СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методология психолого-педагогического исследования

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации рассматривается...

1. Наука как система знаний.

2. Методология научного поиска.

3. Методы научного исследования.

4. Теоретические методы научного исследования.

5. Эмпирические исследовательские приемы.

Просмотр содержимого документа
«Методология психолого-педагогического исследования»

Методология  психолого-педагогического исследования

Методология психолого-педагогического исследования

План 1. Наука как система знаний 2. Методология научного поиска 3. Методы научного исследования 4. Теоретические методы научного исследования 5. Эмпирические исследовательские приемы

План

  • 1. Наука как система знаний
  • 2. Методология научного поиска
  • 3. Методы научного исследования
  • 4. Теоретические методы научного исследования
  • 5. Эмпирические исследовательские приемы

1.1 Наука как система знаний Наука  —  система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру. Наука  — точно сформулированные положения о явлениях и их взаимосвязях , законах природы и общества, которые выражены с помощью конкретных научных понятий и суждений.

1.1 Наука как система знаний

  • Наукасистема знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру.
  • Наука — точно сформулированные положения о явлениях и их взаимосвязях , законах природы и общества, которые выражены с помощью конкретных научных понятий и суждений.

1.2 Функции науки Функция социальной памяти как «накопления - сохранения - трансляции» гносеологическая нормативная коммуникативная воспитательная креативная (творческая) аксиологическая (ценностная)

1.2 Функции науки

  • Функция социальной памяти как «накопления - сохранения - трансляции»
  • гносеологическая
  • нормативная
  • коммуникативная
  • воспитательная
  • креативная (творческая)
  • аксиологическая (ценностная)

1.3 Виды научных исследований Фундаментальные  имеют высочайшую степень неопределенности, результатом которых есть открытия новых явлений и законов природы, расширение научных знаний общества и их применение в практической деятельности; Прикладные предусматривают поиск новых, или усовершенствование уже известных явлений и законов природы, цель которых - использование полученных результатов в практической деятельности человека и общества.

1.3 Виды научных исследований

Фундаментальные

имеют высочайшую степень неопределенности, результатом которых есть открытия новых явлений и законов природы, расширение научных знаний общества и их применение в практической деятельности;

Прикладные

предусматривают поиск новых, или усовершенствование уже известных явлений и законов природы, цель которых - использование полученных результатов в практической деятельности человека и общества.

1.4 Этапы научного исследования  Эмпирический этап получение и первоначальная обработка материала, процесс накопления фактов, описание языка науки, классификация по разным критериям и выявление основной зависимости между ними получение и первоначальная обработка материала, процесс накопления фактов, описание языка науки, классификация по разным критериям и выявление основной зависимости между ними глубокий анализ научного факта, проверенного, осознанного и зафиксированного языком науки, проникновение в суть явлений, формулирование его в качественной и количественной форме, избрание принципа действия и рекомендаций относительно практического влияния на эти явления глубокий анализ научного факта, проверенного, осознанного и зафиксированного языком науки, проникновение в суть явлений, формулирование его в качественной и количественной форме, избрание принципа действия и рекомендаций относительно практического влияния на эти явления Теоретический этап 5

1.4 Этапы научного исследования

Эмпирический этап

  • получение и первоначальная обработка материала, процесс накопления фактов, описание языка науки, классификация по разным критериям и выявление основной зависимости между ними
  • получение и первоначальная обработка материала, процесс накопления фактов, описание языка науки, классификация по разным критериям и выявление основной зависимости между ними
  • глубокий анализ научного факта, проверенного, осознанного и зафиксированного языком науки, проникновение в суть явлений, формулирование его в качественной и количественной форме, избрание принципа действия и рекомендаций относительно практического влияния на эти явления
  • глубокий анализ научного факта, проверенного, осознанного и зафиксированного языком науки, проникновение в суть явлений, формулирование его в качественной и количественной форме, избрание принципа действия и рекомендаций относительно практического влияния на эти явления

Теоретический этап

5

1.5 Теоретический этап исследования Теория (греческое theoria — рассмотрение, исследования) - форма достоверного научного знания о действительности , которая представляет собой систему понятий, утверждений, доказательств, дает целостное представление о закономерностях и связях в обществе. 6

1.5 Теоретический этап исследования

  • Теория (греческое theoria — рассмотрение, исследования) - форма достоверного научного знания о действительности , которая представляет собой систему понятий, утверждений, доказательств, дает целостное представление о закономерностях и связях в обществе.

6

1.6 Структура научной теории факты категории аксиомы постулаты принципы понятия законы умозаключение суждения 6

1.6 Структура научной теории

факты

категории

аксиомы

постулаты

принципы

понятия

законы

умозаключение

суждения

6

2.1 Методология научного поиска Методология - учение о структуре, логике организации, методах и средствах деятельности в разных областях науки, ее теории и практики.  Методология - как учение об основах познания - анализирует и оценивает философские, мировоззренческие позиции, на которые исследователь опирается в процессе научного познания. 8

2.1 Методология научного поиска

  • Методология - учение о структуре, логике организации, методах и средствах деятельности в разных областях науки, ее теории и практики.

  • Методология - как учение об основах познания - анализирует и оценивает философские, мировоззренческие позиции, на которые исследователь опирается в процессе научного познания.

8

Принципы организации и проведения научного исследования Методы научного исследования Научный аппарат 2.2 Методологический аппарат 10

Принципы организации и проведения научного исследования

Методы научного исследования

Научный аппарат

2.2 Методологический аппарат

10

2.3 Основные принципы методологии познания: принцип единства теории и практики принцип объективности принцип конкретности принцип развития принцип закономерности 11

2.3 Основные принципы методологии познания:

принцип единства теории и практики

принцип объективности

принцип конкретности

принцип развития

принцип закономерности

11

2.4 Логика научного исследования Логика (грец. logos -ум, мысль) — наука о законах, приемах правильного построения мысли, направленной на познание объективной действительности, основные задачи которой: -  достижение истинности знания; -  построение структуры умственного процесса; -  применение верных методов познания и т.п.. 11

2.4 Логика научного исследования

  • Логика (грец. logos -ум, мысль) — наука о законах, приемах правильного построения мысли, направленной на познание объективной действительности, основные задачи которой:

- достижение истинности знания;

- построение структуры умственного процесса;

- применение верных методов познания и т.п..

11

3.1 Методы научного исследования Методика — это система исследовательского труда, которая используется для получения фактического материала, его обработки и получения необходимых результатов. Метод  — это подход (прием, средство) теоретического исследования или практического воплощения явления (процесса). 11

3.1 Методы научного исследования

  • Методика — это система исследовательского труда, которая используется для получения фактического материала, его обработки и получения необходимых результатов.
  • Метод — это подход (прием, средство) теоретического исследования или практического воплощения явления (процесса).

11

3.2 Методы, характерные  для эмпирического уровня исследования Наблюдение  — описательный психологический исследовательский  метод , заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Эксперимент —  целенаправленное изучение объекта с целью выявления прежде неизвестных его свойств (качеств) или проверки правильности теоретических положений, которое определяется определенной поисковой идеей и имеет четко определенную цель. Статистика — метод сбора, анализа и обработки данных, которые описывают массовые действия, явления и процессы. 11

3.2 Методы, характерные для эмпирического уровня исследования

Наблюдение  — описательный психологический исследовательский  метод , заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Эксперимент — целенаправленное изучение объекта с целью выявления прежде неизвестных его свойств (качеств) или проверки правильности теоретических положений, которое определяется определенной поисковой идеей и имеет четко определенную цель.

Статистика — метод сбора, анализа и обработки данных, которые описывают массовые действия, явления и процессы.

11

3.3 Методы, характерные  для теоретического уровня исследования Анализ — метод научного познания, в основу которого положена процедура мыслительного или реального расчленения предмета на составляющие части. Индукция (от лат. inductio) - форма научного познания, логика которого разворачивается от конкретного к общему. Синтез —  метод научного исследования, основанный на соединении различных элементов предмета в единое целое, в систему. 14

3.3 Методы, характерные для теоретического уровня исследования

Анализ — метод научного познания, в основу которого положена процедура мыслительного или реального расчленения предмета на составляющие части.

Индукция (от лат. inductio) - форма научного познания, логика которого разворачивается от конкретного к общему.

Синтез — метод научного исследования, основанный на соединении различных элементов предмета в единое целое, в систему.

14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!