СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие "Комплект дидактических игр"

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие»



Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края

специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Костромской









Методическое пособие: "Комплект дидактических игр, направленных на формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с ОВЗ"





Автор-составитель: Л.И. Затынайченко,

учитель-логопед

ГКОУ КК школы-интерната

ст-цы Костромской

Пояснительная записка

В разработке представлен  комплект дидактических игр для коррекционно -  развивающей работы по формированию лексико-грамматической стороны речи  у младших школьников  с нарушением интеллекта. 

Логопедическая работа в школе для детей с ОВЗ  является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная  недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Одной из выраженных особенностей речи детей с ОВЗ является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность. Одним из эффективных средств,  для  пробуждения живого интереса, является игра. Несмотря на то,  что игровая деятельность детей с проблемами в развитии очень своеобразна, логопеды  широко используют различные игровые технологии для коррекции познавательной деятельности данной категории детей.



Цель и задачи разработки

Цель:

Разработка и применение на практике комплекта дидактических игр на логопедических занятиях, направленных на формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с нарушением интеллекта.

Задачи:

1.   Изучить требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью и методические рекомендации.

2.  Изучить уровень сформированности лексико-грамматических категорий у учащихся с нарушением интеллекта.

3.   Определить структуру  и  содержание комплекта дидактических игр.

4. Систематизировать различные дидактические игры, исходя из коррекционной направленности, для использования  их на логопедических занятиях.

5. Провести  комплекс логопедических занятий с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность.

1) Лексическая тема: "Цветы"



















1. Прочитайте названия цветков.

2. Сделайте слоговой анализ слов.

3. Составьте рассказ описательного характера.

4. Придумайте сказку про любимый цветок.







2) Лексическая тема: "Домашние животные"





















1.Назовите животных. Найдите «четвёртое лишнее».

2.Подберите слова-синонимы:

У лошади длинный хвост, а у свиньи … .

У кошки мягкая шерсть …, а у коня … .

У свиньи толстые ноги, а у жеребенка … .

3.Придумайте рассказ на тему «Домашние животные».

3) Лексическая тема: "Погода"















1. Назовите картинки.

2. Расскажите о разных погодных условиях.

3. Придумайте загадки про них.

4. Составьте рассказ про любимую погоду.

4) Лексическая тема: "Посуда"




1. Нарисуйте в пустом квадрате подходящий предмет.

2. Назовите их одним словом.

3. Сделайте звуко-буквенный анализ данных слов.

4. Составьте 3-4 предложения с любыми словами.



5) Лексическая тема: "Насекомые"























1.Назовите предметы одним словом.

2.Найдите «четвёртое лишнее».

3.Придумайте рассказ на тему «Моё любимое насекомое».

6) Дидактическая игра "Из чего сделано"

Ц ель: образование относительных прилагательных.





Варенье из клубники - это какое варенье?

Сок из апельсина - это какой сок?

Компот из яблок – это какой компот?

Стол из дерева - это какой стол?

Дом из кирпича - это какой дом?



7) Дидактическая игра «Чей, чья, чьё? »

Цель: образование притяжательных прилагательных











Хвост лисы-это чей хвост?

Уши зайца-это чьи уши?

Лапы медведя-это чьи лапы?

Платье мамы-это чьё платья?

Платок бабушки-это чей платок?



8) Игра «Скажи наоборот»

Цельразвивать умение образовывать слова с суффиксами величины.

Ход игры:  Дети стоят по кругу. Логопед бросает ребёнку мяч и называет слово. В ответ надо назвать слово с противоположным значением. Например: домик - домище, ножка - ножища, ветерок  - ветрище и т.п. На более поздних этапах эта игра проводится в виде соревнований. Учащиеся стоят в шеренгу. При правильном ответе делают шаг вперед. Кто первый доберется до финиша, тот и победил.



9) Игра «Детективы»

Цель игры: развитие навыков словоизменения (падежные окончание существительных)

Ход игры: Детям раздаются конверты, в которых лежат  картинки с изображением животных и птиц, у которых недостаёт отдельных частей тела. Логопед просит детей как настоящих детективов рассмотреть картинки и сказать, что же на них не так. (Что забыл нарисовать художник.)

Дети отвечают полным ответом.

У свиньи нет ... (пятачка).

У коровы нет  ... (хвоста).

У лошади нет ... (гривы).

У лисы нет ... (лапы).

У козла нет ... (бороды).

У оленя нет ... (копыта).

Когда игра проводится первый раз, или у учащихся наблюдается более глубокое нарушение интеллекта, то дополнительно в каждый конверт нужно положить несколько картинок, с изображением того, что может не хватать. Например, к картинке лошади без хвоста, можно положить такие детали как, рога, хвост и пятачок.






10) Игра «Кто что сделал»

Цель: развитие навыка словоизменения. Изменение глагола по временам (настоящее-прошедшее).

Ход игры: Логопед демонстрирует детям сюжетные картинки с изображением одинаковых действий, одно из которых уже выполнено, а другое выполняется. Ребёнок должен назвать действие и объединить картинки парами.

Примерный  речевой  материал: ест — съел (а)

поливает — полил

читает — прочитал

пишет — написала

моет — вымыла

чистит — почистила

Для  повышения интереса к игре, на обратной стороне карточек размещается разрезанная картинка, т.е. если ребенок подобрал пару правильно, то у него получается цельное изображение, или одинаковые картинки.



11) Игра «Один – много»

Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.

Ход игры: предложите назвать существительные, употребляя слово «много».

Лексический материал: казак, урожай, колосок, река, порт, парк, вокзал, дом, магазин, житель, горожанин





12) Игра «Отгадай»

Цель: согласовывать имена прилагательные с существительными.

Ход игры: предложите послушать словосочетания:

Лексический материал:

Красивый город, красивое море, красивая набережная, красивые парки

Попросите угадать, о чем вы сейчас говорите:

Красивый, красивое, красивая, красивые….

Чистое небо, чистый парк, чистая улица

Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите:

Чистый, чистое, чистые…

Предложите придумать свои слова к данным признакам (Про что еще в нашем городе, крае можно сказать красивый, чистая? и т. д.).
















Список использованных источников информации:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря  2014 г. № 1599).  

  2. Аксенова А.К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания: пособие для учителя. / А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова – М.: «Просвещение», 2004. – 144 с.

  3. Альбом для логопеда/О.Б. Иншакова – 2-е изд., испр. и доп. – М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 279с.:ил. – (коррекционная педагогика).

  4. Волина В.В. Учимся играя. / В.В. Волина – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.

  5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.

  6. Ефименкова  Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Пособие для логопеда,   - М:  Гуманитарный издательский центр «Владос» 2001 г.

  7. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.: Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М.: Владос, 2003 - 32 с.

  8. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2020/06/08/

  9. https://kopilkaurokov.ru/logopediya/uroki/kartotieka_ighry_dlia_razvitiia_




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!