Просмотр содержимого документа
«Методы психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации детей к дошкольному учреждению»
Метод психодиагностики, профилактики и
преодоления дезадаптации
детей к дошкольному учреждению
Данные методы, как система психодиагностических инструментов и психологических средств. Выявляют тревогоформирующие факторы, оказывающие влияние на детей в период привыкания их к новым условиям.
При этом психолог решает следующие задачи:
анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий.
выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребёнка
оценка психоэмоционального состояния ребёнка в начале периода адаптации и через месяц посещений дошкольного образовательного учреждения.
Работа проводится поэтапно:
Первичная диагностика
(в период поступления ребёнка в дошкольное учреждение)
профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями, воспитателями.
Контрольная диагностика (повторная).
(через месяц посещения ребёнком дошкольного образовательного учреждения).
Обследование на первом этапе проводится одновременно в двух направлениях:
первое – характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей);
второе – оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада («Карта наблюдений»).
На втором этапе проводится психопрофилактическая работа по решению проблем. Возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Контрольный этап – сравниваются результаты по «Картам наблюдений» в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада.
Анализируя по идентичным параметрам характеристики состояний детей, данные родителями, воспитателями, можно соотнести индивидуальные оценки эмоционально-личностного состояния ребёнка в период адаптации.
Выявление различия позиций воспитателей и родителей по одному и тому же критерию эмоционально-личностного состояния ребёнка даёт основу для проведения углубленного индивидуального исследования, совместного обсуждения данного вопроса с воспитателями и родителями, выявления истинных причин беспокойства, тревожности, а также нарушений эмоционального состояния ребёнка, позволяет психологу проанализировать и разрешить конкретную ситуацию.