СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местоимение. Задания и занимательный материал

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания и занимательный материал можно использовать как на уроках, так и на факультативных занятиях .

Просмотр содержимого документа
«Местоимение. Задания и занимательный материал»

Местоимение


Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

П.Чесноков

1. Вступительное слово учителя

Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу ноутбуков, девизом которой стало крылатое выражение "Всё своё ношу с собой".

  • Как вы понимаете это выражение?

  • Почему именно его взяли в качестве девиза для рекламы ноутбуков?

  • А знаете ли вы историю возникновения этого выражения?

Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: "Всё своё ношу с собой". В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект.

Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

  • Обозначьте части речи в этом предложении.

(Из пяти слов три местоимения, а какой глубокий смысл!)

  • А какие вы знаете выражения, в состав которых входят местоимения?

Я хочу напомнить вам: наука доказала, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из самых первых мест по частоте употребления(17-20 %).


2. Роль местоимений в речи

Местоимения помогают избежать повторов слов, однако излишнее их употребление может привести к непониманию того, что хотел сказать человек.

Агния Барто

Сильное кино

Заранее, заранее

Всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

- Они ползут,

А он им - раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей - раз!

Она им - раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно я еще мала:

Я ничего не поняла.

При помощи местоимений можно «спрятать» отгадку в загадке:

Мое стихотворение –

Про местоимения…

Утром - так заведено-

Разомкнешь ресницы,

И к тебе идет ОНО

Розовой жар-птицей…

А стемнеет – Он придет:

Тоненький, смущенный,-

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной.

Срок прошел – плывет ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА?

Месяц, солнце и луна! (Е.Кач)


3. Разряды местоимений. Игра «Самый внимательный»


  • Послушайте притчу. Как вы понимаете ее смысл? Выпишите местоимения. Определите их разряды.


Два друга много дней шли по пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, что получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

– Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашу надпись. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.


4. Эстафета «Кто быстрее?»

  • Составьте предложения:

1 команда

у ее

около их

позади его

к ее

2 команда

у нее

около них

позади него

к ней


5. Правильно употребление местоимений

Песенка о притяжательных местоимениях

Как-то раз во дворе

Из собачьей миски

Пять чумазых поросят

Кушали сосиски.

Папа к ним подошел,

Крикнул возмущенно:

«Так съедите вы у пса

Весь обед евонный!»

Закричала хрюшка-мать:

«Отойди от будки:

Детям нужно наполнять

Ихние желудки».

Папа грустно пробурчал

В пятачок широкий:

«Слушать я уже устал

Ейные упреки.

Детям всё прощают тут,

Дети хрюшками растут.

И такая дребедень

Происходит каждый день».

И у нас во дворе

Слышал я однажды,

Как ребята говорят:

Ихний, ейный, кажный.

Чтобы вы никогда

Не попали в лужу,

Их, его и ее

Говорить вам нужно.

Пели мы про поросят,

Намекали на ребят.

То, что можно поросятам,

Непростительно ребятам. (А.Хайт)

Игра «Говорите по-русски».

  • Найти грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений. Предложение правильных вариантов.

В адрес нас были сделаны правильные замечания.

Работа выполнена с участием меня.

Я учел ихние предложения.

Люди типа меня любят работать.

В честь тебя устроили вечер.

Ихний ребёнок много читает, особенно Пушкина.

У его (Пушкина) хорошее образование.

Маша закрыла книгу, когда она закончила читать.

Мы пошли к ему в гости.

6. Падеж местоимений

  • Определите падеж возвратных местоимений в данных фразеологизмах.

Сдерживать себя, вбивать себе в голову, давать себе отчет, держать при себе, замыкаться в себе, знать себе цену, не по себе, ничего себе, портить себе кровь, развязывать себе руки, рвать на себе волосы, себе дороже, выдавать себя с головой, выше себя не прыгнешь, оставлять позади себя, приходить в себя.


7. «Интеллектуальный марафон»

  1. Какие разряды местоимений различаются только значением? (Относительные и вопросительные.)

  2. В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)

  3. Известно, что местоимения 3-го лица, употребляющиеся с предлогом, принимают начальный н (у нее, от нее). Почему нет н в местоимениях следующих примеров:

За ее домом начиналось поле. У его стола стояла книжная полка. (В данных конструкциях притяжательные местоимения. Предлоги относятся к существительным.)

  1. Какие местоимения не имеют именительного падежа? (Себя, некого, нечего.)

  2. Какие местоимения имеют форму только одного падежа? (Некто.)

  3. Какие местоимения имеют форму только двух падежей? (Нечто.)

  4. Какая ошибка допущена учеником?

Учитель: Приведи пример трения.

Ученик: Человек скользит на льду. Чтобы не скользил, его посыпают песком. (Чтобы человек не скользил, лед посыпают песком.)

  1. Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в союз? (Он-но.)

  2. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? ((Оно, тот.)

  3. Смягчи конечное с у имени существительного 2-го склонения, и ты получишь определительное местоимение. (Вес – весь.)

  4. Какое местоимение нужно добавить к другому местоимению, чтобы получилось название больших плодов? (Ты-к-вы.)

  5. Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты.)

  6. Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я-мы.)

  7. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я. Всегда говорит о себе, но в алфавите последнее.)

  8. Какие местоимения могут быть и личными, и притяжательными? (Его, ее, их.)

  9. Какие местоимения различаются в косвенных падежах только ударением? (Сам, самый.)

  10. Какое притяжательное местоимение может относиться ко всем лицам? (Свой.)

  11. С какими предлогами местоимения он, она, оно, они употребляются без начального н? (Благодаря, вопреки.)

  12. В середине каких местоимений пишется ь? (Сколько, столько, чья, чье, чьи.)

  13. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, обозначающее спортивный термин? (Ничья.)

  14. Какое местоимение требует чистоты? (Мой.)

  15. Какое местоимение является помощником прилагательного? (Самый – помогает образовывать составную форму превосходной степени сравнения.)

Шарады

Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода,

Местоименье – слог второй,

А в целом - столик школьный твой. (Пар-та.)


Первый слог – личное местоимение,

Второй – детская болезнь.

А целое – тот предмет, который

Выбрасывают, когда он нужен,

И поднимают, когда он не нужен. (Я-корь.)


Начало – буква в слове «плот»,

Конец – местоимение.

А середина – пара нот.

Все вместе – поощрение. (Премия.)


Местоимение, предлог,

Меж них – фамилия поэта.

А целое – известный плод,

Что зреет на исходе лета. (Я-блок-о)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!