СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметные связи на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применяя межпредметные связи на уроках математики, учитель осуществляет учебно-познавательные задачи, направленные на формирование у обучающихся навыка самостоятельного приобретения

Модернизация современного образования вызвана ускорением темпов развития общества, расширением возможностей социального выбора, ростом глобальных проблем, которые могут быть решены лишь при условии формирования у молодого поколения современного мышления. Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют самостоятельно выбрать нужную информацию и принять ответственное решение.

Традиционное содержание школьного образования не в полной мере соответствует данному заказу. В результате традиционного обучения школьники обладают обрывочными сведениями из разных областей знаний. Бессистемное знание не способствует развитию творческого мышления обучающихся, не учит связывать вновь изученный материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи на уроках математики»

Межпредметные связи на уроках математики



Применяя межпредметные связи на уроках математики, учитель осуществляет учебно-познавательные задачи, направленные на формирование у обучающихся навыка самостоятельного приобретения

Модернизация современного образования вызвана ускорением темпов развития общества, расширением возможностей социального выбора, ростом глобальных проблем, которые могут быть решены лишь при условии формирования у молодого поколения современного мышления. Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют самостоятельно выбрать нужную информацию и принять ответственное решение.

Традиционное содержание школьного образования не в полной мере соответствует данному заказу. В результате традиционного обучения школьники обладают обрывочными сведениями из разных областей знаний. Бессистемное знание не способствует развитию творческого мышления обучающихся, не учит связывать вновь изученный материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам.

Основная идея работы – теоретическое и практическое использование межпредметных связей на уроках.

Интеграция знаний может быть выражена в различных формах: интегрированные задания, межпредметные проблемные ситуации, и собственно интегрированные уроки.

Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:

  • при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;

  • при желании воспользоваться готовым содержанием при переносе и интеграции знаний, т.е. современный школьник должен уметь преобразовывать известную информацию, уметь ею пользоваться в новой ситуации, представлять ее в новой форме, из параллельной дисциплины;

  • при изучении межнаучных и обобщенных категорий законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;

  • при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;

  • при создании проблемной развивающей методики обучения предмету.

Однако провести интегрированный урок не всегда возможно. Поэтому идею межпредметных знаний на уроке математики можно осуществить, применяя проблемные ситуации, а также ранее полученные обучающимися знания на других предметах, таких, как химия, физика, биология и др.,

Математика и литература

Я полностью согласна с высказыванием Вейерштрасса “Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике”.

Сказка, поэзия… Казалось бы, сказка и математика – понятия несовместимые. Яркий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Но сказочные задачи усиливают интерес к математике. Это очень важно для учащихся 5-6 классов. Учитывая это, можно дать учащимся домашние творческие задания. Ребятам можно дать задание на написание замечательных сказок: “Математическое королевство”, “Страна положительных чисел”, “Алиса в Дробном царстве”. В этом году очень интересными получились сочинения на темы: “ За что я люблю или не люблю математику”, “Математика в профессии моих родителей”, “Этот прекрасный геометрический мир”.

На своих уроках можно рассказывать о различных выдающихся людях. Обучащиеся очень удивляются когда узнают, что автором сказки «Алиса в стране чудес» является математик Чарльз Л. Доджсон, известный больше под псевдонимом Льюис Кэрролл. Как рассказывают биографы, королева Виктория пришла в восторг от этого произведения и захотела прочитать все книги, написанные Кэрроллом. Можно представить ее разочарование, когда она увидела на своем столе стопку книг по математике.

Ребята с интересом слушают информацию о том, что известная женщина-математик C.В. Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом. Ее перу принадлежат такие произведения как драма «Борьба за счастье», роман «Нигилистка» и другие. После таких уроков у обучающихся возникает желание прочитать эти литературные произведения.

Математика и русский язык

В качестве сопутствующих межпредметных связей в процессе преподавания математики и русского языка можно привести такой пример. В 6 классе изучается тема «Числительное». Совместно с учителем русского языка разрабатываем интегрированные домашние задания по данной теме, так как по учебному плану школы время изучения материала совпадает. А затем оцениваем отдельно по каждому предмету. Учащимся нравится необычность подобного задания, что вызывает дополнительный интерес к нему.

На уроках математики можно разбирать с учащимися правописание различных слов. Останавливаясь на одном частном примере. Очень часто ученики в существительном «длина» пишут удвоенное «н». Объясняю, что существуют слова «длина» и «длинна», но первое – это имя существительное и означает величину предмета, второе – краткое прилагательное, обозначающее свойство предмета (например, «дорога длинна»).

При изучении темы « Дроби» для учеников интересной является информация о том, что в русском языке слово дробь появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» — разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики дроби так и назывались — «ломаные числа». Домашним заданием может быть нахождение значение слова «дробь» в различных словарях.

Математика и история

С большим интересом ребята решают задачи исторического характера. Дома ребятам можно предложить на основе современных статистических данных составить задачу, характерную для нашего времени.

При сообщении учащимся исторических математических сведений использовать древние и современные карты, поэтому ученики наиболее полно представляют себе картину времени, когда произошло математическое открытие. Такие задания развивают воображение учащихся и формируют такие УУД как сравнение и сопоставление.

Математика и биология

Межпредметная связь математики и биологии ярко прослеживается при изучении темы прогрессии. Учащиеся с интересом находят примеры чисел Фибоначи в строении различных растений и животных и представляют результаты своих исследований на интегрированном уроке математика+биология. На таких уроках можно использовать видеофрагменты, показывающие удивительную красоту математики и ее связь с окружающим миром.

В результате использования разных форм реализации межпредметных связей у обучающихся повышается мотивация обучения и интерес к предметам, создается целостная картина окружающего мира, развивается умение устанавливать причинно – следственные связи, объяснять происходящие явления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!