СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физики

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физики»

МЕТОДЫ  И  ПРИЕМЫ  ФОРМИРОВАНИЯ  ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА УРОКАХ  ФИЗИКИ  Синицин Николай Вадимович ,  учитель  физики МАОУ СОШ № 154

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА

УРОКАХ ФИЗИКИ

Синицин Николай Вадимович ,

учитель физики МАОУ СОШ № 154

Функциональная  грамотность  –  это  «способность человека  использовать  приобретаемые  в  течение жизни  знания  для  решения  широкого  диапазона жизненных  задач  в  различных  сферах  человеческой деятельности,  общения  и  социальных  отношений» Леонтьев  А.Н. Высокий  уровень  функциональной  грамотности включает: O  умение  креативно  и  критически  мыслить O  принимать  нестандартные  решения O  легко  адаптироваться O  быть самостоятельным  в суждениях

Функциональная грамотность – это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Леонтьев А.Н.

Высокий уровень функциональной грамотности включает:

O умение креативно и критически мыслить

O принимать нестандартные решения

O легко адаптироваться

O быть самостоятельным в суждениях

Общероссийская  оценка  по  модели PISA

Общероссийская оценка по модели PISA

Сюжетные  задачи Под  сюжетными  мы  понимаем  задачи,  в которых  описан  некоторый  жизненный сюжет  (явление,  событие,  процесс),  с целью  нахождения  определённых количественных  характеристик  или значений Лев  Моисеевич  Фридман

Сюжетные задачи

Под сюжетными мы понимаем задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), с целью нахождения определённых количественных характеристик или значений

Лев Моисеевич Фридман

Задача  по  теме  «Работа.  Мощность» Какую  работу  совершает  тело мощностью  100  кВт  за  20  мин?

Задача по теме «Работа. Мощность»

Какую работу совершает тело мощностью 100 кВт за 20 мин?

Задача  по  теме  «Работа.  Мощность» Спикер  вебинара  «Опыт  ОО  по  формированию функциональной  грамотности  на  уроках  физики»  за одну  минуту  выступления  расходует  2  ккал  энергии. Определите,  какую  мощность  развивает  спикер  во время  своего  10- минутного  выступления?  Какую  часть шоколадки,  изображенной  на  рисунке,  ему  нужно съесть,  чтобы  восполнить  потери  энергии?

Задача по теме «Работа. Мощность»

Спикер вебинара «Опыт ОО по формированию функциональной грамотности на уроках физики» за одну минуту выступления расходует 2 ккал энергии. Определите, какую мощность развивает спикер во время своего 10- минутного выступления? Какую часть шоколадки, изображенной на рисунке, ему нужно съесть, чтобы восполнить потери энергии?

Сюжетная  задача  по  литературному произведению O  Определите,  каким  должен  быть  объем шарика  с  водородом,  чтобы  удержать  в воздухе  Винни  Пуха?  Масса  медведя равна  80  кг.  Объемом  Винни  Пуха  и массой  оболочки  шара  можно пренебречь.

Сюжетная задача по литературному произведению

O Определите, каким должен быть объем шарика с водородом, чтобы удержать в воздухе Винни Пуха? Масса медведя равна 80 кг. Объемом Винни Пуха и массой оболочки шара можно пренебречь.

Сюжетная  задача  по  научному  факту O  17  ноября  1970  года  советская  автоматическая станция  «Луна- 17»  доставила  на  поверхность Луны  первый  в  мире  планетоход  –  «Луноход- 1». В  отличие  от  Земли,  на  Луне  коэффициент  g  = 1,6  Н  кг.  По  размерам  луноход  сопоставим  с современным  легковым  автомобилем,  его масса  равна  750  кг.  Колес  у  лунохода  восемь, причем  площадь  каждого равна  0,05  м 2 . Определите  давление,  которое луноход оказывает  на поверхность  Луны.

Сюжетная задача по научному факту

O 17 ноября 1970 года советская автоматическая станция «Луна- 17» доставила на поверхность Луны первый в мире планетоход – «Луноход- 1». В отличие от Земли, на Луне коэффициент g = 1,6 Н кг. По размерам луноход сопоставим с современным легковым автомобилем, его масса равна 750 кг. Колес у лунохода восемь,

причем площадь каждого

равна 0,05 м 2 .

Определите давление, которое

луноход

оказывает на поверхность Луны.

Самостоятельное составление задач учащимися на основе сюжета

O Задание 1. Прочитайте текст, выделите интересные факты

Жюль Верн. В стране мехов (отрывок)

Сюжет: Экспедиция под руководством лейтенанта Хобсона, совершив путешествие от Большого Невольничьего озера на север, основала факторию (форт Надежда) на мысе Баттерст на побережье Северного Ледовитого океана. Однако вскоре герои с ужасом узнают, что мыс Баттерст является огромной льдиной, которую недавнее землетрясение оторвало от материка, и теперь она дрейфует по океану. Героям угрожает гибель, но они не теряют силу духа и с честью преодолевают все опасности. В романе подробно описана природа северного края, животный и растительный мир.

Несколько дней стояла сухая, холодная погода. На земле лежал крепкий снежный наст, сильно облегчавший передвижение. Во время сильных морозов снег так твердеет, что не оседает под тяжестью человека. Ступать по нему можно смело, не боясь в любой момент провалиться. Когда же снег рыхлый, нога сразу же погружается в него по колено, и в это время индейцы всегда пользуются лыжами, площадь лыж 2000 см 2 . Лейтенант Гобсон , массой 80 кг и его спутники давно привыкли к этим

«snow- shoes» и с легкостью конькобежцев носились на них по мягкому снегу; Полина Барнет тоже приспособилась к лыжам и скоро в быстроте бега могла соперничать со своими товарищами.

Самостоятельное  составление  задач  учащимися на  основе  сюжета O  Задание  2.  Сформулируйте  и  решите  задачу  по  теме  «Давление  твердого  тела», используя  картинку  и  необходимые  факты  из  отрывка  произведения  Жюля  Верна

Самостоятельное составление задач учащимися на основе сюжета

O Задание 2. Сформулируйте и решите задачу по теме «Давление твердого тела», используя картинку и необходимые факты из отрывка произведения Жюля Верна

Юмористическая  сюжетная  задача O  Определите,  какое  давление  производит  жало осы  на  кожу  учителя  физики  Анны  Сергеевны при  укусе,  если  масса  осы 9·10 - 7 кг,  а площадь острия  жала  3·10 -16 м 2 .  К  какому  классу, типу, отряду,  семейству  относится  оса?  Назовите правила  первой  помощи  при  укусе  осы.

Юмористическая сюжетная задача

O Определите, какое давление производит жало осы на кожу учителя физики Анны Сергеевны при укусе, если масса осы 9·10 - 7 кг, а площадь острия жала 3·10 -16 м 2 . К какому классу, типу, отряду, семейству относится оса? Назовите правила первой помощи при укусе осы.

Сюжетная  задача  по  реальной жизненной  ситуации O  В  период  отсутствия  запрета  выхода  на  лед  учитель технологии  Валерий  Александрович  решил  выехать  в лес  на  противоположный  берег  реки  Ухра.  Лед выдерживает  давление  90  кПа.  Пройдет  ли  по  этому льду  трактор  массой  5,4  т,  управляемый  Валерием Александровичем,  если  он  опирается  на  гусеницы общей  площадью  1,5  м 2 ? O  Учителя  технологии  Арефинской  школы  Валерий Александрович  и  Николай  Евгеньевич  купили  трактор  с коэффициентом  полезного  действия  30%.  Сколько  им понадобится  топлива,  чтобы  трактор  совершил  работу 30  МДж,  если  известно,  что  он  работает  на  топливе  с удельной  теплотой  сгорания  42  МДж/кг?

Сюжетная задача по реальной жизненной ситуации

O В период отсутствия запрета выхода на лед учитель технологии Валерий Александрович решил выехать в лес на противоположный берег реки Ухра. Лед выдерживает давление 90 кПа. Пройдет ли по этому льду трактор массой 5,4 т, управляемый Валерием Александровичем, если он опирается на гусеницы общей площадью 1,5 м 2 ?

O Учителя технологии Арефинской школы Валерий Александрович и Николай Евгеньевич купили трактор с коэффициентом полезного действия 30%. Сколько им понадобится топлива, чтобы трактор совершил работу 30 МДж, если известно, что он работает на топливе с удельной теплотой сгорания 42 МДж/кг?

Сюжетная  задача  с  включением межпредметных  связей O  Кузнецу  Александру  Третьякову  из  деревни Шлыково  для  нагревания  медного  бруска  массой 5  кг  от  20  до  30°С  потребовалось  12000  Дж теплоты.  Какова  удельная  теплоемкость  меди?  В каких  районах  России  добывают  медь? O  В  ходе  переговоров  России  с  Индонезией,  было предложено  менять  самолеты  Су- 35  на пальмовое  масло,  причем  за  1  л  масла  Индонезия получала  бы  100  г  от  самолета.  Однако,  сделка  не состоялась.  Сколько  литров  масла  получила  бы Россия  за  1  самолет,  если  его  масса  составляет 17500  кг?  Как  называется  такая  форма сотрудничества?  Почему  сделка  не  состоялась?

Сюжетная задача с включением межпредметных связей

O Кузнецу Александру Третьякову из деревни Шлыково для нагревания медного бруска массой

5 кг от 20 до 30°С потребовалось 12000 Дж теплоты. Какова удельная теплоемкость меди? В каких районах России добывают медь?

O В ходе переговоров России с Индонезией, было предложено менять самолеты Су- 35 на пальмовое масло, причем за 1 л масла Индонезия получала бы 100 г от самолета. Однако, сделка не состоялась. Сколько литров масла получила бы Россия за 1 самолет, если его масса составляет 17500 кг? Как называется такая форма сотрудничества? Почему сделка не состоялась?

Сюжетная  задача,  включающая  воспитательный компонент O  В  начале  Второй  Мировой  войны  СССР  испытывал  большую нехватку  танков,  в  связи  с  чем  было  принято  решение  в экстренных  случаях  переоборудовать  в  танки  обычные тракторы.  Так,  во время  обороны  Одессы  от  осаждавших  город румынских  частей  были  брошены  в  бой  20  подобных  «танков», обшитых  листами  брони.  Масса  танка  Т- 34  равна  30  т,  а площадь  гусеницы  2  м 2 ,  в  то  время  как  масса  трактора  6т. Основная  ставка  была  сделана  на  психологический  эффект: атака  производилась  в  ночь  с  включенными  фарами  и сиренами,  и  румыны  обратились  в  бегство.  За  подобные  случаи а  также  за  то,  что  на  эти  машины  часто  устанавливались муляжи  тяжёлых  орудий,  солдаты  прозвали  их  НИ- 1,  что расшифровывается  «На  испуг».  Определите  давление,  которое оказывает  танк  на  почву.  Какие  качества  личности  проявили советские  солдаты,  используя  тракторы  вместо  танков?

Сюжетная задача, включающая воспитательный компонент

O В начале Второй Мировой войны СССР испытывал большую нехватку танков, в связи с чем было принято решение в экстренных случаях переоборудовать в танки обычные тракторы. Так, во время обороны Одессы от осаждавших город румынских частей были брошены в бой 20 подобных «танков», обшитых листами брони. Масса танка Т- 34 равна 30 т, а площадь гусеницы 2 м 2 , в то время как масса трактора 6т. Основная ставка была сделана на психологический эффект: атака производилась в ночь с включенными фарами и сиренами, и румыны обратились в бегство. За подобные случаи а также за то, что на эти машины часто устанавливались муляжи тяжёлых орудий, солдаты прозвали их НИ- 1, что расшифровывается «На испуг». Определите давление, которое оказывает танк на почву. Какие качества личности проявили советские солдаты, используя тракторы вместо танков?

Ситуация  на  основе  сюжета Во  время  Великой  Отечественной  войны  в  состав  советских  войск входила  28- я  резервная  армия,  которая  была  сформирована  в Астрахани  во  время  боев  под  Сталинградом.  Нехватка  машин  и лошадей  вынудила  выловить  в  окрестностях  диких  верблюдов  и приручить  их.  Масса  среднего  верблюда  достигает  600  кг. Давление,  которое  верблюд  оказывает  на  почву,  60  кПа Варианты  вопросов,  предложенных  учащимися:  1)Определите,  какова  площадь  подошвы  ноги  верблюда 2)Определите  общую  площадь  поверхности  ног  верблюда 3)Определите  какое  давление  будут оказывать  5  таких  верблюдов 4)Определите,  какое  давление  будет  оказывать  верблюд,  если  будет стоять  на  3  ногах

Ситуация на основе сюжета

Во время Великой Отечественной войны в состав советских войск входила 28- я резервная армия, которая была сформирована в Астрахани во время боев под Сталинградом. Нехватка машин и лошадей вынудила выловить в окрестностях диких верблюдов и приручить их. Масса среднего верблюда достигает 600 кг. Давление, которое верблюд оказывает на почву, 60 кПа

Варианты вопросов, предложенных учащимися: 1)Определите, какова площадь подошвы ноги верблюда 2)Определите общую площадь поверхности ног верблюда 3)Определите какое давление будут оказывать 5 таких верблюдов

4)Определите, какое давление будет оказывать верблюд, если будет стоять на 3 ногах

Преимущества  и  недостатки  использования сюжетных  задач  на  уроках  физики ПРЕИМУЩЕСТВА  НЕДОСТАТКИ Увлечение  сюжетом  может  отвлечь  от  самой задачи Возможность  реализации  образовательной, воспитательной,  развивающей  задач образования;  формирования функциональной  грамотности Формирование  интереса  к  предмету, мотивации Использование  сюжетных  задач  на  каждом уроке  ли  слишком  большого  количества сюжетных  задач  на  одном  уроке  может снизить  мотивацию  к  изучению  теории результата (успешность Повышение Трудоемкость  и  затратность  по  времени составления  сюжетных  задач  для  учителя при подготовке  к уроку обучения) Развитие  мышления,  креативности Подготовка  к  ГИА

Преимущества и недостатки использования сюжетных задач на уроках физики

ПРЕИМУЩЕСТВА НЕДОСТАТКИ

Увлечение сюжетом может отвлечь от самой задачи

Возможность реализации образовательной, воспитательной, развивающей задач образования; формирования функциональной грамотности

Формирование интереса к предмету, мотивации

Использование сюжетных задач на каждом уроке ли слишком большого количества сюжетных задач на одном уроке может снизить мотивацию к изучению теории

результата

(успешность

Повышение

Трудоемкость и затратность по времени составления сюжетных задач для учителя при подготовке к уроку

обучения)

Развитие мышления, креативности Подготовка к ГИА

Ресурс O  тщательный  отбор  сюжетов  (в  соответствии с  возрастом,  отвечающие  критериям доступности  и  актуальности для  детей) O  дозирование  (не  использовать  большое количество  сюжетных  задач  на  одном уроке  и  не  использовать  их  обязательно  на каждом  уроке) O  индивидуальный  подход  (в  зависимости  от интересов  и  возможностей  учащихся конкретного  класса)

Ресурс

O тщательный отбор сюжетов (в соответствии с возрастом, отвечающие критериям доступности и актуальности для детей)

O дозирование (не использовать большое количество сюжетных задач на одном уроке и не использовать их обязательно на каждом уроке)

O индивидуальный подход (в зависимости от интересов и возможностей учащихся конкретного класса)

Естественнонаучная  грамотность  отражает  способность человека  применять  естественнонаучные  знания  и  умения  в реальных  жизненных  ситуациях,  в  том  числе  в  случаях обсуждения  общественно  значимых  вопросов,  связанных  с практическими  применениями  достижений  естественных  наук

Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с

практическими применениями достижений естественных наук

Компетенция  «Научное объяснение  явлений» O  1.  Два  дома  построили  по  одному  и  тому  же проекту.  Стены  первого  из  них  кирпичные, стены  второго  сложены  из  керамзитобетонных блоков.  Толщина  стен  одинаковая.  Для  какого из  домов  затраты  на  утепление  стен  одним  и тем  же  материалом  будут  выше?  Ответ поясните. O  2.  Почему  для  утеплителей  используют вспененные  пластмассы,  большую  часть объема  которых  занимает  воздух? O  3.  Когда  здание  утепляют  с  использованием минеральной  ваты,  обязательно  укладывают слой  пароизоляции  (см.  рисунок).

Компетенция «Научное объяснение явлений»

O 1. Два дома построили по одному и тому же проекту. Стены первого из них кирпичные, стены второго сложены из керамзитобетонных блоков. Толщина стен одинаковая. Для какого из домов затраты на утепление стен одним и тем же материалом будут выше? Ответ поясните.

O 2. Почему для утеплителей используют вспененные пластмассы, большую часть объема которых занимает воздух?

O 3. Когда здание утепляют с использованием минеральной ваты, обязательно укладывают слой пароизоляции (см. рисунок).

Компетенция  «Научное объяснение  явлений» O  3.  Когда  здание  утепляют  с  использованием минеральной  ваты,  обязательно  укладывают слой  пароизоляции  (см. рисунок). обладать материалов Каким слой может свойством  должен пароизоляции?  Из  каких быть  изготовлен  такой  слой?

Компетенция «Научное объяснение явлений»

O 3. Когда здание утепляют с использованием минеральной ваты, обязательно укладывают

слой пароизоляции (см.

рисунок). обладать материалов

Каким слой может

свойством должен

пароизоляции? Из каких

быть изготовлен такой слой?

Компетенция  «Понимание особенностей  естественнонаучного исследования» O  Тормозной  путь  автомобиля  Представьте,  насколько  меньше было  бы  аварий,  если  бы  автомобили  могли  останавливаться мгновенно.  К  сожалению,  элементарные  законы  физики говорят,  что  это  невозможно.  Тормозной  путь  у  разных  машин отличается.  Здесь  в  расчёт  идёт  скорость  передвижения,  вес транспортного  средства  и  его  габариты,  состояние  резины, погодные  условия  и  много  других  показателей.  Кроме  того, важна  и  скорость  реакции  водителя,  т.е.  в  остановочный  путь входит  и  путь  реакции,  который  проходит  автомобиль  за  время между  появлением  опасности  и  нажатием  водителем  на  педаль тормоза.  В  таблице  приведены  данные  исследования зависимости  тормозного  пути  некоторого  автомобиля  от скорости  его  движения  перед  началом  торможения. Абсолютная  погрешность  измерения  скорости  составляет  ±1 км/ч,  а  погрешность  измерения  тормозного  пути  составляет ±0,5  м.

Компетенция «Понимание особенностей естественнонаучного исследования»

O Тормозной путь автомобиля Представьте, насколько меньше было бы аварий, если бы автомобили могли останавливаться мгновенно. К сожалению, элементарные законы физики говорят, что это невозможно. Тормозной путь у разных машин отличается. Здесь в расчёт идёт скорость передвижения, вес транспортного средства и его габариты, состояние резины, погодные условия и много других показателей. Кроме того, важна и скорость реакции водителя, т.е. в остановочный путь входит и путь реакции, который проходит автомобиль за время между появлением опасности и нажатием водителем на педаль тормоза. В таблице приведены данные исследования зависимости тормозного пути некоторого автомобиля от скорости его движения перед началом торможения. Абсолютная погрешность измерения скорости составляет ±1 км/ч, а погрешность измерения тормозного пути составляет

±0,5 м.

Компетенция  «Понимание особенностей  естественнонаучного исследования» O  Данные  характерны  для  движения  по  сухому  асфальту. При  движении  по  заснеженной  дороге  или  в  гололёд тормозной  путь  значительно  увеличивается. Почему? O  Вопрос  1:  Выберите  все  верные  утверждения  о характере  торможения  автомобиля.  А.  Для  одного  и того  же  автомобиля  тормозной  путь  увеличивается  с увеличением  скорости  движения  и  не  зависит  от погодных  условий.  В.  Исследование  зависимости тормозного  пути  от  скорости  движения  должно  было проводиться  для  одного  и  того  же  автомобиля  и  при движении  по  одной  и  то  же  дороге.  С.  Чем  легче автомобиль,  тем  больше  его  остановочный  путь.  Д. Если  водитель  отвлекается  от  дороги,  то  увеличивается путь  реакции,  являющийся  составной  частью  общего остановочного  пути.

Компетенция «Понимание особенностей естественнонаучного исследования»

O Данные характерны для движения по сухому асфальту. При движении по заснеженной дороге или в гололёд тормозной путь значительно увеличивается. Почему?

O Вопрос 1: Выберите все верные утверждения о характере торможения автомобиля. А. Для одного и того же автомобиля тормозной путь увеличивается с увеличением скорости движения и не зависит от погодных условий. В. Исследование зависимости тормозного пути от скорости движения должно было проводиться для одного и того же автомобиля и при движении по одной и то же дороге. С. Чем легче автомобиль, тем больше его остановочный путь. Д. Если водитель отвлекается от дороги, то увеличивается путь реакции, являющийся составной частью общего остановочного пути.

Компетенция  «Интерпретация данных  и  их  использование» O  Студент  провел  эксперимент  по  изучению  электрического сопротивления  металлического  проводника,  причем  в качестве  проводника  он  использовал  никелиновые  и длины  и  толщины. измерений   площади фехралевые Результаты поперечного проволоки   разной экспериментальных сечения  S  и   длины l  проволоки,  а  также электрического  сопротивления  R  (с  указанием погрешности)  представлены  в  таблице

Компетенция «Интерпретация данных и их использование»

O Студент провел эксперимент по изучению электрического сопротивления металлического проводника, причем в качестве проводника он использовал никелиновые и

длины и толщины. измерений площади

фехралевые Результаты поперечного

проволоки разной экспериментальных сечения S и длины

l проволоки, а также

электрического сопротивления R (с указанием погрешности) представлены в таблице

Компетенция  «Интерпретация данных  и  их  использование» O  Какие  утверждения  соответствуют  результатам экспериментальных  измерений?  Из проведенных предложенного правильных. сопротивление два перечня  утверждений  выберите Укажите  их проводника номера. зависит  от  Электрическое материала,  из Электрическое которого  изготовлен  проводник. сопротивление  проводника  увеличивается  при  увеличении длины  проводника.  3)  При  увеличении  длины  проводника его  электрическое  сопротивление  не  меняется. 4)  Электрическое  сопротивление  проводника прямо пропорционально  площади  поперечного сечения проводника.  5)  При  увеличении  толщины  проводника  его электрическое  сопротивление  уменьшается.

Компетенция «Интерпретация данных и их использование»

O Какие утверждения соответствуют результатам

экспериментальных измерений? Из

проведенных предложенного правильных. сопротивление

два

перечня утверждений выберите

Укажите их проводника

номера. зависит от

  • Электрическое материала, из
  • Электрическое

которого изготовлен проводник.

сопротивление проводника увеличивается при увеличении длины проводника. 3) При увеличении длины проводника его электрическое сопротивление не меняется.

4) Электрическое сопротивление проводника

прямо

пропорционально площади поперечного

сечения

проводника. 5) При увеличении толщины проводника его электрическое сопротивление уменьшается.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!