Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах
Подготовила: учитель начальных классов
Староказинский филиал
МБОУ Новоникольская СОШ
Завязкина Лидия Дмитриевна
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
А.А. Леонтьев
Функциональная грамотность в ФГОС НОО
Функциональная грамотность младшего школьника
характеризуется следующими показателями:
-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
-возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
-способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
-совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача : развить ребёнка.
- -Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое
- -Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение
- -Пространственное восприятие
- -Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
- -Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность
Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии:
технология проектной деятельности
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний
уровневая дифференциация обучения
обучение на основе «учебных ситуаций»;
технология оценивания учебных достижений учащихся и другие
информационные и коммуникационные технологии
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося :
1)добывать новые знания;
2) применять полученные знания на практике;
3)оценивать свое знание-незнание;
4)стремиться к саморазвитию.
Математико-методический инструментарий
Творческие задания
Моделирование
Математические экскурсии
Изменение и зависимости • «на глаз» • «от руки» • «прикидка»
Проекты по математике
Ролевые и деловые игры
Исследовательская деятельность
Математико-методический инструментарий
Интеграция предметных методик
Покомпонентный метод формирования общего умения решать задачи • Ситуации из жизни
Дифферинцированное обучение
Финансовая арифметика основанная на решении задач на семейный и личный бюджет, на расходы и доходы.
Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину
Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление.
Примером могут служить следующие задания:
- Решение ребусов
- задания типа «Заполнить пустые места»
- «Продолжить ряд чисел»
- 1, 4, 9, 16, …, …, 49, 64, 81, 100.
- 16, 17, 15, 18, 14, 19, ….
- 1, 3, 6, 8, 16, 18, …, …, 76, 78.
- 24, 22, 19, 15, …, ….
- использование на уроке интересных фактов из истории математики, геометрии (например, про циркуль, его изобретение)
Циркуль является одним из самых древних измерительных инструментов, который использовался архитекторами и строителями еще на Древнем Востоке.
В античности изображение циркуля помещали на надгробиях строителей как символ их профессиональной принадлежности.
Начиная с эпохи Средневековья циркуль, как инструмент для вычерчивания безупречных кругов стал символом геометрии, космического порядка и планомерных действий.
В это время часто рисовали Бога Саваофа в образе творца и архитектора Вселенной с циркулем в руках.
- решение примеров с зашифрованными числами
Различные формы работы над задачей
Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного
Решение
Решение
Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу
Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку")
Самостоятельное
Решение задач с недостающими данными
Изменение
Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение
Составление аналогичной задачи с измененными данными
Задача с избыточными данными.
- решение логических задач
Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19.
В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ?
Нестандартные задачи
Решение задач с недостающими или лишними данными. Задача: В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах?
Изменение вопроса задачи.
У Иры 5 роз, а у Оли на 2 розы меньше. Сколько роз у Оли?
Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.
Моделирование и решение заданий с использованием
математических умений и знаний в повседневных
жизненных ситуациях .
Рассчитай стоимость экскурсионной поездки, если известно, что в поездку отправилось 25 учащихся, а цена одного билета 1200 рублей.
Ваня разговаривал с мамой по телефону 15 минут. Сколько средств со своего счета он потратил, если известно, что стоимость минуты разговора, согласно его тарифу, 50 копеек?
Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка.
Кто пришёл раньше всех? Кто пришёл позже всех? В каком порядке приходили гости? (обозначь на отрезке)
б) с помощью рисунка.
На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке?
в) с помощью чертежа.
Пять практических рекомендаций по формированию математической грамотности — одного из важнейших компонентов функциональной грамотности в начальной школе:
- Объяснять математические понятия с помощью предметных действий.
- Играть в математические игры.
- Давать жизненные задания.
- Подключать родителей.
- Использовать цифровые платформы.
Ежедневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке.
РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”
Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
Указательный – по этому вопросу я получил информацию…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – для меня было недостаточно
Большой – для меня было интересным…
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!