СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методы и приёмы развития познавательных интересов к истории у глухих школьников"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В системе обучения и воспитания глухих детей значительная роль принадлежит изучению истории. Глухие школьники сталкиваются с трудностями в овладении историческими знаниями, вследствие чего снижается качество их исторической подготовки. Отсутствие разработанной системы способов и приемов, направленных на сознательное усвоение исторических понятий, значительно затрудняет на практике обучение глухих школьников истории. Цель моей работы – повысить степень сознательного полного и всестороннего усвоения учащимися программного материала на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«"Методы и приёмы развития познавательных интересов к истории у глухих школьников"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23»















«Методы и приёмы развития познавательных интересов к истории у глухих школьников».


(Выступление на МО.)













Выполнила:

учитель истории и обществознания

Комиссарова В. Н.
















Белгород, 2020г.

«Голова ученика — не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».

(Плутарх).




В системе обучения и воспитания глухих детей значительная роль принадлежит изучению истории. Глухие школьники сталкиваются с трудностями в овладении историческими знаниями, вследствие чего снижается качество их исторической подготовки. Отсутствие разработанной системы способов и приемов, направленных на сознательное усвоение исторических понятий, значительно затрудняет на практике обучение глухих школьников истории. Цель моей работы – повысить степень сознательного полного и всестороннего усвоения учащимися программного материала на уроках истории.

Своеобразие развития познавательных интересов к истории у глухих учащихся обусловливается главным образом следующими причинами:

- трудностью усвоения исторического материала из-за недостаточного развития словесной речи, словесно-логического мышления;

- относительно небольшим объемом знаний фактического материала;

- ограниченными возможностями своевременного получения информации из-за недоступности глухим средств массовой информации (радио, телевидение);

- не всегда удовлетворительным характером преподавания, недостаточно учитывающим специфику развития лиц с нарушением слуха;

- трудностью и недостаточной эффективностью работы с учебниками массовых школ, написанными сложным языком, с ограниченным количеством документальных материалов, иллюстраций.

Практический опыт показывает, что многие темы уроков, несмотря на их новизну, не вызывают познавательной активности учащихся. Чтобы заинтересовать глухих учащихся содержанием учебного материала, следует преподносить новую информацию таким образом, чтобы она удивила их, вызвала вопросы, которые побуждают к поиску истины. В конце урока учитель всегда должен спрашивать: “Что нового мы сегодня узнали?” и вместе с учащимися делать нужные выводы.

Наблюдения показали, что глухие учащиеся любят, когда учитель при объяснении нового материала дает интересные дополнительные сведения. Так, например, рассказывая о внешней политике государств, о войнах, которые велись разными странами в разные эпохи, учитель приводит данные, которые могут поразить учащихся: за свою историю нашей планеты произошло 14513 больших и малых войн. Погибло в них З млрд. 640 млн. человек. Если бы стоимость этих войн обратить в золото, то золотой лентой толщиной 8 м и шириной 10 км можно опоясать весь земной шар по экватору.

Большое впечатление на обучающихся производят сообщения о глухих, прославившихся своим талантом. Например, в связи с темой «Гражданская война в США” в 11 классе можно рассказать о глухом скульпторе, сдёлавшем известный на весь мир памятник А. Линкольну. (А. Линкольн сидит в кресле, его руки лежат на подлокотнике, пальцы сложены по рисунку дактильных букв “А” и “Л”: Авраам Линкольн.)

Новая информация должна вызывать сопереживание, эмоциональный отклик у учащихся. Так, рассказывая в 12 классе о начале Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., о блокаде Ленинграда, учитель воссоздает следующую картину, полную драматизма. В течение 900 дней жестокой блокады Ленинграда ученые Всесоюзного института растениеводства берегли уникальную коллекцию семян, собранную со всего света их учителем, академиком Н. И. Вавиловым. Это тысячи коробок с пшеницей, фасолью, гречихой — тонны семян. Протяни руку — возьми, брось в котелок, вари и ешь... Но люди, измученные голодом, умирающие от лишений (зимой 1941—1942 гг. погибли от голода 14 сотрудников), не тронули ни единого зернышка. Бесценная мировая коллекция была сохранена.

Исторический материал, предлагаемый учителем, должен быть доступен учащимся, это облегчает усвоение новых знаний, а следовательно, способствует развитию интереса к данной проблеме. В школе для лиц с нарушением слуха уровень доступности изложения материала находится в зависимости от уровня речевого развития.

Понимание глухими учащимися материала затруднено из-за их ограниченного запаса слов, недостаточной в ряде случаев четкости и точности понимания используемых исторических понятий. Глухие часто смешивают такие понятия, как экономика и экономия, отсталость и остаться, пережиток и переживание, монарх и монах, империализм и иностранный и др.

Приведенные примеры свидетельствуют о необходимости проведения специальной словарной работы по уточнению значения тех или иных исторических понятий. В этой работе большую роль играет соотношение различных форм словесной и жестовой речи. Эмоциональная жестовая речь, сопровождаемая четкой артикуляцией, меньше утомляет учащихся, позволяет поддерживать их внимание в течение долгого времени. Использование жеста может помочь учащимся в понимании смысла новых слов, понятий.

Вместе с тем чисто жестовая речь не может удовлетворить глухих. Старшеклассники, взрослые глухие остро чувствуют потребность пополнять словарный запас — это позволяет получать новые знания. Изложение с помощью жестовой и словесной (устной) речи делает материал более доступным, интересным для глухих, при этом развивается их словесно—логическое мышление, речь. Поэтому учителям надо не только владеть жестовой речью, но и иметь четкую артикуляцию.

На каждом уроке проводиться активная работа для пополнения словарного запаса. Глухие должны не только усваивать новые слова, понятия на каждом уроке, но и постоянно возвращаться к ним, используя их в собственной речи. В кабинете истории рекомендуется иметь тематические словари.

Определенную роль в том, чтобы сделать учебный материал доступным пониманию глухих учащихся, играют настенные наглядные пособия, включающие в себя различные схемы и иллюстрации. Постоянное обращение к этим стендам способствуют закреплению полученных знаний.

В обучении глухих детей истории большую помощь могут оказать и опорные информативные карточки. Отдельные информативные карточки составлены путем сопоставления нового материала с пройденным. Так, в карточке о нэпе дана таблица сопоставления нэпа с политикой “военного коммунизма”. Это вызывает интерес у учащихся, позволяет им ориентироваться в историческом материале, усвоить ряд исторических понятий, лучше запомнить новое путем его сопоставления с пройденным. Эти карточки могут быть использованы как опорные сигналы (метод Шаталова) в качестве краткого конспекта основного материала по истории при подготовке к экзаменам, в работе учащихся на компьютерах.

Наблюдения показали, что работа с таблицами на уроках, как правило, не вызывает интереса у учащихся. Вместе с тем практика преподавания истории свидетельствует о том, что применение таблиц эффективно, если они четко раскрывают важную тему, помогают разобраться в сложном вопросе, умело используются учителем на уроке. Таблицы могут быть составлены учителем, учителем вместе с учащимися или только учащимися.

Составление таблиц — хроник важных событий, охватывающих большой период в истории, например, посвященных Великой французской буржуазной революции, первой мировой войне 1914—1918 гг., второй мировой войне 1939—1945 гг., позволяет усвоить и запомнить события, установить их последовательность.

Для создания ситуаций занимательности могут использоваться исторические кроссворды, различные дидактические иллюстрированные игры, таблицы, чтение дополнительной литературы, периодической печати.

Занимательный материал должен привлекать внимание глухих учащихся и направлять мысль на поиск ответа:

«Как?», “Почему?”, “Где?”, “Когда?”. В этом случае занимательный материал не станет развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызовет познавательную активность учащихся.

Интерес вызывает игра “Исправь текст”. Например, в ХII классе на уроке по теме “Конец двоевластия. Общенациональный революционный кризис” учащиеся должны составить таблицу, чтобы усвоить, как изменялось соотношение сил в России с февраля по сентябрь 1917 г. Учитель показывает таблицу и говорит, что неправильно составил ее, что она искажает события, и просит помочь исправить неточности. Это вызывает смех и оживление среди учеников. После совместных усилий в таблицу вносятся необходимые поправки. Такая игра вызывает интерес у глухих учащихся к событиям в России, проходившим с февраля по сентябрь 1917 г., и помогает понять, как менялась политическая обстановка в стране в течение этих месяцев.

Интерес у глухих учащихся вызывают и задания при работе с хронологическими таблицами, например с такой, где записаны события, но не указаны даты, учащиеся должны их расставить. Может быть и обратное задание: есть даты, следует назвать события. Целесообразно ввести игровой элемент: кто быстрее и без ошибок заполнит таблицу?

Так накапливается много карточек, из которых можно составить хронологическое лото. Учитель раздает участникам игры карточки c иллюстрациями, оставив у себя карточки с датами и текстами. Перемешав их, он берет одну карточку и читает название события. Ученик, у которого есть соответствующий рисунок, должен назвать ему дату события. Если учитель называет дату, то играющий говорит, какое событие с ней связано. При правильном ответе учитель передает карточку ученику, в том случае, когда дата названа неверно или событие неправильно датировано, карточка остается у учителя.

Доступным ли будет для глухого учащегося излагаемый материал, хорошо ли он будет его знать — во многом зависит от учителя, от его личности, степени мастерства, знания своего предмета, эмоциональности, понимания специфики глухих. Общение с глухими требует тактичности, не следует раздражаться, высказывать неудовольствие, если они что-то не поняли. Не все глухие уверены в своих способностях. Поэтому одна из основных задач учителя — вселить глухим учащимся веру в свои возможности.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!