СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку в 9 классе на тему "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка мышления учащихся и осознание ими внутренней потребности к построению чебных действий по теме.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку в 9 классе на тему "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении."»

Подчинительные союзы и союзные слова

в сложноподчиненном предложении.


Ход урока.

I. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднений.

Цель: Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организация анализа учащимися возникшей ситуации и выявление места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Доказывая, что предложения из домашней работы сложноподчиненные, вы сказали, что части связываются подчинительными союзами или союзными словами. Если бы сейчас вам предложили задание определить, чем является выделенные слова в этих предложениях - союзами или союзными словами,- смогли бы вы успешно выполнить это задание? (Нет)

- Почему? (Не знаем, что такое союзные слова)

- Какова будет тема урока? Слайд (Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении).

- Чему вы хотите научиться на уроке? (Научимся отличать подчинительные союзы и союзные слова)


III. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.

Цель: построение проекта выхода из затруднения, выбор способа и средств его реализации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

1. Исследование. По ходу работы заполняется таблица «Отличие союза от союзного слова».

Слайд 4

Подчинительный союз

Союзное слово

…..

(относительные местоимения, местоименные наречия)

1. Можно изъять из предложения: смысл предложения не изменится.

1. Можно поставить вопрос, является членом предложения.

2. Можно заменить контекстным союзом-синонимом.

2. Можно заменить словом самостоятельной части речи, словом(-ами) из главной части предложения.

3. Не может быть выделен логическим ударением

3. Произносится с ударением.


- Как вы думаете, с чего можно начать исследование, предмет которого – союз и союзное слово? ( С известного. Мы знаем, что такое союз).

- Что мы знаем о союзе? ( Служебная часть речи, которая связывает о/ч или части сложного предложения. Союз не имеет морфологических признаков, он может быть простым или составным, с т.з .словообразования – производным или непроизводным. Союз не выполняет самостоятельной синтаксической функции)

- Давайте попробуем воспользоваться информацией о том, что союз не является членом предложения. Он входит в смысловую структуру предложения? (Нет). Его можно без ущерба для смысла изъять из предложения? (Да) Давайте попробуем изъять средство связи

Слайды 5-10 А многие ребята верят: именно Дед Мороз принес им в новогоднюю ночь подарок и положил его под празднично украшенную ёлку.

- Можно ли заменить слово что заменить синонимичным будто? (Да)

- Еще раз прочитайте предложение, понаблюдайте, падает ли на слово логическое ударение, или слово произносится бегло.

- Какой вывод мы можем сделать на данном этапе?


- Давайте разбираться, что такое союзное слово. Как вы думаете, почему лингвисты назвали слово союзным? (Оно как и союз связывает части сложного предложения)

- Посмотрите на выделенные слова в предложениях: Слайды 11-16 Который час? Кто первый?

Откуда приехали? Определите часть речи (вопросительные местоимения и местоименное наречие).

- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи, местоимениям и наречию? (Да)

- Поработаем с предложением Сам обычай наряжать новогоднюю ель в том виде, в каком он существует сейчас в нашей стране, сравнительно молод.

- Можно задать вопрос к выделенному слову?

- Можно заменить словом(-ами) из главной части предложения?

- Произносится с ударением?

- К какому мы пришли выводу?

- Как отличить подчинительный союз от союзного слова?


IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

1. Работа по учебнику, проговаривание списка наиболее употребительных союзов и союзных слов. (стр. 71)

- Внимательно рассмотрите таблицу, прочитайте наиболее употребительные союзы и союзные слова. Что интересного вы заметили? (Некоторые слова могут быть как союзом, так и союзным словом).

- Умение отличать подчинительные союзы и союзные слова нам необходимо? (Да, его практическая значимость очевидна)


VII. Рефлексия УД на уроке.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

1.Слайд 21 – Что мы сегодня делали на уроке? Вы удовлетворены своей работой? Какие практические умения приобрели? Где они (умения) могут вам пригодиться?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!