Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края
специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Костромской
Методическое пособие: "Комплект дидактических игр, направленных на формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с ОВЗ"
Автор-составитель: Л.И. Затынайченко,
учитель-логопед
ГКОУ КК школы-интерната
ст-цы Костромской
Пояснительная записка
В разработке представлен комплект дидактических игр для коррекционно - развивающей работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с нарушением интеллекта.
Логопедическая работа в школе для детей с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Одной из выраженных особенностей речи детей с ОВЗ является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.
Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.
Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность. Одним из эффективных средств, для пробуждения живого интереса, является игра. Несмотря на то, что игровая деятельность детей с проблемами в развитии очень своеобразна, логопеды широко используют различные игровые технологии для коррекции познавательной деятельности данной категории детей.
Цель и задачи разработки
Цель:
Разработка и применение на практике комплекта дидактических игр на логопедических занятиях, направленных на формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с нарушением интеллекта.
Задачи:
1. Изучить требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью и методические рекомендации.
2. Изучить уровень сформированности лексико-грамматических категорий у учащихся с нарушением интеллекта.
3. Определить структуру и содержание комплекта дидактических игр.
4. Систематизировать различные дидактические игры, исходя из коррекционной направленности, для использования их на логопедических занятиях.
5. Провести комплекс логопедических занятий с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность.
1) Лексическая тема: "Цветы"
1. Прочитайте названия цветков.
2. Сделайте слоговой анализ слов.
3. Составьте рассказ описательного характера.
4. Придумайте сказку про любимый цветок.
2) Лексическая тема: "Домашние животные"
1.Назовите животных. Найдите «четвёртое лишнее».
2.Подберите слова-синонимы:
У лошади длинный хвост, а у свиньи … .
У кошки мягкая шерсть …, а у коня … .
У свиньи толстые ноги, а у жеребенка … .
3.Придумайте рассказ на тему «Домашние животные».
3) Лексическая тема: "Погода"
1. Назовите картинки.
2. Расскажите о разных погодных условиях.
3. Придумайте загадки про них.
4. Составьте рассказ про любимую погоду.
4) Лексическая тема: "Посуда"
1. Нарисуйте в пустом квадрате подходящий предмет.
2. Назовите их одним словом.
3. Сделайте звуко-буквенный анализ данных слов.
4. Составьте 3-4 предложения с любыми словами.
5) Лексическая тема: "Насекомые"
1.Назовите предметы одним словом.
2.Найдите «четвёртое лишнее».
3.Придумайте рассказ на тему «Моё любимое насекомое».
6) Дидактическая игра "Из чего сделано"
Ц ель: образование относительных прилагательных.
Варенье из клубники - это какое варенье?
Сок из апельсина - это какой сок?
Компот из яблок – это какой компот?
Стол из дерева - это какой стол?
Дом из кирпича - это какой дом?
7) Дидактическая игра «Чей, чья, чьё? »
Цель: образование притяжательных прилагательных
Хвост лисы-это чей хвост?
Уши зайца-это чьи уши?
Лапы медведя-это чьи лапы?
Платье мамы-это чьё платья?
Платок бабушки-это чей платок?
8) Игра «Скажи наоборот»
Цель: развивать умение образовывать слова с суффиксами величины.
Ход игры: Дети стоят по кругу. Логопед бросает ребёнку мяч и называет слово. В ответ надо назвать слово с противоположным значением. Например: домик - домище, ножка - ножища, ветерок - ветрище и т.п. На более поздних этапах эта игра проводится в виде соревнований. Учащиеся стоят в шеренгу. При правильном ответе делают шаг вперед. Кто первый доберется до финиша, тот и победил.
9) Игра «Детективы»
Цель игры: развитие навыков словоизменения (падежные окончание существительных)
Ход игры: Детям раздаются конверты, в которых лежат картинки с изображением животных и птиц, у которых недостаёт отдельных частей тела. Логопед просит детей как настоящих детективов рассмотреть картинки и сказать, что же на них не так. (Что забыл нарисовать художник.)
Дети отвечают полным ответом.
У свиньи нет ... (пятачка).
У коровы нет ... (хвоста).
У лошади нет ... (гривы).
У лисы нет ... (лапы).
У козла нет ... (бороды).
У оленя нет ... (копыта).
Когда игра проводится первый раз, или у учащихся наблюдается более глубокое нарушение интеллекта, то дополнительно в каждый конверт нужно положить несколько картинок, с изображением того, что может не хватать. Например, к картинке лошади без хвоста, можно положить такие детали как, рога, хвост и пятачок.
10) Игра «Кто что сделал»
Цель: развитие навыка словоизменения. Изменение глагола по временам (настоящее-прошедшее).
Ход игры: Логопед демонстрирует детям сюжетные картинки с изображением одинаковых действий, одно из которых уже выполнено, а другое выполняется. Ребёнок должен назвать действие и объединить картинки парами.
Примерный речевой материал: ест — съел (а)
поливает — полил
читает — прочитал
пишет — написала
моет — вымыла
чистит — почистила
Для повышения интереса к игре, на обратной стороне карточек размещается разрезанная картинка, т.е. если ребенок подобрал пару правильно, то у него получается цельное изображение, или одинаковые картинки.
11) Игра «Один – много»
Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.
Ход игры: предложите назвать существительные, употребляя слово «много».
Лексический материал: казак, урожай, колосок, река, порт, парк, вокзал, дом, магазин, житель, горожанин
12) Игра «Отгадай»
Цель: согласовывать имена прилагательные с существительными.
Ход игры: предложите послушать словосочетания:
Лексический материал:
Красивый город, красивое море, красивая набережная, красивые парки
Попросите угадать, о чем вы сейчас говорите:
Красивый, красивое, красивая, красивые….
Чистое небо, чистый парк, чистая улица
Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите:
Чистый, чистое, чистые…
Предложите придумать свои слова к данным признакам (Про что еще в нашем городе, крае можно сказать красивый, чистая? и т. д.).
Список использованных источников информации:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).
Аксенова А.К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания: пособие для учителя. / А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова – М.: «Просвещение», 2004. – 144 с.
Альбом для логопеда/О.Б. Иншакова – 2-е изд., испр. и доп. – М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 279с.:ил. – (коррекционная педагогика).
Волина В.В. Учимся играя. / В.В. Волина – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Пособие для логопеда, - М: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2001 г.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.: Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М.: Владос, 2003 - 32 с.
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2020/06/08/
https://kopilkaurokov.ru/logopediya/uroki/kartotieka_ighry_dlia_razvitiia_