Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ
Преподаватель-организатор ОБЖ 1категории Борисова Н.А.
Цель урока:
- Расширить понятия о здоровом образе жизни как индивидуальной системе поведения человека;
- Вскрыть причины и возможные последствия появления утомления;
- Разобрать общие рекомендации и практически отработать их для профилактики утомления
Утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости
Утомление
Умственное утомление : снижение памяти, внимания и других психофизиологических функций
Умственное утомление является наиболее вредным для организма человека, так как оно способно очень быстро переходить в стадию переутомления, которая даже может привести к заболеваниям. Это происходит в результате того, что мозг человека способен длительное время работать с перегрузкой, не давая вовремя знать о своем утомлении.
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ ПРИ УМСТВЕННОМ ТРУДЕ
Объекты наблюдения
Степень утомления
Незначительное
Внимание
Поза
Значительное
Редкие отвлечения
Движения
Непостоянная, потягивание ног
и выпрямление туловища
Рассеянное, частые отвлечения
Резкое выраженное
Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
Частая смена поз, повороты головы
в стороны, желание облокотиться, поддержание головы руками
Точные
Интерес
к новому материалу
Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула
Неуверенные, замедленные
Живой интерес, задают вопросы
Суетливые движения рук и пальцев - (ухудшение почерка), нарушение точности мелких движений
Слабый интерес, отсутствие вопросов
Полное отсутствие интереса, апатия
Правила по профилактике переутомления
- Правило 1. Нагрузка должна быть не больше ваших возможностей.
- Правило 2 . Постоянно повышать свои умственные и физические возможности, соблюдая принципы здорового образа жизни.
- Для исключения перегрузок за счет учебной работы необходимо умело сочетать учебные занятия с занятиями физической культурой и спортом, научиться рационально использовать время, свободное от занятий, и выходные дни. Активный отдых в природных условиях — лучшее средство от утомления, возникающего в период интенсивной учебной работы.
Чтобы добиться увеличения двигательной активности школьников, необходимо:
- использование физических упражнений; динамических пауз на уроках;
- занятие различными видами спорта;
- подвижные игры на свежем воздухе; систематическая физическая тренировка; оздоровительная ходьба;
- оздоровительный бег;
- плавание;
- ходьба на лыжах; езда на велосипеде; прыжки через скакалку, и так далее...
Примерные комплексы
Физкультминуток
ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
(стандартные упражнения)
- И.п. – сидя на стуле, руки вдоль туловища, или на поясе. Три круговых движения головой влево, три вправо и т.д.
- И.п. – сидя на стуле. Самомассаж затылочной части головы и шеи – растирание подушечками пальцев от позвоночника к ушам или вдоль позвоночника, затем поглаживание шеи от позвоночника к плечам.
- И.п. – сидя на стуле, руки вдоль туловища или на поясе. Повороты головы вправо и влево.
- Каждое упражнение повторять 4-6 раз
САМОМАССАЖ пальцев
Известно, что массаж:
- - большого пальца повышает деятельность головного мозга,
- - указательного улучшает работу желудка,
- - среднего – оказывает влияние на кишечник и позвоночник,
- - безымянного – печени,
- - мизинец помогает работе сердца.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
правильная рабочая поза ученика во время занятий за столом или во время работы за персональным компьютером
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Особенно важное значение релаксация приобрела во второй половине ХХ века, когда в развитых странах резко возрос темп жизни, люди стали меньше спать и стали более подвержены стрессу. ?
Домашнее задание:
Учебник параграф 7.1.
Повторить упражнения для снижения утомления.
Спланируйте свой режим труда и отдых.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!