СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика логопедической работы по преодолению дизорфографии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика логопедической работы по преодолению дизорфографии

Просмотр содержимого документа
«Методика логопедической работы по преодолению дизорфографии»


Методика логопедической работы по преодолению дизорфографии


Одним из распространенных речевых нарушений у младших школьников является дизорфография. 

Дизорфография — это стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.

Дизорфография может проявляться как изолированно, так и в структуре такого сложного дефекта как общее недоразвитие речи, при нерезко выраженном общем недоразвитии речи, в сочетании с нарушениями письменной речи (дисграфией, дислексией).

При дизорфографии отмечается недостаточный уровень речевых функций: ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря, низкая познавательная активность к языковому оформлению речи, неумение сравнивать звуковые единицы речи, дифференцировать лексическое и грамматическое значение, низкий уровень усвоения грамматических закономерностей. У детей не сформированы морфологические обобщения, навыки оперирования грамматическими категориями (род, склонение, спряжение и др.), нарушен языковой анализ и синтез (фонематический, слоговой, анализ предложения на слова). Ученики испытывают трудности при определении ударного слога и ударного гласного в слове.

Данную патологию следует отличать от трудностей иного характера при усвоении и применении правил правописания. Они возникают из-за частых болезней ребенка, педагогической запущенности, одновременного использования нескольких методик обучения и некоторых других причин. При этом учащиеся допускают также большое количество орфографических ошибок. Ученики не усваивают орфограммы, которые подчиняются нескольким принципам написания. Однако данные затруднения не приобретают стойкого характера и преодолеваются при систематической работе над правилами.

Профилактическая работа по устранению дизорфографии у детей младшего школьного возраста должна базироваться на нескольких ключевых принципах:

  1. Формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа.

  2. Отработка алгоритмов решения орфографических задач сначала на легком речевом материале: вставка букв, выделение орфограмм, письмо под орфографическую диктовку, выбор из нескольких вариантов написания – верного.

  3. При формировании орфографических навыков использование не только метода сознательного применения правил, но и альтернативных приемов усвоения навыка правописания. В качестве последних можно привести списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста (упрочение зрительного образа слова), использование такого приема, как «орфографическое чтение».

В работах И.В. Прищеповой описана методика коррекции дизорфографии у школьников 2-3 классов, которая осуществляется в несколько этапов:

  1. этап - выполнение орфографических действий с помощью логопеда, их материализация. Широко используется наглядный материал, карточки с гласными и согласными буквами, их условными обозначениями. Прищепова подчеркивает важность научить ребенка «видеть» орфограмму в слове до ее написания, учить ее прогнозировать и находить «ошибкоопасные» места в словах.

  2. этап - закрепление орфографических знаний с использованием разнообразных схем, графических и условных обозначений, букв и их сочетаний, таблиц. Достаточный объем грамматических заданий, умений и навыков является предпосылкой и необходимым условием для обоснования того или иного написания в слове. Для большинства слов морфологического и традиционного принципов написания важно своевременно определить морфологический состав слов.

  3. этап - выполнение орфографических действий при громком разъяснении школьниками выполняемых шагов в виде рассуждений и выводов.

  4. этап — систематизация полученных знаний, умений и навыков, перевод в умственный план, выполнение определенных операций в плане внутренней речи, рассуждений «про себя». На данном этапе учащиеся выполняют орфографические и грамматические упражнения письменно, про себя и выделяют условными обозначениями встретившиеся в словах орфограммы.

И.В. Прищеповой выделены основные направления коррекционного воздействия, которые формируют у детей предпосылки орфографически правильного письма:

    • коррекция нарушений гностико-праксических функций (узнавание изображений предметов, ориентировка в схеме собственного тела, развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса, развитие буквенного гнозиса, развитие и воспроизведение ритма; развитие зрительной, речеслуховой и речедвигательной памяти);

    • развитие восприятия речи, а именно развитие имитации серий слогов с меняющимися ударением; развитие фонематического восприятия, логопедическая работа над ударением);

    • развитие языкового анализа, синтеза, представлений;

    • обогащение и развитие лексики

    • коррекция нарушений грамматического строя речи;

    • логопедическая работа над связной речью;

    • интеграция сформированных психологических предпосылок к усвоению орфографии в процессе применения правил правописания.

Рассмотрим работу коррекции дизорфографии, по О. И. Азовой.

Азова О.И. выделяются следующие направления:

Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи.

При реализации этого направления решаются следующие задачи:

А. Совершенствование звукопроизношения и звукослоговой структуры слова (проводится на материале многосложных слов)

Б. Развитие слогового анализа и синтеза (является важной предпосылкой овладения правилами переноса)

В. Работа над ударением: определение ударного слога и ударного гласного, дифференциация ударных и безударных гласных в слове.

Г. Развитие фонематического восприятия (слуховой дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких согласных, аффрикат и их компонентов). Проводится на материале родственных слов

Д. Формирование фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

Развитие звукового анализа осуществляется в тесной взаимосвязи с морфемным анализом, с выделением общей морфемы и определением ее звукового состава в сильной позиции.

Формирование лексического компонента языковой способности.

А. Обогащение словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, с изучением школьной программы, особенно по русскому языку.

Б. Закрепление учебной лингвистической терминологии.

В. Формирование структуры значения слова в единстве лексического, грамматического значения.

Г. Организация лексической системности и семантических полей.

Д. Закрепление парадигматических и синтагматических связей слов.

Работа по формированию словаря включает обогащение словаря, уточнение значения слов и развитие его семантической структуры по различенным лексическим темам (например, «Семья», «Моя Родина», «Сад, огород»).

Большое внимание уделяется работе над антонимами, синонимами, паронимами, многозначными словами.

Дифференциация значения различных частей речи.

Дети учатся различать части речи, преобразовывать слова из одной части речи в другую по вопросам, по корням слов, дифференцировать части речи с помощью графических изображений, по картинкам, по конечной части слова.

Уточнение грамматического значения слов.

Коррекционная работа включает уточнение грамматических значений: число существительных, прилагательных и глаголов; род и падеж существительных и прилагательных; одушевленность и неодушевленность, собственность и нарицательность существительных.

Формирование морфологических обобщений и словоизменения.

Большое внимание уделяется сравнению форм слов по значению и звучанию.

Формирование словообразовательных моделей и словообразования.

Дифференциация родственных слов.

Развитие морфемного анализа.

Определение морфемного состава слова; тренировка по выделению корней, суффиксов, префиксов и т.д.

Формирование синтаксической структуры простого и сложного предложения.

Формирование орфографической зоркости, орфографических знаний, умений и навыков.

Реализация данного направления подразделялась на следующие этапы:

А. Закрепление знаний орфографических правил.

Б. Закрепление алгоритмов применения орфографических правил.

В. Формирование орфографической зоркости.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Усвоение взаимосвязи фонематической, морфологической, синтаксической, словообразовательной компетенции и орфографических знаний, умений и навыков.

Автоматизация алгоритма речевых действий при написании орфограмм, интеграция сформированных языковых и мыслительных операций в едином процессе орфографической деятельности.

Таким образом, коррекционная работа по борьбе с дизорфографией должна быть комплексной, пролонгированной.

В коррекционной работе по устранению дизорфографии также используют прием орфографического чтения. При орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и речедвигательный аппарат и слух, то есть при орфографическом чтении запоминание орфографического облика слова осуществляется тремя видами памяти – зрительной, слуховой и речедвигательной. Ребенок видит слово, слышит его и произносит так, как оно пишется. Вероятность запомнить правильное написание слова увеличивается в несколько раз.

Таким образом, дизорфография – особая категория специфических нарушений письма, проявляющихся в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил.

У многих учащихся с нарушениями письма имеется тесная связь между дисграфическими и орфографическими ошибками. Часто ученики, пройдя коррекционный курс по устранению дисграфии, избавляются от дисграфических ошибок, но при этом на первый план выступают орфографические ошибки и оказываются довольно стойкими к коррекции.

Дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:

  • общее недоразвитие речи (ОНР);

- фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);

  • дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);

- различную неврологическую симптоматику (минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию;

  • пренатальную и постнатальную патологию.

У большинства учащихся, имеющих данное нарушение отмечается:

  1. снижение слухоречевой памяти;

  2. нарушение буквенного гнозиса;

  3. нарушение динамического праксиса руки;

  4. затруднено восприятие ритмической структуры слова;

  5. нечеткая дикция, плохая артикуляция;

  6. нарушение лексико-грамматического строя речи.

Система логопедической работы по устранению дизорфографии должна быть направлена на формирование орфографической зоркости, фонематических, лексических, словообразовательных, грамматических операций и их интеграцию, на развитие мышления, памяти, внимания, а также на формирование программирования последовательности языковых операций, их реализацию и контроль в процессе орфографической деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!