СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы направленные на формирования двигательных навыков

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы направленные на формирования двигательных навыков»

Методы, направленные на формирование двигательных навыков и развитие двигательных способностей

Метод — это система приёмов, направленная на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных дидактических задач, средств и условий. Основу методов физического воспитания составляет регулирование нагрузок и их гармоничное, продуманное сочетание с отдыхом [64].

В системе физического воспитания используются общедидактические методы: наглядный, вербальный (словесный), практический.

Наглядные методы формируют представления о движении, яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности. Вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях. Практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы жестко регламентированы. Выбор методов зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержания воспитательно-образовательной работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

Все методы обучения движениям взаимосвязаны. Каждый включает в себя систему приёмов, которые объединяются для решения обучающих задач.

Методический приём — составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении используются разнообразные приёмы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие ребёнка. Методические приёмы выбираются в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребёнка. Целесообразный подбор приёмов позволяет воздействовать на все анализаторные системы ребёнка, активизировать его сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий. В теории и методике физическою воспитания используются общедидактическис приёмы.

Приёмы наглядного метода следующие:

  • - имитация (подражание), которая широко используется при проведении и освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и другие, — так ребёнок начинает представлять то или иное животное, предмет;

  • - демонстрация и показ способов выполнения физических упражнений, к которому следует привлекать самих воспитанников. Это связано с тем, что, когда движение выполняется их сверстниками, дети могут лучше рассмотреть положение отдельных частей тела; кроме того, у них возникает интерес к разучиваемому движению, появляется уверенность, желание самим выполнить упражнение как можно лучше. Дошкольников привлекают к показу физических упражнений также из-за несоответствия размеров пособий росту педагога (упражнения на гимнастической стенке, скамейке, подлезание под дуги, пролезание в туннеле и др.);

использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, презентации, видеофильмы и др.). Данное использование побуждает детей к деятельности, помогает им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствует более эффективному развитию воссоздающего воображения;

- использование зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи. Применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, играют важную роль для развития слухового восприятия, чувства ритма и музыкальных способностей.

К словесным приёмам относятся называние педагогом упражнений, описание, объяснения, комментирование хода их выполнения, указания, распоряжения, вопросы к детям, команды, беседы, рассказы, выразительное чтение стихотворений и др. При этом воспитатель использует планирующую, сопровождающую, комментирующую, обобщающую и регулирующую функции речи, используя принцип фасцинации (от англ, fascination — очарование) — специально организованного вербального (словесного) воздействия, которое предназначается для создания положительного эмоционального фона процесса проведения физкультурного занятия за счёт сюжетно-образного изложения. Для этого воспитатель должен чётко представлять тему занятий и уметь формулировать её образно. Например, традиционная тема «Обучение прыжкам через короткую скакалку» может звучать нетрадиционно — «Путешествие весёлой верёвочки». По ходу занятия верёвочка превращается в скакалку, змейку, упряжку для лошадки, удочку. Это обеспечивает действие фасцинации — эмоционального «завораживания» процессом наблюдения за осуществлением движений, сопровождаемых комментированной речью педагога, его интонацией и тембром, расстановкой пауз во время произнесения инструкций. Благодаря этому оказывается возможным уменьшение потерь семантически значимой информации при восприятии детьми словесных инструкций, повышение эффективности во всех сферах реализации программы: оздоровительной, воспитательной, образовательной.

Приёмы, относящиеся к практическому методу, направлены на формирование практических двигательных навыков; на самостоятельное применение их ребёнком в игровой и жизненной ситуации, а также на обогащение его знаниями, позволяющими осознанно осуществлять это применение.

Практические приёмы побуждают ребенка к воспроизведению упражнений, их вариативному использованию, выполнению игровых ролей, участию в соревнованиях, выполнению ролей судей при проведении соревновательных игр, повышают интерес к самосовершенствованию, побуждают к целенаправленным, заинтересованным занятиям в круговой тренировке.

К практическим приёмам можно отнести выполнение движений (совместно-распределенное, совместно-последовательное выполнение движений вместе с педагогом и самостоятельное выполнение), повторение упражнений с изменениями и без, а также их проведение в игровой форме (в виде подвижных игр и игровых упражнений) и в соревновательной форме.

В исследовании Л.М. Коровиной отмечается, что выработке прочных, осознанных, достаточно гибких двигательных навыков способствуют умения применять их в новых условиях, самостоятельно придумывать и проводить игры со сверстниками, подводят к самостоятельной организации досуга, что необходимо для подготовки ребёнка к школе .

Применение соревнования в работе с детьми в целях их всестороннего развития возможно, по мнению Л.М. Коровиной, лишь при соблюдении ряда условий:

  • - при достаточном овладении детьми движениями;

  • - при строгом соблюдении принципа постепенности;

  • - при учёте уровня развития движений, физиологической, психологической и эмоциональной характеристики формирующегося навыка;

при воспитании чувства ответственности перед своими товарищами, дружбы и взаимовыручки, уважения к достижениям команды «соперника».

Через введение соревновательных ситуаций дети учатся оценивать действия сверстников, переживать за них, сравнивать их действия со своими и обнаруживать причины ошибочных действий.

На основе эмоционального предвосхищения результатов эстафеты могут заранее корректировать собственные ошибки. Кроме того, результаты использования игровых и соревновательных ситуаций на занятиях по физической культуре свидетельствуют о формировании у детей дошкольного возраста внутреннего плана действий и умений контролировать свои эмоции, регулировать их интенсивность в проблемных ситуациях.

Решение ребёнком посильных проблем в подвижных играх и упражнениях: рождает у него веру в свои силы; даёт переживание радости самостоятельных маленьких «открытий»; делает обучение более интересным и увлекательным; создаёт предпосылки для творчества; предполагает не только индивидуальные, но и коллективные действия. Всё это позволяет повысить двигательную активность детей на физкультурных занятиях.

Реализации творческих замыслов способствует метод творческих заданий, основой которого является двигательное воображение. Двигательное воображение обеспечивает воодушевление (и одухотворение) детских движений, что делает их по-настоящему управляемыми (В.Т. Кудрявцев). Согласно теории А.В. Запорожца, движение, прежде чем превратиться в управляемое, должно стать ощущаемым.

С этой целью В.Т. Кудрявцев и Б.Б. Егоров предлагают специальные игровые задания:

  • - на преодоление стереотипа действия (движения) с предметом;

  • - на придумывание новых способов применения предметов; - на придумывание названий выполняемым движениям.

При этом авторы отмечают, что наиболее эффективным средством развития двигательного воображения выступают подвижные игры, в процессе развертывания которых они предлагают создавать «ситуации разрыва двигательной деятельности детей, которая нарушает её привычное течение» .

В работах А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, Э.Я. Степаненковой и других отмечается, что все методы и приёмы обучения играют важнейшую роль в формировании двигательных навыков и должны применяться в комплексе.

В теории физического воспитания используются также специфические методы: метод строго регламентированного упражнения; метод нестрого (частично) регламентированного упражнения; игровой; соревновательный; круговой тренировки.

Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:

  • - наличие твёрдо предписанной программы движений (техники движений, порядка их повторения, изменения и связи друг с другом);

  • - точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, а также нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками;

  • - создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребёнка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажёров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль за её воздействием и т. д.). Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.

Метод круговой тренировки заключается в том, что ребёнок передвигается по заданному кругу, выполняя определённые упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода — достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга. При использовании метода круговой тренировки рекомендуется:

  • - начинать с нагрузки не более 50 % от максимально возможной для каждого ребенка (повышение нагрузки осуществляется путем увеличения количества упражнений, времени их выполнения, скорости, а также укорочения отдыха между кругами);

  • - оптимальное количество упражнений 6-8 (они выполняются в быстром темпе и подбираются в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, их содержание может оставаться постоянным);

  • - постепенно повышать скорость преодоления кругов.

Выделяются три способа упражнений с интервалами в круговой тренировке:

воздействие на разные группы мышц или системы жизнедеятельности организма и выполнение этих упражнений па каждом из снарядов, расположенных в определенной последовательности;

  • - подбор упражнений в соответствии с целями и задачами физической подготовки;

  • - использование упражнений с различными предметами, в том числе с мячами Используя интервальный метод круговой тренировки, необходимо учитывать следующие факторы:

  • 1. Тренировочную нагрузку целесообразно повышать постепенно в ходе занятий — от 50-60 % до максимальной на каждой «станции».

  • 2. Повышать нагрузку можно за счет увеличения количества упражнений па каждой «станции» или интенсивности их выполнения. Оптимальное количество «станций» от 6 до 8-10.

  • 3. Необходимо постепенно повышать темп выполнения упражнений с учетом индивидуальных способностей ребенка до максимального.

  • 4. После выполнения упражнений перед переходом на очередную «станцию» необходимо отдыхать примерно в течение одной минуты.

Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребёнка, даёт возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры. Игровой метод даёт возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка. Наиболее активно этот метод используется в младших группах, но им широко пользуются в работе также и со старшими дошкольниками. Соревновательный метод в относительно элементарных формах широко применяется в работе с детьми дошкольного возраста. Он эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставится задача: кто быстрей принесёт флажок, кто дальше бросит мяч. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения, эффективно развивать творчество.

Согласно другой классификации, к методам физического воспитания относятся:

- методы диагностики уровня двигательной активности и физического развития детей;

методы стимулирования и мотивации двигательной деятельности;

методы организации двигательной деятельности детей;

методы регулирования и контроля двигательной деятельности.

При этом для воспитания нужных двигательных качеств используются комплексы разнообразных методов и приёмов, в которые входят как вышеперечисленные, так испециальные методы:

  • методы развития сипы: метод повторных усилий, метод развития динамической силы и метод изометрических усилий (он ха- ракгеризуется максимальным напряжением мышц в статическом режиме, когда при выполнении упражнений сила прикладывается к неподвижному предмету и длина мышц не изменяется) и др.;

  • методы развития быстроты движений: игровой метод, метод облегчённых внешних усилий (уменьшение дистанции, высоты и т. д.), метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной интенсивностью, соревновательный метод и др.;

  • методы развития выносливости: интервальный метод (разновидность повторного метода) — дозированное повторное выполнение упражнений относительно небольшой интенсивности и продолжительности со строго определённым временем отдыха, где интервалом отдыха обычно служит ходьба либо медленный бег; метод игры скоростей (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения) и др.;

  • методы развития ловкости: повторный и игровой методы, соревновательный метод и др.;

  • методы развития гибкости: метод многократного растягивания, игровой метод, музыкально-ритмические упражнения и др.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста (3-5 лет) преобладают приёмы опосредованного обучения (игра), объяснение, сопровождающееся показом, выполнение детьми упражнений совместно с воспитателем и др. В старшей и подготовительной к школе группах ведущими являются методы и приёмы прямого обучения, а также методы и приёмы, направленные на формирование двигательных качеств (строго дозированные упражнения, их повторение через определённые интервалы времени, увеличение интенсивности движений и др.).

Все методы находятся в тесной взаимосвязи и обеспечивают полноценный процесс физического воспитания детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!