СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах»

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах Подготовила: учитель начальных классов   Староказинский филиал  МБОУ Новоникольская СОШ Завязкина Лидия Дмитриевна

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах

Подготовила: учитель начальных классов

Староказинский филиал

МБОУ Новоникольская СОШ

Завязкина Лидия Дмитриевна

  Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.     А.А. Леонтьев

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

А.А. Леонтьев

Функциональная грамотность  в ФГОС НОО

Функциональная грамотность в ФГОС НОО

 Функциональная грамотность младшего школьника  характеризуется следующими показателями: -готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования; -возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; -способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; -совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.  

Функциональная грамотность младшего школьника

характеризуется следующими показателями:

-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

-возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

-способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

-совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

 

Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача : развить ребёнка.   -Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое -Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение -Пространственное восприятие -Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику -Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность

Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача : развить ребёнка.

 

  • -Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое
  • -Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение
  • -Пространственное восприятие
  • -Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
  • -Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность

Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии:   технология проектной деятельности проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний уровневая дифференциация обучения обучение на основе «учебных ситуаций»; технология оценивания учебных достижений учащихся и другие информационные  и коммуникационные технологии

Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии:

технология проектной деятельности

проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний

уровневая дифференциация обучения

обучение на основе «учебных ситуаций»;

технология оценивания учебных достижений учащихся и другие

информационные и коммуникационные технологии

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося : 1)добывать новые знания; 2) применять полученные знания на практике; 3)оценивать свое знание-незнание; 4)стремиться к саморазвитию.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося :

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3)оценивать свое знание-незнание;

4)стремиться к саморазвитию.

Математико-методический инструментарий Творческие задания Моделирование Математические экскурсии Изменение и зависимости • «на глаз» • «от руки» • «прикидка» Проекты по математике Ролевые и деловые игры Исследовательская деятельность

Математико-методический инструментарий

Творческие задания

Моделирование

Математические экскурсии

Изменение и зависимости • «на глаз» • «от руки» • «прикидка»

Проекты по математике

Ролевые и деловые игры

Исследовательская деятельность

Математико-методический инструментарий Интеграция предметных методик Покомпонентный метод формирования общего умения решать задачи • Ситуации из жизни Дифферинцированное обучение Финансовая арифметика основанная на решении задач на семейный и личный бюджет, на расходы и доходы.

Математико-методический инструментарий

Интеграция предметных методик

Покомпонентный метод формирования общего умения решать задачи • Ситуации из жизни

Дифферинцированное обучение

Финансовая арифметика основанная на решении задач на семейный и личный бюджет, на расходы и доходы.

  Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину     Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление.

Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину

 

Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление.

 Примером могут служить следующие      задания:    - Решение ребусов

Примером могут служить следующие задания:

- Решение ребусов

- задания типа «Заполнить пустые места»

- задания типа «Заполнить пустые места»

- «Продолжить ряд чисел» 1, 4, 9, 16, …, …, 49, 64, 81, 100. 16, 17, 15, 18, 14, 19, …. 1, 3, 6, 8, 16, 18, …, …, 76, 78. 24, 22, 19, 15, …, ….

- «Продолжить ряд чисел»

  • 1, 4, 9, 16, …, …, 49, 64, 81, 100.
  • 16, 17, 15, 18, 14, 19, ….
  • 1, 3, 6, 8, 16, 18, …, …, 76, 78.
  • 24, 22, 19, 15, …, ….
- использование на уроке интересных фактов из истории математики, геометрии (например, про циркуль, его изобретение) Циркуль является одним из самых древних измерительных инструментов, который использовался архитекторами и строителями еще на Древнем Востоке. В античности изображение циркуля помещали на надгробиях строителей как символ их профессиональной принадлежности. Начиная с эпохи Средневековья циркуль, как инструмент для вычерчивания безупречных кругов стал символом геометрии, космического порядка и планомерных действий. В это время часто рисовали Бога Саваофа в образе творца и архитектора Вселенной с циркулем в руках.

- использование на уроке интересных фактов из истории математики, геометрии (например, про циркуль, его изобретение)

Циркуль является одним из самых древних измерительных инструментов, который использовался архитекторами и строителями еще на Древнем Востоке.

В античности изображение циркуля помещали на надгробиях строителей как символ их профессиональной принадлежности.

Начиная с эпохи Средневековья циркуль, как инструмент для вычерчивания безупречных кругов стал символом геометрии, космического порядка и планомерных действий.

В это время часто рисовали Бога Саваофа в образе творца и архитектора Вселенной с циркулем в руках.

- решение примеров с зашифрованными числами

- решение примеров с зашифрованными числами

 Различные формы работы над задачей Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного Решение Решение Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать

Различные формы работы над задачей

Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного

Решение

Решение

Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу

Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку")

Самостоятельное

Решение задач с недостающими данными

Изменение

Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение

Составление аналогичной задачи с измененными данными

Задача с избыточными данными.

Задача с избыточными данными.

- решение логических задач Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19. В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ?

- решение логических задач

Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19.

В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ?

 Нестандартные задачи

Нестандартные задачи

Решение задач с недостающими или лишними данными.  Задача: В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах?  Изменение вопроса задачи. У Иры 5 роз, а у Оли на 2 розы меньше. Сколько роз у Оли? Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.

Решение задач с недостающими или лишними данными. Задача: В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах?

Изменение вопроса задачи.

У Иры 5 роз, а у Оли на 2 розы меньше. Сколько роз у Оли?

Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.

Моделирование и решение заданий с использованием математических умений и знаний в повседневных жизненных ситуациях . Рассчитай стоимость экскурсионной поездки, если известно, что в поездку отправилось 25 учащихся, а цена одного билета 1200 рублей. Ваня разговаривал с мамой по телефону 15 минут. Сколько средств со своего счета он потратил, если известно, что стоимость минуты разговора, согласно его тарифу, 50 копеек?

Моделирование и решение заданий с использованием

математических умений и знаний в повседневных

жизненных ситуациях .

Рассчитай стоимость экскурсионной поездки, если известно, что в поездку отправилось 25 учащихся, а цена одного билета 1200 рублей.

Ваня разговаривал с мамой по телефону 15 минут. Сколько средств со своего счета он потратил, если известно, что стоимость минуты разговора, согласно его тарифу, 50 копеек?

Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование: а) с помощью отрезков. Лягушка  встречала  гостей. Лиса  пришла  раньше  Медведя, Волк  позже  Зайца, Медведь  раньше  Зайца, Сорока  позже  Волка. Кто  пришёл  раньше  всех?  Кто  пришёл  позже  всех? В  каком  порядке  приходили  гости? (обозначь на отрезке) б) с помощью рисунка. На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке? в) с помощью чертежа.

Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков.

Лягушка  встречала  гостей. Лиса  пришла  раньше  Медведя, Волк  позже  Зайца, Медведь  раньше  Зайца, Сорока  позже  Волка.

Кто  пришёл  раньше  всех?  Кто  пришёл  позже  всех? В  каком  порядке  приходили  гости? (обозначь на отрезке)

б) с помощью рисунка.

На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке?

в) с помощью чертежа.

Пять практических рекомендаций по формированию математической грамотности — одного из важнейших компонентов функциональной грамотности в начальной школе: Объяснять математические понятия с помощью предметных действий. Играть в математические игры. Давать жизненные задания. Подключать родителей. Использовать цифровые платформы.

Пять практических рекомендаций по формированию математической грамотности — одного из важнейших компонентов функциональной грамотности в начальной школе:

  • Объяснять математические понятия с помощью предметных действий.
  • Играть в математические игры.
  • Давать жизненные задания.
  • Подключать родителей.
  • Использовать цифровые платформы.
  Ежедневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке.

Ежедневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке.

РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”   Средний – мне было трудно (мне не понравилось)… Указательный – по этому вопросу я получил информацию… Безымянный – моя оценка психологической атмосферы… Мизинец – для меня было недостаточно Большой – для меня было интересным…

РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Указательный – по этому вопросу я получил информацию…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно

Большой – для меня было интересным…

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!  

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!