СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку «Буквы е - и в корнях с чередованием» .

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура урока:

1.     Мотивация к учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний.
  2. Выявление места и причины затруднения.
  3. Построение проекта выхода из затруднения.
  4. Реализация построенного проекта
  5. Первичное закрепление  (динамическая пауза)
  6. Самостоятельная работа и самооценка.
  7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
  8. Инструктаж домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку «Буквы е - и в корнях с чередованием» .»

Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.

Тип урока: актуализация знаний и умений

Методы обучения: проблемно-поисковый словесный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. 

Цели урока:    

  1. Для учителя:

- организовать   поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;

-  формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и  умения графического обозначения изучаемой орфограммы;

- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес

        2) Для обучающихся:

- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;

- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

     Ожидаемые результаты:

* личностные: понимание  необходимости изучения темы  «Буквы е - и в корнях с чередованием»  и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание  полученного  результата;

*  метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение  необходимой информации, выстраивание  простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного  изложения своих мыслей,

регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

* предметные: усвоение  обучающимися  перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её,    умение отличать данную орфограмму от других;

коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные

Оборудование: компьютер,  проектор/

Методическое обеспечение урока:

           * презентация  к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;

    * раздаточный материал;

    * сигнальные карточки

          * учебники, тетради.

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  2. Актуализация знаний.

  3. Выявление места и причины затруднения.

  4. Построение проекта выхода из затруднения.

  5. Реализация построенного проекта

  6. Первичное закрепление  (динамическая пауза)

  7. Самостоятельная работа и самооценка.

  8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  9. Инструктаж домашнего задания.



    1. Сегодня у нас урок – практикум. Как вы объясните значение этого слова? В

интернете посмотрит значение этого слова…

-Следовательно, каковы цели нашего сегодняшнего урока?

-А как вы бы вы сформулировали тему нашего урока? Давайте запишем её: «Чередование е-и в корнях»

- Практикум – вид научной работы. Это освоение, применение знаний, а следовательно требует особой точности и умения осознать свои успехи и пробелы. Поэтому мы сегодня будем себя оценивать. Это для вас не повлияет на оценку, а мне поможет понять, кому какая помощь понадобиться в дальнейшей работе. Поэтому будьте критичны к себе. Перед вами диагностическая карта. По ходу урока мы будем ее заполнять.

-Начтем с проверки домашнего задания.

-На доске - написать корни с чередованием парами.

- На доске – определить вид глаголов, сделать морфемный разбор.

- А мы с вами вспоминаем правило

-Дома вы работали над правилами – помощниками. Показать свои наглядные пособия.

Как мы назовем эти правила? (Правило ослика и правило Иры) А какое мы знаем правило – стихотворение?

-давайте посмотрим на доску. Как наши отвечающие знают эти правила?

- а из заботы ученика мы можем вывести еще одно правило. От чего зависит е-и в корнях?

(от вида глагола: буква и пишется в несовершенном виде, а буква е в глаголах совершенного вида)

-у нас появилось еще одно правило помощник. Сколько их? -4 . Давайте заполнять свою диагностическую карту. Знаете основное правило – плюс, сомневаетесь +-, или пока можете не заполнять – оставьте до конца урока. Усвоили правило ослика +, правило Иры +, стихотворение +, правило-вид глагола +. Какой способ вам больше нравится и почему?

2. В чем сложность применения данного правила? От каких других правил его надо отличать? (безударная гласная, проверяемая ударением и непроверяемая гласная). Вот на умение различать орфограммы у нас следующее задание.




У ч..ловека на Земле много дел. Надо дер..во пос..дить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: урожай соб..рал или р…стил ребенка, ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу.

Расул Гамзатов.

• Прочитать текст.

• Определить его основную мысль. Что хотел сказать этим текстом автор?

(Как надо жизнь прожить.)

• Какой это тип речи?

(Рассуждение).

- а теперь в таблицу № 2 выпишите слова в 3 колонки: с пропущенной безударной гласной, проверяемой ударением, с чередующейся гласной и с непроверяемой гласной.

-обменялись тетрадкой с соседом, проверьте его.

3. а теперь опять посмотрите на экран.

Поднять - поднимать, память - запоминать, сжать - сжимать, начать – начинать. Чем является сочетание –им-ин? А какую закономерность вы можете увидеть? Сформулируйте правило. Это нам наследие от древнерусских букв юс большой и юс малый. К ним мы добавим слова – считать –счет, они тоже подчиняются данным правилам. Запишите эти слова, выделите орфограмму. На доске это сделает …


Физминутка.

4.

Работа в группах. Посмотрите свое задание. Прочитайте. Кому не понятно? Выполняйте.

1 группа. Вставь пропущенные буквы, графически обозначь орфограмму. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. Солдат службы не выбирает. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. Не задирай нос высоко – споткнешься. Кто детям потакает – тот слезу пускает, с кем поведешься, от того и наберешься. Сладость победы стирает горечь терпения. Одной рукой поджигает, а другой тушит.

2 группа. Запиши предложения, вставь слова по смыслу, графически обозначь орфограмму.

Смелый умирает один раз, а трус каждый день. Солдат службы не выбирает. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. Не задирай нос высоко – споткнешься. Кто детям потакает – тот слезу пускает, с кем поведешься, от того и наберешься. Сладость победы стирает горечь терпения. Одной рукой поджигает, а другой тушит

3 группа . Выпиши слова в 3 столбика: чередования, гласные, проверяемые , непроверяемые. Обозначь орфограммы.

Лингвистическая физминутка.

  1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

  2. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало…

  3. Вдали колокольчик звенит, замирает.

  4. Ковыль сухой и стар и сед, блестит на нем мороза слеза.

 

1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.          

2) Песня замирает далеко в полях.

3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.        

4) Пролитую воду не соберёшь.

5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

6) Улицы упирались в голые скалы.          

7) Сладость победы стирает горечь терпения.

8) Крепость изнутри берут.

9) Далёкий от земного мира , я должен здесь и умереть.

10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

3. Игра –Аукцион «Кто больше?»

Составьте как можно больше слов с корнем –бер- -бир-,используя разные приставки. Победит тот,кто назовёт последнее слово.

5. Практическия работа. Используя данные слова, составьте инструкцию для младшего брара по уборке квартиры

5) «Магический квадрат». У уч-ся карточки с квадратами. Под диктовку учителя в каждую клеточку квадрата учащиеся вписывают только корневую гласную букву И и получают одну большую букву И. У кого она получится, тот сегодня молодец.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11

12

13

14.

15.

16.

17

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.



Слова для квадрата:

Выдирать, приберу, отпереть, вытер, натирать.

Расстилает, блестящий, зажечь, зажигательный, отмирают.

Блистательный, заблестеть, выжигать, взберёшься, взбираться.

Продираешься, отпираешь, расстелю, выжег, стираем.

Отдирает, натереть, разберёшься, уберёт, выпирает.

Проверка. Учитель проходит по классу и видит у кого получилась буква И, а у кого нет.




Раздаточный материал прилагается.

















Группа №1 Диагностическая карта.

Выучил правило.

Знаю правило -помощник

Выучил корни

Научился применять правила

Я себя оцениваю









Упражнение №1

У ч..ловека на З..мле много дел. Надо дер..во пос..дить, коня к седлу приучить, дом построить, д..тей выр..стить. А ещё надо добрую песню сл..жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы он ни делал: ур..жай соб..рал, или р..стил ребенка, ко всему нужно прил..жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

Безударная гласная

Чередование

Непроверяемая гласная
















Упражнение №2

Вставь пропущенные буквы, графически обозначь орфограмму.

Смелый ум..рает один раз, а трус каждый день. Солдат службы не выб..рает. Кабы знал, где упасть, соломки бы подст..лил. Не зад..рай нос высоко – споткнешься. С кем поведешься, от того и наб..решься. Сладость победы ст..рает горечь терпения. Одной рукой подж..гает, а другой тушит.

Упражнение №4

Магический квадрат

1



2

3

4

5

6



7

8

9

10

11



12

13

14

15

16



17

18

19

20

21



22

23

24

25







Группа №2 Диагностическая карта.

Выучил правило.

Знаю правило -помощник

Выучил корни

Научился применять правила

Я себя оцениваю









Упражнение №1

У ч..ловека на З..мле много дел. Надо дер..во пос..дить, коня к седлу приучить, дом построить, д..тей выр..стить. А ещё надо добрую песню сл..жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы он ни делал: ур..жай соб..рал, или р..стил ребенка, ко всему нужно прил..жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

Безударная гласная

Чередование

Непроверяемая гласная
















Упражнение №2

Подберите слова по смыслу, вставьте пропущенные буквы.

Смелый (---) один раз, а трус каждый день. Солдат службы не (---). Кабы знал, где упасть, соломки бы (---). Не (---) нос высоко – споткнешься. С кем поведешься, от того и (---). Сладость победы (---) горечь терпения. Одной

рукой (---), а другой тушит.

Слова для справок: ум..рать, выб..рать, подст..лить, зад..рать, наб..раться, ст..рать, подж..гать

Упражнение №4

Магический квадрат

1



2

3

4

5

6



7

8

9

10

11



12

13

14

15

16



17

18

19

20

21



22

23

24

25




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!