Просмотр содержимого документа
«Методическое обеспечение программы по шахматам в рамках школы. учебно-тематический план»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ШАХМАТАМ
В РАМКАХ ШКОЛЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, бесед, анализа сыгранных обучающимися партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с преподавателем, конкурсы по решению задач, игровые занятия, турниры и другое.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся школы в соревнованиях различного ранга. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.
Методический анализ: самостоятельное комментирование или с помощью тренера - основной путь совершенствования. Учить на практических партиях учащегося — это значит решать его реальные проблемные ситуации.
На уровне аналитической работы происходит:
процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика;
понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) для продвижения вперед.
При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.
Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные. Метод упражнения.
Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания
тематических позиций, которые могут быть как:
точные - теоретические;
типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;
фрагменты из партий - различная игровая позиция;
этюды - аналитические, художественные.
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:
оперативной памяти;
оперативного мышления;
функции внимания;
восприятия;
оценочной функции.
Формы и методы реализации программы:
Уроки;
групповые занятия;
индивидуальные занятия;
игровая деятельность;
конкурсы решения;
турнирная практика;
разбор партий;
работа с компьютером.
Средства реализации программы:
учебно-тематические планы;
методические указания и методическое обеспечение программы;
сборники задач; • шахматная литература.
Первый год обучения |
№ п/п | Тема занятия | Основные элементы содержания | Теория (кол-во) | Практика |
1 | Введение. Организационное занятие | Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. | 1 | - |
2 | Шахматы – спорт, наука, искусство | История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры. | 1 | - |
3 | Шахматы – спорт, наука, искусство | 1 | - |
4 | Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы | Линии на шахматной доске. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах, шахматная нотация. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока. Сравнительная ценность фигур. Размен. Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции и план. | 1 | - |
5-6 | Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы | 1 | 1 |
7-8 | Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы | 1 | 1 |
9-10 | Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы | 1 | 1 |
11-12 | Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы | 1 | 1 |
13-14 | Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы | 1 | 1 |
15-16 | Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы | - | 2 |
17-18 | Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы | - | 2 |
19-20 | Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы | - | 2 |
21 | Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы | - | 1 |
22 | Соревнования (турниры) | (по отдельному графику) | - | 1 |
23-24 | Простейшие схемы достижения матовых позиций | Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем, мат ладьей. Детский мат. Тренировочные партии. | 1 | 1 |
25-26 | Простейшие схемы достижения матовых позиций | 1 | 1 |
27-28 | Простейшие схемы достижения матовых позиций | 1 | 1 |
29-30 | Простейшие схемы достижения матовых позиций | 1 | 1 |
31-32 | Простейшие схемы достижения матовых позиций | - | 2 |
33-34 | Простейшие схемы достижения матовых позиций | - | 2 |
35-36 | Простейшие схемы достижения матовых позиций | - | 2 |
37-38 | Простейшие схемы достижения матовых позиций | - | 2 |
39-40 | Простейшие схемы достижения матовых позиций | - | 2 |
41-42 | Соревнования (турниры) | (по отдельному графику) | | 2 |
43-44 | Тактика | Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру. Нападение на фигуру устранением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Размен. Контрудар. Связка фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии. | 1 | 1 |
45-46 | Тактика | 1 | 1 |
47-48 | Тактика | 1 | 1 |
49-50 | Тактика | 1 | 1 |
51-52 | Тактика | 1 | 1 |
53-54 | Тактика | 1 | 1 |
55-56 | Тактика | - | 2 |
57-58 | Тактика | - | 2 |
59-60 | Тактика | - | 2 |
61-62 | Тактика | | - | 2 |
63-64 | Соревнования (турниры) | (по отдельному графику) | - | 2 |
65-66 | Эндшпиль | Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цугцванг. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии. | 1 | 1 |
67-68 | Эндшпиль | 1 | 1 |
69-70 | Эндшпиль | 1 | 1 |
71-72 | Эндшпиль | 1 | 1 |
73-74 | Эндшпиль | 1 | 1 |
75-76 | Эндшпиль | 1 | 1 |
77-78 | Эндшпиль | 1 | 1 |
79-80 | Эндшпиль | 1 | 1 |
81-82 | Эндшпиль | - | 2 |
83-84 | Эндшпиль | - | 2 |
85-86 | Соревнования (турниры) | (по отдельному графику) | - | 2 |
87-88 | Дебют | Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Раннее развитие ферзя. Тренировочные партии. | 1 | 1 |
89-90 | Дебют | 1 | 1 |
91-92 | Дебют | 1 | 1 |
93-94 | Дебют | 1 | 1 |
95-96 | Дебют | 1 | 1 |
97-98 | Дебют | 1 | 1 |
99-100 | Дебют | - | 2 |
101-102 | Дебют | - | 2 |
103-104 | Дебют | - | 2 |
105-106 | Соревнования (турниры) | (по отдельному графику) | - | 2 |
107-108 | Конкурсы по решению задач | Ознакомление с шахматными задачами, их решение, определение победителей. | 1 | 1 |
109-110 | Конкурсы по решению задач | 1 | 1 |
111-112 | Конкурсы по решению задач | 1 | 1 |
113-114 | Конкурсы по решению задач | 1 | 1 |
115-116 | Конкурсы по решению задач | 1 | 1 |
117-118 | Конкурсы по решению задач | Ознакомление с шахматными задачами, их решение, определение победителей. | 1 | 1 |
119-120 | Конкурсы по решению задач | - | 2 |
121-122 | Конкурсы по решению задач | - | 2 |
123-124 | Конкурсы по решению задач | - | 2 |
125-126 | Сеансы одновременной игры | Проведение преподавателем сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий. | - | 2 |
127-128 | Сеансы одновременной игры | - | 2 |
129-130 | Сеансы одновременной игры | - | 2 |
131-132 | Сеансы одновременной игры | - | 2 |
133-134 | Сеансы одновременной игры | - | 2 |
135-136 | Сеансы одновременной игры | - | 2 |
137-138 | Сеансы одновременной игры | - | 2 |
139-140 | Сеансы одновременной игры | - | 2 |
141-142 | Сеансы одновременной игры | - | 2 |
143 | Соревнования (турниры) | (по отдельному графику) | - | 1 |
144 | Итоговое занятие | Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач. | 1 | - |
Второй год обучения |
№ п/п | Тема занятия | Основные элементы содержания | Теория (кол-во) | Практика |
1 | Введение. Организационное занятие | Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. | 1 | - |
2 | Шахматы – спорт, наука, искусство | История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры. | 1 | - |
3-4 | Шахматы – спорт, наука, искусство | 2 | - |
5 | Шахматы – спорт, наука, искусство | 1 | - |
6 | Шахматная литература | Методика работы с шахматной литературой. Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования. Шахматная нотация, запись партии. | 1 | - |
7 | Шахматная литература | 1 | - |
8 | Соревнования (турниры) | (по отдельному графику) | - | 1 |
9-10 | Тактика игры | Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта. Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов мира. | 1 | 1 |
11-12 | Тактика игры | 1 | 1 |
13-14 | Тактика игры | 1 | 1 |
15-16 | Тактика игры | 1 | 1 |
17-18 | Тактика игры | 1 | 1 |
19-20 | Тактика игры | 1 | 1 |
21-22 | Тактика игры | 1 | 1 |
23-24 | Тактика игры | 1 | 1 |
25-26 | Тактика игры | 1 | 1 |
27-28 | Тактика игры | 1 | 1 |
29-30 | Соревнования (турниры) | (по отдельному графику) | - | 2 |
31-32 | Стратегия игры | Что такое стратегия и стратегический план. О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. | 1 | 1 |
33-34 | Стратегия игры | 1 | 1 |
35-36 | Стратегия игры | 1 | 1 |
37-38 | Стратегия игры | 1 | 1 |
39-40 | Стратегия игры | 1 | 1 |
41-42 | Стратегия игры | 1 | 1 |
43-44 | Стратегия игры | 1 | 1 |
45-46 | Соревнования (турниры) | (по отдельному графику) | - | 2 |
47-48 | Стратегия игры | Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за поля. Как активизировать собственные фигуры. | 1 | 1 |
49-50 | Стратегия игры | 1 | 1 |
51-52 | Стратегия игры | 1 | 1 |
53-54 | Стратегия игры | 1 | 1 |
55-56 | Стратегия игры | 1 | 1 |
57-58 | Стратегия игры | | 1 | 1 |
59-60 | Стратегия игры | 1 | 1 |
61-62 | Соревнования (турниры) | (по отдельному графику) | - | 2 |
63-64 | Эндшпиль | Лишняя пешка – никогда не лишняя. Активный король. Атака в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур. | 1 | 1 |
65-66 | Эндшпиль | 1 | 1 |
67-68 | Эндшпиль | 1 | 1 |
69-70 | Эндшпиль | 1 | 1 |
71-72 | Соревнования (турниры) | (по отдельному графику) | - | 2 |
73-74 | Эндшпиль | Позиционная ничья. Практические занятия. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. | 1 | 1 |
75-76 | Эндшпиль | 1 | 1 |
77-78 | Эндшпиль | 1 | 1 |
79-80 | Эндшпиль | 1 | 1 |
81-82 | Соревнования (турниры) | (по отдельному графику) | - | 2 |
83-84 | Дебют | План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание дебютов. | 1 | 1 |
85-86 | Дебют | 1 | 1 |
87-88 | Дебют | 1 | 1 |
89-90 | Дебют | - | 2 |
91-92 | Соревнования (турниры) | (по отдельному графику) | - | 2 |
93-94 | Дебют | План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание дебютов. | 1 | 1 |
95-96 | Дебют | 1 | 1 |
97-98 | Дебют | 1 | 1 |
99-100 | Дебют | - | 2 |
101-102 | Соревнования (турниры) | (по отдельному графику) | - | 2 |
103-104 | Шахматные компьютеры | Человек и компьютер. Методы игры человека и алгоритм игры компьютера. Сила и слабость игровых программ. Практические занятия. Тренировочные игры с компьютером с последующим разбором партий. | 1 | 1 |
105-106 | Шахматные компьютеры | 1 | 1 |
107-108 | Конкурсы по решению задач | Определение победителей конкурсов. | - | 2 |
109-110 | Конкурсы по решению задач | Определение победителей конкурсов. | - | 2 |
111-112 | Конкурсы по решению задач | Определение победителей конкурсов. | - | 2 |
113-114 | Конкурсы по решению задач | Определение победителей конкурсов. | - | 2 |
115-116 | Конкурсы по решению задач | Определение победителей конкурсов. | - | 2 |
117-118 | Конкурсы по решению задач | Определение победителей конкурсов. | - | 2 |
119-120 | Соревнования (турниры) | (по отдельному графику) | - | 2 |
121-122 | Сеансы одновременной игры | Проведение преподавателем сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий. | - | 2 |
123-124 | Сеансы одновременной игры | - | 2 |
125-126 | Сеансы одновременной игры | - | 2 |
127-128 | Сеансы одновременной игры | - | 2 |
129-130 | Сеансы одновременной игры | - | 2 |
131-132 | Соревнования (турниры) | (по отдельному графику) | - | 2 |
133-134 | Индивидуальные занятия | Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных. Работа с карточками и компьютером, разбор и анализ партий. | - | 2 |
135-136 | Индивидуальные занятия | - | 2 |
137-138 | Индивидуальные занятия | - | 2 |
139-140 | Индивидуальные занятия | - | 2 |
141-142 | Индивидуальные занятия | - | 2 |
143 | Соревнования (турниры) | (по отдельному графику) | - | 1 |
144 | Итоговое занятие | Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач. | 1 | - |
2