СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы со справочной литературой на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Некоторые рекомендации по работе с документальными источниками на уроках истории

Просмотр содержимого документа
«Методика работы со справочной литературой на уроках истории и обществознания»

Методика работы со справочной литературой. Решетова Л.Н.

Методика работы

со справочной литературой.

Решетова Л.Н.

Для историка не существует источников хороших и плохих , достоверных и недостоверных, в каждом источнике, так или иначе, отразилась какая-то частичка исторической действительночти. В.Б.Кобрин.
  • Для историка не существует источников хороших и плохих , достоверных и недостоверных, в каждом источнике, так или иначе, отразилась какая-то частичка исторической действительночти.
  • В.Б.Кобрин.
Методической литературы по работе с историческими документами достаточно мало.
  • Методической литературы по работе с историческими документами достаточно мало.
Студеникин М.Т. «Методика преподавания истории в школе»- учебное пособиепо методике преподавания истории в школе- раскрывает основные понятия , характеристики, методы работы учителя на уроках истории в школе, содержитиллюстрации, схемы и другой наглядный материал.
  • Студеникин М.Т. «Методика преподавания истории в школе»- учебное пособиепо методике преподавания истории в школе- раскрывает основные понятия , характеристики, методы работы учителя на уроках истории в школе, содержитиллюстрации, схемы и другой наглядный материал.
Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю- »Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства»- практическое пособие.
  • Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю- »Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства»- практическое пособие.
Работа с историческими источниками рассматривается сегодня как важнейшее средство формирования гражданской компетенции школьников. В настоящее время существующие программы и учебники в болшинстве своем отводят ученику и учителю роли исполнителей чужих замыслов.
  • Работа с историческими источниками рассматривается сегодня как важнейшее средство формирования гражданской компетенции школьников. В настоящее время существующие программы и учебники в болшинстве своем отводят ученику и учителю роли исполнителей чужих замыслов.
Учебник истории непременно является авторской интерпретацией прошлого. Школьнику предлагается сформулировать выводы не к изучаемым событиям , а к их трактовке авторами учебников. Если же ученики работают с документами, сопоставляют документ с текстом учебника, имеют возможность проанализировать ряд документов по той или иной проблеме, то, в конце концов, они сами выдвигают те или иные версии исторических событий.
  • Учебник истории непременно является авторской интерпретацией прошлого. Школьнику предлагается сформулировать выводы не к изучаемым событиям , а к их трактовке авторами учебников.
  • Если же ученики работают с документами, сопоставляют документ с текстом учебника, имеют возможность проанализировать ряд документов по той или иной проблеме, то, в конце концов, они сами выдвигают те или иные версии исторических событий.
Задачи учителя в современной обстановке: 1. отобрать методы и приемы, содействующие умению учащихся работать с историческими докуметами. 2.сформировать у учащихся научные представления о разных исторических эпохах на основе изучения исторических документов. 3.развивать у учащихся умение ориентироваться в потоке информации. 4.содействовать воспитанию гражданственности, ориентации на гуманистические ценности.

Задачи учителя в современной обстановке:

  • 1. отобрать методы и приемы, содействующие умению учащихся работать с историческими докуметами.
  • 2.сформировать у учащихся научные представления о разных исторических эпохах на основе изучения исторических документов.
  • 3.развивать у учащихся умение ориентироваться в потоке информации.
  • 4.содействовать воспитанию гражданственности,
  • ориентации на гуманистические ценности.
Требования к тексту: 1.соответствовать целям и задачам обучения. 2.отражать основные наиболее типичные факты и события эпохи. 3.быть органически связанным с программным материалом. 4.быть доступным и интересным по содержанию и объему. 5. обладать научными и литературными достоинствами.

Требования к тексту:

  • 1.соответствовать целям и задачам обучения.
  • 2.отражать основные наиболее типичные факты и события эпохи.
  • 3.быть органически связанным с программным материалом.
  • 4.быть доступным и интересным по содержанию и объему.
  • 5. обладать научными и литературными достоинствами.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ: 1.ЧТЕНИ Е И АНАЛИЗ. 2.ВЫПИСКА ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ПОНЯТИЙ , ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ ИДЕИ. 3. КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ. 4.ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ К ТЕКСТУ. 5.ОБОБЩЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ЦЕЛЯХ КОНКРЕТИЗАЦИИ ИЗУЧАЕМЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ:

  • 1.ЧТЕНИ Е И АНАЛИЗ.
  • 2.ВЫПИСКА ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ПОНЯТИЙ , ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ ИДЕИ.
  • 3. КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ.
  • 4.ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ К ТЕКСТУ.
  • 5.ОБОБЩЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ЦЕЛЯХ КОНКРЕТИЗАЦИИ ИЗУЧАЕМЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ.
ВЫЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМУ СОБЫТИЮ. 1.АНАЛИЗ АРГУМЕНТАЦИИ АВТОРОВ. 2.НАХОЖДЕНИЕ РАЗНЫХ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ИСТОЧНИКОВ. 3.ФОРМУЛИРОВАНИЕОБОБЩЕННЫХ ВЫВОДОВ. 4.ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ, ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПИ СОБЫТИЙ. 5.СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ, СРАВНИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИХ ТАБЛИЦ, СХЕМ, ПЛАНОВ, ТЕЗИСОВ, КОНСПЕКТА.

ВЫЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМУ СОБЫТИЮ.

  • 1.АНАЛИЗ АРГУМЕНТАЦИИ АВТОРОВ.
  • 2.НАХОЖДЕНИЕ РАЗНЫХ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ИСТОЧНИКОВ.
  • 3.ФОРМУЛИРОВАНИЕОБОБЩЕННЫХ ВЫВОДОВ.
  • 4.ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ, ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПИ СОБЫТИЙ.
  • 5.СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ, СРАВНИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИХ ТАБЛИЦ, СХЕМ, ПЛАНОВ, ТЕЗИСОВ, КОНСПЕКТА.
Виды исторических документов. 1. Картографические- карты, планы исторические,политические , экономические. 2.Статистические- экономическая статистика, статистика народонаселения, политическая и культурная статистика. 3. Актовые- акты политические, социально-экономические, юридические.

Виды исторических документов.

  • 1. Картографические- карты, планы исторические,политические , экономические.
  • 2.Статистические- экономическая статистика, статистика народонаселения, политическая и культурная статистика.
  • 3. Актовые- акты политические, социально-экономические, юридические.
Виды исторических документов. Канцелярские источники- грамоты, реестры, книги, указы, деловая переписка. Личные- письма, дневники, мемуары. Художественные- очерки, лирика, драма, романы, рассказы, повести. Исторические- исторические повести, хронографы, летописи. Научные –исторические труды, философско-социологические труды, географические описания.

Виды исторических документов.

  • Канцелярские источники- грамоты, реестры, книги, указы, деловая переписка.
  • Личные- письма, дневники, мемуары.
  • Художественные- очерки, лирика, драма, романы, рассказы, повести.
  • Исторические- исторические повести, хронографы, летописи.
  • Научные –исторические труды, философско-социологические труды, географические описания.
У школьников отсутствует интерес к историческим источникам. Эта проблема существует, потому что работа с ними чаще всего сводится к заданиям на определение автора документа , выделение из текста главного, прочтению дополнительной литературы, конспектированию объемного текста.
  • У школьников отсутствует интерес к историческим источникам. Эта проблема существует, потому что работа с ними чаще всего сводится к заданиям на определение автора документа , выделение из текста главного, прочтению дополнительной литературы, конспектированию объемного текста.
Таким образом, исторический источник для школьника становится ненужным, а главная часть работы ориентирована на литературу, являющуюся готовой историографической интерпретацией документов. Результат такой работызачастую оказывается противоположным поставленным целям: ученик не понимает, зачем вообще нужно читать источники и какое они отношение имеют к изучению истории.
  • Таким образом, исторический источник для школьника становится ненужным, а главная часть работы ориентирована на литературу, являющуюся готовой историографической интерпретацией документов. Результат такой работызачастую оказывается противоположным поставленным целям: ученик не понимает, зачем вообще нужно читать источники и какое они отношение имеют к изучению истории.
ОГЭ и ЕГЭ выявили много проблем: школьники оказались не готовы к выполнению письменных заданий второй части, плохо знакомы с историографией. Ученики не умеют работать с историческими источниками, не умеют сравнивать, затрудняются в выделении существенных сопоставимых признаков.
  • ОГЭ и ЕГЭ выявили много проблем: школьники оказались не готовы к выполнению письменных заданий второй части, плохо знакомы с историографией.
  • Ученики не умеют работать с историческими источниками, не умеют сравнивать, затрудняются в выделении существенных сопоставимых признаков.
У учеников посредственно сформирован навык анализа и оценки исторических явлений и событий. Вопрос , как заинтересовать ученика, как показать, что источник может быть весьма важным в процессе познания прошлого, чвляется весьма актуальным.
  • У учеников посредственно сформирован навык анализа и оценки исторических явлений и событий.
  • Вопрос , как заинтересовать ученика, как показать, что источник может быть весьма важным в процессе познания прошлого, чвляется весьма актуальным.
Педагоги осознают важность формирования умений школьников изучать исторические источники, ориентированы на их использование, но все же испытывают затруднения в выборе источников, последовательной и продуктивной работы с ними.
  • Педагоги осознают важность формирования умений школьников изучать исторические источники, ориентированы на их использование, но все же испытывают затруднения в выборе источников, последовательной и продуктивной работы с ними.
Значение исторических источников 1.Источник является основным средством обучения в работе с исторической информацией. 2.Источник отображает реальную, а не вымышленную ситуацию. 3.Создает представление об относительности исторического знания. 4.Источники безграничны и разнообразны. 5. Способствуют развитию критического мышления. 6.Могут показать, каким образом может искажаться информация.

Значение исторических источников

  • 1.Источник является основным средством обучения в работе с исторической информацией.
  • 2.Источник отображает реальную, а не вымышленную ситуацию.
  • 3.Создает представление об относительности исторического знания.
  • 4.Источники безграничны и разнообразны.
  • 5. Способствуют развитию критического мышления.
  • 6.Могут показать, каким образом может искажаться информация.
Значение источников 7.Источние субъективен: никакой источник не содержит однозначной информации, информацию воспринимает человек. 8. История- это умственная конструкция, которую создают историки, работая с источниками 9. В работе с источниками не может быть определений «правильно, неправильно», только «убедительно - неубедительно» 10. Современный урок немыслим без немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков.

Значение источников

  • 7.Источние субъективен: никакой источник не содержит однозначной информации, информацию воспринимает человек.
  • 8. История- это умственная конструкция, которую создают историки, работая с источниками
  • 9. В работе с источниками не может быть определений «правильно, неправильно», только «убедительно - неубедительно»
  • 10. Современный урок немыслим без немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков.
Сегодняшние ученики- завтра активные участники общественной жизни. Поэтому важно, насколько учитель умеет использовать воспитательный потенциал исторического источника для формирования мировоззрения своих учеников. Выполнение заданий с историческими источниками способствует созданию у учеников ярких и образных представлений, - они как бы вживаются в определенную эпоху.
  • Сегодняшние ученики- завтра активные участники общественной жизни. Поэтому важно, насколько учитель умеет использовать воспитательный потенциал исторического источника для формирования мировоззрения своих учеников.
  • Выполнение заданий с историческими источниками способствует созданию у учеников ярких и образных представлений, - они как бы вживаются в определенную эпоху.
Важно привить им интерес к данной работе, интерес к историческому документу как памятнику эпохи, источнику новых знаний.
  • Важно привить им интерес к данной работе, интерес к историческому документу как памятнику эпохи, источнику новых знаний.
Правила работы с источником 1.Следует использовать разнообразные источники, основываясь на принципе мультиперспективности-источники должны быть разных видов- временная перспектива, личные перспективы. 2. Опорой в работе с источником должны быть «фоновые знания»-окружающий контекст. 3.На уроке следует использовать такое количество источников, чтобы их можно было детально изучать.

Правила работы с источником

  • 1.Следует использовать разнообразные источники, основываясь на принципе мультиперспективности-источники должны быть разных видов- временная перспектива, личные перспективы.
  • 2. Опорой в работе с источником должны быть «фоновые знания»-окружающий контекст.
  • 3.На уроке следует использовать такое количество источников, чтобы их можно было детально изучать.
Правила работы с источником 4. Главное в работе с источником- постановка вопроса. 5. Умение задать вопрос к источнику- исследовательское умение, учительское умение. 6.Всегда учитель должен знать , для чего используется источник, то есть, правильно ставить цель изучения источника.

Правила работы с источником

  • 4. Главное в работе с источником- постановка вопроса.
  • 5. Умение задать вопрос к источнику- исследовательское умение, учительское умение.
  • 6.Всегда учитель должен знать , для чего используется источник, то есть, правильно ставить цель изучения источника.
Цели изучения источника 1. Получить знания. 2.Проиллюстрировать событие. 3. Создать версию события. 4. Развить интерес к предмету.

Цели изучения источника

  • 1. Получить знания.
  • 2.Проиллюстрировать событие.
  • 3. Создать версию события.
  • 4. Развить интерес к предмету.
Схема анализа источника 1. Происхождение текста (кто писал? Какого типа текст? Полный текст или отрывок? Оригинальный текст или перевод?) 2.Содержание текста. 3. На какие части можно разделить текст? 4. Есть в тексте незнакомые слова, выяснить их значение. 5. На сколько достоверна информация данного текста.

Схема анализа источника

  • 1. Происхождение текста (кто писал? Какого типа текст? Полный текст или отрывок? Оригинальный текст или перевод?)
  • 2.Содержание текста.
  • 3. На какие части можно разделить текст?
  • 4. Есть в тексте незнакомые слова, выяснить их значение.
  • 5. На сколько достоверна информация данного текста.
Схема анализа текста 6. Был ли автор непосредственным свидетелем. 7. Субъективность текста, - все тексты субъективны, автор видит события со своей точки зрения. 8.Субъективность может быть неосознанной, но чаще всего источники пишутся с определенной целью, как выражается субъективность.

Схема анализа текста

  • 6. Был ли автор непосредственным свидетелем.
  • 7. Субъективность текста, - все тексты субъективны, автор видит события со своей точки зрения.
  • 8.Субъективность может быть неосознанной, но чаще всего источники пишутся с определенной целью, как выражается субъективность.
Цели учителя при использовании исторических документов. 1.сформировать научные представления на основе изучения разнообразных исторических источников. 2.развивать умения ориентироваться в потоке разнообразной информации. 3.уметь анализировать события прошлого и определять свое отношения к ним. 4.содействовать воспитанию гражданственности, ориентация учеников на гуманистические и демократические ценности.

Цели учителя при использовании исторических документов.

  • 1.сформировать научные представления на основе изучения разнообразных исторических источников.
  • 2.развивать умения ориентироваться в потоке разнообразной информации.
  • 3.уметь анализировать события прошлого и определять свое отношения к ним.
  • 4.содействовать воспитанию гражданственности, ориентация учеников на гуманистические и демократические ценности.
Их использование позволит решить ряд взаимосвязанных задач 1.активизировать учебную деятельность учеников, сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их,, проиллюстрировать изучаемые вопросы. 2.обеспечить доказательность теоретических положений и идей. 3.развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать делать правильные выводы и обобщения. 4.формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности.

Их использование позволит решить ряд взаимосвязанных задач

  • 1.активизировать учебную деятельность учеников, сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их,, проиллюстрировать изучаемые вопросы.
  • 2.обеспечить доказательность теоретических положений и идей.
  • 3.развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать делать правильные выводы и обобщения.
  • 4.формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности.
5.создавать условия для социализации личности. 6.критическое осмысление разнообразной информации. 7.организация самостоятельной работы учеников с учетом их индивидуальных способностей и возможностей и современных информационных технологий.
  • 5.создавать условия для социализации личности.
  • 6.критическое осмысление разнообразной информации.
  • 7.организация самостоятельной работы учеников с учетом их индивидуальных способностей и возможностей и современных информационных технологий.
Работа учеников с документами постепенно усложняется с учетом их возраста и уровня подготовки: В 5-6-х классах исползуется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера. В 7-8-х классах растет число анализируемых хозяйственных и юридических документов. В 9-11-х классах широко применяются политические и програмные документы.
  • Работа учеников с документами постепенно усложняется с учетом их возраста и уровня подготовки:
  • В 5-6-х классах исползуется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера.
  • В 7-8-х классах растет число анализируемых хозяйственных и юридических документов.
  • В 9-11-х классах широко применяются политические и програмные документы.
Уровни работы с историческими документами ВОСПРОИЗВОДЯЩИЙ: выписать основные понятия, определения, выводы из источника, ответить на поставленные вопросы, заполнить таблицы и схемы по образцу в ходе коллективного разбора документов, уметь составить простой план.

Уровни работы с историческими документами

  • ВОСПРОИЗВОДЯЩИЙ: выписать основные понятия, определения, выводы из источника, ответить на поставленные вопросы, заполнить таблицы и схемы по образцу в ходе коллективного разбора документов, уметь составить простой план.
Уровни работы с историческими документами ПРЕОБРАЗУЩИЙ УРОВЕНЬ- задания включают в себя рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, синтезом положения источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, самостоятельный отбор и группировку фактов, идей, включение их в свой рассказ, составление развернутого плана и тезисов, текстовых таблиц и схем, подготовка рефератов и докладов.

Уровни работы с историческими документами

  • ПРЕОБРАЗУЩИЙ УРОВЕНЬ- задания включают в себя рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, синтезом положения источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, самостоятельный отбор и группировку фактов, идей, включение их в свой рассказ, составление развернутого плана и тезисов, текстовых таблиц и схем, подготовка рефератов и докладов.
Творческо-поисковый уровень. Даются творческие, проблемные ипознавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей идей нескольких документов, выявления линий сравнения изучаемых явлений и сопоставления сравнительных таблиц, логических цепочек, применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем, посильная поисково-исследовательская деятельность по сбору материала, его анализ и систематизация.

Творческо-поисковый уровень.

  • Даются творческие, проблемные ипознавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей идей нескольких документов, выявления линий сравнения изучаемых явлений и сопоставления сравнительных таблиц, логических цепочек, применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем, посильная поисково-исследовательская деятельность по сбору материала, его анализ и систематизация.
Виды работы с документом. 1.Разбор документа самим учителем. 2.Разбор документа учениками под руководством учителя. 3.Самостоятельная работа учащихся по документу по заданию учителя. 4.Самостоятельная домашняя работа учащимися по документу по заданию учителя.

Виды работы с документом.

  • 1.Разбор документа самим учителем.
  • 2.Разбор документа учениками под руководством учителя.
  • 3.Самостоятельная работа учащихся по документу по заданию учителя.
  • 4.Самостоятельная домашняя работа учащимися по документу по заданию учителя.
СПАИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
  • СПАИБО ЗА
  • ВНИМАНИЕ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!