СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметная интеграция на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированные уроки дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметная интеграция на уроках русского языка»

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В. Ю. Честных, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска

Главное  изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором учебные заведения должны готовить своих обучающихся к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной  задачей  новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. 

В колледж идут обучаться на специальности молодые люди не только со слабой мотивацией к учебной деятельности, но и с очень низкой подготовкой по русскому языку. Чтобы мотивировать обучающихся на учебную деятельность, повысить уровень их грамотности, необходимо показать, как знания по русскому языку помогают овладевать профессией, расширять свой профессиональный кругозор. Сделать это можно, только в ходе совместной работы с преподавателями специальных дисциплин.

По этой причине на плечи преподавателей общеобразовательных дисциплин ложится иной груз ответственности. Обязательно учитываются требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования: общие компетенции являются результатом освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов [1]. Это и определяет специфику организации обучения по таким дисциплинам как русский язык.

Преподавателям необходимо учитывать и Концепцию преподавания русского языка в Российской Федерации, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации, от 9 апреля 2016 г. № 637-р, которая имеет своей основной целью обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики [2].

Задачами в преподавании должны стать: обучение профессиональному общению в области профессии, развитие речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям в общении; повышение культуры письменной и разговорной речи. Источником необходимой языковой информации могут стать заранее отобранные преподавателем учебники, пособия, справочная литература по профессии, профессионально-ориентированные Интернет-ресурсы, профессиональные журналы и др.

При подготовке к занятиям осуществляется интегративный и дифференцированный подход к отбору заданий для обучающихся из специальной литературы, справочников с целью развития способности к профессиональному общению. Интеграция и дифференциация дисциплины русского языка и специальных предметов представляет целостный процесс получения теоретических и практических знаний, специальных и профессионально-коммуникативных умений.

Примерный перечень заданий для профессии «Мастер отделочных строительных работ» по разделу «Лексика»: Выделите слова, которые не подходят к тематике «Основы гигиены труда рабочих профессий». Гигиена труда, трудовой процесс, производственная сфера, практические мероприятия, безопасные условия труда, первое предупреждение, устранение неполадок, неблагоприятно влияющие условия, метеорологические условия, жизнедеятельность организма, приточно-вытяжная вентиляция, изобразительное искусство, коэффициент падения, путь следования автомобиля, декоративная шпатлевка.

Для изучения раздела «Морфемика и словообразование» предлагаются следующие задания: Произведите морфемный и словообразовательный анализ выделенных слов. Тема: «Технология оштукатуривания поверхностей». Пристройка к дому, механизированный процесс, высокий подоконник, рейкодержатель для перемычек, ЕТКС, выход из рабочей зоны, удобно расположенная столовая, быстрорастворимая смесь, высококачественный портландцемент, внутренний дискомфорт, высокопрофессиональный строитель, штукатурная отрезовка, высокая тренога, ГОСТ, золотой оттенок песка, рабочий второй смены, фосфоросодержащий раствор, фрагмент профнастила, демонтаж конструкции, фиксатор резьбы, разметка поверхности, центральный водоотвод, вуз, нагрев смеси,

Раздел «Синтаксис и пунктуация» предполагает работу с различными видами предложений. Тема: «Специальность: Штукатур» Штукатур подготавливает поверхность для выполнения работ, приготавливает растворы для различных видов штукатурки, размечает поверхность под оштукатуривание и облицовку плиткой, наносит вручную или механизированным способом раствор на рабочую поверхность, обрабатывает ее после высыхания, делает ремонт оштукатуренной поверхности.

Задания: А) Поясните, каким правилам русской пунктуации подчиняется употребление знаков в данном предложении. Б) Сделайте полный синтаксический разбор предложения и составьте его схему. В) Перефразируйте предложение так, чтобы оно стало: а) сложносочиненным; б) сложноподчиненным; Г) Найдите в предложении глаголы и образуйте на их основе всевозможные причастия и деепричастия. Д) Сделайте морфологический разбор одного существительного, прилагательного, глагола, наречия. [3, 22].

Примеры заданий для профессии «Мастер общестроительных работ».

1. Словарные диктанты по определенной тематике для словарно-семантической работы, позволяющие совершенствовать соответствующие орфографические, словообразовательные, лексические умения и навыки: - «Безопасность труда. Оказание первой медицинской помощи»: ультрафиолетовое излучение, отсоединить от пострадавшего, искусственное дыхание, оказание медицинской помощи, непрямой массаж сердца, эффективный способ реанимации, стеклянные светофильтры, загрязнение сварочной пылью, приточно-вытяжная вентиляция, использование респираторов, особенности электрододержателя, не защищенная рукавицей кожа рук сварщика, для защиты глаз резчика, кислородного баллона, не допускаются без инструктажа [3].        

2. Работа с текстами, имеющими в своей структуре синтаксические конструкции, способствующие обогащению синтаксического строя речи (комментированное письмо, объяснительный диктант): - «История профессии». Временем возникновения профессии сварщик можно считать 1802 год, когда В. Петров открыл эффект электрической дуги, при возникновении которой между двумя угольными электродами, создаётся высокая температура. Эта температура настолько высока, что позволяет расплавлять металлы. С момента этого открытия и до его промышленного применения прошёл немалый период времени. Но спустя десятилетия, метод соединения металлов электродуговым способом произвёл революцию в различных отраслях промышленности, строительства и стал массовой технологией соединения материалов. [4]                 

VII. Синтаксис и пунктуация 1.         Определить вид грамматической связи в словосочетаниях: заваривание раковин, механическими свойствами, регулирует выполняя, тонкого металла, осуществляет транспортировку. 2.         Указать № предложений следующих видов: а) предложения с обособленным обстоятельством (деепричастный оборот); б) предложения с обособленным определением (причастный оборот); в) предложения с однородными членами; г) предложения, в которых подлежащее и сказуемое выражены им. существительным; д) СПП с придаточным определительным.

Внеаудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине, проектная деятельность, участие в конкурсах профессионального мастерства также позволяют сформировать у студентов понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.  [4, 22].

Из вышесказанного следует, что будущая профессия студента — фундамент в жизни каждого, поэтому так важно направить совместные усилия педагогов, родителей и студентов на получение высококлассного «мастера» своего дела.

Целенаправленная работа над теоретической и практической важностью отбора и описания лексических средств в профессионально-ориентированном обучении обучающихся способствуют овладению материала и видами речевой деятельности, пониманию значимости выбранной профессии.

 Интегрированные уроки дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.

     

Список литературы


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 683).

  2.   Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2009 года № 588 [Электронный ресурс http://www.edu.ru/].

  3. Гуляева Н. И. Профессиональная направленность русского языка при подготовке квалифицированных рабочих по направлению «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.) — Пермь: Меркурий, 2015. С. 233-236

  4. Шуплецова К. А. Профессиональная направленность уроков русского языка при подготовке квалифицированных рабочих профессии «Мастер общестроительных работ» // Молодой ученый, 2017. №38. С. 128-131

  5. http://school-collection.edu.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!