Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.
Тип урока: актуализация знаний и умений
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.
Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Цели урока:
Для учителя:
- организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;
- формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;
- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес
2) Для обучающихся:
- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;
- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.
Ожидаемые результаты:
* личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
* метапредметные:
- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,
- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
* предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;
* коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные
Оборудование: компьютер, проектор/
Методическое обеспечение урока:
* презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;
* раздаточный материал;
* сигнальные карточки
* учебники, тетради.
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление (динамическая пауза)
Самостоятельная работа и самооценка.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Инструктаж домашнего задания.
Сегодня у нас урок – практикум. Как вы объясните значение этого слова? В
интернете посмотрит значение этого слова…
-Следовательно, каковы цели нашего сегодняшнего урока?
-А как вы бы вы сформулировали тему нашего урока? Давайте запишем её: «Чередование е-и в корнях»
- Практикум – вид научной работы. Это освоение, применение знаний, а следовательно требует особой точности и умения осознать свои успехи и пробелы. Поэтому мы сегодня будем себя оценивать. Это для вас не повлияет на оценку, а мне поможет понять, кому какая помощь понадобиться в дальнейшей работе. Поэтому будьте критичны к себе. Перед вами диагностическая карта. По ходу урока мы будем ее заполнять.
-Начтем с проверки домашнего задания.
-На доске - написать корни с чередованием парами.
- На доске – определить вид глаголов, сделать морфемный разбор.
- А мы с вами вспоминаем правило
-Дома вы работали над правилами – помощниками. Показать свои наглядные пособия.
Как мы назовем эти правила? (Правило ослика и правило Иры) А какое мы знаем правило – стихотворение?
-давайте посмотрим на доску. Как наши отвечающие знают эти правила?
- а из заботы ученика мы можем вывести еще одно правило. От чего зависит е-и в корнях?
(от вида глагола: буква и пишется в несовершенном виде, а буква е в глаголах совершенного вида)
-у нас появилось еще одно правило помощник. Сколько их? -4 . Давайте заполнять свою диагностическую карту. Знаете основное правило – плюс, сомневаетесь +-, или пока можете не заполнять – оставьте до конца урока. Усвоили правило ослика +, правило Иры +, стихотворение +, правило-вид глагола +. Какой способ вам больше нравится и почему?
2. В чем сложность применения данного правила? От каких других правил его надо отличать? (безударная гласная, проверяемая ударением и непроверяемая гласная). Вот на умение различать орфограммы у нас следующее задание.
У ч..ловека на Земле много дел. Надо дер..во пос..дить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: урожай соб..рал или р…стил ребенка, ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу.
Расул Гамзатов.
• Прочитать текст.
• Определить его основную мысль. Что хотел сказать этим текстом автор?
(Как надо жизнь прожить.)
• Какой это тип речи?
(Рассуждение).
- а теперь в таблицу № 2 выпишите слова в 3 колонки: с пропущенной безударной гласной, проверяемой ударением, с чередующейся гласной и с непроверяемой гласной.
-обменялись тетрадкой с соседом, проверьте его.
3. а теперь опять посмотрите на экран.
Поднять - поднимать, память - запоминать, сжать - сжимать, начать – начинать. Чем является сочетание –им-ин? А какую закономерность вы можете увидеть? Сформулируйте правило. Это нам наследие от древнерусских букв юс большой и юс малый. К ним мы добавим слова – считать –счет, они тоже подчиняются данным правилам. Запишите эти слова, выделите орфограмму. На доске это сделает …
Физминутка.
4.
Работа в группах. Посмотрите свое задание. Прочитайте. Кому не понятно? Выполняйте.
1 группа. Вставь пропущенные буквы, графически обозначь орфограмму. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. Солдат службы не выбирает. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. Не задирай нос высоко – споткнешься. Кто детям потакает – тот слезу пускает, с кем поведешься, от того и наберешься. Сладость победы стирает горечь терпения. Одной рукой поджигает, а другой тушит.
2 группа. Запиши предложения, вставь слова по смыслу, графически обозначь орфограмму.
Смелый умирает один раз, а трус каждый день. Солдат службы не выбирает. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. Не задирай нос высоко – споткнешься. Кто детям потакает – тот слезу пускает, с кем поведешься, от того и наберешься. Сладость победы стирает горечь терпения. Одной рукой поджигает, а другой тушит
3 группа . Выпиши слова в 3 столбика: чередования, гласные, проверяемые , непроверяемые. Обозначь орфограммы.
Лингвистическая физминутка.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало…
Вдали колокольчик звенит, замирает.
Ковыль сухой и стар и сед, блестит на нем мороза слеза.
1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.
2) Песня замирает далеко в полях.
3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.
4) Пролитую воду не соберёшь.
5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
6) Улицы упирались в голые скалы.
7) Сладость победы стирает горечь терпения.
8) Крепость изнутри берут.
9) Далёкий от земного мира , я должен здесь и умереть.
10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.
3. Игра –Аукцион «Кто больше?»
Составьте как можно больше слов с корнем –бер- -бир-,используя разные приставки. Победит тот,кто назовёт последнее слово.
5. Практическия работа. Используя данные слова, составьте инструкцию для младшего брара по уборке квартиры
5) «Магический квадрат». У уч-ся карточки с квадратами. Под диктовку учителя в каждую клеточку квадрата учащиеся вписывают только корневую гласную букву И и получают одну большую букву И. У кого она получится, тот сегодня молодец.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
11 | 12 | 13 | 14. | 15. |
16. | 17 | 18. | 19. | 20. |
21. | 22. | 23. | 24. | 25. |
Слова для квадрата:
Выдирать, приберу, отпереть, вытер, натирать.
Расстилает, блестящий, зажечь, зажигательный, отмирают.
Блистательный, заблестеть, выжигать, взберёшься, взбираться.
Продираешься, отпираешь, расстелю, выжег, стираем.
Отдирает, натереть, разберёшься, уберёт, выпирает.
Проверка. Учитель проходит по классу и видит у кого получилась буква И, а у кого нет.
Раздаточный материал прилагается.
Группа №1 Диагностическая карта.
Выучил правило. | Знаю правило -помощник | Выучил корни | Научился применять правила | Я себя оцениваю |
| | | | | | | |
Упражнение №1
У ч..ловека на З..мле много дел. Надо дер..во пос..дить, коня к седлу приучить, дом построить, д..тей выр..стить. А ещё надо добрую песню сл..жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы он ни делал: ур..жай соб..рал, или р..стил ребенка, ко всему нужно прил..жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)
Безударная гласная | Чередование | Непроверяемая гласная |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Упражнение №2
Вставь пропущенные буквы, графически обозначь орфограмму.
Смелый ум..рает один раз, а трус каждый день. Солдат службы не выб..рает. Кабы знал, где упасть, соломки бы подст..лил. Не зад..рай нос высоко – споткнешься. С кем поведешься, от того и наб..решься. Сладость победы ст..рает горечь терпения. Одной рукой подж..гает, а другой тушит.
Упражнение №4
Магический квадрат
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
Группа №2 Диагностическая карта.
Выучил правило. | Знаю правило -помощник | Выучил корни | Научился применять правила | Я себя оцениваю |
| | | | | | | |
Упражнение №1
У ч..ловека на З..мле много дел. Надо дер..во пос..дить, коня к седлу приучить, дом построить, д..тей выр..стить. А ещё надо добрую песню сл..жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы он ни делал: ур..жай соб..рал, или р..стил ребенка, ко всему нужно прил..жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)
Безударная гласная | Чередование | Непроверяемая гласная |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Упражнение №2
Подберите слова по смыслу, вставьте пропущенные буквы.
Смелый (---) один раз, а трус каждый день. Солдат службы не (---). Кабы знал, где упасть, соломки бы (---). Не (---) нос высоко – споткнешься. С кем поведешься, от того и (---). Сладость победы (---) горечь терпения. Одной
рукой (---), а другой тушит.
Слова для справок: ум..рать, выб..рать, подст..лить, зад..рать, наб..раться, ст..рать, подж..гать
Упражнение №4
Магический квадрат
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |