СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика развития речи младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особое место в развитии речи младших школьников уделяется занятиям по обучению грамоте. Их цель: учить детей составлять предложения из двух – четырех слов;

- членить предложения на слова; членить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами; составлять слова из слогов; подводить к звуковому анализу слова.

Особое место в развитии речи младших школьников уделяется занятиям по обучению грамоте. Их цель: учить детей составлять предложения из двух – четырех слов;

- членить предложения на слова; членить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами; составлять слова из слогов; подводить к звуковому анализу слова.

Особое место в развитии речи младших школьников уделяется занятиям по обучению грамоте. Их цель: учить детей составлять предложения из двух – четырех слов;

- членить предложения на слова; членить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами; составлять слова из слогов; подводить к звуковому анализу слова.

Особое место в развитии речи младших школьников уделяется занятиям по обучению грамоте. Их цель: учить детей составлять предложения из двух – четырех слов;

- членить предложения на слова; членить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами; составлять слова из слогов; подводить к звуковому анализу слова.

Особое место в развитии речи младших школьников уделяется занятиям по обучению грамоте. Их цель: учить детей составлять предложения из двух – четырех слов;

- членить предложения на слова; членить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами; составлять слова из слогов; подводить к звуковому анализу слова.

Особое место в развитии речи младших школьников уделяется занятиям по обучению грамоте. Их цель: учить детей составлять предложения из двух – четырех слов;

- членить предложения на слова; членить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами; составлять слова из слогов; подводить к звуковому анализу слова.

Особое место в развитии речи младших школьников уделяется занятиям по обучению грамоте. Их цель: учить детей составлять предложения из двух – четырех слов;

- членить предложения на слова; членить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами; составлять слова из слогов; подводить к звуковому анализу слова.

Особое место в развитии речи младших школьников уделяется занятиям по обучению грамоте. Их цель: учить детей составлять предложения из двух – четырех слов;

- членить предложения на слова; членить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами; составлять слова из слогов; подводить к звуковому анализу слова.

Особое место в развитии речи младших школьников уделяется занятиям по обучению грамоте. Их цель: учить детей составлять предложения из двух – четырех слов;

- членить предложения на слова; членить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами; составлять слова из слогов; подводить к звуковому анализу слова.

Особое место в развитии речи младших школьников уделяется занятиям по обучению грамоте. Их цель: учить детей составлять предложения из двух – четырех слов;

- членить предложения на слова; членить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами; составлять слова из слогов; подводить к звуковому анализу слова.

Особое место в развитии речи младших школьников уделяется занятиям по обучению грамоте. Их цель: учить детей составлять предложения из двух – четырех слов;

- членить предложения на слова; членить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами; составлять слова из слогов; подводить к звуковому анализу слова.

Особое место в развитии речи младших школьников уделяется занятиям по обучению грамоте. Их цель: учить детей составлять предложения из двух – четырех слов;

- членить предложения на слова; членить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами; составлять слова из слогов; подводить к звуковому анализу слова.

Особое место в развитии речи младших школьников уделяется занятиям по обучению грамоте. Их цель: учить детей составлять предложения из двух – четырех слов;

- членить предложения на слова; членить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами; составлять слова из слогов; подводить к звуковому анализу слова.

Особое место в развитии речи младших школьников уделяется занятиям по обучению грамоте. Их цель: учить детей составлять предложения из двух – четырех слов; членить предложения на слова; членить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами; составлять слова из слогов; подводить к звуковому анализу слова.

Просмотр содержимого документа
«Методика развития речи младших школьников»

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Жумабаева Динара Кайратовна,


Магистрант образовательной программы 7М01303 «Педагогика и методика начального обучения» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Особое место в развитии речи младших школьников уделяется занятиям по обучению грамоте. Их цель: учить детей составлять предложения из двух – четырех слов;

- членить предложения на слова; членить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами; составлять слова из слогов; подводить к звуковому анализу слова.

В ГОСО начального образования утверждается содержание образовательной области «Язык и литература»: обеспечивает использование межпредметных связей с другими языковыми и неязыковыми учебными дисциплинами; успешную социализацию обучающихся; развитие языковых навыков обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями, потребностями и интересами; понимание важности изучения языков в современном мире; развитие духовно-нравственных ценностей; понимание целостной картины полиязычного и поликультурного мира; установление межличностных и межкультурных контактов в процессе общения; воспитание уважения к различным точкам зрения через ознакомление с культурами других стран; умение самостоятельно работать с различными информационными источниками на изучаемом языке, в том числе с Интернет-ресурсами; развитие и использование творческого и критического мышления [1, с.47].

В процессе речевого общения дети обращают внимание, прежде всего на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложения они начинают осознавать не только содержание речи, но и ее форму. Первые занятия, на которых младшие школьники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры. Дальнейшее усложнение работы над словесным составом предложения заключается в том, что дети выделяют слова в четырехсловном предложении, учатся называть их последовательность и вразбивку, а также составлять предложения из заданного количества слов. Последняя форма работы очень важна, так как осознанность, произвольность составления предложений имеет здесь высокий уровень. Ведь нужно держать во внимании и содержание предложения, и количество слов, и правильность произношения [2].

В обучении младших школьников обучению грамоте существенное значение имеет ознакомление их со слоговым строением слова. Первоначальное представление о том, что слово состоит из слогов, дети получают, слушая образец послогового произнесения слова педагогом. Но перед этим полезно поставить перед ними задачу такого произнесения, т.е. спросить, можно ли произнести слово по частям. Термин «часть» на первых занятиях используется вместо термина «слог». Обучить младших школьников послоговому произнесению слова нетрудно, но главное заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова. Они должны научиться хорошо слышать и называть первый, второй, третий слог в слове, составлять из заданных слогов слова.

Существует много методических приемов, которые успешно используются в практике обучения детей:

- схематическое изображение слогового состава анализируемого слова;

- подбор слов с определенным количеством слогов: дети или вспоминают соответствующие слова, или выбирают из ряда картинок те, названия которых состоят из заданного количества слогов. Задание дается словесно или с помощью схемы;

- подбор слов с определенным слогом;

- подбор слов, начинающихся с определенного слога (ма – мама, машина);

- перестановка слогов в слове (мышка - камыш) [3].

Речь будет четкой и ясной в том случае, если дети научатся правильно произносить каждый звук в отдельности. Но чтобы научиться правильно произносить звуки, надо уметь четко их артикулировать, т.е. артикуляционный аппарат должен быть достаточно подвижным. На занятиях педагог, используя словесные и наглядные методы, рассказывает и показывает, какое положение принимают язык, губы при правильном произнесении звуков.

Важную роль в формировании правильности речи играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. На первых занятиях ведущую роль играет образец речи педагога. Особенно подчеркнуто произносится затрудняющая часть слова (ездит, ездим). Возможно прямое указание, выделяющее трудное слово из контекста, предложение его запомнить, поучиться говорить правильно. Уместно дать детям мотивировку учебного задания: «Придумайте предложения со словом пианино. Напомню вам, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый хочет научиться говорить правильно, без ошибок». В работе над правильной речью находит место и такой эффективный прием, как сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разных родов, окончания существительных и т.д.).

Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы. Проводя упражнения на закрепление окончаний, на чередование звуков, педагог должен подчеркнуто произносить исходную и образуемую формы: скакать – скачи; махать – машу; носки – носков, но чулки – чулок. Возможно хоровое проговаривание трудной формы [4, с.69].

Находят свое место и такие приемы, как исправление и подсказ. Поскольку педагог дает развернутые требования к ответу, то к оценке можно привлекать и детей («Правильно ли все сказали? Лена сказала так, как нужно?»). В формировании умения подбирать синонимы и антонимы очень эффективны специальные речевые ситуации, когда дети ставятся в условия, требующие точного словесного обозначения. Например, давалась следующая ситуация: «Если часто идет дождь, небо затянулось тучами, дует холодный ветер, то какими словами можно сказать про осень, какая она?» (Пасмурная, дождливая, холодная.) Затем дается противоположная ситуация: «Если осенью голубое небо, свесит солнце, еще тепло, на деревьях еще не опавшие листья, то как можно сказать про осень, какая она?» (Солнечная, теплая, золотая, ясная.)

Выполнение таких заданий способствует формированию точности словоупотребления, умения выбирать слова, точно обозначающие предмет, действие, качество. Для формирования умения правильно употреблять слова следует практиковать задания на составление предложений с отдельным словом, причем в качестве исходных предлагаются многозначные слова разных частей речи: имена существительные, прилагательные, глаголы. Соединяя слова в словосочетания и предложения, дети тем самым обучаются и осмысленному употреблению слов в различных грамматических формах и значениях. Вначале они составляют двухсловные словосочетания и предложения, затем появляются и распространенные предложения. Задания на составление предложений нужно использовать чаще потому, что даже при правильном понимании значения слов отмечается неумение детей составить предложение, правильно употребить их по смыслу. Лексические упражнения, которые проводятся как часть занятия, выполняют как бы двойную функцию: помогают развивать словарь и подготавливают к выполнению заданий по связной речи [5].

Своеобразие речи младшего школьника, диктует необходимость выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу. Иногда ребенок четко произносит все звуки и имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов.

В организации речевой работы с детьми широко используются различные иллюстрации. Особенно целесообразно их использовать для совершенствования некоторых навыков фонематического анализа, например, ребенку предлагают найти на картинке среди разных предметов те, в названии которых есть заданные звуки. При этом ребенок учится различать звуки на слух, четко, ясно произносить их в словах, выделяя голосом. Для формирования правильности речи используются речевые логические задачи – рассказы-загадки. Этот вид упражнений строится на осознании детьми связей и закономерностей природы и требует четкой речевой конструкции. Включение речевой логической задачи в беседу, дидактическую игру обеспечивает активность детской мысли. Также в работе по развитию речи используются скороговорки. Дети любят упражняться в тонкости артикуляции. Часто они сами, без всякого поощрения, помногу раз повторяют какое-нибудь трудное слово, стремясь преодолеть трудности и овладеть правильным произношением. Вначале детям предлагают скороговорки короткие, нетрудные. В дальнейшем скороговорки подбираются с нарастающими трудностями. Дети приобретают навык произносить их быстрее, отчетливее [6].

В работе над грамматическим строем речи нужно учить ребенка распространять предложения за счет определений и обстоятельств, а также строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Для этого можно использовать игру «Кто больше?». Работу над сложноподчиненными предложениями лучше начинать с фраз типа «Сначала…а потом». Хорошо использовать игру «Найди ошибку», когда взрослый заведомо неправильно выстраивает причинно-следственные связи, а ребенок его исправляет. Работу над сложноподчиненными предложениями с союзом «потому что» целесообразно организовать в форме игры «Почемучка». Изучая сложноподчиненные предложения с союзом «что», можно предложить игру «Знайка и Незнайка»: вначале педагог будет Знайкой, а ребенок Незнайкой, а потом поменяются ролями.

На протяжении младшего школьного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны детской речи. Лишь к окончанию начальной школы можно говорить о полном усвоении ребенком грамматического строя языка. В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования, эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.


Список литературы


  1. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М., Международная педагогическая академия, 2019. – 158 с.

  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.

  3. Егорова Т.Г. Психология овладения навыком чтения. - М.: АСТ, 2017. – 132 с.

  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., Просвещение, 2018. – 113 с.

  5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Юрайт, 2018. – 168 с.

  6. Полякова Г.М., Жунусова А.Ж. Конспекты интегрированных занятий по развитию речи: учебно-методическое пособие. - Петропавловск: СКГУ им. М.Козыбаева, 2017. – 88 с.

  7. Адлер Е.М. Использование учебных коммуникативных ситуаций как важнейшее условие развития речи школьников. – Тбилиси: Речь, 2016. - С. 111-123.

  8. Арямова О.С., Климова С.А., Мали Л.Д., Пескова И.С. Речевое развитие младших школьников: Метод, рекомендации к работе по программе «Речь» в 3 классе. - Пенза: Речь, 2015. - 94 с.

  9. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. - М.: ГНОМ и Д, 2018. – 145 с.



Скачать

© 2023, 123 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!