СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и технологии интерактивного обучения на уроках иностранного языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и технологии интерактивного обучения на уроках иностранного языка.»

Преобладающими формами организации учебного пространства в моей работе являются: индивидуальная форма работы, парное взаимодействие, групповое взаимодействие, межгрупповое взаимодействие. Общение учащихся в малых группах носит характер учебной взаимопомощи, учащиеся получают реальные возможности развития своих творческих способностей, природного потенциала. В зависимости от поставленных целей группы (пары) формирую или по уровню обученности, или по интересам учащихся. В группах создается творческая обстановка, тесное общение и сотрудничество.

Тщательно продумывая содержание различных форм уроков с применением новых педагогических технологий обучения, стараюсь развивать способности ученика самостоятельно мыслить, проектировать пути реализации знаний, помогаю учиться контролировать и оценивать свои достижения.

Из собственного опыта использования интерактивного обучения на уроках остановлюсь на конкретных примерах (методы и технологии).

Технологии «Кооперативного обучения»

«Кооперативное обучение» - это технология обучения в малых группах. Члены большой группы или класса разделяются на несколько малых групп и действуют по инструкции, специально разработанной для них преподавателем. Каждый из обучающихся работает над своим заданием, своей частью материала до полного понимания изучаемого вопроса и завершения работы над ним. Затем обучающиеся обмениваются находками таким образом, что работа каждого является очень важной и существенной для работы всех остальных, поскольку без нее задание не будет считаться выполненным.

Приведу пример подобной технологии обучения, использующейся на уроках.

Работа в кооперативных группах по методу «Ажурная пила»

«Ажурная пила» . Работа по данной методике строится по следующему плану:

  1. Общение экспертов.

  2. Поиск и анализ информации.

  3. Тренировка экспертов.

  4. Общий сбор группы.

  5. Анализ работы.

Метод проектов

При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты дает метод проектов. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов обучающихся, дающий возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которого является создание какого-либо продукта или явления.

Он позволяет создать творческую атмосферу, где каждый вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Методика проектного обучения используется мною для обобщения и систематизации знаний и умений по изученной теме.

Метод дискуссии выступает базовым в системе интерактивных методов обучения, включаясь в каждый из них как необходимая составляющая. Вместе с тем дискуссия может выступать и как самостоятельный метод интерактивного обучения, представленный множеством модификаций, различающихся различными способами организации процесса.

Метод «круглого стола»

Целевое назначение метода:

  • обеспечение свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов на основе постановки всех обучающихся в равное положение;

  • системное, проблемное обсуждение вопросов с целью видения разных аспектов проблемы.

Метод «мозгового штурма»

На уроке может возникнуть ситуация, когда потребуется принять коллективное решение или сгенерировать новую идею в очень жесткие сроки. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой прием как «мозговой штурм». Осуществляется следующим образом. Обучающиеся каждой группы называют все, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме и передают лидеру группы свои идеи.

Метод «Пресс»

Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. Состоит из четырех этапов:

  1. Высказывание собственной точки зрения.

  2. Обоснование своей мысли.

  3. Примеры и аргументы.

  4. Обобщение, выводы.

Метод «Дебаты»

Представляет собой формализованный спор по определенным правилам и носит рамочный характер. Для дебатов обязательным условием является наличие двух оппонентов, которые пытаются убедить третью сторону в правоте своей позиции. Побеждает та сторона, которая более аргументировано защитит свою позицию. Целью дебатов является наиболее полная проработка какой-либо темы, выработка критического мышления, умение отстаивать свою точку зрения.

Деловая учебная игра – моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в определенном условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием.

Метод «Mind-map» (Карта мышления/памяти) является технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. «Карта мышления» является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы.

Прием «кластеров» («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации выявления областей недостаточного знания. Суть приема: выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в виде «грозди» - схемы.

«Синквейн» или «Пятистишие» способствует творческому развитию обучающегося, заставляет его самостоятельно мыслить, творить.

Кроме того, в своей работе использую следующие интерактивные упражнения:

  1. «Аквариум» Обучающиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные не вмешиваются в обсуждение , а внимательно слушают и делают пометки. После обсуждения группа занимает свои места, а обучающиеся обговаривают ход дискуссии.

  2. «Два, четыре – вместе»

Обучающимся предлагается проблема, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, потом в парах, далее объединяются в четверки. После принятия решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.

  1. «Микрофон»

Обучающимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет имитирующий микрофон. Каждый получивший «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

  1. «Синтез идей»

Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.

  1. «Займи личную позицию»

Этот метод полезен во время проведения дискуссии на противоречивую тему. Это полезное упражнение для демонстрации розни мыслейиз исследуемой темы дает обучающимся возможность высказать свою точку зрения.

  1. «Обучая – учусь»

Материал урока делится на отдельные блоки. Обучающиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары.

  1. «Карусель»

Обучающиеся размещаются в два круга лицом друг у другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого они перемещаются по кругу к следующему партнеру.

  1. «Совместный проект»

Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все обучающиеся знакомятся с темой в целом.

  1. «Броуновское движение»

Это упражнение предполагает перемещение обучающихся по классу с целью сбора информации по предложенной теме.

  1. «Дерево решений»

Класс делится на три или четыре группы с одинаковым количеством участников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Анализируя свой опыт использования интерактивного обучения на уроках, можно с уверенностью сказать, что его использование позволило мне:

обеспечить положительную мотивацию обучения;

обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

усовершенствовать контроль знаний;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!