В данной презентации рассматривается...
1. Наука как система знаний.
2. Методология научного поиска.
3. Методы научного исследования.
4. Теоретические методы научного исследования.
5. Эмпирические исследовательские приемы.
Просмотр содержимого документа
«Методология психолого-педагогического исследования»
Методология психолого-педагогического исследования
План
- 1. Наука как система знаний
- 2. Методология научного поиска
- 3. Методы научного исследования
- 4. Теоретические методы научного исследования
- 5. Эмпирические исследовательские приемы
1.1 Наука как система знаний
- Наука — система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру.
- Наука — точно сформулированные положения о явлениях и их взаимосвязях , законах природы и общества, которые выражены с помощью конкретных научных понятий и суждений.
1.2 Функции науки
- Функция социальной памяти как «накопления - сохранения - трансляции»
- гносеологическая
- нормативная
- коммуникативная
- воспитательная
- креативная (творческая)
- аксиологическая (ценностная)
1.3 Виды научных исследований
Фундаментальные
имеют высочайшую степень неопределенности, результатом которых есть открытия новых явлений и законов природы, расширение научных знаний общества и их применение в практической деятельности;
Прикладные
предусматривают поиск новых, или усовершенствование уже известных явлений и законов природы, цель которых - использование полученных результатов в практической деятельности человека и общества.
1.4 Этапы научного исследования
Эмпирический этап
- получение и первоначальная обработка материала, процесс накопления фактов, описание языка науки, классификация по разным критериям и выявление основной зависимости между ними
- получение и первоначальная обработка материала, процесс накопления фактов, описание языка науки, классификация по разным критериям и выявление основной зависимости между ними
- глубокий анализ научного факта, проверенного, осознанного и зафиксированного языком науки, проникновение в суть явлений, формулирование его в качественной и количественной форме, избрание принципа действия и рекомендаций относительно практического влияния на эти явления
- глубокий анализ научного факта, проверенного, осознанного и зафиксированного языком науки, проникновение в суть явлений, формулирование его в качественной и количественной форме, избрание принципа действия и рекомендаций относительно практического влияния на эти явления
Теоретический этап
5
1.5 Теоретический этап исследования
- Теория (греческое theoria — рассмотрение, исследования) - форма достоверного научного знания о действительности , которая представляет собой систему понятий, утверждений, доказательств, дает целостное представление о закономерностях и связях в обществе.
6
1.6 Структура научной теории
факты
категории
аксиомы
постулаты
принципы
понятия
законы
умозаключение
суждения
6
2.1 Методология научного поиска
- Методология - учение о структуре, логике организации, методах и средствах деятельности в разных областях науки, ее теории и практики.
- Методология - как учение об основах познания - анализирует и оценивает философские, мировоззренческие позиции, на которые исследователь опирается в процессе научного познания.
8
Принципы организации и проведения научного исследования
Методы научного исследования
Научный аппарат
2.2 Методологический аппарат
10
2.3 Основные принципы методологии познания:
принцип единства теории и практики
принцип объективности
принцип конкретности
принцип развития
принцип закономерности
11
2.4 Логика научного исследования
- Логика (грец. logos -ум, мысль) — наука о законах, приемах правильного построения мысли, направленной на познание объективной действительности, основные задачи которой:
- достижение истинности знания;
- построение структуры умственного процесса;
- применение верных методов познания и т.п..
11
3.1 Методы научного исследования
- Методика — это система исследовательского труда, которая используется для получения фактического материала, его обработки и получения необходимых результатов.
- Метод — это подход (прием, средство) теоретического исследования или практического воплощения явления (процесса).
11
3.2 Методы, характерные для эмпирического уровня исследования
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод , заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Эксперимент — целенаправленное изучение объекта с целью выявления прежде неизвестных его свойств (качеств) или проверки правильности теоретических положений, которое определяется определенной поисковой идеей и имеет четко определенную цель.
Статистика — метод сбора, анализа и обработки данных, которые описывают массовые действия, явления и процессы.
11
3.3 Методы, характерные для теоретического уровня исследования
Анализ — метод научного познания, в основу которого положена процедура мыслительного или реального расчленения предмета на составляющие части.
Индукция (от лат. inductio) - форма научного познания, логика которого разворачивается от конкретного к общему.
Синтез — метод научного исследования, основанный на соединении различных элементов предмета в единое целое, в систему.
14