Подчинительные союзы и союзные слова
в сложноподчиненном предложении.
Ход урока.
I. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднений.
Цель: Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организация анализа учащимися возникшей ситуации и выявление места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
- Доказывая, что предложения из домашней работы сложноподчиненные, вы сказали, что части связываются подчинительными союзами или союзными словами. Если бы сейчас вам предложили задание определить, чем является выделенные слова в этих предложениях - союзами или союзными словами,- смогли бы вы успешно выполнить это задание? (Нет)
- Почему? (Не знаем, что такое союзные слова)
- Какова будет тема урока? Слайд (Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении).
- Чему вы хотите научиться на уроке? (Научимся отличать подчинительные союзы и союзные слова)
III. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.
Цель: построение проекта выхода из затруднения, выбор способа и средств его реализации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
1. Исследование. По ходу работы заполняется таблица «Отличие союза от союзного слова».
Слайд 4
Подчинительный союз | Союзное слово ….. (относительные местоимения, местоименные наречия) |
1. Можно изъять из предложения: смысл предложения не изменится. | 1. Можно поставить вопрос, является членом предложения. |
2. Можно заменить контекстным союзом-синонимом. | 2. Можно заменить словом самостоятельной части речи, словом(-ами) из главной части предложения. |
3. Не может быть выделен логическим ударением | 3. Произносится с ударением. |
- Как вы думаете, с чего можно начать исследование, предмет которого – союз и союзное слово? ( С известного. Мы знаем, что такое союз).
- Что мы знаем о союзе? ( Служебная часть речи, которая связывает о/ч или части сложного предложения. Союз не имеет морфологических признаков, он может быть простым или составным, с т.з .словообразования – производным или непроизводным. Союз не выполняет самостоятельной синтаксической функции)
- Давайте попробуем воспользоваться информацией о том, что союз не является членом предложения. Он входит в смысловую структуру предложения? (Нет). Его можно без ущерба для смысла изъять из предложения? (Да) Давайте попробуем изъять средство связи
Слайды 5-10 А многие ребята верят: именно Дед Мороз принес им в новогоднюю ночь подарок и положил его под празднично украшенную ёлку.
- Можно ли заменить слово что заменить синонимичным будто? (Да)
- Еще раз прочитайте предложение, понаблюдайте, падает ли на слово логическое ударение, или слово произносится бегло.
- Какой вывод мы можем сделать на данном этапе?
- Давайте разбираться, что такое союзное слово. Как вы думаете, почему лингвисты назвали слово союзным? (Оно как и союз связывает части сложного предложения)
- Посмотрите на выделенные слова в предложениях: Слайды 11-16 Который час? Кто первый?
Откуда приехали? Определите часть речи (вопросительные местоимения и местоименное наречие).
- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи, местоимениям и наречию? (Да)
- Поработаем с предложением Сам обычай наряжать новогоднюю ель в том виде, в каком он существует сейчас в нашей стране, сравнительно молод.
- Можно задать вопрос к выделенному слову?
- Можно заменить словом(-ами) из главной части предложения?
- Произносится с ударением?
- К какому мы пришли выводу?
- Как отличить подчинительный союз от союзного слова?
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
1. Работа по учебнику, проговаривание списка наиболее употребительных союзов и союзных слов. (стр. 71)
- Внимательно рассмотрите таблицу, прочитайте наиболее употребительные союзы и союзные слова. Что интересного вы заметили? (Некоторые слова могут быть как союзом, так и союзным словом).
- Умение отличать подчинительные союзы и союзные слова нам необходимо? (Да, его практическая значимость очевидна)
VII. Рефлексия УД на уроке.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
1.Слайд 21 – Что мы сегодня делали на уроке? Вы удовлетворены своей работой? Какие практические умения приобрели? Где они (умения) могут вам пригодиться?