СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика подготовки обучающихся 9 классов к ОГЭ по информатике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации предназначены для учителей информатики. В издании рассматриваются особенности изучения тем «Представление информации», «Обработка информации», «Проектирование и моделирование»

Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки обучающихся 9 классов к ОГЭ по информатике»

Количественные параметры информационных объектов. Разбор задачи ОГЭ № 1. Рассмотрим решение задачи ОГЭ № 1, в которой отрабатываются умения оценивать количественные параметры информационных объектов. Пример № 1. (Задание № 1 из демонстрационного варианта ОГЭ 2018) В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Определите размер следующего предложения в данной кодировке Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу ещѐ сказать? 1)52байт 2)832бит 3)416байт 4)104бит Решение. При выполнении данного задания необходимо подсчитать количество символов, знаков препинания и пробелов. Получаем знаков с пробелами 52. Умножаем 52 на 16 и получаем 832 бита. Правильный ответ под номером 2. Ответ: 2 Пример № 2. Рассказ, набранный на компьютере, содержит 8 страниц, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 48 символов. Определите информационный объѐм рассказа в кодировке Windows, в которой каждый символ кодируется 8 битами. 1) 15000 байт 2) 120000 бит 3) 15 Кбайт 4) 30 Кбайт Типичная ошибка !!!!! Школьники забывают подсчитать количество пробелов и знаков препинания в предложении. 12 Решение. 8*40*48 *8= биты/8 = 8*40*48 = байты /1024= 15 кбайт Ответ: 3 3. Определение значения логического выражения. Разбор задачи ОГЭ № 2. Рассмотрим решение задач ОГЭ № 2, в которых отрабатываются умения определять значения логического выражения. Для решения примеров по данной теме школьники должны знать таблицы истинности и законы де Моргана. Еще раз вспомним таблицы истинности. ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ. ОПЕРАЦИЯ НЕ A истинно когда «не А» ложно. a ¬a 0 1 1 0 ОПЕРАЦИЯ И «A и B» истинно тогда и только тогда, когда А и B истинны одновременно. И называется также логическим умножением или конъюнкцией. a b a∧b 0 0 0 0 1 0 1 0 0 1 1 1 ОПЕРАЦИЯ ИЛИ «A или B» истинно, когда истинно А или B, или оба вместе. Можно сказать, что «A или B» ложно тогда и только тогда, когда ложны А и В одновременно. ИЛИ называют логическим сложением или дизъюнкцией. 13 a b a∨b 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1 Альтернативные обозначения «НЕ» — черта сверху; «И» — знак умножения (логическое умножение); «ИЛИ» — знак «+» (логическое сложение). ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛО, КОТОРОЕ ВСЕГДА РАБОТАЕТ!!! Продемонстрируем мощь альтернативных обозначений логических операций: 1 ∧ 0 = 0 — не очевидно 1 ⋅ 0 = 0 — очевидно! 1 ∨ 0 = 1 — не очевидно 1 + 0 = 1 — очевидно! 1 ∨ 1 = 1 — не очевидно 1 + 1 = 1 — не очевидно, но можно смириться Итак, таблицы истинности для И и ИЛИ можно не учить, нужно запомнить только одно исключение: 1 + 1 = 1 Для наглядности рассмотрим изображения логических операций в виде операций над множествами А*В это логическая операция А И В, а А+В это А ИЛИ В. 14 ЗАКОНЫ ДЕ МОРГАНА Запись с использованием частицы НЕ Запись с использованием унарного минуса ¬ Запись с использованием черты сверху НЕ(НЕ(А))=А ¬(¬А)=А НЕ (А) = А НЕ (A И B) = (НЕ A) ИЛИ (НЕ B) ¬(A∧B) =¬А V ¬B A ИЛИ B = A И B НЕ (A ИЛИ B) = (НЕ A) И (НЕ B) ¬(AVB)= =¬А ∧ ¬B A И B = A ИЛИ B Пример № 1. (Задание № 2 из демонстрационного варианта ОГЭ 2018) Для какого из приведѐнных чисел ложно высказывание: НЕ (число 50) ИЛИ (число чѐтное)? 1)123 2)56 3)9 4)8 Решение. Условие задачи «Для какого из приведѐнных чисел ложно высказывание: НЕ (число 50) ИЛИ (число чѐтное)?» можно переписать следующим образом НЕ(НЕ (число 50) ИЛИ (число чѐтное)) А это выражение в свою очередь по закону де Моргана преобразуется в следующее НЕ(НЕ (число 50)) И НЕ (число чѐтное) , что эквивалентно (число 50) И (число нечѐтное) Дальше всѐ очевидно. Правильный ответ под номером 1. Это число 123. Ответ: 1 15 Пример № 2. (Задание № 2 из ОГЭ) Для какого из приведѐнных значений числа X истинно высказывание: НЕ (X = 6) И (X = 6) . Школьники теряют знак = и получают неравенство X6, что является неправильным и теряют правильный ответ. Пример № 3. (Задание № 2 из ОГЭ) Для какого из приведѐнных значений числа X ложно высказывание: НЕ (X = 5) Ответ 5 под номером 3. Ответ: 3 16 Пример № 4. (Задание № 2 из ОГЭ) Для какого из приведѐнных имѐн ложно высказывание: НЕ (Первая буква согласная) ИЛИ НЕ (Последняя буква гласная)? 1) Егор 2) Тимур 3) Вера 4) Любовь Решение. Переписываем условие следующим образом. НЕ (НЕ (Первая буква согласная) ИЛИ НЕ (Последняя буква гласная)) Применяем закон де Моргана и получаем неравенство (Первая буква согласная) И (Последняя буква гласная). Ответ очевиден, это слово Вера. Ответ: 3 4. Формальное описание реальных объектов и процессов. Разбор задачи ОГЭ № 3. Рассмотрим решение задачи ОГЭ № 3, в которой отрабатываются умения анализировать формальные описания реальных объектов и процессов. Пример № 1. (Задание № 3 из демонстрационного варианта ОГЭ 2018) 17 Решение Построим в виде графа все варианты маршрутов из A в E и выберем самый короткий. Правильный ответ указан под номером 2. Ответ: 2. Типичная ошибка !!!!! Школьники просчитывают не все маршруты. B A C E Длина маршрута =6 2 A C E D Длина маршрута =5 Длина маршрута=7 C E C 5 1 2 1 2 3 2 18 Пример № 2. У Кати Евтушенко родственники живут в 5 разных городах России. Расстояния между городами внесены в таблицу: Катя перерисовала еѐ в блокнот в виде графа. Считая, что девочка не ошиблась при копировании, укажите, какой граф у Кати в тетради. 1) 2) 3) 4) 19 Решение. Построим возможные пути в таблице Правильный ответ под номером 2 Ответ: 2 5. Файловая система организации данных. Разбор задачи ОГЭ № 4. Рассмотрим решение задачи ОГЭ № 4, в которой применяются знания о файловой системе организации данных Пример № 1. (Задание № 4 из демонстрационного варианта ОГЭ 2018) В некотором каталоге хранился файл Хризантема.doc, имевший полное имя D:\2013\Осень\Хризантема.doc. В этом каталоге создали подкаталог Ноябрь и файл Хризантема.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения. 1)D:\2013\Осень\Ноябрь\Хризантема.doc 2)D:\Ноябрь\Хризантема.doc 3)D:\2013\Осень\Хризантема.doc 4)D:\2013\Ноябрь\Хризантема.doc Решение. Несмотря на кажущуюся простоту данного задания, в нем есть подводные камни. Дети совершают ошибки, т.к. выполняют задания без использования компьютера. 20 Некоторые создают каталог «Ноябрь» рядом с каталогом «Осень» и получают следующее дерево. И выбирают неправильных вариант решения D:\2013\Ноябрь\Хризантема.doc Хотя правильный вариант ответа под номером 1. 1)D:\2013\Осень\Ноябрь\Хризантема.doc Ответ: 1 6. Формульная зависимость в графическом виде Разбор задачи ОГЭ № 5. Рассмотрим решение задачи ОГЭ № 5, в которой отрабатываются умения представлять формульную зависимость в графическом виде Пример № 1. (Задание № 5 из демонстрационного варианта ОГЭ 2018) 21 Решение. Для решения данного примера необходимо подставить значения в формулы для диапазона ячеек B2:D2, получаем B2=4 C2=7 D2= 7. Проанализировав круговую диаграмму, которая строится по значениям диапазона ячеек A2:D2, можно сделать вывод, что значение ячейки А2 должно равняться 4. Поэтому, в ячейке А2 должна быть записана формула под номером 3, т.е. =D1-C1+1=5-2+1=4 Правильный вариант ответа под номером 3. 3) =D1-C1+1 Ответ: 3 Типичная ошибка !!!!! В данном примере больше математики, чем информатики. Школьники должны определить доли на диаграмме и в соответствии с этим подбирать значения. 22 7. Исполнение алгоритма для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд. Разбор задачи ОГЭ № 6. Рассмотрим решение задачи ОГЭ № 6, в которой отрабатываются умения составить алгоритм для конкретного исполнителя Пример № 1. (Задание № 6 из демонстрационного варианта ОГЭ 2018) Исполнитель Чертѐжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертѐжник может выполнять команду Сместиться на (a,b) (где a, b–целые числа), перемещающую Чертѐжника из точки c координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b).Если числа a,b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные – уменьшается. Например, если Чертѐжник находится в точке с координатами (9, 5),то команда Сместиться на (1, –2) переместит Чертѐжника в точку (10, 3). Запись Повтори k раз Команда1 Команда2 Команда3 Конец означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз. Чертѐжнику был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 3 раз Сместиться на (–2, –3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (–4, 0) конец На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертѐжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма? 1)Сместиться на (–9, –3) 2)Сместиться на (–3, 9) 3)Сместиться на (–3, –1) 4)Сместиться на (9, 3) Решение. 1. Необходимо сложить координаты (–2, –3) + (3, 2)+ (–4, 0) = (-3,-1) 2. Умножаем координату (-3,-1) на 3, т.к. команда Повтори выполняется 3 раза, и получаем (-9,-3) Правильный вариант ответа под номером 1. Ответ: 1 23 Типичная ошибка !!!!! Школьники совершают ошибки при сложении координат. 8. Кодирование и декодирование информации. Разбор задачи ОГЭ № 7. Рассмотрим решение задачи ОГЭ № 7, в которой отрабатываются умения кодировать и декодировать информацию Пример № 1. (Задание № 7 из демонстрационного варианта ОГЭ 2018) Разведчик передал в штаб радиограмму В этой радиограмме содержится последовательность букв, в которой встречаются только буквы А, Д, Ж, Л, Т. Каждая буква закодирована с помощью азбуки Морзе. Разделителей между кодами букв нет. Запишите в ответе переданную последовательность букв. Нужный фрагмент азбуки Морзе приведѐн ниже. Рассмотрим внимательно радиограмму, которую передали в штаб. Раскодируем информацию с помощью азбуки Морзе. А Д Ж Л Д Л А Л Правильный вариант ответа АДЖЛДЛАЛ Ответ: АДЖЛДЛАЛ Типичная ошибка !!!!! Необходимо внимательно сопоставить код


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!