СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие самостоятельной деятельности обучающихся на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день главной задачей воспитания и обучения подрастающего поколения является формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать, прежде всего, школа.  

Просмотр содержимого документа
«Развитие самостоятельной деятельности обучающихся на уроках технологии»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа № 82»

















Методическая разработка

«Развитие самостоятельной деятельности обучающихся на уроках технологии

на основе современных образовательных технологий»







Разработано:

Учитель технологии

Шадских И.Г.





























Тольятти 2018



Методическая разработка

«Развитие самостоятельной деятельности обучающихся на уроках технологии на основе современных образовательных технологий»

На сегодняшний день главной задачей воспитания и обучения подрастающего поколения является формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать, прежде всего, школа. России нужны сейчас не просто знающие люди, а люди творческого склада, инициативные и пытливые, способные активно трудиться. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач необходима специальная система работы учителя и школы в целом. Школа должна готовить учащихся к непрерывному образованию и самообразованию, вырабатывать у них навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке многочисленной информации.

Актуальность развития самостоятельной деятельности обучающихся осознается сегодня всеми. Этого требует сама жизнь, на это нацелен ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход в обучении школьников, что предусматривает значительное увеличение доли самостоятельности ученика как субъекта учебного процесса.

Исходя из этого, целью моей методической разработки является организация такой учебной деятельности учащихся, которая предполагает самостоятельную работу школьников по получению знаний под руководством учителя, который соединяет познавательный процесс с заинтересованностью в результатах своего труда.

Задачи:

1. Развивать у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями;

2. Научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учебе и практической деятельности;

3.Обучить учащихся методам и приёмам самостоятельной работы;

4.Создать условия для самостоятельной работы;



Условия для развития самостоятельной деятельности, которые я выдвигаю на первый план:

1. Мотивация

2. Создание благоприятного психологического климата; доброжелательность со стороны педагога.

3. Стимулирование детей через создание ситуации успеха для каждого без исключения.

4. Поощрение высказывания оригинальных идей; обсуждение их в группе, обмен мнениями.

5. Обеспечение возможностей для практики

6. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

7.​ Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Чтобы достигнуть определенных результатов в познании и практике на уроках технологии, я разработал поэтапный метод обучения, включающий в себя 3 последовательно-взаимосвязанных этапов работы.

1.Информационный этап

2.Этап усвоения стандарта

3.Практическая деятельность

Информационный этап - это этап, на котором происходит восприятие основного содержания темы через лекции, рассказ учителя и др. На лекциях дается необходимый теоретический материал, вычленяются основные задачи для учащихся: что изучать, какой материал при этом использовать, как с ним работать, какие инструменты применять. Кроме того во время лекции обучающие знакомятся с новыми для темы терминами, которые записывают в тетради. С лекциями выступаю не только я, но и школьники, которые готовят самостоятельно рефераты по определенным темам (опережающее обучение). Наглядные уроки вызывают особый интерес у обучающихся. Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учащихся: читая лек​цию, необходимо одновременно руководить работой слушателей. Готовясь к уроку, продумываю не только о том, что и как рас​сказать в лекции, но и о том, что на уроке будут делать ученики, какую цель перед ними поставить, как подготовить их к восприя​тию и усвоению материала, какого уровня в овладении знаниями и умениями достигнут они на данном уроке и как это можно про​верить. Словом, урок-лекция позволяет активизировать познава​тельную деятельность учащегося. Школьная лекция является активной формой обу​чения, так как она способна сочетаться с самыми разнообразны​ми видами самостоятельной работы, причем не отдельных учащих​ся, а всего класса. Строя лекцию как поиск истины, удается вовлечь в эту работу всех, через обращение с вопросами к классу, и часто лекция закономерно перерастает в бе​седу. Это самый распространенный вид урока-лекции, сочетающий слово учи​теля с самостоятельной работой учеников, который позволяет избежать монотонности и поддерживать работоспособ​ность ребят в течение всего урока. Лекция не только сопровождается выступлениями отдель​ных учеников, моментами самостоятельной работы класса, но и записывается либо в виде плана, тезисов, таблицы, либо излагается в форме краткого конспекта каждым, а ре​зультат работы обсуждается в классе. Обсуждение устных и письменных ответов, атак же тестов дает возможность осуществить обратную связь, увидеть, как по​нят материал, как формируются знания и умения учащихся, ка​кова их эмоциональная реакция. Учащийся наглядно сможет увидеть, что в его работе верно, а что неточно, и исправить запись. Важно учесть психологическое состояние ребят, участвующих в таком занятии: для тех, кто отвечает на вопрос, именно этот вопрос и предстает как самый важный. Поэтому мне во вре​мя лекции приходится все время помнить о пропорциях, об истин​ном месте каждого вопроса, чтобы у ребят сложилось по​нимание проблемы в целом. Использую и такой вид работы, как показ с рассказом. Это важно при усвоении устройства того или другого станка. Ведь материал усваивается лишь тогда, когда он воплощен в сло​ве. При систематическом примене​нии различных видов устных и письменных самостоятельных ра​бот, тестов в процессе слушания лекции и обсуждении их результатов учащиеся работают все без исключения.

Вот пример такого занятия по теме «Свойства древесины». Ученики готовили доклад-презентацию по теме и представляли затем на уроке. Остальные по ходу их выступления заполняли таблицу

Название древесины

Свойства древесины

Применение древесины













Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.    Поэтому на первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы самим учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.
Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера. Эту задачу осуществляю на втором этапе, на этапе усвоения стандарта. Здесь ребята знакомятся с образцами изделий, технологическим процессом изготовления этих изделий. Для наглядности изготовляю технологические карты, где последовательно располагаю операционные работы, необходимый чертёж, указываю набор инструментов для работы. Это позволяет увидеть путь от бесформенного куска заготовки к законченному изделию. Такое планирование является ответственным, сложным и творческим процессом и имеет большое значение, так как от правильно составленной технологической карты зависит качество изготавливаемых предметов. Именно на это я обращаю внимание ребят, потому что на третьем этапе, на уроках - практикумах учащиеся будут составлять технологические карты самостоятельно. Составление и применение технологических карт в учебном процессе повышает творческую активность школьников, развивает техническое мышление. По составленным технологическим картам ребята приступают к изготовлению тех или иных изделий.
3 этап – это уроки - практикумы и уроки – презентации, которые учат учеников использовать полученные знания и навыки, приобретенные на первых двух этапах, применять на практике, то есть показать личный потенциал творчества, уметь организовать и провести презентацию готового изделия. Воспитание таких качеств у ребят также формирует определенные компетентности, в том числе коммуникативную, ведь здесь проявляется опыт успешных действий по решению реальных практических задач. Успеху обучения благоприятствует постоянное поощрение мною нестандартного, оригинального решения в том или ином виде деятельности. Особенно успешно формируются различного рода компетентности при работе над проектом. Проектная деятельность наиболее полно обеспечивает современные требования к развитию обучающихся. Выполняются и осваиваются не только конкретные трудовые действия, но и решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов. Работу над проектом мы разбиваем на три условных этапа:

1.​ Поисково-исследовательский;

2.​ Технологический (реализация проекта);

3.​ Заключительный (презентация и практическое использование изделия);

На первом этапе выдвигается проблема, по которой я предлагаю ребятам несколько тем проектов. Правильный выбор темы обеспечивает положительную мотивацию, активизирует самостоятельную деятельность обучающихся. Тематика проектных заданий охватывает более широкий круг вопросов содержания примерных программ по технологии. Ребята выбирают одну, наиболее актуальную для них. Здесь я обращаю внимание ребят на практическую направленность проекта. Затем, я прошу их записать возникшие идеи по поводу работы над выбранной темой в виде коротких фраз. После проверки их идей консультирую каждого, делаю уточнения, советую к какой литературе обратиться и т. д. Такой подход, я, думаю, необходим, так как на начальном этапе многие школьники испытывают затруднения при выполнении творческих проектов. Далее, учащиеся продумывают, что необходимо для осуществления проекта и схематично это изображают. В центре чистого листа записывается название изделия, от которого идут лучи в разные стороны. А около расходящихся лучей указывается: необходимые материалы, инструменты, форма и размеры изделия, основные этапы конструирования, основные этапы технологии изготовления изделия и т. д.

Такая запись позволяет хорошо продумать решения взаимосвязанных вопросов, потому что они все сразу находятся перед глазами. После выбора подходящего решения проблемы ребята разрабатывают эскиз модели, составляют технологические карты.

На технологическом этапе идет основной процесс по изготовлению отдельных деталей проекта, его художественное оформление, подсчитывается себестоимость, проводится экологическая экспертиза, контроль качества, самоконтроль своей деятельности. По ходу работы иногда вносятся изменения в технологический процесс, корректируется последовательность операций, режим обработки и т. д.

На заключительном этапе обучающиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устраняют недочеты, готовят рекламу, документацию к проекту, и его защиту. Это мероприятие стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности за конечный результат и развивает навыки публичного выступления. Защита проекта проходит в двух вариантах. Если проект теоретического плана, естественно готовится компьютерная презентация, если это изделия творческого характера, либо какая-нибудь конструкция, защита проходит как наглядное представление своего продукта с полным описанием работы. Здесь же ребята отвечают на вопросы слушателей. Заканчивается работа оценкой проекта присутствующими на защите и самим учителем по специальному оценочному листу. Первоначально защита происходит на уроке перед одноклассниками.. С критериями оценки проекта ребята знакомятся заранее, что позволяет правильно оформить всю документацию и успешно выступить перед аудиторией. Так проект ученика 7 класса Хананнова Даниила «Подставка для очков – собачка» был сначала представлен своим одноклассникам, затем он защищал его на городской олимпиаде и занял 4 место. Другие ребята выставляли свои проектные работы на городской выставке технического творчества и занимали призовые места. Работа над проектом любого типа дает большую возможность и учителю, и обучающимся выразить себя, вырабатывает культуру деятельности, а именно умение выделить и обосновать проблему, её актуальность, цели, задачи, способы решения, наличие самостоятельного и коллективного творчества, умение представить работу, удерживать внимание слушателей, отвечать на вопросы, уложиться в регламент и т. д. С каждым годом все большее количество ребят проявляют интерес к проектной деятельности.

Учитывая новые требования, уроки выстраиваю на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса, обеспечиваю необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. С учетом триединой цели (обучить, воспитать, развить) применяю различные формы коллективной деятельности в сочетании с самостоятельной деятельностью школьников, определяю развивающие и воспитательные возможности учебного материала. Информативная часть заполняется необходимой информацией по теме. Технологическая часть включает в себя алгоритм действий при работе над изготовлением того или иного изделия. Практическая часть как основная и продолжительная по времени – это та часть урока, где непосредственно изготавливаются объекты труда по заданной теме. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Рефлексия. Сведения этой части являются началом подготовки к следующим урокам, так как при подведении итогов выявляются пробелы в знаниях и умениях ребят, и это учитывается при планировании очередного занятия.

Для того чтобы наглядно видеть прохождение программы, я применяю план – график, разработанный мною для каждой параллели классов. Данный план-график позволяет видеть весь учебный процесс в целом и при необходимости корректировать его. При подготовке к урокам задания продумываю такие, чтобы от урока к уроку повышать требования. Например, в пятом классе при изучении темы «Обработка древесины» сначала дети изготавливают модель по образцу. Я выставляю модель, выполненную мной. Вместе с детьми делаем замеры деталей, определяем технологию изготовления отдельных частей изделия, выбираем инструмент, необходимый для работы

На втором этапе работа усложняется. Даю задание самому разработать конструкцию механизма или макета. Здесь учащимся нужно не просто механически изготовить изделие, а проявить элементы творчества. На этом этапе конструирования ограничений никаких нет. Ограничения лишь по габаритным размерам. Зато повышаются требования технологичности изделия (порядок изготовления деталей, способы их соединения, выбор материала и др.), качество отделки.

На следующем этапе работы повышается требование к качеству и точности работы, изготовлению изделий При подведении итогов я стараюсь показать ребятам в их работах, что они сделали хорошо, а где нужно еще лучше постараться сделать.

Для успешного обучения школьников огромную роль играет организация работы в мастерской, ее материальная база и состояние. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение, так как это дисциплинирует ребят, способствует повышению культуры труда и творческой активности. Немаловажное значение имеют гигиенические требования к уроку: температурный режим, предупреждение утомления и переутомления, чередование видов деятельности, соблюдение правильной рабочей позы обучающего и классной мебели росту школьника.

Важными элементами методической системы обучения являются контроль и оценка качества подготовки учащихся. Они выполняют не только свою основную задачу, но и функции обучения, воспитания и развития школьников. И здесь большую роль играет умелое и правильное оценивание результатов деятельности обучающихся.

Проверка знаний, навыков и умений должна проводиться объективно, при условии сочетания высокой требовательности с оказанием помощи детям со стороны педагога. Как показывает опыт, дети с удовольствием выполняют практическую работу в мастерской. Но когда возникает необходимость сделать записи в тетради, данное задание воспринимают без энтузиазма. Как правило, большинство ребят стремятся поскорее выполнить такое задание, совершенно не думая о качестве работы. Многие дети считают, что важно научиться пользоваться инструментом, уметь изготовить необходимое изделие и совсем не обязательно правильно сделать записи, уметь нарисовать технический рисунок или начертить чертеж. Ученик может показать, как он изготовил данное изделие, но не сможет об этом грамотно рассказать.

Самостоятельная работа на уроках ведет к развитию всей системы саморегуляции личности, помогает более адекватно осуществлять их самоопределение; развивает способность учащихся к рефлективной оценке планируемых и достигнутых результатов; помогает им осознать, что знание – необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме. Поэтому для самостоятельной работы предлагаю такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

Основные требования, которые предъявляю к проведению самостоятельных работ учащихся:

​ соответствие содержания самостоятельных работ требованиям учебных программ;

​ посильность самостоятельных работ для учащихся;

​ соблюдение принципа сознательности при их выполнении;

​ организация самостоятельных работ в определенной системе;

​ подготовка учащихся к выполнению самостоятельных работ — точное, четкое, немногословное инструктирование учащихся о целях и задачах работы;

​ вооружение их необходимыми техническими и организационными навыками для ее выполнения;

​     предлагаемые работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Результатом системной работы является высокая качественная успеваемость, победы и призовые места на олимпиаде, научно-практических конференциях, конкурсах муниципального, регионального, Всероссийского уровней. На основе представленного выше опыта, можно сделать вывод, что использование проектной, исследовательской, информационных технологий способствует развитию у обучающихся:

1.​ Логического, творческого, критического мышления

2.​ Способностей к самостоятельному исследованию, решению проблем

3.​ Способностей к самопознанию и самопониманию

4.​ Информационной компетентности

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Именно это и дает положительный результат.

Результативность использования методической разработки

Результатом системной работы является высокая качественная успеваемость, высокая мотивация к предмету. Результатом также является тот факт, что обучающиеся научились работать в разных режимах: индивидуальном, групповом, коллективном. Многие овладели умениями и навыками самостоятельной, проектно-исследовательской, рефлексивной деятельности. Это подтверждают победы и призовые места на олимпиадах, выставках технического творчества.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!