СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по теме: «Техническое обслуживание и ремонт электронных систем управления двигателя (ЭСУД)»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие «Техническое обслуживание и ремонт электронных систем управления двигателя (ЭСУД») проводится  в рамках темы  «Система питания инжекторных двигателей»,    на которую отводится 10 часов, из которых 4 часа отведено теории, а 6 часов на практическое занятие.

 

         Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей профессиональной   деятельности.  Содержанием практических занятий является решение разного рода учебных и профессиональных задач  (например, анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных производственных задач).

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются на учебной и производственной  практиках.  

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по теме: «Техническое обслуживание и ремонт электронных систем управления двигателя (ЭСУД)»»

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

технологический техникум в р.п.Радищево









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

по теме: «Техническое обслуживание и ремонт

электронных систем управления двигателя (ЭСУД)





МДК 01.01. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»

ПМ.01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

Профессия «Автомеханик»







Автор – составитель: Старшинов В.К.

мастер п/о







р.п. Радищево

2015 г.



Содержание



Введение …………………………………………………………………….

I. Основная часть …………………………………………………………..

1.1. Методическое обоснование темы ……………………………………

1.2. Методические рекомендации по проведению практического занятия

………………………………………………………………………………..

1.3. План практического занятия ………………………………………….

Заключение …………………………………………………………………

Список использованных источников …………………………………….

Приложения ………………………………………………………………..































Введение





Наличием автомобиля сейчас уже никого не удивишь, тем более что в некоторых семьях их может быть даже несколько. Но, как и любой механизм, машина нуждается в постоянном уходе, а порой и в ремонте. Не каждый способен самостоятельно решить такую проблему, поэтому в современном обществе и появилась такая профессия, как автомеханик.

Автомеханик – это человек, который занимается техническим обслуживанием и ремонтом машин. При этом в его обязанности входят диагностика проблемы, поиск подходящего способа ее решения и, соответственно, сами работы по ее устранению.

Появившаяся в конце ХХ века компьютерная диагностика, как комплексное средство диагностирования состояния рабочих и вспомогательных узлов автомобиля, быстро стала важнейшим этапом работы любого автосервиса. Толчком к ее развитию послужило оснащение узлов и агрегатов автомобилей современными электронными системами, оборудованными датчиками самодиагностики. 

Компьютерная диагностика автомобиля — это тестирование различных электронных систем и исполнительных механизмов автомобиля, влияющих на работу бортовых систем, а также выявление неисправностей, связанных с работой электронных систем автомобиля и составление диагностической карты неисправностей для последующего ремонта и устранения неполадок, связанных с автомобильным электрооборудованием и исполнительными системами.
Компьютерная диагностика вошла в нашу жизнь сравнительно недавно, но мы можем с уверенностью сказать, что высокая надежность современной компьютерной диагностики автомобиля привела к сокращению числа простых дефектов, которые легко выявляются квалифицированными специалистами на станциях техобслуживания [1].

В нашем техникуме учебная мастерская «Диагностика и ТО автомобиля» оснащена диагностическим оборудованием автомобилей: сканер МТ-10, ноутбук. На данном оборудовании проводятся как практические занятия, так и занятия учебной практики.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения:

1) позволяют повысить положительную мотивацию студентов к учению, активизи­рует познавательную деятельность;

2) разви­вает мышление и творческие способнос­ти студентов;

3) обеспечивает наглядность современных методов диагностики автомобилей;

4) формирует активную жизнен­ную позицию в современном информатизированном обществе.

Знания и умения по проведению диагностики, поиску причин неисправностей узлов автомобиля и устранение неполадок являются одним из результатов освоения междисциплинарного курса «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» в рамках профессионального модуля ПМ.01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта».

Первичный опыт работы в команде, умения планировать свою деятельность, несения ответственности за результат своей деятельности студенты получают на практических занятиях.

В данной методической разработке практического занятия я хочу продемонстрировать групповую форму организации деятельности студентов и использование элементов технологии проблемного обучения.






  1. Основная часть

    1. Методическое обоснование темы





Методическая разработка практического занятия по междисциплинарному курсу «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 Автомеханик,  Положением о планировании, организации и проведении лабораторных и практических занятий ОГБОУ СПО ТТ в р.п.Радищево, учебным планом по данной профессии, рабочей программы профессионального модуля ПМ.01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

Практическое занятие «Техническое обслуживание и ремонт электронных систем управления двигателя (ЭСУД») проводится в рамках темы «Система питания инжекторных двигателей», на которую отводится 10 часов, из которых 4 часа отведено теории, а 6 часов на практическое занятие.



Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей профессиональной деятельности. Содержанием практических занятий является решение разного рода учебных и профессиональных задач (например, анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных производственных задач).

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются на учебной и производственной практиках.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе проведения практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения [2].

В соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ.01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» в результате изучения данной темы студент должен

Знать:

- Устройство электронных систем управления двигателя (ЭСУД);

- Виды работ по техническому обслуживанию ЭСУД;

- Виды ремонтных работ ЭСУД.

- Уметь:

- Проводить диагностику автомобиля и устранять неисправности.

Формируемые компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы


ПК 1.3.

Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 5.

Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.





    1. Методические рекомендации по проведению практического занятия


На этапе освоения выбранной темы у студентов уже имеется представление об устройстве и принципе работы данного диагностического оборудования. Поэтому при проведении практического занятия я буду использовать групповую форму работы и элементы технологии проблемного обучения.

Применение групповой формы организации деятельности студентов в процессе обучения позволяет формировать у студентов навыки:

- действенного общения;

- умение слушать;

- умение принять точку зрения другого;

- умение разрешать конфликты;

- умение работать сообща для достижения общей цели.

Применение элементов технологии проблемного обучения понимают такую организацию занятий, которая предполагает создание педагогом проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их решению, в результате которой происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и активное развитие мыслительных способностей. Грамотное использование элементов технологии проблемного обучения приводит к хорошим результатам:

- повышается мотивация;

- качество знаний,

- формируются и развиваются профессиональные компетенции и общие компетенции: умение работать в команде; организовывать собственную деятельность; анализировать рабочую ситуацию, контролировать и корректировать собственную деятельность; осуществлять поиск информации для выполнения поставленной задачи.


Практическое занятие № 13 «Техническое обслуживание и ремонт электронных систем управления двигателя (ЭСУД)»

проводится в учебной мастерской «Диагностика и ТО автомобиля», которое полностью оснащено диагностическим и обслуживающим автомобили оборудованием, инструментами, рабочими местами. Составляется график перемещения по рабочим местам.

Для более качественного проведения практического занятия учебная группа студентов делится на подгруппы, для каждой группы подготовлено задание, которое включает в себя маршрутную карту с проблемной задачей, алгоритмом её решения (без подсказок правильного решения конкретной проблемной задачи).


    1. План проведения практического занятия

План проведения занятия

(технологическая карта занятия)

Практическое занятие № _13_

Тема: «Техническое обслуживание и ремонт электронных систем управления двигателя (ЭСУД»

Тип занятия: комбинированный

Цель занятия

Обучения:

- сформировать у студентов опыт по диагностированию автомобилей с применением компьютерного программного обеспечения; по коду неисправности определить, практически выявить и устранить неисправности в автомобиле;

Воспитания:

- ответственное отношение к труду; способности работать сообща для достижения общей цели и нести ответственность за результаты своей работы; бережного отношения к оборудованию, инвентарю;

требовательности к себе и сокурсникам; стремления к развитию профессиональных способностей и мастерства; повешение интереса к выбранной профессии

Развития:

Способствовать развитию познавательной активности; развития мыслительных способностей; способности работать сообща для достижения общей цели и нести ответственность за результаты своей работы; способности к анализу и самоанализу; информационной культуры.

Формируемые компетенции:

ПК 1.1

Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы


ПК 1.3.

Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 5.

Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Средства обучения

Ноутбук, сканер МТ-10, автомобильный цифровой омметр, инвентарь, инструменты: набор инструмента «Арсенал 139 предметов», изоляционная лента, ветошь, мультимедийная установка, презентация, инструкционные карты, раздаточный материал, презентация к учебному занятию, инструкция по технике безопасности для обучающихся.

Студент должен

уметь: проводить диагностику автомобиля и устранять неисправности.

знать: устройство электронных систем управления двигателя (ЭСУД); виды работ по техническому обслуживанию ЭСУД; виды ремонтных работ ЭСУД.

Планируемый продукт деятельности обучающихся:



















Ход занятия

Организационный компонент

Целевой компонент

Содержательный компонент


Процессуальный компонент

Время, мин.

Деятельность педагога

Деятельность

студентов


Методы

Средства

Формы


деятельности

Организационно-мотивационный этап

1. Организационный момент

Включение студентов в деятельност-ный ритм. Создание благоприятного климата в коллективе.

ОК 6.

Приветствие студентов. Проверка готовности к учебному занятию.

Заполнение журнала.

Проведение инструктажа по технике безопасности

Деление студентов на подгруппы.

Восприни-мают информа-цию.

Расписываются в журнале

1-ступени оперативного контроля за охраной труда. Выбирают старшего в группе.

Словесный, прием «обращение», инструктаж.

Дискуссия

и анализ при выборе старшего группы.

Компьютер, мульти-медиа

Проектор

Слайд «Тема практи-ческого занятия»

Журнал ТО

Фрон-тальная,

групповая

5

2. Мотивация

Побуждение познавательного интереса

к теме у студентов


ОК 1.

Управляет вниманием.

Убедительно раскрывает сущность предстоящей работы, показывает практическую значимость темы занятия

Просмотр мини-сценки. Воспринимают информацию.


Словесный, прием «обращение»

Компьютермультимедиа

проектор.

Слайд «Тема практи-ческого занятия».

Аудиозапись для мини-сценки

Мини-сценка


Коллективная

3

3. Постановка целей практического занятия

Совместная постановка целей занятия, определение плана деятельности

ОК 2.

Создает условия для самостоятельной постановки цели и для ее понимания.Конкретизи-рует цель, способствуя развитию познавательной актив-ности студентов и план проведения занятия.

Формируют и формули-руют цель и определяя-

ют план деятельности на практи-ческом занятии.

Метод самостоятельного формулирования целей, планирования

Компьютермультимедиа

проектор.

Слайд «Тема практи-ческого занятия»


Фрон-тальная

4

Этап самостоятельной работы по получению опыта деятельности

4. Актуализация знаний

Актуализация знаний студентов на начало практического занятия


ОК 5.

Объяснение порядка заполнения маршрутной карты.

Управление процессом оценочной деятельностьи

Воспринимают информацию.

Заполняют маршрутную карту, взаимообмен заполненных маршрутных карт между студентами для проверки и оценки по эталону ответов.

Заполнение листа самооценки.

Словесный:

инструктаж

Самостоя-тельная работа

Слайды

«Образец задания и критерии оценок»

«Эталонмаршрутной карты»

Оценочный лист

Инди-виду-альная


Коллективная

10

5. Выполнение практического задания

Развитие творческих познавательных способностей, мыслительных способностей; способности работать сообща для достижения общей цели и нести ответственность за результаты своей работы; способности к анализу и самоанализу нестандарт-ности, приоб-ретение опыта диагностики, поиска и устранения причин неисправности


ОК 1, ОК 5, ПК 1.1, ПК 1.3


Объясняет порядок вы-полнения практичес-кого задания

Управляет самостоятельной работой студентов.

Управляет процессом организации поиска решения учебной задачи.

Самостоя-тельная работа по организации рабочего места и выполнениетехники безопасности; работа по подготовке оборудования и диагностика автомобиля; определяют причины неисправности по коду и записывают в рабочую тетрадь; находят и устраняют причины неисправности. Обсуждают способы вы-полнения отдельных заданий, комментируют и обсуждают результаты

Выполнение практической работы

элементы технологии проблемного обучения.

Самостоя-тельная работа

Автомобили, ноутбук,Сканер МТ-10, автомобильный цифровой омметр, инвентарь, инструменты: набор инструмента «Арсенал 139 предметов», изоляционная лента, ветошь. Рабочая тетрадь

Групповая

4 часа

Рефлексивно-оценочный этап

6.Защита выполненного задания

Развитие

аналитического мышления

формирование способности к коррекции собственной деятельности, давать самооценку и взаимооценкурезультата деятельности, подготовка к целеполаганию последующей деятельности. 


ОК 3.ОК 5, ОК 6.

Оценка уровня приобретенного опыта, правильности выполнения приемов, логичности и последовательности решения проблемных задач, четкость формулировки своей точки зрения;


Представление и защита выполненного задания.

Демонстрация способности анализировать, нести ответственность за свою работу.

Оценка и анализ.

Дискуссия.

Оппониро-вание.

Мультимедийный видеопроектор, компьютер, экран

Слайд «Эталоны ошибок»

Оценочный лист

Индивидуальная

Групповая

Коллективная

15

    1. Подведение итогов занятия

Анализ и оценка успешности достижения цели и определение сформирован-ности общих и профессио-нальных компетенций

ОК 5, ОК 6.

Управляет самостоятельной оценкой выполнения практической работы.

Объективнаяоценка работы каждого студента; анализ типичных ошибок; анализ динамики формирования ОК и ПК;

отражение полученных оценок в журнале.

Выводы по итогам практичес-кого занятия.

Оценка результатов студентов относительно самих себя, и деятельности одно-группников.

Заполнение оценочного листа.

Словесный:

беседа, оценка и анализ

Оценочные листы

Журнал теоретического обучения

Грамоты для награждения.

Слайд «Оценочный лист»

Фрон-тальная


Мини сценка

5

8. Рефлексия

Осознание студентами смысла их деятельности на практическом занятии

ОК 1, ОК 3.

Мобилизация студентов на рефлексию своего поведения.

Оценка динамики результатов развития студентов относитель-но самих себя.

Словесный:

беседа

Слайд

«Облако тегов»

Рабочая тетрадь

Инди-виду-альная

5

9. Домашнее задание

Закрепление приобретен-ного опыта

ОК 1.


Объявление домашнего задания

Осмысление задания

Словесный:

инструктаж

Слайд «Домаш-нее задание»

Рабочая тетрадь

Инди-виду-альная

2


Заключение

Надо помогать людям эффективно учиться,

вместо того чтобы передавать им ненужные

знания.

П.Фани, А.Мамфолд

Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», и его системоборазующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников.

Результат обучения по ОПОП СПО – компетенция – самостоятельно реализуемая способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной профессиональной области в реальной производственной ситуации [3].

Формирование компетенций происходит непосредственно в процессе познавательной деятельности и основывается на таких качествах личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умению постоянно учиться, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность, умение выстраивать межличностные отношения.

С учётом вышеизложенного становится очевидной важность учебно-позвательной деятельности студентов и необходимость ее эффективной организации и управления этой деятельностью [2].

Сегодня изменилась приоритетная цель образования и формат преподавания передача знаний, умений, навыков от преподавателя, мастера п.о. к студентам - умение учиться, формирование компетенций. Изменился формат обучения, изменился педагог. Преподаватель (мастер п.о) направляет деятельность студентов для самостоятельного поиска необходимых знаний и руководит этой деятельностью, консультирует, подсказывает новые источники информации, т.е. становится «педагогом – организатором, консультантом».

На своих практических занятиях и на учебной практике я уже давно начал применять элементы игровых, компьютерных технологий, групповые формы занятия, проводил уроки-соревнования.

Но как показал опыт, на занятиях по разделу «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств», где хорошо прослеживаются причинно-следственные связи между процессами и явлениями, целесообразно применять элементы технологии проблемного обучения.

В учебных группах, в которых я применяю элементы вышеназванных технологий наблюдается положительная динамика успешности обучения студентов.

Мониторинг успешности обучения студентов

по профессии «Автомеханик»

группа № 1 2010-2013 годы обучения



Мониторинг успешности обучения студентов

по профессии «Автомеханик»

группа № 1 2013-2016 годы обучения

Из диаграммы видно, что применение элементов технологии проблемного обучения повышает качество знаний, умений и практического опыта на занятиях практических занятиях МДК и учебной практики. Кроме того, об этом говорят положительные отзывы от работодателей после прохождения студентами производственной практики, от коллег, самих обучающихся и их родителей.

Методическая разработка будет интересна для преподавателей и мастеров производственного обучения, реализующих образовательную программу подготовки квалифицированных рабочих, специалистов по профессии «Автомеханик» и пополнит методическую копилку педагогов, методистов СПО.




Список используемой литературы

  1. Автомеханик - профессия для автолюбителей. Профессия автомеханик (автослесарь): обучение, необходимые качества [Электронный ресурс]//Режим доступа: www. fb.ru.

  2. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов в условиях внедрения ФГОС СПО нового поколения [Текст]/ Ю.В. Есенков, И.А. Ситявина. – Ульяновск: УИПКПРО. 2014. – 68 с.

  3. Словарь-справочник современного российского профессионального образования [Текст]/В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков, - М.:ФИРО, 2010. – 19 с.

  4. Проектирование учебного занятия[Текст]/ методические рекомендации/ Т.А.Сергеева, Н.М. Уварова.- М.: Интеллект – центр, 2003. – 84 с.

  5. Формирование учебной деятельности школьников: проектирование и анализ современного урока: учебно- методическое пособие/ М.И.Лукьянова.- Ульяновск: УИПКПРО. 2013. – 120 с.

  6. Проблема активизации учебной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки [Электронный ресурс]//Режим доступа: www.superinf.ru.

  7. Новейшие автомобильные электронные системы— (Серия «Библиотека студента»). Учебное пособие для специалистов по ремонту автомобилей, студентов и преподавателей вузов и колледжей [Текст]/ Соснин Д. А., Яковлев В. Ф. — М.: СОЛОН-Пресс. 2005. — 240 с: ил.

  8. Электронные системы управления ДВС и методы их диагностирования: Учебное пособие для вузов[Текст]/ Ютт В. Е., Рузавин Г. Е. - М.: Горячая линия-Телеком, 2007. - 104 с. илл. 

  9. Справочник по устройству и ремонту электронных приборов автомобилей. Часть 5. Электронные системы зажигания. Контроллеры систем управления смесеобразованием, зажиганием, двигателем[Текст]/ Ходасевич А. Г., Ходасевич Т. И. -М.: ДМК Пресс, 2006. - 208 с.: ил. 

  10. Системы впрыска бензина. Устройство, обслуживание, ремонт [Текст]/ Росс Твег  - М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2004. - 144 с: ил.

  11. Автомобильные датчики, реле и переключатели. Краткий справочник[Текст]/ В.В. Литвиненко, А.П. Майструк  — М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2004. — 176с: ил.: табл.

Приложения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!