СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка мероприятия, посвященная дню народного единства.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в целях воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучения истории своего народа, воспитание чувства ответственности, долга перед Родиной, уважение к государственным праздникам России.

 Данное мероприятие проводится в форме интеллектуальной экскурсии в прошлое по страницам истории России XVII века, сопровождается презентацией и отрывка из фильма "Смутное время".

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка мероприятия, посвященная дню народного единства.»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА



ТЕМА:

«4 НОЯБРЯ - ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»















Преподаватель истории: Ходырева М.Н.












Содержание

Введение…………………………………………………………………3

  1. Цель, результативность, оборудование ……………………….4

  2. Ход урока………………………………………………………….5

Заключение……………………………………………………………...11

Список используемой литературы …………………………………..12

Интернет – ресурсы …………………………………………………...13

Приложения:……………………………………………………………..14

приложение 1. Презентация к уроку
































Введение

Урок, посвященный Дню народного единства, проводился в целях воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучения истории своего народа; воспитание чувства ответственности, долга перед Родиной, уважения к государственным праздникам России.

Урок проводится в форме интеллектуальной экскурсии в прошлое по страницам истории XVII века. Урок сопровождается презентацией и отрывком из фильма «Смутное время».

На завершающем этапе урока, обучающиеся письменно выражают свое отношение к празднику- Дню народного единства, в форме эссе.

























Цель урока:

  • познакомить обучающихся с историей происхождения и значимости Дня народного единства;

  • показать единство народов, которое спасло Россию от иностранного порабощения в начале 17 века;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, ответственности за судьбу своей Родины.

Результат урока.

В результате проведения урока, обучающиеся должны знать и уметь:

  • историю происхождения праздника, историю своего народа.

  • понимать свою гражданскую идентичность

  • проявлять патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.



Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер;

  • презентация;

  • видеофрагмент («Смутное время»).

















Ход урока: 1. Организационный момент 2. Объяснение нового материала

Слайд 1.

День народного единства — российский национальный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года. Сегодня вы познакомитесь с историей этого праздника, героями и событиями, положившими начало празднования этого праздника.

Слайд 2.

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Слайд 3.

Эти строки отражают историческое время смутного времени. Страшного времени России начала 17 века. Но давайте окунемся в эти события и наглядно увидим то, что пережили наши предки (просмотр отрывка из фильма « Смутное время»).

Слайд 4.

Почему же происходившие исторические события носят название смутного времени? Смутным временем русские люди называют нелегкие для Российского государства тридцать лет конца XVI – начала XVII веков.
В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время.
За это время на Руси произошло много трагических событий. Первые годы XVII столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания.

В Москве был голод этим летом,
К зиме сожрали всех котят.
Болтали, что перед рассветом
Гробы по воздуху летят…

За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло около 120 тысяч человек.
В стране назревало недовольство. Во всем обвинили царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана Грозного (потомка старинной династии Рюриковичей). Бояре считали его незаконным царем, не из Рюриковичей.
Всем этим и воспользовались польские паны. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить в городе Угличе, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве. Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их. Особенно русских людей оскорбило то, что поляки попытались установить свою католическую веру. Все это не могло не вызвать взрыв возмущения. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре и дворяне ворвались в царские покои и убили самозванца. Заговор по свержению Лжедмитрия 1 возглавлял князь Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули» новым царем. В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II. Но, как и первого самозванца его постигла трагическая участь: он был убит. Власть в стране перешла к временному боярскому правительству во главе с князем Мстиславским. Правители Семибоярщины решили возвести на российский престол сына польского короля Сигизмунда III – Владислава. И под предлогом защиты Москвы в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года, когда ворота в Московский Кремль боярами были открыты, в столицу вошел польский гарнизон с немалым числом литовских воинов.
Эти действия Семибоярщины и послужили сигналом к объединению россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков.

Слайд 5.

В 1611 году было сформировано народное ополчение. Военное руководство принял князь Д.М. Пожарский, а Кузьма Минин возглавил сбор средств на создание народного ополчения.

Слайд 6.

Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде (в Кремле и Китай-городе). К середине октября поляки съели всех лошадей, собак, кошек и даже мышей. Пленники начали убивать друг друга, чтобы подвергнуть той же участи своих товарищей... А 26 октября уже все кремлевские вороты были открыты настежь. Москва была освобождена. Смутное время подходило к своему завершению.

Слайд 7.

20 февраля 1818 года на Красной площади в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И.П.Мартоса).(200 летию праздника)

Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч.
На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

Слайд 8-9.

На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами). На первой картине изображено, как граждане Нижнего Новгорода несут свое имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей.

Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами.
Слайд 10.

Современники приписывают освобождение Москвы в 1612 году заступничеству Богородицы. Икона Божией Матери явилась в городе Казани - отсюда ее и название. Эта икона была привезена из Казани в Москву князем Дмитрием Пожарским. Перед боем Дмитрий Пожарский дал обет, что после изгнания врагов построит в Москве церковь во имя Казанской Божией Матери. Обет был исполнен.

В 1649 году указом Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией матери, 22 октября (по старому стилю), был объявлен государственным праздником, связанный с освобождением Москвы от захватчиков, который праздновался до 1917 года.

Слайд 11. Собор Казанской божией Матеи на Красной площади.

Слайд 12.

Слайд 13.

Слайд 14.

В начале 17 века страна была спасена простыми людьми, которые добровольно, бескорыстно, в силу готовности к самопожертвованию, стали на защиту отечества. Именно тогда впервые на политическую арену вышло народное ополчение – удивительный феномен отечественной истории, неповторимое проявление русской души, сыгравшее главную толь в судьбе России, неоднократно заявившее о себе и в период Отечественной войны 1812 г. и в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. ополчение стало символом нашей России, проявлением любви к родине.

Народное единство было восстановлено почти на три века, в течение которых Россия не переживала гражданских смут такого масштаба.

Каждый человек должен внести свою лепту в общее дело – возрождения Великой России. Новый праздник – это день единения россиян, верящих в светлое будущее России, беззаветно служащих его приближению.





Рефлексия

Учащиеся выражают своё отношение к новому празднику – Дню народного единства (письменно в форме эссе).









































Заключение

В результате проведенного урока, обучающиеся не только смогли пополнить запасы своих знаний в истории России, но и смогли виртуально совершить экскурсию в прошлое, увидеть исторические события периода смутного времени.

Анализирую творческие работы обучающихся, эссе, можно сделать вывод, что проведенный урок не только был познавательным, интересным, но и заставил многих задуматься о собственном отношении к наследию России, ее богатой истории.

Уроки с подобной тематикой формируют гражданское самосознание и гражданскую ответственность у обучающихся. Все выше изложенное свидетельствует о решении поставленных целей и формировании таких компетенций как:

  • организация собственной деятельности,

  • определять методы и способы выполнения поставленных задач - принимать ответственные решения;

  • осуществлять поиск, анализ и оценку информации.

Следовательно, можно сделать общий вывод по уроку: проведенный урок в полной мере реализует обучающие, развивающие и воспитательные цели образовательного процесса; является интересным и необходимым элементом гражданско-патриотического воспитания.











Список используемой литературы

  1. Алексеев Михаил. Праздник войны и мошны. «Коммерсантъ- Власть». 2005,№ 44 (647).

  2. Баймухаметов Сергей. Хороший Минин при плохой игре. 4 ноября- День народного единства против кремлёвских бояр.- «Новая газета». 2005, № 82, 03. 11.

  3. Громов Андрей. Что мы празднуем 4 ноября? Эксперт. 2005, № 42

  4. Кузьма Минич Минин. Редакционная статья. «Родина». 2005, № 11.

  5. Межрелигиозный совет России ещё раз разъяснил суть нового праздника- Дня народного единения. Сайт «Мир религий».-

http://www.religio.ru/arch/04Nov2005/news/11548.html

  1. Новый российский праздник: что празднуем и почему?- Программу «Темы дня» ведёт Владимир Кара- Мурза.- Радио «Свобода», 04. 11. 2005.- http://www.svoboda.org/ll/grani/1105/ll.110405-1.asp

  2. Широкорад Александр. Тайны нового праздника 4 ноября. Мифы, вновь возрождённые, теснят мифы, вышедшие из употребления. «Независимое военное обозрение». 2005, № 42, 3 ноября.-

http://nvo.ng.ru/printed/history/2005-11-03/1_tainy.html.

















Интернет- ресурсы

  1. Межрелигиозный совет России ещё раз разъяснил суть нового праздника- Дня народного единения. Сайт «Мир религий».-

http://www.religio.ru/arch/04Nov2005/news/11548.html

  1. Новый российский праздник: что празднуем и почему?- Программу «Темы дня» ведёт Владимир Кара- Мурза.- Радио «Свобода», 04. 11. 2005.- http://www.svoboda.org/ll/grani/1105/ll.110405-1.asp

  2. Широкорад Александр. Тайны нового праздника 4 ноября. Мифы, вновь возрождённые, теснят мифы, вышедшие из употребления. «Независимое военное обозрение». 2005, № 42, 3 ноября.-

http://nvo.ng.ru/printed/history/2005-11-03/1_tainy.html.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!