СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения детей аппликации в ДОУ. Специфика методов и приёмов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из видов изобразительной деятельности в дошкольном учреждении является аппликация

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения детей аппликации в ДОУ. Специфика методов и приёмов.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД №1 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Г. СЕВЕРОДВИНСКА    «  Методика обучения детей аппликации в ДОУ.  Специфика методов и приёмов» Подготовила воспитатель: Маренникова М.М.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №1 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Г. СЕВЕРОДВИНСКА

« Методика обучения детей аппликации в ДОУ. Специфика методов и приёмов»

Подготовила воспитатель:

Маренникова М.М.

  Одним из видов изобразительной деятельности в дошкольном учреждении является  аппликация .  Аппликация — это создание сюжетных или предметных композиций из прикреплённых к основе (картон, дерево, ткань) фигурных элементов или узоров, вырезанных из бумаги, сухих листьев, ткани, кожи.

  Одним из видов изобразительной деятельности в дошкольном учреждении является  аппликация .

Аппликация — это создание сюжетных или предметных композиций из прикреплённых к основе (картон, дерево, ткань) фигурных элементов или узоров, вырезанных из бумаги, сухих листьев, ткани, кожи.

Цели проведения занятий по аппликации по ФГОС активизация мелкой моторики — в младших группах это способствует скорейшему развитию речи, а в старшей и подготовительной помогает подготовить руку к письму; развитие образного мышления (особенно в средней группе, когда малыши начинают выполнять аппликации не только по образцу, но и опираясь на собственные идеи — так называемые задания на «свободные темы»); формирование умения работать по образцу (в младшей группе это помогает расширять опыт малышей, а в старшей приучает к основной форме работы в начальной школе); активизация словаря (дети пополняют свой словарный запас новыми словами и терминами, а также практикуются в умении формулировать вопросы по ходу выполнения задания, развивают способность давать словесную оценку своей и чужой работы); развитие умения ориентироваться в пространстве и зрительного внимания (малыши тренируются в наложении деталей точно в границы контура изображения, запоминая технику выполнения).

Цели проведения занятий по аппликации по ФГОС

  • активизация мелкой моторики — в младших группах это способствует скорейшему развитию речи, а в старшей и подготовительной помогает подготовить руку к письму;
  • развитие образного мышления (особенно в средней группе, когда малыши начинают выполнять аппликации не только по образцу, но и опираясь на собственные идеи — так называемые задания на «свободные темы»);
  • формирование умения работать по образцу (в младшей группе это помогает расширять опыт малышей, а в старшей приучает к основной форме работы в начальной школе);
  • активизация словаря (дети пополняют свой словарный запас новыми словами и терминами, а также практикуются в умении формулировать вопросы по ходу выполнения задания, развивают способность давать словесную оценку своей и чужой работы);
  • развитие умения ориентироваться в пространстве и зрительного внимания (малыши тренируются в наложении деталей точно в границы контура изображения, запоминая технику выполнения).
Порядок расположения материала и оборудования на столе должен быть постоянным во всех возрастных группах Оборудование и материалы для занятия Материалы:  для фона - плотную бумагу: белая или цветная, тонкий картон.  Бумага для вырезывания разнообразных цветов и оттенков. Для работы используют как клейстер, так и клей ПВА. Канцелярский клей в дошкольном учреждении не используется. Оборудование:  ножницы, кисти для клея, стаканчик\подставка для кисти, чашечки для клеем, контейнеры\плоские коробки для обрезков, клеёнка для намазывания форм клеем, тряпочка\салфетка, клеёнка для стола.

Порядок расположения материала и оборудования на столе должен быть постоянным во всех возрастных группах

Оборудование и материалы для занятия

Материалы: для фона - плотную бумагу: белая или цветная, тонкий картон.  Бумага для вырезывания разнообразных цветов и оттенков.

Для работы используют как клейстер, так и клей ПВА.

Канцелярский клей в дошкольном учреждении не используется.

Оборудование: ножницы, кисти для клея, стаканчик\подставка для кисти, чашечки для клеем, контейнеры\плоские коробки для обрезков, клеёнка для намазывания форм клеем, тряпочка\салфетка, клеёнка для стола.

Предварительная работа проводится накануне, а не во время занятия: -чтение стихотворений, рассказов; -загадывание загадок; -рассматривание альбомов, таблиц, дидактических материалов; -дидактические игры; -разучивание физминуток; - экскурсия, наблюдения; -игра; - беседа; -обследование объекта.

Предварительная работа проводится накануне, а не во время занятия:

-чтение стихотворений, рассказов;

-загадывание загадок;

-рассматривание альбомов, таблиц, дидактических материалов;

-дидактические игры;

-разучивание физминуток;

- экскурсия, наблюдения;

-игра;

- беседа;

-обследование объекта.

Подготовка к занятию начинается с составления плана. Накануне занятия воспитатель готовит необходимый материал для работы.  В младших группах материал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей отнести на стол клеенки, кисти, тряпочки и т. п. В средней и старшей группах воспитатель выставляет необходимый материал на отдельном столике, и дети самостоятельно берут каждый для себя, а в группе, где дети пяти лет, это выполняют дежурные. Столы для занятий устанавливаются вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места . Расстояние между рядами столов-не менее 0,5м; расстояние первого ряда столов от светонесущй стены-1м, расстояние от первых столов до настенной доски - 2,5-3м.

Подготовка к занятию начинается с составления плана. Накануне занятия воспитатель готовит необходимый материал для работы. 

В младших группах материал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей отнести на стол клеенки, кисти, тряпочки и т. п.

В средней и старшей группах воспитатель выставляет необходимый материал на отдельном столике, и дети самостоятельно берут каждый для себя, а в группе, где дети пяти лет, это выполняют дежурные.

Столы для занятий устанавливаются вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места . Расстояние между рядами столов-не менее 0,5м; расстояние первого ряда столов от светонесущй стены-1м, расстояние от первых столов до настенной доски - 2,5-3м.

Если аппликации посвящено целое занятие, то его сценарий опирается на общепринятую схему проведения образовательной деятельности в ДОУ: вводный этап — 2–3 минуты (педагог актуализирует знания малышей по теме, рассказывает о том, какая аппликация будет выполняться, перечисляет необходимые для этого материалы, инструменты); основной этап — 10–18 минут (воспитатель объясняет порядок выполнения задания, иллюстрируя каждый из этапов личным примером, дети приступают к выполнению, педагог оказывает индивидуальную помощь в случае необходимости, а также обязательно проводит физкультминутку для снятия физического и эмоционального напряжения малышей); заключительный этап 2–3 минуты (педагог оценивает результаты работы каждого воспитанника,  а у старших дошкольников работу оценивают и другие дети,  формируется стихийная выставка аппликаций, дети кратко комментируют свою работу — получилась/не получилась, нравится/не нравится конечный продукт).

Если аппликации посвящено целое занятие, то его сценарий опирается на общепринятую схему проведения образовательной деятельности в ДОУ:

  • вводный этап — 2–3 минуты (педагог актуализирует знания малышей по теме, рассказывает о том, какая аппликация будет выполняться, перечисляет необходимые для этого материалы, инструменты);
  • основной этап — 10–18 минут (воспитатель объясняет порядок выполнения задания, иллюстрируя каждый из этапов личным примером, дети приступают к выполнению, педагог оказывает индивидуальную помощь в случае необходимости, а также обязательно проводит физкультминутку для снятия физического и эмоционального напряжения малышей);
  • заключительный этап 2–3 минуты (педагог оценивает результаты работы каждого воспитанника,  а у старших дошкольников работу оценивают и другие дети,  формируется стихийная выставка аппликаций, дети кратко комментируют свою работу — получилась/не получилась, нравится/не нравится конечный продукт).
Практическое участие педагога  Участие педагога при выполнении аппликации с детьми любого возраста приобретает особую важность на этапе выполнения задания. Однако от одной ступени образовательного процесса к следующей ступени эта функция воспитателя ослабевает: во второй младшей группе — воспитатель вырезает элементы, корректирует, если детали неправильно выложены на основе, проверяет качество приклеивания; в средней группе — воспитатель помогает вырезать мелкие детали, индивидуально корректирует остальные этапы выполнения задания; в старшей и подготовительной группах — воспитатель оказывает необходимую индивидуальную помощь.

Практическое участие педагога

Участие педагога при выполнении аппликации с детьми любого возраста приобретает особую важность на этапе выполнения задания. Однако от одной ступени образовательного процесса к следующей ступени эта функция воспитателя ослабевает:

  • во второй младшей группе — воспитатель вырезает элементы, корректирует, если детали неправильно выложены на основе, проверяет качество приклеивания;
  • в средней группе — воспитатель помогает вырезать мелкие детали, индивидуально корректирует остальные этапы выполнения задания;
  • в старшей и подготовительной группах — воспитатель оказывает необходимую индивидуальную помощь.
Задачи занятий во второй младшей группе:  1 . Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение, и наклеивать его. 2. Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры; прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. 3. Учить создавать аппликации на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. 4. Формировать навыки аккуратной работы. 5. Закреплять знание формы предметов и их цвета. 6. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.

Задачи занятий во второй младшей группе:

1 . Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение, и наклеивать его.

2. Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры; прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

3. Учить создавать аппликации на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.

4. Формировать навыки аккуратной работы.

5. Закреплять знание формы предметов и их цвета.

6. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.

Методы и приёмы  во второй младшей группе  1.Предварительная работа: игры с мозаикой, мелким однородным материалом. 2.Обследование и рассматривание предмета. 3.Показ способов обследования, выкладывания и наклеивания. 4.Совет , напоминание, помощь, исправление ошибок. 5.Анализ в игровой форме.

Методы и приёмы во второй младшей группе

1.Предварительная работа: игры с мозаикой, мелким однородным материалом.

2.Обследование и рассматривание предмета.

3.Показ способов обследования, выкладывания и наклеивания.

4.Совет , напоминание, помощь, исправление ошибок.

5.Анализ в игровой форме.

Задачи занятий в средней группе  1. Формировать у детей умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. 2. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка резания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. 3. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка и др.). 4. Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путём скругления углов. 5. Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы и др.) из готовых форм. 6. Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. 7. Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание расширяя возможности создания разнообразных изображений.

Задачи занятий в средней группе

1. Формировать у детей умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.

2. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка резания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос.

3. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка и др.).

4. Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путём скругления углов.

5. Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы и др.) из готовых форм.

6. Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

7. Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание расширяя возможности создания разнообразных изображений.

 Методы и приёмы в средней группе  1. Информационно-рецептивный: рассматривание и анализ предмета.  2. Показ  образцов , конструкций, цветового решения, расположения.  3. Показ техники  работы с ножницами и приемов вырезывания.  4. Репродуктивный:  упражнения в том или ином способе.  5. Словесные:  пояснения, указания, образные сравнения, советы.

Методы и приёмы в средней группе

1. Информационно-рецептивный: рассматривание и анализ предмета. 2. Показ образцов , конструкций, цветового решения, расположения. 3. Показ техники работы с ножницами и приемов вырезывания. 4. Репродуктивный: упражнения в том или ином способе. 5. Словесные: пояснения, указания, образные сравнения, советы.

Задачи занятий в старшей группе  1. Закреплять умение детей создавать изображения  (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски;  вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие:  квадрат — в два–четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники),  2. Создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. 3. Учить вырезывать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). 4. С целью создания выразительного образа учить приему обрывания.  5. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.  6. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Задачи занятий в старшей группе

1. Закреплять умение детей создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два–четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), 2. Создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

3. Учить вырезывать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.).

4. С целью создания выразительного образа учить приему обрывания. 5. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения. 6. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Методы и приёмы в старшей группе 1. Рассматривание и самостоятельный анализ предмета без наводящих вопросов;  2. Показ образца только при показе конечного результата новой, сложной работы или нового приема вырезывания;  3. Привлечение детей к показу трудных моментов работы, к объяснению;  4. Тренировочные действия – «прорисовка пальцем» линии контура на листе бумаги; 5. Словесные: совет, указания, косвенные вопросы, напоминания;  6. Анализ работ при активном участии детей, самостоятельное подведение итогов занятия.

Методы и приёмы в старшей группе

1. Рассматривание и самостоятельный анализ предмета без наводящих вопросов; 2. Показ образца только при показе конечного результата новой, сложной работы или нового приема вырезывания; 3. Привлечение детей к показу трудных моментов работы, к объяснению; 4. Тренировочные действия – «прорисовка пальцем» линии контура на листе бумаги;

5. Словесные: совет, указания, косвенные вопросы, напоминания; 6. Анализ работ при активном участии детей, самостоятельное подведение итогов занятия.

Задачи занятий в подготовительной группе 1. Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).  2. Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства.  3. Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой. 4. При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема.

Задачи занятий в подготовительной группе

1. Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). 2. Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства. 3. Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.

4. При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема.

5. Учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. 6. Учить «рисовать» ножницами – вырезывание без предварительной прорисовки линии контура с передачей характерных особенностей различных силуэтов.

5. Учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки.

6. Учить «рисовать» ножницами – вырезывание без предварительной прорисовки линии контура с передачей характерных особенностей различных силуэтов.

Методы и приёмы в подготовительной группе  1. В повседневной работе – обследование предметов, игрушек, произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных промыслов;  2. Рассматривание и самостоятельный анализ предмета без наводящих вопросов + образное словесное пояснение;  3. Частичный показ приемов вырезывания;  4. Словесные: косвенные вопросы, напоминание, указания, совет;  5. Анализ работ – самостоятельный с нахождением ошибок и их причин + выставки работ.

Методы и приёмы в подготовительной группе

1. В повседневной работе – обследование предметов, игрушек, произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных промыслов; 2. Рассматривание и самостоятельный анализ предмета без наводящих вопросов + образное словесное пояснение; 3. Частичный показ приемов вырезывания; 4. Словесные: косвенные вопросы, напоминание, указания, совет; 5. Анализ работ – самостоятельный с нахождением ошибок и их причин + выставки работ.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!