СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы химии. Химические опыты и измерения, их точность. Анализ и синтез веществ.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы химии. Химические опыты и измерения, их точность. Анализ и синтез веществ.»

8 класс

Тема. Методы химии. Химические опыты и измерения, их точность. Анализ и синтез веществ.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

Сформулировать понятие метод, наблюдение, эксперимент, синтез, анализ, индикаторы, рассмотреть и применить на практике различные методы познания в химии.

уметь распознавать растворы кислоты, щелочи с помощью индикаторов.

Знать правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами.

Метапредметные

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, делать выводы, планировать и регулировать свою учебную деятельность.

Личностные

Продолжить развитие умений применять знания на практике.

Воспитывать добросовестное отношение к труду и положительное отношение к получению знаний.

Продолжить формирование общеучебных умений при проведении химического эксперимента.

Формировать ответственное отношение к учебной деятельности, познавательную и информационную культуру, умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, работать самостоятельно.

Способствовать формированию у учащихся умения выслушивать мнение других, владению различными формами устных выступлений, оценке разных точек зрения.

УУД:

Познавательные: 

находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций

анализировать, сравнивать, делать выводы

систематизировать, обобщать изученное

развитие способности проводить наблюдения, умение их описывать и характеризовать.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке

планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.

выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их

делать выводы по результатам работы

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Коммуникативные:

устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы

высказывать и обосновывать свою точку зрения.

строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника.

воспринимать информацию на слух

дополнять, уточнять высказанные мнения

отвечать на вопросы учителя.

воспитывать терпимость к другим, самостоятельность в принятии решений, умение объективно оценить результаты своего труда.

Оборудование: Периодическая система Д.И.Мнеделеева, раздаточный материал.

Штатив с пробирками, колба с водой, гидроксид натрия, уксусная кислота, вода, универсальный индикатор, фенолфталеин, метилоранж.

Методы обучения:

  • словесный (рассказ, объяснение, беседа)

  • проблемный

  • демонстрационный (лабораторный опыт)

  • исследовательский

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальная (работа с тестом, выполнение письменных заданий).

  • Коллективная мыслительная деятельность

  • фронтальная (работа с классом)

  • работа в группах (выполнение лабораторных опытов)

Структура урока:


1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Фронтальная беседа:

  • Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

  • Сколько типов реакций мы знаем?

  • Назовите типы химических реакций?

  • Дайте определение каждому типу реакций?


Задание №1

Укажите типы химических реакций:


1.В реакцию вступает одно простое и одно сложное вещество (ЗАМЕЩЕНИЕ).

2.Образуется одно сложное вещество (СОЕДИНЕНИЕ).

3.Образуются два сложных вещества (ОБМЕНА).

4.Образуется несколько простых или сложных веществ (РАЗЛОЖЕНИЕ).

5.Вступают два сложных вещества (ОБМЕНА)


Задание №2. Определите тип реакции и выберите лишнее. Почему?

2HgO→2Hg+O2

Zn+2HCl→ZnCl2 +H2  

CaCO3 →CaO+CO2

2KMnO4 →K2MnO+MnO2 +O2


Выполнение письменных заданий (запись на доске)


Задание № 1. В приведенных схемах расставить коэффициенты, указать тип химической реакции:

1 вариант: А) HgO → Hg + O2↑ Б) Zn + HCl → ZnCl2 + H2↑;

2 вариант: А) Li + O2 → Li2O Б) CuO + H2 → Cu + H2O;


Задание №2. Определите тип химической реакции (взаимопроверка)

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2                

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O        

HCl +NaOH=NaCl + H2O          

2HgO → 2Hg + O2                 

HCl +NaOH=NaCl + H2O            


2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников


Эпиграф: Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и, не принимаясь за химические операции. М.В. Ломоносов

  • Как вы понимаете эти слова?

(ответы учащихся)


Проблемный вопрос: Два газа – углекислый СО2 и SO2.

  • Что общего в этих двух формулах?

  • Но одинакова ли в этих веществах массовая доля кислорода?

(ответы учащихся)
Вы предположили результат.

Назовите метод, который вы использовали?

(предполагаемый ответ прогнозирование).

Вы изучаете различные естественные науки.

  • На основании каких методов ученые делали открытия, познавали окружающий мир?

(Эксперимент, наблюдение, исследование.)

Но надо уметь добывать эти знания – вот в этом и заключаются методы познания.

  • Назовите тему урока? (ответы учащихся)


Перечисленные вами способы являются методами, которые используются и в химии.

Сегодня на уроке мы рассмотрим важнейшие методы химии:

  • наблюдение

  • описание

  • сравнение

  • эксперимент

  • анализ

  • синтез.


  • Назовите цель урока?


3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

В повседневной жизни нам приходится решать множество задач, так или иначе связанных с химией: выбрать подходящий клей, правильно разбавить уксус, подобрать пятновыводитель.

В большинстве подобных случаев есть уже готовые инструкции, но для решения более сложных задач необходимо подумать самостоятельно.

Для решения научных задач химики используют определенные методы.

Перед тем как приступить к любой работе и получить какой-либо результат, человек подбирает самые эффективные и доступные способы и приёмы достижения её, инструменты и приспособления, которые можно использовать для этого, этапы, которые необходимо совершить.

Проблемный вопрос:

  • Вам необходимо решить задачу, ваши действия и пути решения? (ответы учащихся)

Совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности и определяет понятие «метод».

Метод – это путь познания окружающего мира и способ действий в решении научно-практических задач.

В химии часто используют такие экспериментальные методы, как анализ и синтез.

Анализ в переводе с греческого значит «разложение».

Синтез – получение сложных веществ из более простых путем химических реакций.

В ходе химического синтеза происходит большое количество реакций, для каждой из которых необходимо соблюдать определенные условия: температура, давление, концентрация веществ.

  Путём синтеза из угля можно получить мыло и уксус, из дерева – шёлк и шерсть, из спирта – каучук.

Почти всё, что нас окружает в обыденной жизни, – результат химического синтеза.



Работа у доски (составление уравнений реакции):

Задание №1

Составим реакции синтеза следующих веществ:

а) …….+……… → H2O


б) …….+……… → NaCl


в) …….+……… → HCl


Анализ – экспериментальный метод, определяющий качественный и количественный состав вещества. ( учащиеся записывают определение в тетради)


Анализ может быть качественным и количественным.

  • Вспомните, что такое качественный состав?

  • Количественный состав?

С помощью качественного анализа распознают, какие химические элементы входят в состав вещества.

Количественный анализ применяется для определения содержания этих элементов.

Задание №2

Укажите качественный и количественный состав следующих веществ:

  1. K2MnO4

  2. Fe(OH)3 


Основные сферы применения химического анализа:

  • во всех отраслях народного хозяйства.


В наше время анализ – один из важнейших способов контроля сырья и готовой продукции на химическом производстве.

С помощью анализа определяют чистоту веществ, содержание витаминов и минералов в пищевой продукции, концентрацию металлов в рудах, состав крови, состав почв и удобрений.

В настоящее время существует сотни различных способов количественного анализа, и без него не обходится ни одно производство.

  Основы качественного анализа заложены в работах английского естествоиспытателя Роберта Бойля. В частности, он приготовил первый индикатор.

Индикатор – вещество, изменяющее цвет в присутствии кислоты или щелочи.
Открытие индикаторов позволило проводить качественный анализ, т.е. распознавать вещества.

Наиболее часто используемые в химии индикаторы:

  • универсальный индикатор

  • лакмус

  • фенолфталеин

  • метилоранж.


Работа в группах

У вас на столах лежит лабораторная посуда, необходимая для выполнения опыта, назовите её.

(ответы учащихся)

Сейчас вы выступите в роли юных исследователей - мастеров, работающих в химической лаборатории.

Ваша задача: проделать опыты, соблюдая ТБ, которые описаны в инструкции, и полученные результаты занести в таблицу (раздаточный материал).

Правила техники безопасности:


  • Не приступайте к выполнению опыта, не зная этапов проведения опытов.


  • Проводить опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.


  • Не брать для опыта больше вещества, чем это необходимо.


  • Строго выполнять указанные учителем меры предосторожности.


  • Не пробовать вещества на вкус.


  • Банки и склянки закрывайте теми же крышками и пробками, какими они были закрыты изначально.


  • Работать в тишине, работу выполнять сидя, быстро, но без поспешности.


  • Не начинать работу, пока не убедились, и не рассмотрели последовательность выполнения опытов


  • Особую осторожность соблюдайте при работе со щелочами и кислотами


  • Реактивы для опытов брать только в том количествах, которые указаны в инструкции.


  • Насыпать или наливать реактивы над столом


  • Сосуд, из которого взяли реактив, сразу же закрыть пробкой и поставить на место


  • Соблюдать осторожность при обращении с приборами и лабораторной посудой из стекла.

Учащиеся выполняют опыт (осуществляют запись в рабочих тетрадях).


Лабораторный опыт №9.

Изменение окраски индикаторов в раз­личных средах.

Цель: рассмотреть изменение окраски индикаторов в различных средах.


Оборудование и реактивы: пробирки, штатив, чашки петри, колба с водой, гидроксид натрия, уксусная кислота, вода, универсальный индикатор, фенолфталеин, метилоранж.


Ход опыта:

Добавьте по 1 капли индикаторов в растворы кислоты, щелочи, в воду.

Заполните таблицу:


Название индикатора

Окраска индикатора

Нейтральная среда

ВОДА

Кислая среда

УКСУСНАЯ КИСЛОТА

Щелочная среда

ГИДРОКСИД НАТРИЯ

Универсальный

Бесцветный

Розовый

Синий

Фенолфталеин

Бесцветная

Бесцветная

Малиновая

Метилораж

Оранжевая

Розовая

Желтая


Вывод:

Индикаторы – это вещества, изменяющие окраску в различных средах.

свойства некоторых соединений и минералов.


Физминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!


При работе в химической лаборатории также постоянно приходится проводить наблюдение.

Наблюдение – это метод, позволяющий получить информацию об объекте изучения.

Это не просто рассматривание объекта, но и обязательное фиксирование всех мельчайших деталей, чтобы отличать одну от другой.

Наблюдение как метод дал нашей цивилизации очень много открытий. С помощью наблюдения были открыты движение Земли вокруг Солнца, планеты и их спутники, множество методов обработки руд.

Наблюдение ведётся строго по составленному плану. Результаты наблюдений фиксируются в виде описания признаков наблюдаемого объекта, таблиц, схем и т. д.


В химии не ограничиваются простым наблюдением протекающего процесса, а наблюдения сочетают с проведением эксперимента.

Провести химический эксперимент - это значит специально создать такие условия, при которых наблюдение исследуемого явления проводить наиболее удобно.

С него начиналась химия как наука, да и в наше время без эксперимента в химии невозможно двигаться дальше.


Эксперимент — это метод исследования явлений в определённых условиях, путем активного воздействия на них разными способами, соответствующими целям исследования.

Он отличается тем, что в ходе эксперимента исследователь может изменять условия (давление, температуру, напряжение и т. д.), устранять побочные факторы. Эксперимент может повторяться несколько раз для получения наиболее достоверных результатов. Необходимо и прогнозировать результат реакции, иначе нельзя обеспечить безопасность опытов и экспериментов.


4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного

  • Что вы нового узнали на уроке?

  • (Методы науки химии.)
    Как думаете, какие методы химии используются чаще?

(Скорее всего, чаще применяются опыты и наблюдения.)

  • Что такое метод?

(Метод – это путь познания окружающего мира и способ действий в решении научных и практических задач.)

  • Какие методы вы узнали?

(Наблюдение, эксперимент, анализ – качественный и количественный, синтез, прогнозирование.)

  • Какие вещества называются индикаторами?

(Индикаторы – вещества, изменяющие свою окраску в присутствии кислот и щелочей.)

  • Укажите, какие из предложенных реакций можно отнести к реакциям синтеза:

А) Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu Б) H2 + Cl2 =2HCl В) N2 + 3H2 =2NH3 Г) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

5. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания

– Какую цель мы ставили на уроке?

- Тема урока мне  понятна

-Я  доволен своей работой на уроке

- На самостоятельной работе у меня все получилось

мне было легко

я затруднялся

мне было трудно

Китайская мудрость гласит:

«Даже если вы достигли вершины горы, продолжайте карабкаться дальше».

Я думаю, мы удачно доплыли до пристани «Перемена» и выполнили поставленную задачу.

Домашнее задание, инструктаж к его выполнению.
ВЫУЧИТЬ ПРАВИЛА В ТЕТРАДИ













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!