8 класс
Тема. Методы химии. Химические опыты и измерения, их точность. Анализ и синтез веществ.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
Сформулировать понятие метод, наблюдение, эксперимент, синтез, анализ, индикаторы, рассмотреть и применить на практике различные методы познания в химии.
уметь распознавать растворы кислоты, щелочи с помощью индикаторов.
Знать правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами.
Метапредметные
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, делать выводы, планировать и регулировать свою учебную деятельность.
Личностные
Продолжить развитие умений применять знания на практике.
Воспитывать добросовестное отношение к труду и положительное отношение к получению знаний.
Продолжить формирование общеучебных умений при проведении химического эксперимента.
Формировать ответственное отношение к учебной деятельности, познавательную и информационную культуру, умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, работать самостоятельно.
Способствовать формированию у учащихся умения выслушивать мнение других, владению различными формами устных выступлений, оценке разных точек зрения.
УУД:
Познавательные:
находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций
анализировать, сравнивать, делать выводы
систематизировать, обобщать изученное
развитие способности проводить наблюдения, умение их описывать и характеризовать.
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке
планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.
выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их
делать выводы по результатам работы
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Коммуникативные:
устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы
высказывать и обосновывать свою точку зрения.
строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника.
воспринимать информацию на слух
дополнять, уточнять высказанные мнения
отвечать на вопросы учителя.
воспитывать терпимость к другим, самостоятельность в принятии решений, умение объективно оценить результаты своего труда.
Оборудование: Периодическая система Д.И.Мнеделеева, раздаточный материал.
Штатив с пробирками, колба с водой, гидроксид натрия, уксусная кислота, вода, универсальный индикатор, фенолфталеин, метилоранж.
Методы обучения:
словесный (рассказ, объяснение, беседа)
проблемный
демонстрационный (лабораторный опыт)
исследовательский
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная (работа с тестом, выполнение письменных заданий).
Коллективная мыслительная деятельность
фронтальная (работа с классом)
работа в группах (выполнение лабораторных опытов)
Структура урока:
1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
Фронтальная беседа:
Какую тему мы изучили на прошлом уроке?
Сколько типов реакций мы знаем?
Назовите типы химических реакций?
Дайте определение каждому типу реакций?
Задание №1
Укажите типы химических реакций:
1.В реакцию вступает одно простое и одно сложное вещество (ЗАМЕЩЕНИЕ).
2.Образуется одно сложное вещество (СОЕДИНЕНИЕ).
3.Образуются два сложных вещества (ОБМЕНА).
4.Образуется несколько простых или сложных веществ (РАЗЛОЖЕНИЕ).
5.Вступают два сложных вещества (ОБМЕНА)
Задание №2. Определите тип реакции и выберите лишнее. Почему?
2HgO→2Hg+O2
Zn+2HCl→ZnCl2 +H2
CaCO3 →CaO+CO2
2KMnO4 →K2MnO4 +MnO2 +O2
Выполнение письменных заданий (запись на доске)
Задание № 1. В приведенных схемах расставить коэффициенты, указать тип химической реакции:
1 вариант: А) HgO t°→ Hg + O2↑ Б) Zn + HCl → ZnCl2 + H2↑;
2 вариант: А) Li + O2 → Li2O Б) CuO + H2 t°→ Cu + H2O;
Задание №2. Определите тип химической реакции (взаимопроверка) Mg + 2HCl → MgCl2 + H2 2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O HCl +NaOH=NaCl + H2O 2HgO → 2Hg + O2 |
HCl +NaOH=NaCl + H2O |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников
Эпиграф: Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и, не принимаясь за химические операции. М.В. Ломоносов
(ответы учащихся)
Проблемный вопрос: Два газа – углекислый СО2 и SO2.
Что общего в этих двух формулах?
Но одинакова ли в этих веществах массовая доля кислорода?
(ответы учащихся)
Вы предположили результат.
Назовите метод, который вы использовали?
(предполагаемый ответ прогнозирование).
Вы изучаете различные естественные науки.
На основании каких методов ученые делали открытия, познавали окружающий мир?
(Эксперимент, наблюдение, исследование.)
Но надо уметь добывать эти знания – вот в этом и заключаются методы познания.
Перечисленные вами способы являются методами, которые используются и в химии.
Сегодня на уроке мы рассмотрим важнейшие методы химии:
наблюдение
описание
сравнение
эксперимент
анализ
синтез.
3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
В повседневной жизни нам приходится решать множество задач, так или иначе связанных с химией: выбрать подходящий клей, правильно разбавить уксус, подобрать пятновыводитель.
В большинстве подобных случаев есть уже готовые инструкции, но для решения более сложных задач необходимо подумать самостоятельно.
Для решения научных задач химики используют определенные методы.
Перед тем как приступить к любой работе и получить какой-либо результат, человек подбирает самые эффективные и доступные способы и приёмы достижения её, инструменты и приспособления, которые можно использовать для этого, этапы, которые необходимо совершить.
Проблемный вопрос:
Вам необходимо решить задачу, ваши действия и пути решения? (ответы учащихся)
Совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности и определяет понятие «метод».
Метод – это путь познания окружающего мира и способ действий в решении научно-практических задач.
В химии часто используют такие экспериментальные методы, как анализ и синтез.
Анализ в переводе с греческого значит «разложение».
Синтез – получение сложных веществ из более простых путем химических реакций.
В ходе химического синтеза происходит большое количество реакций, для каждой из которых необходимо соблюдать определенные условия: температура, давление, концентрация веществ.
Путём синтеза из угля можно получить мыло и уксус, из дерева – шёлк и шерсть, из спирта – каучук.
Почти всё, что нас окружает в обыденной жизни, – результат химического синтеза.
Работа у доски (составление уравнений реакции):
Задание №1
Составим реакции синтеза следующих веществ:
а) …….+……… → H2O
б) …….+……… → NaCl
в) …….+……… → HCl
Анализ – экспериментальный метод, определяющий качественный и количественный состав вещества. ( учащиеся записывают определение в тетради)
Анализ может быть качественным и количественным.
Вспомните, что такое качественный состав?
Количественный состав?
С помощью качественного анализа распознают, какие химические элементы входят в состав вещества.
Количественный анализ применяется для определения содержания этих элементов.
Задание №2
Укажите качественный и количественный состав следующих веществ:
K2MnO4
Fe(OH)3
Основные сферы применения химического анализа:
В наше время анализ – один из важнейших способов контроля сырья и готовой продукции на химическом производстве.
С помощью анализа определяют чистоту веществ, содержание витаминов и минералов в пищевой продукции, концентрацию металлов в рудах, состав крови, состав почв и удобрений.
В настоящее время существует сотни различных способов количественного анализа, и без него не обходится ни одно производство.
Основы качественного анализа заложены в работах английского естествоиспытателя Роберта Бойля. В частности, он приготовил первый индикатор.
Индикатор – вещество, изменяющее цвет в присутствии кислоты или щелочи.
Открытие индикаторов позволило проводить качественный анализ, т.е. распознавать вещества.
Наиболее часто используемые в химии индикаторы:
универсальный индикатор
лакмус
фенолфталеин
метилоранж.
Работа в группах
У вас на столах лежит лабораторная посуда, необходимая для выполнения опыта, назовите её.
(ответы учащихся)
Сейчас вы выступите в роли юных исследователей - мастеров, работающих в химической лаборатории.
Ваша задача: проделать опыты, соблюдая ТБ, которые описаны в инструкции, и полученные результаты занести в таблицу (раздаточный материал).
Правила техники безопасности:
Не приступайте к выполнению опыта, не зная этапов проведения опытов.
Проводить опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
Не брать для опыта больше вещества, чем это необходимо.
Банки и склянки закрывайте теми же крышками и пробками, какими они были закрыты изначально.
Работать в тишине, работу выполнять сидя, быстро, но без поспешности.
Не начинать работу, пока не убедились, и не рассмотрели последовательность выполнения опытов
Реактивы для опытов брать только в том количествах, которые указаны в инструкции.
Сосуд, из которого взяли реактив, сразу же закрыть пробкой и поставить на место
Учащиеся выполняют опыт (осуществляют запись в рабочих тетрадях).
Лабораторный опыт №9.
Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Цель: рассмотреть изменение окраски индикаторов в различных средах.
Оборудование и реактивы: пробирки, штатив, чашки петри, колба с водой, гидроксид натрия, уксусная кислота, вода, универсальный индикатор, фенолфталеин, метилоранж.
Ход опыта:
Добавьте по 1 капли индикаторов в растворы кислоты, щелочи, в воду.
Заполните таблицу:
Название индикатора | Окраска индикатора |
Нейтральная среда ВОДА | Кислая среда УКСУСНАЯ КИСЛОТА | Щелочная среда ГИДРОКСИД НАТРИЯ |
Универсальный | Бесцветный | Розовый | Синий |
Фенолфталеин | Бесцветная | Бесцветная | Малиновая |
Метилораж | Оранжевая | Розовая | Желтая |
Вывод:
Индикаторы – это вещества, изменяющие окраску в различных средах.
свойства некоторых соединений и минералов.
Физминутка
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
При работе в химической лаборатории также постоянно приходится проводить наблюдение.
Наблюдение – это метод, позволяющий получить информацию об объекте изучения.
Это не просто рассматривание объекта, но и обязательное фиксирование всех мельчайших деталей, чтобы отличать одну от другой.
Наблюдение как метод дал нашей цивилизации очень много открытий. С помощью наблюдения были открыты движение Земли вокруг Солнца, планеты и их спутники, множество методов обработки руд.
Наблюдение ведётся строго по составленному плану. Результаты наблюдений фиксируются в виде описания признаков наблюдаемого объекта, таблиц, схем и т. д.
В химии не ограничиваются простым наблюдением протекающего процесса, а наблюдения сочетают с проведением эксперимента.
Провести химический эксперимент - это значит специально создать такие условия, при которых наблюдение исследуемого явления проводить наиболее удобно.
С него начиналась химия как наука, да и в наше время без эксперимента в химии невозможно двигаться дальше.
Эксперимент — это метод исследования явлений в определённых условиях, путем активного воздействия на них разными способами, соответствующими целям исследования.
Он отличается тем, что в ходе эксперимента исследователь может изменять условия (давление, температуру, напряжение и т. д.), устранять побочные факторы. Эксперимент может повторяться несколько раз для получения наиболее достоверных результатов. Необходимо и прогнозировать результат реакции, иначе нельзя обеспечить безопасность опытов и экспериментов.
4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного
Что вы нового узнали на уроке?
(Методы науки химии.)
Как думаете, какие методы химии используются чаще?
(Скорее всего, чаще применяются опыты и наблюдения.)
(Метод – это путь познания окружающего мира и способ действий в решении научных и практических задач.)
(Наблюдение, эксперимент, анализ – качественный и количественный, синтез, прогнозирование.)
(Индикаторы – вещества, изменяющие свою окраску в присутствии кислот и щелочей.)
Укажите, какие из предложенных реакций можно отнести к реакциям синтеза:
А) Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu Б) H2 + Cl2 =2HCl В) N2 + 3H2 =2NH3 Г) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
5. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания
– Какую цель мы ставили на уроке?
- Тема урока мне понятна
-Я доволен своей работой на уроке
- На самостоятельной работе у меня все получилось
мне было легко
я затруднялся
мне было трудно
Китайская мудрость гласит:
«Даже если вы достигли вершины горы, продолжайте карабкаться дальше».
Я думаю, мы удачно доплыли до пристани «Перемена» и выполнили поставленную задачу.
Домашнее задание, инструктаж к его выполнению.
ВЫУЧИТЬ ПРАВИЛА В ТЕТРАДИ