СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков)»

Методика оценки общей одаренности


Общая характеристика. Методика разработана Савенковым А.И. и адресована родителям(может также применяться педагогами). Ее задача – оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).


Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;


4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;


3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;


2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;


1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;


0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).



Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизныобычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).


Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому,что обыденно»(Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.


Способность к прогнозированию –способность представить результат решения проблемы до того,какона будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.


Словарный запас. Большой словарный запас–результат и критерий развития умственных способностейребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке –прежде всего результат критического мышления.Предполагает возможностьпонимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.


Изобретательность –способность находить оригинальные,неожиданные решения в поведении иразличных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически -способность к анализу,синтезу,классификацииявлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.


Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремленность) –способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели,умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) –стремление доводитьпродукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.


Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.


Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные порезультатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. 1

Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.



Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков)

Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:


(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

9 – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в


поведении и деятельности уравновешивают друг друга; (-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное оцениваемому.



Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.



Лист вопросов:

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.

3. Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».


4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.


5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.


13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.


14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.


15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.


16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.


17. Интересуется актерской игрой.


18. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.


19. Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.


22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).


23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.


28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».


29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.


33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.


34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.


35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.


36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.


37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.


39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.


40. Бегает быстрее всех в классе.

41. Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.


44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.


45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать музыку.


46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.


47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.


56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.


57. Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем- то с увлечением рассказывает.


58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение.


66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.


67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.


68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)


69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.


72. Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.


73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т.д.)


74. Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.


75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры- драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.


Обработка результатов


Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:


1. Интеллектуальная;

2. Творческая;

3. Академическая;

4. Художественно-изобразительная;

5. Музыкальная;

6. Литературная;

7. Артистическая;

8. Техническая;

9. Лидерская;

10. Спортивная.


Результаты Методики «Карта одаренности» (А. И. Савенков) (учащиеся 5 класса):

1. Интеллектуальная – 25%

2. Творческая – 23%

3. Академическая – 2%

4. Художественно-изобразительная- 14%

5. Музыкальная – 5%

6. Литературная – 2%

7. Артистическая-2%

8. Техническая – 1%

9. Лидерская – 6%

10. Спортивная – 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!