Межпредметные связи на уроках математики
Применяя межпредметные связи на уроках математики, учитель осуществляет учебно-познавательные задачи, направленные на формирование у обучающихся навыка самостоятельного приобретения
Модернизация современного образования вызвана ускорением темпов развития общества, расширением возможностей социального выбора, ростом глобальных проблем, которые могут быть решены лишь при условии формирования у молодого поколения современного мышления. Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют самостоятельно выбрать нужную информацию и принять ответственное решение.
Традиционное содержание школьного образования не в полной мере соответствует данному заказу. В результате традиционного обучения школьники обладают обрывочными сведениями из разных областей знаний. Бессистемное знание не способствует развитию творческого мышления обучающихся, не учит связывать вновь изученный материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам.
Основная идея работы – теоретическое и практическое использование межпредметных связей на уроках.
Интеграция знаний может быть выражена в различных формах: интегрированные задания, межпредметные проблемные ситуации, и собственно интегрированные уроки.
Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:
при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
при желании воспользоваться готовым содержанием при переносе и интеграции знаний, т.е. современный школьник должен уметь преобразовывать известную информацию, уметь ею пользоваться в новой ситуации, представлять ее в новой форме, из параллельной дисциплины;
при изучении межнаучных и обобщенных категорий законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
при создании проблемной развивающей методики обучения предмету.
Однако провести интегрированный урок не всегда возможно. Поэтому идею межпредметных знаний на уроке математики можно осуществить, применяя проблемные ситуации, а также ранее полученные обучающимися знания на других предметах, таких, как химия, физика, биология и др.,
Математика и литература
Я полностью согласна с высказыванием Вейерштрасса “Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике”.
Сказка, поэзия… Казалось бы, сказка и математика – понятия несовместимые. Яркий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Но сказочные задачи усиливают интерес к математике. Это очень важно для учащихся 5-6 классов. Учитывая это, можно дать учащимся домашние творческие задания. Ребятам можно дать задание на написание замечательных сказок: “Математическое королевство”, “Страна положительных чисел”, “Алиса в Дробном царстве”. В этом году очень интересными получились сочинения на темы: “ За что я люблю или не люблю математику”, “Математика в профессии моих родителей”, “Этот прекрасный геометрический мир”.
На своих уроках можно рассказывать о различных выдающихся людях. Обучащиеся очень удивляются когда узнают, что автором сказки «Алиса в стране чудес» является математик Чарльз Л. Доджсон, известный больше под псевдонимом Льюис Кэрролл. Как рассказывают биографы, королева Виктория пришла в восторг от этого произведения и захотела прочитать все книги, написанные Кэрроллом. Можно представить ее разочарование, когда она увидела на своем столе стопку книг по математике.
Ребята с интересом слушают информацию о том, что известная женщина-математик C.В. Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом. Ее перу принадлежат такие произведения как драма «Борьба за счастье», роман «Нигилистка» и другие. После таких уроков у обучающихся возникает желание прочитать эти литературные произведения.
Математика и русский язык
В качестве сопутствующих межпредметных связей в процессе преподавания математики и русского языка можно привести такой пример. В 6 классе изучается тема «Числительное». Совместно с учителем русского языка разрабатываем интегрированные домашние задания по данной теме, так как по учебному плану школы время изучения материала совпадает. А затем оцениваем отдельно по каждому предмету. Учащимся нравится необычность подобного задания, что вызывает дополнительный интерес к нему.
На уроках математики можно разбирать с учащимися правописание различных слов. Останавливаясь на одном частном примере. Очень часто ученики в существительном «длина» пишут удвоенное «н». Объясняю, что существуют слова «длина» и «длинна», но первое – это имя существительное и означает величину предмета, второе – краткое прилагательное, обозначающее свойство предмета (например, «дорога длинна»).
При изучении темы « Дроби» для учеников интересной является информация о том, что в русском языке слово дробь появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» — разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики дроби так и назывались — «ломаные числа». Домашним заданием может быть нахождение значение слова «дробь» в различных словарях.
Математика и история
С большим интересом ребята решают задачи исторического характера. Дома ребятам можно предложить на основе современных статистических данных составить задачу, характерную для нашего времени.
При сообщении учащимся исторических математических сведений использовать древние и современные карты, поэтому ученики наиболее полно представляют себе картину времени, когда произошло математическое открытие. Такие задания развивают воображение учащихся и формируют такие УУД как сравнение и сопоставление.
Математика и биология
Межпредметная связь математики и биологии ярко прослеживается при изучении темы прогрессии. Учащиеся с интересом находят примеры чисел Фибоначи в строении различных растений и животных и представляют результаты своих исследований на интегрированном уроке математика+биология. На таких уроках можно использовать видеофрагменты, показывающие удивительную красоту математики и ее связь с окружающим миром.
В результате использования разных форм реализации межпредметных связей у обучающихся повышается мотивация обучения и интерес к предметам, создается целостная картина окружающего мира, развивается умение устанавливать причинно – следственные связи, объяснять происходящие явления.