СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы подготовки детей-инофонов к экзаменам по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются некоторые приёмы подготовки детей мигрантов к итоговому собеседованию и ОГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы подготовки детей-инофонов к экзаменам по русскому языку»

Методы и приёмы подготовки детей-инофонов к ОГЭ и Устному собеседованию.

ТЕКСТ ВСЕМУ ГОЛОВА

В Нижнем Новгороде и Нижегородской области на сегодняшний день во многих школах существуют классы, где   одновременно обучаются дети-носители русского языка и дети, для которых русский язык не является родным. Независимо от того, в какой класс прибыл ребёнок, какой у него уровень знания русского языка (а бывает и так, что прибывает не говорящий на русском языке ребёнок в 8-9 класс), он должен сдавать ОГЭ и Итоговое собеседование на общих основаниях. Как организовать обучение детей с разным уровнем языковой подготовки? Как подготовить таких учащихся к итоговой аттестации?- задаёт вопрос Андронова Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 96 г. Нижнего Новгорода.

Текстоцентричный подход при обучении русскому языку

С момента распада СССР прошло не одно десятилетие. Бывшие республики перешли на родной язык, а русский преподаётся факультативно. За несколько десятилетий появился языковой барьер. Многие родители по-русски практически не говорят. Оттого и стали называть таких учеников - инофоны (носители иного языка) или билингвы (говорящие и думающие на двух языках). Сегодня детям-инофонам учиться нелегко. Для них проблематично не только овладеть русским языком, но и адаптироваться к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе

Оба экзамена (и устное собеседование, и письменный ОГЭ) построены на работе с текстом, поэтому работе с текстом надо уделить большее внимание. И общепринятые методы подготовки к экзаменам приходится корректировать, т.к. у инофонов слабо сформированные навыки чтения, понимания, анализа текста.

Поэтому текстоцентричный подход - использование текста в качестве главного методического средства на занятиях помогает детям мигрантов, развивает навыки:

- поиска информации,

- выделения нужной для решения практической или учебной задачи информации,

- систематизации информации,

- сопоставления;

- использование полученной информации и речевых средств для объяснения, для обоснования утверждений.

Работа с текстом в 9 классе. Подготовка к Итоговому собеседованию и ОГЭ.

Первая часть ОГЭ – изложение. Текст ученики должны воспринимать на слух. Это нелегко само по себе, а для инофонов вдвойне, т.к. они переводят услышанное на родной язык, чтобы понять смысл, а затем переводят на русский язык, чтобы интерпретировать.

Чтобы научить инофонов писать сжатое изложение, работаем сначала на текстах, которые они видят. Учим запоминать, выделять информацию через вопросы по тексту, составление плана текста, составление тезисного плана (микротемы). Сжимать текст разными способами детям мигрантов сложно.

Алгоритм работы при визуальном восприятии текста (под руководством учителя)

  1. Читаем исходный текст.

  2. Формулируем основную тему (о чем текст?) и идею (что хотел сказать автор?). ( Данный этап вызывает большие трудности)

  3. Выделяем ключевые слова и предложения. Подчёркиваем их.

  4. Выделение в тексте микротем, составление подробного плана.

  5. Выделяем в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.

  6. Сокращаем текст.

Из всех существующих приемов сжатия текста понятным и доступным для детей-инофонов является прием исключения. Такие приемы как обобщение и упрощение вызывают у инофонов трудности, ошибки.

  1. Тщательно проверяем текст на наличие грамматических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

  2. Из речевых ошибок дети-инофоны способны увидеть и исправить только одну – неоправданный повтор слов.

  3. Чтобы избежать ошибок в написании слов, рекомендуется проверять слова по орфографическому словарю. Чтобы избежать пунктуационных ошибок, рекомендуется составлять простые предложения.

Чтобы отработать приём исключения при сжатии текста, даю задания, где инофоны вычеркивают в тексте второстепенную информацию. Подчёркивают ключевые слова.

Например:

В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. (по материалам Интернета) 168 слов.

Работа с текстом также необходима и при подготовке к итоговому собеседованию, а именно - пересказу текста. Для этого создаю опорные карты по тексту, в которых написаны вопросы к каждому абзацу, или тезисы из каждого абзаца, или ключевые слова. Отвечая на опорные вопросы, дети учатся запоминать информацию и пересказывать основное содержание текста. Можно использовать приём «телеграммы»: пересказать текст кратко, как в телеграмме, 2-3 предложениями.

Развивая речь, увеличиваем количество слов в «телеграмме», добавляем слова, учим детей пересказывать. Также развивать речь и память помогает приём «дырявого теста», когда детям надо восстановить текст, вставив пропущенные слова.

Например:

В чём … чтения? Верно ли утверждение, что читать …? Почему многие …. читать? Ведь не только для того, чтобы … или ….. свободное время.

Польза ….. очевидна. Книги расширяют … человека, обогащают его …. мир, делают …. А ещё важно читать книги потому, что это ….. словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит …….. какое-нибудь …….. произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи …… мысли, …… нужные слова. Читающий …….. говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно ……., оно развивает …… мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из …… жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать ….., ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать … и ……..

Ещё …. читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши …… ориентиры и на наше …… развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в ……..

Работа над созданием собственного текста

В третьей части ОГЭ (сочинение) и в Итоговом собеседовании (монолог) есть задание по созданию собственного текста. У инофонов такое задание также вызывает трудности.

При написании сочинения, ориентирую детей на сочинение 13.3. Это объясняется тем, есть возможность подготовки тезиса сочинения в течение двух лет (8 и 9 классов). Есть возможность заучить формулировки многих понятий. Есть чёткий алгоритм действий.

Сочинения 13.1 и 13.2 сложны тем, что лингвистические цитаты сложны для понимания, нельзя обработать все тексты открытого банка ОГЭ и сформулировать понимание всех фрагментов текстов, а также структура сочинения предполагает приведение двух аргументов из текста, поэтому от личного опыта отталкиваться нельзя.

А в 13.3 есть возможность привлечение личного опыта, если исходный текст не понят или недопонят. Структура сочинения предполагает обращение и к тексту, и к жизненному опыту.

Алгоритм действий:

  1. Изучаем структуру создаваемого текста;

  2. Заучиваем таблицу речевых клише (дается в готовом виде);

  3. Составляем пособие определений. Заводим общую тетрадь, в которую в течение всей подготовки к экзамену будем записывать из словаря, из различных учебных пособий по РЯ и интернета определение понятий. Все это обязательно заучивается наизусть

Структура рассуждения

  1. Общий тезис-вступление ( СЛОВО – это что такое? Комментарий)

  2. Во-первых…+ доказательство. Автор использует это для того, чтобы….

  3. Во- вторых …+ доказательство. Жизненный случай. Это показывает, что….

  4. Общий итог-вывод

Учим с детьми определения понятий, максимально упрощая словарные определения.

Примеры упрощенных понятий:

Любовь – это чувство. Любящий человек хочет всегда быть рядом с любимым. Смелость – это качество. Смелый человек может спасти другого.

Нравственный выбор – это сложная ситуация. Человек выбирает между добром и злом.

Постоянно приводим детям жизненные ситуации, отталкиваясь от определения того или иного абстрактного понятия.

Изучая на уроках литературы художественные произведения, работаем над усвоением детьми-инофонами абстрактных понятий.

Схема написания детьми – инофонами второго абзаца сочинения 13.3

  1. Сказать, о ком говорится в тексте.

В тексте автор говорит о …

  1. Написать о том, как зовут героя (героиню) текста (если в тексте об этом говорится).

Его (ее) зовут …

3) Написать о том, что сделал главный герой (его поступок должен иметь отношение к тезису первого абзаца).

4) В последнем предложении второго абзаца (микровыводе) обязательно должно быть исходное понятие или однокоренное ему слово, или синонимичное слово.

Например:

В тексте автор говорит о мальчике. Он любил Диану и ждал ее под дождем. Круглолицая девочка позвала мальчика в гости. Но мальчик вернулся к музыкальному училищу, потому что хотел остаться верным самому себе и своей любви.

Третий абзац сочинения пишем по той же схеме, что и второй, только привлекаем уже жизненный опыт.

Пример:

У меня есть друг. Его зовут Матвей. Он любит девочку Аню. Однажды друг пригласил ее в кино, а она не пошла. Но Матвей все равно ее любит.

В четвертом абзаце пишем то же самое, что и в первом. Здесь необходимо выучить с детьми, как писать и обособлять вводные слова и конструкции (например, «итак», «таким образом»).

Пример готового сочинения:

Взаимовыручка – это помощь людей друг другу. Сначала ты поможешь другому, потом другой поможет тебе.

В тексте автор говорит о девочке. Ее зовут Агния. Одного мальчика били другие. Агния стала его защищать. Потом девочку тоже хотели побить. Но мальчик-сердечник пригрозил старшеклассникам, что позвонит в милицию. Агния помогла одному мальчику, а потом другой парень выручил ее.

У меня есть друг. Его зовут Никита. Он помог мне с уроками, а я посидел с его братом. Мы всегда выручаем друг друга.

Итак, взаимовыручка – это помощь людей друг другу. Сначала ты поможешь другому, потом другой поможет тебе.

Таким образом, чтобы дети-инофоны успешно сдавали итоговую аттестацию, чтобы было возможно их подготовить к экзаменам, необходимо корректировать учебные образовательные программы, включая в них средства и приемы из методики обучения русскому языку как иностранному.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!