СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методы и способы работы с неуспевающими детьми и учениками на уроке и во внеурочное время»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться.

Просмотр содержимого документа
««Методы и способы работы с неуспевающими детьми и учениками на уроке и во внеурочное время»»










«Методы и способы работы

с неуспевающими детьми

и учениками на уроке

и во внеурочное время»
















Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.        Что же такое неуспеваемость?    

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости,надо знать причины,порождающие ее.                                                  

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.

К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).                                                                                                                                      Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно. Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.                    

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.              

 К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.                


На индивидуальном подходе к учащимся основывается педагогический принцип доступности и посильности обучения. При реализации этого принципа учитель должен знать и учитывать индивидуально- психологические особенности ребенка, ту совокупность факторов, которые могут помешать учиться успешно. Сегодня в школах достаточно много учеников имеющих проблемы с обучением.                                    

Преодоление неуспеваемости встаёт важнейшей задачей школы.                                               

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.                                                                        

Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований.                                                       

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

  • решение проблемных ситуаций;

  • использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

  • связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

  • организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации - тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.

Большое значение имеет правильный и осознанный выбор методов и форм работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на занятиях и во внеурочное время.

Метод обучающих влияний можно определить как совокупность информирующих, побудительных и контролирующих воздействий педагога на личность обучаемого с учётом психофизиологических особенностей усвоения, присущих только этому обучаемому индивиду.

Практика преподавания позволяет вычленить следующие методы работы:

1)индивидуально ориентированное введение учебной информации;

2)с ним непосредственно связано дозирование объёма информации и времени её предъявления;

3)фронтальный и индивидуальный контроль усвоения учебного материала в условиях урока и во внеурочное время;

3)поддержание необходимой для усвоения мотивации учения-(за счёт умелого подбора учебного материала и создания, в т.ч. с помощью ТСО, обстановки обучения, имитирующей основные черты реального речевого общения);

5)условие положительной мотивации учения – это обеспечение психологического комфорта для обучаемых (включает доброжелательное отношение к ученику, стимулирование товарищеской, доверительной атмосферы на занятии, взвешенное использование поощрений, таких, как высокая оценка, похвала, подчёркивание прогресса в учении, в сочетании с необходимыми критическими замечаниями);

6)привитие навыков самостоятельного усвоения и использования речевых средств для достижения учащимся коммуникативных целей с дальнейшим выходом в реальное общение на иностранном языке (обучение умению учиться).

Работа с учащимися реализуется в таких традиционных формах, как фронтальная, индивидуальная и дистанционная (с опорой на ресурсы Интернета).

Важной категорией модели обучения считается методический приём - конкретная реализация педагогической концепции учителя, воплощаемая в реальных условиях обучения и охватывающая набор (номенклатуру) специализированных инструкций по мобилизации психофизиологических механизмов обучаемого индивида для решения практических коммуникативно-мыслительных задач.

Анализ работы со слабоуспевающими учащимися в условиях конкретной школы показывает, что основными препятствиями при усвоении языкового материала и формировании речевых навыков являются:

- недостаточность или отсутствие необходимой исходной основы овладения новой деятельностью для конкретного этапа обучения;

- недостаток качества самих навыков учения (неумение учиться);

- психологическая неустойчивость (отсутствие уверенности в своих возможностях);

- незрелость учебной мотивации (отсутствие стойкого интереса к процессу обучения);

- упрощённо-наивное представление о содержании новой для учащегося речевой деятельности.

Зачастую проблематика обучения отягощается индивидуальными особенностями учащегося:

- отсутствием или недостаточностью способностей, например, к качественному усвоению фонетической стороны речи (нет музыкального слуха, не сформировано чувство ритма);

- отсутствием навыка (привычки) грамотного оформления письменной речи (неряшливый почерк, игнорирование знаков пунктуации);

- неумением обобщать (что препятствует усвоению грамматических правил);

- и, пожалуй, самое главное – отсутствием навыков (и потребности) пользования своими знаниями и умениями в сфере изобразительного искусства.

Иногда даже на этапе обучения, соответствующем среднему уровню в английской терминологии, бывает необходимо заново знакомить таких учащихся с английским алфавитом, с системой фонетической транскрипции, с правилами произнесения отдельных букв в разных морфемных позициях.

Приходится постоянно возвращаться к ранним этапам усвоения английской грамматики, «реанимировать» навыки чтения вслух, произнесения звуков и интонации.

Внеурочная деятельность слабоуспевающих учащихся должна быть насыщена упражнениями в технике, по возможности усилиями по овладению навыками творения. Контроль со стороны родителей приветствуется.

Большие резервы таит использование нетрадиционных форм урока и внеурочных мероприятий.

Очень многообещающи так называемые «иллюстративно-театрализованные» уроки.

Творческое использование стандартных и нетрадиционных форм урока повышает мотивацию учения, способствует раскрытию творческих потенциалов учителя и учеников.

Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:

  • наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

  • вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

  • обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

  • Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:

  • тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);

  • диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;


Меры предупреждения неуспеваемости ученика

  1. Создание условий для формирования у учащегося познавательного интереса к учению и положительных мотивов; сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению.

  2. Работа со школьной психологической службой.

  3. Индивидуальный подход к учащемуся.

  4. Специальная система домашних заданий.

  5. Усиление работы с родителями.

Планируя систему уроков и внеурочную работу по физике, я использую такие средства, формы и приемы обучения, которые бы не только формировали предметные ЗУН, а и обеспечивали достижение общеобразовательных целей:

· Умение адаптироваться к жизни;

·Развитие интереса к непрерывному образованию и самообразованию;

· Развитие мышления и самостоятельности в принятии решения;

·Воспитание ответственности, независимости в суждениях, гражданской позиции.

Для формирования ключевых образовательных компетенций я использую такие средства, формы и приемы обучения, как:

- интерактивные технологии

-метод сотрудничества

-методики проектирования

- использование ИКТ

- деятельностный подход

- работа по алгоритму и др.

Эти методы и приемы способствуют формированию следующих компетенций:

Выводы

Таким образом, формирование ключевых компетенций обучающихся создает в школе условия, стимулирующие учебный процесс, способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся. Учащиеся с большим желанием изучают физику, участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах. Ключевые компетенции, которые формируются на уроках физики.

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Особенности неуспевающих учащихся

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития

  • отсутствие познавательного интереса

  • не сформированы элементарные организационные навыки

  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения

  • нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника

  • дети, в основном, из асоциальных семей

  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Причины неуспеваемости:

  • Несоответствие интеллектуальной системы ребенка и системы обучения в школе.

  • Неблагоприятная наследственность.

  • Общая неспособность к интеллектуальному труду.

  • Боязнь учителей, школы.

  • Миграция.

  • Социально-экономическая

ситуация в стране.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика:

  • Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

  • Индивидуальный подход к каждому ученику.

  • Специальная система домашних заданий.

  • Усиление работы с родителями.

  • Привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение.

  • Совместная работа учителя-предметника с классным руководителем.

Виды работ со слабоуспевающими учениками

  • Карточки для индивидуальной работы.

  • Задания с выбором ответа.

  • Деформированные задания.

  • “Разрезные” теоремы.

  • Перфокарты.

  • Карточки - тренажеры.

  • Творческие задания.

  • “карточки-информаторы”,

  • “карточки-с образцами решения”,

  • “карточки-конспекты”.

  • "разрезная азбука"

Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при её изучении. В нашей работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников в связи с основными категориями дидактики - содержанием и процессом обучения.

Неуспеваемость в этой системе взглядов трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Мы стремились показать, что предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех этих элементов. Выдвигается понятие «отставание», которым характеризуется как неуспеваемость в виде процесса, так и отдельные частичные и разновременные невыполнения требований. Отставание представляет как невыполнение учебного процесса.

Требования группируются в связи с компонентами содержания учебного предмета, повторяющими содержание общего образования. Эти компоненты в единстве с особенностями усвоения различных видов содержания определяют состав элементов неуспеваемости. Нами выявлены элементы неуспеваемости для одной группы учебных предметов. При условии выделения их для этих групп учебных предметов появится возможность дать более обобщённое дидактическое определение в современной школе.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!