СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мягкие согласные перед гласными второго ряда"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект логопедидеского занятия для учащихся 1 класса с ОНР IIIуровня

Просмотр содержимого документа
«"Мягкие согласные перед гласными второго ряда"»

1 кл. ОНР III ур. Учитель-логопед: Брусниченко Е.Н. № 52

Тема: Мягкие согласные перед гласными второго ряда
Цель: научить детей обозначать мягкость согласных на письме посредством гласных второго ряда
Задачи:
Образовательные:
- Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных;
- Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.
Коррекционные:
- корригировать переключение внимания путем выполнения различных заданий;
- корригировать и развивать связную устную речь путем развернутых ответов на вопросы;
- корригировать и развивать фонематический слух;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать умение работать в парах, самостоятельность, активность.

- развивать способность к переключению, самоконтролю;
- развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению.
-формировать умение анализировать продуктивность своей деятельности;
-развивать способность к самооценке.
Оборудование: доска, магнитные буквы, слоговая таблица, карточки с загадками, карточки со словами, карточки с предложениями, таблицы со словами – паронимами, звуковые линейки, фишки , таблица-опора для характеристики звуков, рабочие тетради, цветные ручки, предметные картинки с изображением бытовой техники.
Ход занятия.

I Орг. момент:
-Здравствуйте ребята, я очень рада видеть ваши добрые умные лица и хочу , чтобы сегодня вы поделились своими знаниями с нашими гостями.
-Послушайте внимательно стихотворение. Сказочный, волшебный дом.
Азбука-хозяйка в нем. Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ. Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас. Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные- Гласные, согласные.

Выполненние артикуляционной гимнастики.
II. Определение темы и цели занятия.

- Этот волшебный дом опустел. В нем нет необходимой мебели и бытовой техники, потому что гласные в их названиях поссорились, не хотят дружить между собой. Нам нужно им помочь, расселить гласные 1 и 2 ряда по этажам.
-Вспомните, какие гласные делают впередистоящий согласный твердым?
- А какие гласные делают впередистоящий согласный мягким?
-Назовите парные гласные.
-А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И.
-Для чего нам нужно различать схожие на слух звуки?
-Верно, чтобы правильно писать и читать обозначающие их буквы. Если вы сегодня будете выполнять все задания правильно, мы вновь заполним дом мебелью и бытовой техникой.
- Посмотрите на лист самооценки и скажите, что мы сегодня будем делать на занятии?
- Правильно, мы будем внимательно слышать и различать схожие на слух звуки, правильно произносить их, читать и писать обозначающие их буквы.
-Вспомните гласные первого ряда
-А,О,У,Э,Ы.
-С какими согласными они дружат?
-С твердыми.
- Какие гласные обозначают мягкость согласных?
-Я,Ё,Ю,Е,И
-Сформулируйте вывод об обозначении твердости/мягкости согласных .
- Твердость согласных обозначают гласные 1 ряда
- Мягкость согласных обозначают гласные 2 ряда.
-Молодцы. Возьмите свои листы - самооценки и оцените свою работу в первой строке.
III. Упражнения для развития артикуляторно - акустических дифференцировок.
Чтение по слоговой таблице.
-Будьте внимательны. Помните , что отвечать нужно, подняв руку, не выкрикивая с места.
-Найдите и прочитайте столбик, в котором все гласные обозначают твердость согласных
-Найдите и прочитайте столбик где все гласные обозначают мягкость согласных.
-Прочитайте 2 строку снизу, какой слог лишний в этой строке, почему?
-Прочитайте 2 столбик справа . Какой слог лишний в этом столбике. Почему?
-А теперь прочитайте все слоги в таблице, в которых гласные обозначают твердость согласных.
-Прочитайте все слоги в таблице, в которых гласные обозначают мягкость согласных. - Правильно.
IV. Отгадывание загадок
-прочитайте и отгадайте загадки
1 Хорошо, когда он есть На него и сесть и лечь
Он для отдыха нам дан Мягкий, плюшевый (диван)
2.Маленький волшебный ящик Гренок сделает хрустящих
Хлеб скорей в него клади Нажимай и подожди!(тостер)
3.Висит Планета Золотого цвета
На стенке-выключатель Планеты друг-приятель (люстра)
4.Зорко смотрит одноножка, Наклонясь ко мне немножко
Если я читаю лежа- Может он читает тоже?(торшер)
V.Слоговой и звукобуквенный анализ и синтез.
Разбор отгаданных слов с помощью предметных картинок, таблицы- опоры для характеристики звуков, звуковых линеек и фишек (каждый работает со своим словом, затем все проверяют каждого ученика).
VI.Физ.минутка
VII.Сопоставление лексического значения слов, различающихся твердостью/мягкостью согласного.
- Скажите, ребята, а может ли один звук или буква изменить слово?
-Давайте проверим (на доске карточка со словами-паронимами: мал - м…л)
-Заменим гласную 1 ряда « а» на её парную 2 ряда.
-Какое слово получилось? (мял) -Произнесите эту пару слов.
-Чем различаются эти слова? -По звучанию. -По смыслу -Первые звуки в словах отличаются по тв./мяг.
-На письме. В первом слове пишем гласную букву а, во втором – я. -Сделайте вывод.
-Одна неправильно записанная буква, один неверно произнесенный звук может изменить смысл целого слова.
-Возьмите свои карточки . У каждого из вас пара слов . Подумайте и впишите пропущенную букву во второе слово. Подчеркните согласные и гласные буквы соответствующим цветом
(рад - р…д, нос – н…с, лук – л…к, мыл – мил). Обменяйтесь карточками с соседом для проверки задания. Каждый ученик читает свою пару слов и объясняет чем слова отличаются друг от друга. Логопед сопровождает объяснение детей показом на доске.
VIII. Самостоятельная работа в тетрадях
- Посмотрите на эти предложения. Нужно прочитать, вставить пропущенные буквы. Текст на доске:
Мама гл…дит бр…ки ут…гом. На пл…те закипел чайн…к. Кино показали по т…левизору. Саша отн…с продукты в холодильн…к. По рад…о передавали концерт. Папа поджарил сухар…ки в тостере. (Вписывают буквы в слова на карточке)
-Посмотрите и исправьте свои ошибки . Выпишите в тетрадь через запятую только те слова, которые обозначают бытовую технику.
-Прочитайте эти слова. Молодцы, ребята, теперь в доме звуков все на своих местах.
-Оцените себя на листе самооценки.
IX. Итог занятия
- Назовите гласные 1 и 2 ряда. -Что мы сегодня делали на занятии? -Что было трудно? -Что легко? -Что больше всего понравилось на занятии? -Какие гласные обозначают твердость согласных? -Какие гласные обозначают мягкость согласных?
X. Рефлексия.
-Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!