СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы обучения в дополнительном образовании

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод обучения – это   способ организации совместной деятельности педагога и обучающихся, направленной на решение образовательных задач.

Просмотр содержимого документа
«Методы обучения в дополнительном образовании»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»














Методы обучения.

(Реферат)










Харламова Татьяна Владимировна,

Педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №5,

Высшая квалификационная категория















Г. Ноябрьск

2019 г







Содержание.

  1. Введение.

  2. Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей.

  3. Методы и методики обучения

  4. Принципы обучения

  5. Критерии выбора методов и приемов обучения.

  6. Заключение.

  7. Список использованной литературы.



















































Введение.

Дополнительное образование — это мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

В контексте инновационной деятельности претерпевает изменения не только система дополнительного образования, но и существенно возрастает роль педагога. Происходит переоценка педагогической деятельности. Во-первых, если в традиционном образовании педагог выступает в качестве ведущей фигуры, то на современном этапе образования внимание переключается на ребенка – его активность, индивидуальность, способность творить. Во-вторых, в условиях стремительно развивающихся технологий к педагогу выдвигаются дополнительные требования по развитию специальных навыков, приемов и содержания работы. В-третьих, в современном дополнительном образовании приветствуется более активное, яркое взаимодействие между педагогом и детьми. Педагог должен не просто обучить, но и поддержать ребенка в его деятельности. Способствовать его успешности, осознанию своей значимости в этом мире.

 Цель работы – рассмотреть методы обучения в системе дополнительного образования, как средство творческого развития педагога.



Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей.

Трактовок понятия «Метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. Специфика дополнительного образования накладывает определённые ограничения на их применение и использование. Следует заметить, что далеко не все методы обучения, применяемые в системе общего образования успешно применимы в системе дополнительного образования детей. Так, содержание учебной деятельности детского объединения обязательно должно включать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в определённом виде творчества. Причём уровень теоретической подготовки должен позволять обучающимся в процессе её изучения на определённом этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем и на продуктивный (творческий) уровень. Поскольку очень часто теория и практика фактически неотделимы друг от друга, особенно в декоративно-прикладном творчестве, то изучение теории требует большего применения методов, основанных на вовлечении различных групп чувственных анализаторов. Практическая ориентированность обучения в УДО требует большего объёма практической подготовки, но также она не может быть строго нацелена на освоение приёмов и навыков определённого вида деятельности. Практическая подготовка должна вестись с использованием приёмов и методов, позволяющих нивелировать особенности ребёнка, мешающие полноценному освоению определённого вида деятельности, как- то: низкая социальная адаптивность, особенности двигательной активности, особенности восприятия и т.д. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести именно к учебному занятию, поскольку многие из занятий носят ещё и общеразвивающий, или воспитательный характер. В то же время воспитательное занятие может иметь и образовательную составляющую. В ходе одного занятия многие педагоги решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.

Методы и методики обучения

Метод обучения – это   способ организации совместной деятельности педагога и обучающихся, направленной на решение образовательных задач.

Каждый метод обучения можно представить в виде совокупности методических приёмов.

В педагогике ещё советского периода были приняты различные классификации методов обучения, многие из которых описаны Бабанским. Основанием для классификации были: источник знаний, характер познавательной деятельности, дидактическая цель, средства обучения и т.д. Выделим для нашего удобства методы обучения, используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

1.Организационный. В соответствии с задачами этого этапа, здесь уместны методы мотивации и стимулирования, например, метод эмоционального мотивирования (приёмы создания ситуации нравственного переживания, создание ситуаций занимательности, анализ ситуаций из литературы, биографий деятелей культуры и искусства, исторических личностей, занимательных фактов и т.п., приёмы удивления, сопоставление фактов, создание ситуации новизны), а также отдельные методы стимулирования (метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, анализ жизненных ситуаций, предъявление учебных требований).

2.Проверочный. Здесь уместны методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, такие, как опрос, работа с карточками, игры, проверочная работа, опять же, тестирование.

3. Подготовительный. Здесь уместны такие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, как, словесные: рассказ-вступление, беседа (сочетающая приёмы постановки вопросов, приёмы обсуждения ответов обучающихся, приёмы коррекции ответов обучающихся, приёмы формулирования выводов из беседы); наглядные: демонстрация (например, показ видеозаписи концертного номера), иллюстрация (показ плакатов, картин, зарисовок на доске); проблемно - поисковые (создание проблемной ситуации, постановка проблемного задания, задания исследовательского характера); методы самостоятельной работы (работа со схемой, таблицей, рисунком, книгой).

4.Основной. В зависимости от задач и подвида этого этапа, здесь могут применяться самостоятельная работа, работа под руководством педагога, дозированная помощь, беседа, практические задания, тренировочные упражнения, проблемные вопросы, учебная дискуссия, рассказ – изложение, лекция, фрагментированный демонстрационный показ видеоматериала, письменные упражнения, опыты, эксперименты, работа на ПК, проблемно-поисковые практические работы, практические работы исследовательского характера и т.д.

5.Контрольный. Данный этап может осуществляться методами контроля и коррекции. В частности, методы самоконтроля, методы программированного письменного контроля, методы устного контроля. Наиболее уместны здесь фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование, викторины.

6.Итоговый. Здесь могут быть применены следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, как, словесные: заключительная беседа, рассказ-заключение; наглядно-словесные: беседа с применением схемы, таблицы и др. иллюстрации, комментирование действий; практические: работа с учебным набором, с тренировочным приспособлением, и т.д.; самостоятельной работы: работа с книгой, вопросником, комментирование выполненной работы.

7.Рефлективный. По своему содержанию, этот этап требует особого рода активности педагога и обучающихся. Предыдущая деятельность определённым образом отразилась на эмоциональном состоянии обеих сторон учебного процесса и оформилась в определённую учебную ситуацию, поэтому здесь снова уместны методы мотивации и стимулирования, содержащие стимулирование ответственности, чувства долга, закрепление чувства успешности, разъяснение личной и общественной значимости получаемых ЗУН, а также методы контроля и коррекции, такие, как: само – и взаимооценка, экспертный контроль и коррекция.

8.Информационный. Чаще всего, в дополнительном образовании домашнее задание является необязательным и по большей части продолжает деятельность, осуществляемую на занятии, поэтому здесь уместны будут методы мотивации и стимулирования, направленные на создание ситуации успешности: двухуровневые задания, план выполнения задания, карточки-консультации, анализ жизненной или игровой ситуации, задание-наблюдение, проблемные задания, карточки-символы успешности и т.д.

Как видим, занятие в дополнительном образовании является подвижным с точки зрения присутствия и содержания каждого из этапов занятия. Разнообразие содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса. Это и традиционные формы, такие как: учебное занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, и нетрадиционные, например, занятия-фантазии, занятия-соревнования, занятие- ролевая игра и т.д.

Использование на протяжении всего процесса обучения сочетания методов определённого характера образует методику.

Для дополнительного образования характерны следующие наиболее распространённые методики:

  1. дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей, уровня подготовки каждого).

  2. индивидуального обучения: (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребёнка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

  3. проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не даёт детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей);  и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

  4. методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Принципы обучения

Рассматривая учебный процесс в дополнительном образовании, помимо структуры и организационных форм учебного занятия, методических приёмов, методов и методик обучения, необходимо также обратится к принципам обучения.

Принцип обучения- основные руководящие идеи, нормативные требования к организации проведению учебно-воспитательного процесса. Принципы обучения зависят от общей педагогической концепции деятельности детского творческого объединения.

Для дополнительного образования детей можно рекомендовать следующие основные принципы:

  1. Принцип воспитывающего обучения.

  2. Принцип научности.

  3. Принцип связи обучения с практикой.

  4. Принцип систематичности и последовательности.

  5. Принцип доступности.

  6. Принцип наглядности.

  7. Принцип сознательности и активности.

  8. Принцип прочности.


Критерии выбора методов и приемов обучения.

Важной и неотъемлемой частью деятельности педагога является процесс выбора оптимального сочетания методов обучения.

Большинство из исследователей проблемы методов обучения приходит к выводу о том, что поскольку понятие "метод" многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи. В дидактике установлена следующая закономерность. Чем в большем числе аспектов был обоснован преподавателем выбор методов обучения (логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • - соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения;

  • - соответствие возможностям вспомогательных средств обучения;

- соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями.

Заключение.

Таким образом, использование методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.



Список использованной литературы:

1. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. - М.: Гардарика, 2008. 368с.

2.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.

3. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2002

4. Панина Г. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для  студ. высш. учеб. заведений /Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; Под ред. Т. С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. 176с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!