СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие "Занимательная экология"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие расширяет представления детей об окружающем мире, развивает фантазию, мышление, познавательный интерес.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Занимательная экология"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Дополнительного ОБРАЗОВАНИЯ «Эколого-биологический центр» г.Лабинска муниципального образования

Лабинский район







«Занимательная экология»



МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ





















Разработчик: Баранова Т.М.,

педагог дополнительного образования



Лабинск, 2020 г.

Содержание

Аннотация на методическое пособие …………………………... 3

Раздел «Викторины» …………………………………………….. 4

Раздел «Головоломки» …………………………………………. 15

Раздел «Квесты» ………………………………………………… 17

Раздел «Кроссворды» …………………………………………… 25

Список литературы ……………………………………………… 30

Приложение ……………………………………………………… 31















































АННОТАЦИЯ НА МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Занимательная экология»

Данное методическое пособие «Занимательная экология» предназначено для обучающихся начальных классов.

Цель пособия: формирование бережного отношения к природе.

Основные задачи:

  • расширять и обогащать активный словарь детей по данной теме;

  • развивать логическое мышление;

  • развивать слуховое, зрительное восприятие и внимание;

  • вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе;

  • воспитывать бережное отношение к природе и родному краю.

Данное пособие расширяет представления детей об окружающем мире, развивает фантазию, мышление, познавательный интерес. Использование элементов занимательности на занятиях, вносит разнообразие в учебную деятельность, способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих обучающихся, повышает познавательный интерес к предмету, дает возможность им оценить себя на фоне других. Чтобы составить или разгадать кроссворд, ответить на вопросы викторины, необходимо хорошо знать программный материал по теме. Занимательные задания целесообразны, так как способствуют обобщению и закреплению пройденного материала.

В методическом пособии представлены следующие разделы:

 Викторины;

 Головоломки;

  • Квесты;

 Кроссворды.

Методическое пособие адресовано обучающимся, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, родителям. Материал может быть использован как на уроках и занятиях, так и во внеурочной деятельности по естественнонаучной направленности.













Раздел: Викторины

Викторина — это особенный вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на устные либо письменные вопросы из различных областей познания. Различные виды викторин могут отличаться друг от друга правилами, темой, типами и сложностью базы вопросов, порядком и критериями определения фаворитов конкурса, также видом и суммой вознаграждения за правильные ответы.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Вопросы:

РАСТЕНИЯ

1. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, пихта, лиственница, можжевельник).

2. Какую роль играет ива для берега реки? (Своими корнями ива укрепляет берег).

3. Название какого растения леса связано с названием птицы? зверя? (Вороний глаз, волчье лыко).

4. Какой цветок без листьев цветет? (Мать и мачеха).

5. Какая трава самая высокая в мире? (Банан-до 15 метров).

6. Какое лекарственное растение используется для лечения ссадин и ран? (Подорожник).

ЖИВОТНЫЕ

1. Какие животные летают? (Белки-летяги и летучие мыши).

2. Какой зверь самый быстрый? (Гепард).

3.О ком загадка?

Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадают в ловушку и комар и мушка. (Лягушка).

4. Изображение какой змеи встречалось в головном уборе фараонов в Египте? (Кобры).

5. Кто самый крупный из млекопитающих? (Синий кит 150 т, 30 м).

6. Какой наземный хищник в наших лесах самый крупный? (Бурый медведь, вес 750 кг).

ПОЭЗИЯ

1. Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима. (Пушкин).

2. Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои. (Некрасов).

3. Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга. (Пушкин).

4. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвясь и играя,

Грохочет в небе голубом. (Тютчев).

5. Ласточки пропали,

А вчера зарей все грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой. (Фет).

6. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. (Бунин).

ПТИЦЫ

  1. С прилетом каких птиц считаем мы начало весны? (Грачей).

  2. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты).

3. У какой птицы поют и самцы и самки? (У снегиря).

4. Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж).

5. Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус).

6. Какая птица хвойных лесов самая маленькая? (Королек).

НАСЕКОМЫЕ

1. Где проводит свою молодость комар? (в воде).

2. Какой паук самый ядовитый в мире? (Каракурт).

3. Назовите самого прожорливого хищника на планете? (Стрекоза).

4. Сколько ног у паука? (Восемь).

5. Какое насекомое самое голосистое в мире? (Самец цикады).

6. Чем полезны шмели? (Они лучшие опылители растений).

ПРИМЕТЫ ПОГОДЫ

  1. Если вечером пауки плетут паутину и бегают по ней, значит, на следующий день будет… (хорошая погода).

2. Когда комары кусают особенно сильно? (Перед дождем).

3. Когда цветы особенно сильно пахнут? (Перед дождем).

4. Какая будет зима, если листопад прошел быстро? (Морозная).

5. Если в воздухе летает много паутины, то какая будет погода?

(Сухая и жаркая).

6. Какая будет погода если воробей нахохлился? (Дождь).

ОХРАНА ПРИРОДЫ

1. Для чего нужны деревья в городе? (Улавливают пыль, вырабатывают кислород, уменьшают шум).

2. Как называются участки земли где вся природа находится под строгой охраной? (Заповедники).

3. Чем полезны пауки? (Уничтожают большое количество вредных насекомых).

4. Почему нельзя посыпать тротуары солью? (Происходит засоление почвы, что может вызвать гибель многих растений).

5. Почему зимой необходимо подкармливать птиц? (Много птиц гибнет от бескормицы).

6. Почему нельзя уничтожать ядовитые грибы в лесу? (Грибы для многих животных являются лекарством).

БЛИЦ -ТУРНИР

1. Чем питается еж зимой? (Ничем, зимой он спит).

2. Вьют ли гнезда перелетные птицы на юге? (Нет).

3. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах диких птиц? (Птица бросит гнездо).

4. У какого весеннего цветка лепестки сперва ярко-розовые, затем лиловые, а после синие и фиолетовые? (Медуницы).

5. Кого называют подводным санитаром? (Щуку).

6. У кого ухо на ноге? (У кузнечика).

7. Сколько глаз у пчелы? (Пять).

8. Кто является самым опасным врагом тли? (Божья коровка).

9. Какие насекомые самые опасные? (Комары-переносчики малярии).

10. Древесина какого дерева очень прочная и устойчивая против гниения, а дерево сбрасывает хвою на зиму? (Лиственницы).

11. Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка).

12. Как определить возраст спиленного дерева? (По количеству колец на стволе).

13. Что животным страшнее холод или голод? (Голод).

14. Какую лекарственную траву любят кошки? (Валериану).

15. У каких птиц яйца высиживает самец? (У страуса).

16. Какое комнатное растение называют столетником? (Алоэ).

17. Из какого растения делают манную крупу? (Пшеницы).

18. Как избавиться от использованной бутылки или обертки? (Выбросить в урну).

19. Какое дерево в Башкирии цветет позже всех? (Липа).


ВИКТОРИНА «Экологическое ассорти»


Сегодня мы проведем викторину «Экологическое ассорти». Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Знатоки окружающего мира».


 1 конкурс «Экопроблемы»

Выдаются конверты. Дети составляют из фраз текст экологической проблемы.

1. Катастрофически сокращаются леса во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 1/3 территории.

2. Каждый год во в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

3. Озеро Байкал, которое содержит треть мировых запасов пресной воды, потеряло способность самоочищаться.

4. За последние 60 лет на планете исчезли множество видов животных, сотни видов растений, птиц.

2 конкурс «Заморочки»

«Заморочки»- деревянные бочонки с числами от 1 до 16. Каждой команде предназначено по четыре вопроса. Достают «заморочки» по очереди: сначала первый игрок одной команды отвечает на вопрос, затем первый игрок другой команды и т.д. если 1 из игроков достаёт бочонок с надписью «счастливый случай», то получает 2 балла.

1. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный).

2. Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза).

3. Состояние реки, когда вода заливает большие территории.

(Половодье).

4. Трава, которую на ощупь могут узнать даже слепые. (Крапива).

5. На стволе берёзы появился кольцом ряд отверстий. Чья работа?  (Дятел пил берёзовый сок).

6. Кустарник с розовыми цветами от сорока болезней. (Шиповник).

7. Назовите главного коварного врага леса. (Пожар в лесу).

8. Дерево – символ нашей Родины. (Берёза).

9. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)

10. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)

11. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнёздах? (Многие птицы после этого бросают своё гнездо.)

12. Как погасить костёр в лесу? (Залить его водой или засыпать землёй.)

13. Кто о себе так говорит?

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

14. Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Подорожника.)

15. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота).

16. «Счастливый случай»

«Надо всем беречь природу»

Коль беречь ее не будем –

Сами мы себя погубим.

3 -й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
9. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
10. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
11. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
12. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
13. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
14. Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).

Миутка отдыха «Травы, кустарники, деревья»

(Травы – топают. Кустарники – хлопают. Деревья — машут руками над головой).

Тополь, черёмуха, клевер, осина, шиповник, кедр, крапива. Боярышник, камыш, берёза, малина, сосна, смородина, чеснок.
4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
1 команда
1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
2 команда

1. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
2. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
3 команда
1. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
2. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
4 команда

1. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
2. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

5-й конкурс. «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
1. Журавль и цапля.
2. Лев и собачка.
3. Ворона и лисица.
4. Три медведя.

Пока жюри подводят итоги.
Награждение



Экологическая викторина «Природа и мы»


Цель: Обобщить и закрепить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.


Задачи: Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края. Упражнять в умении различать деревья нашего края на слух по описанию. Узнавать и называть птиц, дикорастущие и культурные растения, грибы по их изображению. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре. Воспитывать любовь к родной природе.


Участники делятся на две команды


«Разминка». Командам по очереди задаются вопросы.


Вопросы «РАЗМИНКИ»


1. Каркуша - это: (ворона) 2. Какая змея самая большая? (анаконда) 3. Самое быстрое морское животное (дельфин, касатка) 4. Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель) 5. Какие камни в море? (мокрые) 6. Целый день летает, всем надоедает (муха) 7. В пруду купался, а сух остался. (Гусь) 8. Какие животные вылезают из кожи вон (змея) 9. Рыжая плутовка (лиса) 10. Он начинает неделю (понедельник) 11. Первый весенний цветок (подснежник) Какая рыба напоминает шахматную фигуру? (морской конёк) 12. Какого цвета хамелеон? (разного, в зависимости от температуры, влажности, освещения) 13. Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (берёза, дуб) 14. Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о) 15. Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь) 16. Какую часть дерева в старину очень боялись ученики в школе? (ветки, из которых делали розги) 17. В названии какой птицы есть цифра 3? (стриж) От чего утки плавают? (от берега) 18. Сколько ног у паука? (8) 19. Первые весенние птицы (грачи) 20. Что делает ёж зимой? (спит)


Вопрос - ответ (по 5 вопросов каждой команде)


1. Зачем в клетку с попугаем помещают зеркало? (попугай – подвижная птица, не любит оставаться в одиночестве, от скуки может заболеть или травмироваться. “Друга” попугайчику может заменить его собственное отражение в зеркале. Около зеркала попугай может сидеть часами, общаясь с себе подобным.)

2. В какой стране корова считается священным животным? (в Индии. Там запрещено религиозным законом убивать коров на мясо. А когда корова перестает давать молоко, ее выгоняют со двора. Если на улице идет дождь или холодно, корова может зайти в магазин или аптеку – ее никто не выгонит.)

3.Что такое панты:

а) рога оленя,

б) часть упряжи

в) лосиные рога

(Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. – Ярославль: Академия развития, 1997). (панты – это неокостеневшие рога пятнистых оленей и маралов, которые используются в медицине. Из шкуры пантовых оленей изготовляют замшу)


4. Зачем улитке рога? (оказывается, это не рога, а щупальца, которыми она ощупывает, пробует на вкус, обнюхивает и рассматривает все вокруг, на концах расположены крошечные глазки В чем свинья спаниелю конкурент? (свинью обучают как собаку – ищейку на поиски наркотиков; у нее это получается быстро и точно)

5.Встречается ли в природе “водяная свинья”? (встречается; так называется карп – одна из важных пресноводных рыб. Он может жить более 70 лет, достигая 69 кг, очень мясист, жирен – чем не свинья)

6.Вкусны ли птичьи гнезда? (В юго-восточной Африке живут стрижи-саланганы, которые вьют гнезда из слюны. Местные жители их собирают, отваривают в курином бульоне или кипятке. Говорят, что это очень питательно и напоминает белок куриного яйца)

7. Можно ли хвостом напиться? (оказывается, можно. Так поступают африканские обезьяны – бабуины. Когда они хотят пить, а до воды руками не дотянуться, они опускают в воду хвост, а затем его облизывают. Так они проделывают несколько раз).

8. Почему свиньи валяются в грязи: а) от скуки б) с определенной целью в) так они играют

(свиньи очень любят купаться, и в жидкой грязи они лежат из чистоплотности, для борьбы с различными паразитами кожи. Кроме того, так они регулируют температуру тела и водно-солевой обмен в жаркую погоду: высохшая корочка из грязи предохраняет организм от обезвоживания, а нежную кожу от солнечных ожогов)

9. Левретка – это:

а) часть женской одежды б) собака в) головной убор

(это короткошерстная борзая; этих собак разводили еще при дворе египетских фараонов, т.к. мумии собак обнаружены при раскопках многих гробниц. Изображение левреток встречается на древних папирусах

10. В чем свинья спаниелю конкурент? (свинью обучают как собаку – ищейку на поиски наркотиков; у нее это получается быстро и точно)


«Животные заповедника». (по 6 вопросов каждой команде)

1.Какое животное строит хатку? (бобр)

2.В лесу зимой много сугробов. А из сугробов пар идет. Почему? (в берлоге спит медведь)

3.Что кормит волка? (волка кормят ноги)

4. Кого называют великаном заповедных лесов? (лося)

5. У каких животных есть рога и копыта? (у зубра, лося, коровы, быка, яка, оленя)

6. Какое животное в заповеднике самое крупное? (зубр)


1.Какого животного называют санитаром леса? (волка)

2. Какая кошка бегает зимой по лесу? (рысь)

3. Назовите современника мамонта и саблезубого тигра? (выхухоль)

4. Какие животные охраняются в заповеднике (зубр, рысь, выхухоль, бобр, куница)

5. Каким животным помогает хвост? (лисе, белке)

6. Почему медведь зимой не может поймать лося? (потому что зимой он спит)

Загадки (Задаются по очереди каждой команде)


Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)

Что видно только ночь (звёзды)

Без рук, без ног, а дерево гнёт (ветер)

По синему морю белые гуси плывут (облака)

Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)

Скатерть белая весь свет одела (снег)

Рыжая шалунишка грызёт ловко шишки (белка)

Стоит Егорка в красной ермолке кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт (земляника)

Зимой и летом одним цветом (ёлка)

Днём спит, ночью летает и мышей пугает (сова)


«Мир животных» (по 10 вопросов каждой команде)


1.У кого ухо на ноге? (У кузнечика)

2.Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег головой? (Тетерев, Рябчик)

3.Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка)

4.Умеют ли слоны плавать? (Да, и даже полностью погружаются в воду)

5.Какая из птиц нашей страны летает быстрее всех? (Стриж)

6.Какая самая большая птица в мире? (Африканский страус)

7.Что происходит с пчелой после того, как она ужалит свою жертву? (Гибнет)

8.У кого самое плохое зрение? (У крота)

9.Какое животное хорошо бегает, прыгает, да еще и боксирует? (Кенгуру)

10.Она похожа на тетрадь в линию? (Зебра)

11.Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

12.Самый крупный хищник? (Белый медведь)

13.У каких птиц крылья покрыты чешуей? (У пингвинов)

14.Птица- подражатель, пародист других пернатых? (Скворец)

15.Самый маленький зверёк в лесу? Очень полезен, его иногда принимают за мышонка? (Землеройка)

16.В названии этого животного есть продукт, производимый пчелами?

(Медведь)

17.След какого хищника очень похож на след человека? (медведь)

18.Что страшней для птиц: зимний холод или голод? (Голод)

19.Сколько ног у паука? (Восемь)

20.Какая рыба называется так же, как и река, в которой она обитает? (Амур)


«Мир растений» (по 10 вопросов каждой команде»)


1.Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения?

(Лиственница)

2.В каком лесу более влажная почва – там, где больше брусники или черники? (Черника более влаголюбивая, чем брусника)

3.Какая сосна имеет более крепкую древесину- растущая быстро или медленно? (Самая крепкая часть кольца древесины позднелетняя. Чем медленнее растет дерево, тем ближе один к другому позднелетнее слои, тем крепче дерево).

4.Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, черники.)

5.Почему лесные дороги после дождя дольше по сравнению с полевыми не просыхают? (в лесу нет ветра, а без ветра процесс испарения замедляется)

6.Из древесины какого дерева делают спички? (Осина

7. Какая ягода может заменить лимон? (Клюква)

8.Какое дерево цветет позднее всех? (Липа цветет летом)

9.Какие ягоды можно собирать зимой? (Клюква, брусника)

10.Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, брусника)

11.Весной или летом цветет сирень? (Весной)

12.Какой лист шумит, а какой шелестит? Чем вызваны эти звуки? (В ЛИСТВЕННОМ ЛЕСУ ШЕЛЕСТ СЛАБЫЙ ИЛИ СИЛЬНЫЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЕТРА) Вызывается он трением листьев друг о друга. А в хвойном лесу струи воздуха при ветре огибают ветки и иголки хвои, при этом за ними образуется маленькие вихри, издающий слабый шипящий звук. Сливаясь вместе, эти звуки создают шум леса)

13.Почему в сосновом лесу мы видим много сосновых сучьев, а у деревьев зеленеют только верхушки? (Сосна светолюбивое растение. Если ее сучья получают мало света, они отмирают. Верхушки зеленеют потому, что получают много света)

14.Почему у елей в лесу зеленеют не только верхушки, но и нижние ветки до самой земли? (Ели не светолюбивое растение, ее хвоя может жить и при некотором затемнении)

15.Почему под соснами в лесу можно увидеть молодые елочки, а под елями сосенку не увидишь? (Сосна не может расти под тенистой елью)

16.Почему у ели всегда острая верхушка? (потому, что ель всегда растет в высоту, а другие деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти вверх)

17.почему на коре деревьев с течением времени образуются толщины? (Древесина нарастает в ширину быстрее чем кора)

18.Почему листья с верхушек деревьев опадают последними? (Они моложе)

19.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (Лиственница)

20.Древесина какого дерева используется для кораблестроения? (Сосна)
















Раздел: головоломки

Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Головоломка «Дерево»

На рисунке зашифрована пословица о бережном отношении к окружающему миру. Расшифруйте ее. Как вы понимаете эту пословицу?

Ответ. Не мудрено дерево срубить – мудрено вырастить. (Читать следует по часовой стрелке, «перепрыгивая» через слоги.)

Головоломка «Фигура»

Решить эту головоломку вам помогут слова «гид», «врач», «нос», «ты», «шелк», «зябь». Пронумеруйте буквы в этих словах и замените ими цифры.
Если вы сделаете это правильно, то сможете прочитать высказывание Эпихарма о наивысшем благе для человека.
Согласны ли вы с этими словами? Может, есть что-то ценнее?

Ответ. «Для человека здоровье есть наибольшее благо.»

 Головоломка «Найди ключ»

Начав движение с верхней левой клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв по порядку сложилось высказывание В.Гете об охране природы.

Ответ. «Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах».

Экологический ребус

Ответ. «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии». (В.Распутин)

Раздел: Квесты

Квест (от английского «quest» – вызов, поиск, приключение) – это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели. 

Сценарий экологического квеста «Эко – ассорти»

Участники: 4 классы

Цель:

- повышение экологической культуры детей, расширение представлений о рациональном взаимодействии человека с природой.

Задачи:

- формирование экологического мышления детей, культуры;

- развитие познавательной, творческой активности детей;

- мотивация детей к участию в природоохранных мероприятиях, пропаганда экологических идей;

- привлечение внимания родителей к экологическому воспитанию;

- воспитание бережного отношения детей к природе нашего края.


Ход мероприятия


Вступительная часть.

Ведущий: Приветствую Вас, дорогие друзья! В Эколого-биологический центр пришло очень тревожное письмо. Я обеспокоена и хочу вам его прочитать. Послушайте.

«Здравствуйте, обитатели планеты Земля! Мы — гости из будущего. Обращаемся к вам за помощью. На нашей любимой планете Земля возникла экологическая катастрофа глобального масштаба в последствие развития цивилизации загрязнены атмосфера, почва, вода. Сначала, началась мутация (т.е. очень серьезные изменения) в тех местах, которые были загрязнены более всего. Позже природа дала сбой, и мутация начала разрастаться. Наши учёные нашли способ вернуться в прошлое, чтобы предупредить людей о надвигающейся катастрофе и изменить печальное будущее. Поэтому мы обращаемся к вам с просьбой о помощи. Попробуйте научиться жить в согласии с природой, не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её богатства, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений!»


— Ну что, ребята, поможем нашим гостям из будущего?


Для этого я предлагаю Вам принять участие в экологическом квесте «Эко-ассорти».


Квест — это игровое приключение, в течение которого вам нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных конкурсах на тему игры. А тема ЭКОЛОГИЯ — наука о доме, которая изучает наш дом – удивительную планету и учит нас, как жить в этом доме.


Каждой команде предстоит пройти 5 станций. Выполнив задания, вы станете экспертами в решении современных экологических проблем. На станциях вас встретят организаторы. Путеводителем будут служить маршрутные листы с указанной очередностью прохождения станций.


Помните правила игры:


— Отправиться на игру по команде, строго следуя маршруту.

— На станции внимательно выслушать заданные вопросы.

— Отнестись к заданиям максимально серьёзно и внимательно.

— На станцию не заходить, если там есть другая команда.

— После выполнения маршрута сдать маршрутный лист для подведения итогов.

— Пройти маршрут быстро (бегом от станции к станции).

— На каждой станции получать жетоны с буквами, из которых в конце квеста мы сложим ключевую фразу.

— Прежде чем отправиться на станции, проведем разминку.


Разминка. Экологические кричалки. (музыка)


Из слов вы сейчас составите экологические кричалки и громко проговорите.


Мы не хотим стоять в стороне. Мы за порядок на нашей земле!

Береги свою планету. Ведь другой на свете нету!

Нам планету нашу жалко. Не хотим мы жить на свалке!

Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!

5.В чистом мире мы едины и никем непобедимы!


— Молодцы!

— А теперь я прошу капитанов получить маршрутные листы.

(вручить маршрутные листы)

ИТАК, экологический квест начинается…

(звучит звуковой сигнал – дети отправляются по станциям, согласно своему маршруту)

Основная часть. Игровые станции

Станция «В гостях у природы».

Находясь в лесу, на речке, помните, вы у природы в гостях. Так будьте же вежливыми и благоразумными гостями. Пусть вам поможет ЭКО-ДЕВИЗ: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!»


Задание: предлагаю вам составить правила поведения человека на природе. Для этого обведите кисть своей руки и на каждом пальце напишите, выбрав из предложенных, пять основных, по вашему мнению, правил поведения человека на природе.


Правила поведения


Не врывайтесь в лес с криком! В этом доме много деток — птенчиков,

зверушек; не пугай их. Проявляйте уважение к местам обитания диких животных


Не приносите домой птенцов, выпавших из гнёзд (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенец у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома. Научиться летать ему помогают его родители и друзья. Не ломайте деревья– они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься.

Не ловите понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть, это последний экземпляр на всей земле.

Не рвите цветы – пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем. 6. Не разоряйте муравейник. Муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы. Не убивайте лягушек и жаб – в мире нет ничего бесполезного и безобразного.

Не разжигайте костёр вблизи дерева или куста – соблюдайте правила разведения костров, чтобы не случился пожар.

Не оставляйте костёр непотушенным.

Не оставляйте мусор: в замусоренный лес ты ведь не захочешь больше прийти.

Будет правильно, если вы унесете с пикника не только «свой», но и «чужой» мусор.

Давайте дружить с природой! – это главное правило поведения человека в лесу.


Станция «Красная книга» и «Жалобная книга природы» СЛАЙД

Здравствуйте, ребята! Я, надеюсь, вы знаете, что такое «Красная книга природы»…. Красная книга — это тревожный сигнал людям. Ведь содержание книги составляет список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Это сигнал, адресованный правительствам и общественности всех государств. Это рекомендации по спасению редких, исчезающих видов.


Задание 1: викторина по «Красной книге»


— Какая птица наших лесов высиживает птенцов зимой? (клест)

— Какая птица может лазать по стволу дерева головой вниз? (поползень)

— У какого животного могучее телосложение, тем не менее, он быстрый и ловкий. Рост его около 2 метров, вес до тонны. Живут эти животные группами. (зубр)

— Какое животное похожее на крота, очень любит воду в отличие от «родственника»? (выхухоль)

— У садового растения пиона есть близкие родственники – полевые цветы. Что это за цветы? (лютик и купальница)

— Самый быстрый зверь на планете? (гепард)

— Кто лечится мухоморами? (лось)

— Какие птицы ночуют, зарывшись в снегу? (тетерева, рябчики)

— Какая птица поет хвостам? (бекас)

— В подмосковном лесу есть кустарник, над которым иногда возвышаются подберезовики, подосиновики… Что это за кустарник? (черника)

— Ребята, как вы думаете, а что такое Жалобная книга природы?


Задание 2:


Жалобная книга природы – это тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам. Ее автор — сама природа. Ее читатели — люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Она — крик о помощи. Кто прочитает ее внимательно, научится понимать, ценить и беречь природу, станет ее другом и помощником.


Ваша задача отгадать, чьи это жалобы? СЛАЙДЫ


«С одной стороны, нам грех жаловаться: зимних столовых у нас немало. Дети вовремя об этом позаботились. Спасибо им! Но вот меню уж очень однообразное: замерзлая каша, хлебные крошки. Да не всегда нам и этот корм достается: то ветров его сдует, то снегом засыплет, а то и вовсе положить его забудут!» (птицы)

«В воде, где мы живем, совсем мало кислорода стало, того и гляди, задохнемся. Почему? Да все водоемы покрылись толстым слоем льда. Одна надежда осталась на рыболовов. Только они смогут спасти нас от верной гибели». (рыбы)

Ох, не любят меня люди! Голос мой не нравится и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что я приношу несчастья. А разве это так? Если бы не я, кто-то сидел бы без хлеба. Поэтому хорошо подумайте или обижать меня, или уважать нужно? (совы)

Сама знаю, что я не красавица. Некоторые люди не терпят моего присутствия, стараются убежать, и даже камешки швыряют. За что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня большая. (лягушка)

Со мной связано название первого весеннего месяца. Я дарю людям очень вкусный и лечебный напиток. А люди злоупотребляют этим, кромсая и режа мой ствол, а я после этого гибну. А ведь могла бы принести еще много пользы. (береза)

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (летучая мышь)

— Разобрана последняя жалоба. Закрыта Жалобная книга. Но цвет ее обложки не изменился, потому что еще много объектов природы могут написать в эту книгу свои страницы. Берегите природу!


Станция

— Здравствуйте, ребята! Вы отгадали название этой станции? Правильно «Вода». 2/3 нашей планеты занимает вода. Она находится в морях, океанах, реках, озерах….


«На нашем водоеме произошла техногенная катастрофа, перевернулся танкер с нефтью».



Задание 1:

Вам нужно предположить и объяснить, как последовательно использовать предложенное оборудование для ликвидации катастрофы.

(Боновые ограждения, скиммеры – нефтесборщики, фильтр).

Скиммеры — нефтесборщики

Боновые ограждения

Фильтр

По некоторым данным в Мировой океан поступает около 10 миллионов тонн нефти в год. В результате уже треть всей водной поверхности планеты покрыта нефтяной пленкой разной толщины. Рыбный промысел в местах наибольшего загрязнения приходит в упадок. Но больше всего страдают морские животные и птицы.

Самый верный способ борьбы с загрязнениями — не допускать аварий.


Задание: вам предстоит эксперимент по очистке воды.

Для выполнения опыта понадобится:


– небольшой кусок алюминиевой фольги

– растительное масло

– форма для выпечки или контейнер

– вода

– несколько ватных дисков

Начинаем эксперимент: Налейте воду в форму для выпечки (заполните форму на половину водой). Сделайте из фольги подобие лодки или катера размером с палец. Заполните лодку маслом и поместите ее на поверхности воды в форму для выпечки. Время: 3 минут


Станция

— Здравствуйте, ребята! На какую станцию вы попали? Правильно, воздух!


«Мы находимся на территории завода, на котором только что произошел выброс в воздух ядохимикатов».


Задание 1:


Объяснить, как последовательно использовать предложенное оборудование для ликвидации данной экологической проблемы. (Звуковое оповещение, противогаз, воздушный фильтр, ватно-марлевая повязка)


Задание 2: Расставить действия по порядку:


Услышав сигнал сирены «Внимание всем!», включить телевизор на канал «Россия», радиоприёмник на канал «Маяк» и прослушать информацию об аварии. Уточнить время аварии, расстояние до объекта, направление ветра, длительность заражения. Приступить к действиям.

Наденьте средства защиты органов дыхания (ватно-марлевые повязки, смоченные водой).

Закройте двери, окна, форточки, отключите электроприборы и газ.

В помещении плотно закройте окна, двери, , дымоходы, вентиляционные отдушины. Используйте для этих целей пленку, лейкопластырь или бумагу. Надежная герметизация жилища значительно уменьшит возможность проникновения химических веществ в помещение.

Покинуть помещение только при получении сигнала на эвакуацию.

Станция

— Здравствуйте, ребята! Как называется эта станция? Верно, лес! И попали вы сюда неслучайно.


Современные люди потребляют намного больше, чем предыдущие поколения, поэтому увеличиваются объемы отходов. Проблема мусора на сегодняшний день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения.


Вам нужно решить следующую задачу:

«В нашем лесу обнаружена незаконная свалка».

Объяснить, как последовательно использовать предложенное оборудование для ликвидации данной экологической проблемы. (Контейнер для мусора, знак «Свалка запрещена», высадка деревьев).


Ведущий: Помните, время разложения бумаги — 2 года, консервной банки — не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков! А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь.


Не засоряйте лес!


На карантине выращиваю деревья прямо в квартире! Зарабатываю по 150 тыс руб с каждого куста, просто положите в горшочек

Подробнее

Задание: раскрасить эмблему, привлекающую внимание к данной проблеме.


Время: 3 минуты


Станция «Песенная радуга»

— Дорогие ребята! Наконец, мы опять собрались все вместе. Ведь вместе, сообща мы сможем предотвратить любые катастрофы и помочь природе.


Задание будет общим для всех. Нужно вспомнить названия песен или строчки из песен, в которых встречаются названия животных, растений.

(называют по очереди)


Задание 2: караоке «Самый волшебный цветок»


Заключительная часть. Подведение итогов.

Ведущий: Друзья! Вот и закончился наш экологический маршрут. Все команды удачно прошли все игровые станции и получили буквы, из которых мы составим все вместе ключевую фразу: призыв к защите природы!!!


Ведущий: Внимание, прошу команды озвучить, что у вас получилось в итоге. Эко – призыв: Сохраним природу. Сохраним будущее!!















Раздел: кроссворды

Кроссворд (англ. Crossword — пересечение слов) это — головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Обычно значения слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем — по вертикали.


Кроссворд «Основы экологии»



  1. Наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания.

  2. Временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни.

  3. Приспособление животных к перенесению зимнего времени года.

  4. Потребность организмов в периодической смене определённой продолжительности дня и ночи.

  5. Фактор, где идёт непосредственное воздействие человека на организмы или воздействия им через изменение среды обитания.

  6. Граница выносливости, за пределами которой существование организма невозможно.

  7. Приспособительное свойство многолетнего растения (в зимнее время), для которого характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности, отмирание надземных побегов у травянистых жизненных форм и опадение листьев у древесных и кустарниковых форм.

  8. Факторы, когда живые организмы, взаимодействуют и влияют друг на друга.

  9. Абиотические факторы среды, связанные с поступлением солнечной энергии, направлением ветров, соотношением влажности и температуры.

  10. Фактор, наиболее благоприятный для организма.

  11. Факторы, взаимодействующие с организмом, как отдельные элементы среды.

  12. Факторы неживой природы: климатические, почвенные, орографические (рельеф).

  13. Регулируемая фотопериодизмом реакция организмов на изменение времени года.








КРОССВОРД НА ТЕМУ «ЭКОЛОГИЯ»


Определи ключевое слово, обозначающее то, чем является мир с точки зрения современных экологов.


1.Международная экологическая организация.

2.Природное наследие России - озеро …… .

3.Одна из проблем, волнующих экологов.

4.Национальный парк Африки.

5.Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают.

6.В нее внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающихся в охране.

7.От каждого человека зависит ….. нашей планеты.

8……. – является основным загрязнителем океана.

9.Название нашей планеты.










4











6



















7



1











3


5





2






8

9


































































Кроссворд: “Экология”





















1. Состояние человека, показывающее его благополучие.

2. Совокупность с метаболизмом.

3. Форма взаимополезного сожительства.

4. Адаптация к жаре или холоду.

5. Определенный вид особей, живущих на определенных местах.

6. Все живое и неживое, что нас окружает. ________ среда.

7. Организм, который находится в реках или морях, который не может противостоять течению.

8. Право ____________- право на свою территорию.

9. Термин, обозначающий поднятие уровня воды из-за того, что снег быстро растаял.

10. Внесение денежных средств для получения прибыли.

11. Вид человека, который показывает свою власть над другим человеком.

12. Название процесса, при котором идет слипания частиц.

13. Действие, при котором углубляется след в земле.

14. __________ природы – действие, при котором, появляется много мусора в природе.

15. Лесной участок для срубки, главного пользования.

16. Философ, который был учеником Платона.

17. Название естественного процесса, которое направлено на разложение органических веществ.

18. Наука, введенная Геккелем.

19. Фамилия человека, с помощью которого экология появилась как наука.

20. Факторы, побуждающие на преступление.



ОТВЕТЫ
































Список интернет – ресурсов



https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/03/18/okruzhayushchiy-mir-zanimatelnyy-material-zagadki-o

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/viktorinapookruzhaiushchiemumiru

https://babytwins.ru/ekologicheskij-kvest-dlya-shkolnikov-stsenarij/

https://multiurok.ru/files/krossvordy-po-ekologhii-dlia-uchashchikhsia-1-8-kl.html

https://multiurok.ru/files/krossvordy-po-ekologhii-dlia-uchashchikhsia-1-8-kl.html
https://biouroki.ru/crossword/obshhaya-biologiya/ekologiya.html

https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpKLbS1y_PzM7UyyxJTUzO0Csq1c_MTUxPLdY31zc301d1MVC1dASRjgZgtiuYbYggLY2QxCFqTOLBHBcQ6QTW7ASWdnJCYhuDSQtVF0NVCze9lPxkBgZDMwNjE2NTS0MLhu27-ASc-vTqTng0-U1enLwWANP7K70&src=3c4dd6c&via_page=1&user_type=2f&oqid=e44b03903ff42fd2

https://liketest.ru/ekologiya/krossvord-s-otvetami-ekologiya.html

























Приложение



Награды за участие в викторине










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!