Метод учебного проекта
В современной педагогике:
Метод учебного проекта характеризуется как:
- Одна из личностно ориентированных технологий;
- Деятельностный (учение через деятельность);
- Обучающий групповой деятельности;
- Построенный на принципах проблемного обучения;
- Развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
- Формирующий навыки самостоятельности;
- Воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу;
- Здоровьесберегающий.
Классификация:
- Проект на один урок;
- Проект на весь учебный год;
- Проект по одной теме;
- Межпредметный проект;
- Внепредметный проект;
- Внешкольный проект;
- Проектирование по составу участников: - индивидуальное, - групповое, - разновозрастное, - общешкольное и т.д.
- Доминирующая в проекте деятельность.
Учебный проект с точки зрения учащегося:
- Возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому;
- Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
- Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, решение проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение.
Учебный проект с точки зрения учителя:
Дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию – умению находить решения различных проблем, а именно учить:
- проблематизации; целеполаганию и планированию деятельности; самоанализу и рефлексии; презентации хода своей деятельности и
- проблематизации;
- целеполаганию и планированию деятельности;
- самоанализу и рефлексии;
- презентации хода своей деятельности и
результатов;
- умению готовить материал для проведения
- умению готовить материал для проведения
презентаций;
- поиску нужной информации; практическому применению знаний, умений,
- поиску нужной информации;
- практическому применению знаний, умений,
навыков в нетиповых ситуациях;
- навыков в нетиповых ситуациях;
- выбору, освоению и использованию технологии
- выбору, освоению и использованию технологии
изготовления продукта проектирования;
- изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования.
- проведению исследования.
- мыслительная; коммуникативная; практическая; презентационная .
- мыслительная; коммуникативная; практическая; презентационная .
- мыслительная;
- коммуникативная;
- практическая;
- презентационная .
Два плана учебного проекта
- название проекта; проблема проекта; задачи; планирование – осуществление; презентация.
- название проекта;
- проблема проекта;
- задачи;
- планирование – осуществление;
- презентация.
- Невидимый: - тема учебного курса, урока;
- цели и задачи учителя; необходимый уровень ЗУН; необходимые специфические
- цели и задачи учителя; необходимый уровень ЗУН; необходимые специфические
- цели и задачи учителя;
- необходимый уровень ЗУН;
- необходимые специфические
умения и навыки;
- умения и навыки;
- умения и навыки;
- уровень владения проектной деятельностью; обеспечение проекта; формы реализации; возраст учащихся; требуемое время.
- уровень владения проектной деятельностью; обеспечение проекта; формы реализации; возраст учащихся; требуемое время.
- уровень владения проектной деятельностью;
- обеспечение проекта;
- формы реализации;
- возраст учащихся;
- требуемое время.
Этапы работы методом проектов
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
Этапы работы методом проектов
Учитель Учащиеся
1-й этап – погружение в проект
Формулирует: Осуществляют:
1) проблему проекта; 1) личностное присвоение проблемы;
2) сюжетную ситуацию; 2) вживание в ситуацию;
3) цель и задачи 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач
Этапы работы методом проектов
2-й этап — организация деятельности
Организует деятельность - Осуществляют:
предлагает:
4) организовать группы; 4) разбивку на группы;
5) распределить амплуа 5) распределение ролей в
в группах; группе;
6) спланировать деятель - 6) планирование работы; ность по решению задач
проекта ;
7) возможные формы 7) выбор формы и способа
презентации результатов презентации предпола- гаемых результатов
Этапы работы методом проектов
3-й этап — осуществление деятельности
Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:
8) консультирует учащихся 8) каждый в соответ-
по необходимости; ствии со своим амплуа и сообща; 9) ненавязчиво контролирует; 9) консультируются по необходимости;
10) дает новые знания, когда 10) «добывают»
у учащихся возникает в недостающие знания;
этом необходимость;
11) репетирует с учениками 11) подготавливают
предстоящую презентацию презентацию
результатов результатов
Этапы работы методом проектов
4-й этап — презентация
Принимает отчет: Демонстрируют:
12) обобщает и резюмирует 12) понимание проблемы, полученные результаты; цели и задач;
13) подводит итоги обучения; 13) умение планировать и осуществлять работу;
14) оценивает умения: общаться, 14) найденный способ слушать, обосновывать свое решения проблемы;
мнение, толерантность и др.;
15) акцентирует внимание 15) рефлексию деятель- на воспитательном моменте: ности и результата;
умении работать в группе
на общий результат и др.
16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
Педагогической целью проведения презентации является выработка и или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10—12минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.
Метод проектов формирует следующие ключевые компетентности:
- в сфере самостоятельной познавательной деятельности, через самостоятельную работу над проблемой проекта, приобретение знаний из различных источников информации;
- в сфере социально-трудовой деятельности, через навыки самоорганизации, самооценки, самопрезентации, умения адаптироваться к действительности;
- коммуникативная компетентность, через умение общаться и «работать в команде», сотрудничать с людьми в различных видах деятельности;
- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, через умение использовать свое свободное время; решение творческих и прикладных задач проекта.
Учебный проект учебно-познавательная деятельность цель методы , способы общего результата проблемы