СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика "Кубики Блума" во время внеурочной деятельности.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика "Кубики Блума" во время внеурочной деятельности.»

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.

Прием называется "Кубик Блума".

Он вносит элемент игры в занятие, соревнования, а это очень важно для ребенка. Для того что бы дети не столкнулись с трудностями, для начала детям предлагаем уже готовые вопросы по матерьялу закрепления, а затем уже дети самостоятельно составляют вопросы по той теме, которую предлагает педагог. Этот приём очень хорошо идёт при работе в группах. Так как в группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу.

Методика использования кубика «Блума»

1 Понадобится обычный бумажный кубик на гранях которого написано:

Назови.

Почему.

Объясни.

Предложи.

Придумай.

Поделись.

2.Кубик «Блума» интересен тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Педагог или ученик бросает кубик, выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика с него и должен начинаться вопрос.

Варианты использования "Кубика Блума" на занятиях

Возможны два варианта:

-Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.

-Вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы одноклассников.

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

"Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или один ученик бросает кубик. Со словами «Кубик Блума я верчу, разобраться я хочу» Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Например, "Назовите главных героев сказки А.С. Пушкина "Сказка о Царе Салтане, о сыне его князе Гвидоне". Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Например: Почему так поступили старшие сёстры с младшей сестрой?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- Ты действительно думаешь, что молодой царевне с его маленьким сыном удастся спастись? Ты уверен, что они не погибнут в море?…Объясни зачем князь Гвидон, каждый раз превращался в камора, осу?

Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, как бы ты поступил на острове если был бы вместо князя Гвидона.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, свою версию концовки сказки.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, «Как хорошо когда всё хорошо кончается!», «Мне очень понравилось это произведение, потому что она учит решать проблемы»

Подбор вопросов на плоскостях кубика подчинен продуманной системе, которая охватывает основные свойства аналитического мышления. Дополняя друг друга, задания образуют самодостаточный цикл «проработки» аппарата построения умозаключений.

Практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!