмысленно отвечают на вопрсы? | |
3. | Какие упражнения предлагались? Лежит ли в сонове этих упражнений четко спланированная последовательность действий? | | Насколько успешно овладели алгоритмом? | |
4. | Дополнил ли уже усвоенное учащимися новыми связями? | | Насколько самостоятельно смогли разобраться в новых связях и отношениях? | |
5. | Осуществлялась ли дифференцированная работа с учащимися | | Активно ли работали все группы? | |
6. | Позволила ли самостоятельная работа определить, все ли учащиеся научились применять знания по образцу? | | Все ли уч-ся овладели умениями применять знания по образцу? | |
3 тип. Учебное занятие комплексного применения знаний и способов действий
Содержание деятельности учителя | Да нет | Содержание деятельности учащихся | Да нет |
1. | Обеспечил ли воспроизведение уч-ся основных понятий, правил, законов? | | Все уч-ся воспроизводят основные правила, понятия, законы? | |
2. | Какие задания предлагались для решения? Каково их количество? -на уровне применения по образцу; -на уровне применения в измененных ситуациях; -на уровне применения в новых ситуациях; | | Насколько успешно выполняют задания? Активно ли работают? | |
3. | Выработана ли система упражнений, предусматривающая постепенное нарастание сложности заданий и самостоятельности их выполнения? | | Осмысленно ли выполняют задания? Насколько правильно выполняются задания? | |
4. | Осуществлялся ли дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при выполнении ими самостоятельной работы? Каков характер заданий и степень их вариативности? Каковы формы и методы оказания помощи уч-ся, которые проявляют интерес к изучению предмета? | | Насколько успешно выполнили задания?( Анализ результатов самостоятельной работы). | |
5. | Осуществлялась ли коррекция знаний учащихся (дополнение, уточнение, углубление) | | Стали ли знания более прочными? | |
4тип. Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов действий.
Содержание деятельности учителя | Да нет | Содержание деятельности учащихся | Да нет |
1. | Обеспечил ли выделение учащимися наиболее существенных понятий, законов в изученном учебном материале? | | Насколько самостоятельно выделили понятия, законы? | |
2. | Обеспечил ли установление причинно-следственных и других связей между основными понятиями? | | Достаточно ли полно и осмысленно установили эти связи? | |
3. | Наблюдался ли постепенный переход от частных ко все более широким обобщениям? | | Насколько самостоятельно делаются выводы и обобщения? | |
4. | Давал ли уч-ся задания для анализа, сравнения полученных знаний? | | Насколько успешно отвечали на вопросы? | |
5. | Ставились ли вопросы, требующие классификации познавательных объектов по определенным признакам? | | Насколько успешно отвечали на вопросы? | |
6. | Осуществил ли выделение в изученном материале наиболее существенных особенностей и сведение их в единую систему? Какие приемы использовал? | | Активно ли систематизировали знания? | |
7. | Обеспечили ли методы, используемые на уроке, обощение материала, или произошло только простое воспроизведение полученных прежде знаний? | | Овладели ли обобщенными сведениями? | |
8. | Подводил ли к обобщениям и мировоззренческим выводам? | | Насколько активноформулировали выводы? | |
5 тип. Учебное занятие проверки, оценки и коррекции знаний и способов действий.
Содержание деятельности учителя | Да нет | Содержание деятельности учащихся | Да нет |
1. | Правильно ли отобрал учебный материал, подлежащий проверке? | | Насколько успешно воспроизвели данный материал? | |
2. | Каков характер заданий? Позволяют ли эти задания проверить степень усвоения уч-ся знаний? | | Все ли справились с заданием? | |
3. | Сумел ли выявить знания уч-ся фактического материала, уровень его осмысления и обобщения, умения применять знания в различных ситуациях? | | Произошло ли дальнейшее закрепление знаний? | |
Основные первичные понятия
Анализ (разложение) - расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.
Форма - строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием.
Рефлексия (обращение назад) - 1. Размышление, самонаблюдение, самопознание.
2. Форма теоретической деятельности человека направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
Мониторинг - наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.
Тип - 1.Единица расчленения изучаемой реальности в типологии. 2. Высшее подразделение в систематике чего-нибудь.
Вид - подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела - рода.
Структура (строение, расположение, порядок) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе.
Аспект - точка зрения, с которой рассматривается явление, понятие, перспектива; взгляд на что-нибудь.
Функция - заранее определенная операция над данными.
Общая функция урока - целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.
Цель - 1. То к чему стремятся, что надо осуществить. 2.Заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.
Задача - 1. То, что требует исполнения, разрешения. 2. Поручение, задание
Задача обучения - один из методов обучения и проверки знаний и практических навыков учащихся.
Обучение - передача кому-нибудь какие-нибудь знания, умения и навыки.
Обучение - планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя.
Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство: в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры.
Развитие - процесс перехода от одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, культурной и общественной деятельности.
Воспитание - навыки поведения привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Метод - форма практического и теоретического освоения действительности, исходя из закономерностей изучаемого объекта
Методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем.
Метод обучения - это осознанный, схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности.
Приемы обучения - это одна или несколько конкретных операций, преследующих достижение частных, вспомогательных целей того или иного метода. Связь методов с приемами - одни приемы обслуживают определенные методы, другие пригодны при всех методах, но при всех условиях они выступают в качестве элементов реализуемых методов и методик обучения, вариантно и по выбору, осуществляемому учителем, выступающих в качестве средств и способов достижения конкретных, частных его целей.
Знания - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека.
Умения - способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом.
Навыки - умение, созданное упражнениями, привычкой.
Способ - действие или система действий, применяемых при исполнении какой - нибудь работы, при осуществлении чего - нибудь.
Прием - 1. Отдельное действие, движение. 2. Способ в осуществлении чего-нибудь.
Средство - прием, способ действия для достижения чего-нибудь.
Урок функциональный (традиционная технология) | Урок развивающий ( Л.О.О.) |
1.Целеполагание. Урок преследует цель - вооружить твёрдыми знаниями, умениями и навыками, в ходе которых развитие личности является следствием этого процесса и понимается, чаще всего, как развитие психических процессов : внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят, либо ничего не делают. 2. Деятельность учителя. Показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Она направлена на вооружение ЗУН(ами) уч-ся. Центральная фигура - Учитель. Развитие ребёнка - абстрактное, попутное! 3. Деятельность ученика. Ученик - объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель - дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счёт психических возможностей (памяти, внимания…), а чаще нажима учителя, зубрёжки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются. 4. Учитель - ученик. Субъектно - объектные отношения. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается к каждому учителю, лавирует, отлынивает, иногда даже учит. Ученик - лицо второстепенное. | 1.Целеполагание. Цель- развитие ребёнка. Создание таких условий, чтобы на каждом уроке сформировалась учебная деятельность, превращающая ребёнка в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Любая грань знаний - результат его собственной деятельности. Ребёнок работает весь урок. На уроке постоянный диалог: учитель - ученик! 2.Деятельность учителя. Учитель - организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, под- водит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура - Ученик ! Учитель же, специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика. 3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Это - учащийся ребёнок! Деятельность идёт не от учителя, а от ребёнка. Используется методы проблемно-поисковые и проектного обучения, развивающего характера. 4. Учитель - ученик. Субъектно - субъектные отношения. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей ребёнка, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. |
Август 2014г