СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия:

  • Расширить понятия о здоровом образе жизни как индивидуальной системе поведения человека;
  • Вскрыть причины и возможные последствия появления утомления;
  • Разобрать общие рекомендации и практически отработать их для профилактики утомления.

     

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ Преподаватель-организатор ОБЖ 1категории Борисова Н.А.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ

Преподаватель-организатор ОБЖ 1категории Борисова Н.А.

 Цель урока: Расширить понятия о здоровом образе жизни как индивидуальной системе поведения человека; Вскрыть причины и возможные последствия появления утомления; Разобрать общие рекомендации и практически отработать их для профилактики утомления

Цель урока:

  • Расширить понятия о здоровом образе жизни как индивидуальной системе поведения человека;
  • Вскрыть причины и возможные последствия появления утомления;
  • Разобрать общие рекомендации и практически отработать их для профилактики утомления
Утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости

Утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости

Утомление

Утомление

    Умственное утомление :  снижение памяти, внимания и других психофизиологических функций      Умственное утомление является наиболее вредным для организма человека, так как оно способно очень быстро переходить в стадию переутомления, которая даже может привести к заболеваниям. Это происходит в результате того, что мозг человека способен длительное время работать с перегрузкой, не давая вовремя знать о своем утомлении.

Умственное утомление : снижение памяти, внимания и других психофизиологических функций

Умственное утомление является наиболее вредным для организма человека, так как оно способно очень быстро переходить в стадию переутомления, которая даже может привести к заболеваниям. Это происходит в результате того, что мозг человека способен длительное время работать с перегрузкой, не давая вовремя знать о своем утомлении.

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ ПРИ УМСТВЕННОМ ТРУДЕ Объекты наблюдения Степень утомления Незначительное Внимание Поза Значительное Редкие отвлечения Движения Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища Рассеянное, частые отвлечения Резкое выраженное Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует Частая смена поз, повороты головы  в стороны, желание облокотиться, поддержание головы руками Точные Интерес к новому материалу Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула Неуверенные, замедленные Живой интерес, задают вопросы Суетливые движения рук и пальцев - (ухудшение почерка), нарушение точности мелких движений Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ ПРИ УМСТВЕННОМ ТРУДЕ

Объекты наблюдения

Степень утомления

Незначительное

Внимание

Поза

Значительное

Редкие отвлечения

Движения

Непостоянная, потягивание ног

и выпрямление туловища

Рассеянное, частые отвлечения

Резкое выраженное

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Частая смена поз, повороты головы

в стороны, желание облокотиться, поддержание головы руками

Точные

Интерес

к новому материалу

Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула

Неуверенные, замедленные

Живой интерес, задают вопросы

Суетливые движения рук и пальцев - (ухудшение почерка), нарушение точности мелких движений

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

Правила по профилактике переутомления   Правило 1. Нагрузка должна быть не больше ваших возможностей. Правило 2 . Постоянно повышать свои умственные и физические возможности, соблюдая принципы здорового образа жизни. Для исключения перегрузок за счет учебной работы необходимо умело сочетать учебные занятия с занятиями физической культурой и спортом, научиться рационально использовать время, свободное от занятий, и выходные дни. Активный отдых в природных условиях — лучшее средство от утомления, возникающего в период интенсивной учебной работы.

Правила по профилактике переутомления

  • Правило 1. Нагрузка должна быть не больше ваших возможностей.
  • Правило 2 . Постоянно повышать свои умственные и физические возможности, соблюдая принципы здорового образа жизни.
  • Для исключения перегрузок за счет учебной работы необходимо умело сочетать учебные занятия с занятиями физической культурой и спортом, научиться рационально использовать время, свободное от занятий, и выходные дни. Активный отдых в природных условиях — лучшее средство от утомления, возникающего в период интенсивной учебной работы.
Чтобы добиться увеличения двигательной активности школьников, необходимо:   использование физических упражнений; динамических пауз на уроках;  занятие различными видами спорта;  подвижные игры на свежем воздухе; систематическая физическая тренировка; оздоровительная ходьба;  оздоровительный бег;  плавание;  ходьба на лыжах; езда на велосипеде; прыжки через скакалку, и так далее...

Чтобы добиться увеличения двигательной активности школьников, необходимо:

  • использование физических упражнений; динамических пауз на уроках;
  • занятие различными видами спорта;
  • подвижные игры на свежем воздухе; систематическая физическая тренировка; оздоровительная ходьба;
  • оздоровительный бег;
  • плавание;
  • ходьба на лыжах; езда на велосипеде; прыжки через скакалку, и так далее...
Примерные комплексы Физкультминуток  ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ (стандартные упражнения)

Примерные комплексы

Физкультминуток

ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

(стандартные упражнения)

И.п. – сидя на стуле, руки вдоль туловища, или на поясе. Три круговых движения головой влево, три вправо и т.д. И.п. – сидя на стуле. Самомассаж затылочной части головы и шеи – растирание подушечками пальцев от позвоночника к ушам или вдоль позвоночника, затем поглаживание шеи от позвоночника к плечам. И.п. – сидя на стуле, руки вдоль туловища или на поясе. Повороты головы вправо и влево. Каждое упражнение повторять 4-6 раз
  • И.п. – сидя на стуле, руки вдоль туловища, или на поясе. Три круговых движения головой влево, три вправо и т.д.
  • И.п. – сидя на стуле. Самомассаж затылочной части головы и шеи – растирание подушечками пальцев от позвоночника к ушам или вдоль позвоночника, затем поглаживание шеи от позвоночника к плечам.
  • И.п. – сидя на стуле, руки вдоль туловища или на поясе. Повороты головы вправо и влево.
  • Каждое упражнение повторять 4-6 раз
САМОМАССАЖ  пальцев Известно, что массаж: - большого пальца повышает деятельность головного мозга, - указательного улучшает работу желудка, - среднего – оказывает влияние на кишечник и позвоночник, - безымянного – печени, - мизинец помогает работе сердца.

САМОМАССАЖ пальцев

Известно, что массаж:

  • - большого пальца повышает деятельность головного мозга,
  • - указательного улучшает работу желудка,
  • - среднего – оказывает влияние на кишечник и позвоночник,
  • - безымянного – печени,
  • - мизинец помогает работе сердца.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

правильная рабочая поза ученика во время занятий за столом или во время работы за персональным компьютером

правильная рабочая поза ученика во время занятий за столом или во время работы за персональным компьютером

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.  Особенно важное значение релаксация приобрела во второй половине ХХ века, когда в развитых странах резко возрос темп жизни, люди стали меньше спать и стали более подвержены стрессу. ?

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Особенно важное значение релаксация приобрела во второй половине ХХ века, когда в развитых странах резко возрос темп жизни, люди стали меньше спать и стали более подвержены стрессу. ?

Домашнее задание: Учебник параграф 7.1. Повторить упражнения для снижения утомления. Спланируйте свой режим труда и отдых.

Домашнее задание:

Учебник параграф 7.1.

Повторить упражнения для снижения утомления.

Спланируйте свой режим труда и отдых.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!