СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия на тему:«Оберег-подкова на счастье»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей.                 Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме и родной земле. Домашние обереги были призваны охранять покой и мир семьи, защищать от напастей и нести добро и удачу.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия на тему:«Оберег-подкова на счастье»»

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

Куртамышского района «Дом детства и юношества»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия

на тему:

«Оберег-подкова на счастье»









Разработал:

Радионова И.П.., педагог дополнительного образования









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность.

Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины времён как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий. Народные обычаи и поверья со временем менялись вместе с изменениями в культуре народа. Давние обычаи, поверья и моральные ценности славян позже органично соединились с христианскими ценностями и заповедями. Древние славянские обычаи и обряды не были забыты и после прихода христианства на Русь. Православная церковь проявила мудрость и терпимость. Поэтому христианство лишь потеснило, но не уничтожило традиционное мировоззрение.



На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме и родной земле. Домашние обереги были призваны охранять покой и мир семьи, защищать от напастей и нести добро и удачу.


Назначение оберега понятно из его названия. Оберег должен уберечь своего владельца от различных негативных влияний окружающего мира, таких как несчастные случаи, болезни, депрессии. В виде оберега могут выступать самые разные предметы: кольца, бусы, браслеты, нашивки на одежде, сувениры, игрушки, куклы.

Имеющиеся в продаже обереги все однотипны и выполнены очень примитивно.  Именно поэтому у меня появилось желание изготовить свои авторские обереги (по мотивам славянских традиций), выбрав символы, подходящие, на мой взгляд, как для моих близких, так  и для большинства людей,  желающих иметь оберег.







Цель разработки: Развитие творческих способностей через изготовление оберегов.

Особенности занятия: используется личностно-ориентированный подход в обучении

Форма организации познавательной деятельности обучающихся – индивидуальная

Методы: беседа, обсуждение, устный рассказ, работа с иллюстрированным материалом, рефлексия.

Педагогические технологии: объяснительно – иллюстративная технология; ИКТ – технологии; здоровьесберегающая технология. Материально-техническое обеспечение: компьютер, презентация, иллюстрированный материал, шаблоны для вырезания деталей, картон, ножницы, клей, бросовый материал.

Межпредметные связи: история, искусство, технология.

Структура (хронокарта) занятия



Этапы урока

Время

1

Подготовительный (орг. момент)

5 минут

2

Основной

25 минут

3

Заключительный

10 минут


Всего

40 мин.



План-конспект занятия



Тема программы: Изготовление оберегов (10 час)

Тема занятия: «Оберег-подкова на счастье ». (1 час.)

Тип занятия: комбинированое

Вид занятия: беседа, практическое занятие

Цель: изготовление оберега –подковы из картона и различного материала.

Задачи:

  • Обучающие: научить анализировать, обобщать, сравнивать свое изделие с моделью-аналогом, расширить и углубить знания о сувенирах и оберегах; формировать умения и навыки по отделке и украшению изделия-сувенира.

  • Воспитывающие: воспитывать эстетический и художественный вкус при отделке изделия, воспитывать чувство удовлетворения от процесса и результатов работы; формирование морального самосознания.

  • Развивающие : развивать способность к самостоятельному логическому мышлению; формировать пространственное воображение, фантазию, наблюдательность.

Оборудование: ноутбук, образец готового изделия, иллюстрации, карточки для самостоятельной и практической работы.

Инструменты и материалы: ножницы, нитки, зерна кофе, листочки, стразы, игрушка-сувенир «подкова», клей, монеты.

Основные понятия: оберег, сувенир, отделка изделия, анализ.

Тип урока: урок формирования практических умений и навыков.

Ожидаемые результаты:

После этого занятия обучающиеся смогут:

  • объяснить предназначение сувенира -оберега;

  • сформулировать основные требования к изделию;

  • правильно подобрать материал для отделки изделия;

Ход занятия

  1. Организационный момент

  • Приветствие и пожелание хорошего настроения

  • Проверка наличия учащихся и их готовность к занятию.

II. Сообщение темы и цели урока



1 этап "Подготовительная работа" ( Показ слайдов.)

  • обсуждение темы проекта;

  • история славянских оберегов;

  • что такое оберег и его назначение.

На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме и родной земле. Домашние обереги были призваны охранять покой и мир семьи, защищать от напастей и нести добро и удачу.


Считалось, например, что колокол, колокольчики или бубенчики отводят и уничтожают зло, отгоняют злых духов, а веник, поставленный вверх ногами, защищает дом, выметая нечисть.

Мощным оберегом были у славян текстильные обрядовые куклы — мотанки. Их наши предки делали без ножниц и иголок, из соломы, ниток или тряпочек, и каждая кукла наделялась определенной силой в одной из сфер жизни. Некоторые куклы-берегини переходили от матери к дочери, передавая таким образом женскую силу и осуществляя связь поколений.

Зеркало отражало опасность: его вешали над дверью дома и даже клали в колыбельку младенца, а женщины носили всегда с собой. Многие в доме имели даже специальный тканевый «мешочек плодородия», наполненный разнотравьем, фасолью, семечками, головками чеснока, кукурузой, семенами — на счастье.
Меня заинтересовал мир оберегов, их происхождение, значение, изготовление. Изучив материал о разных видах оберегов, мне тоже захотелось своими руками изготовить оберег для моего дома.

Так что такое оберег?
Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.

2 этап "Определение мотивов участия детей"

  • познакомить с одним из   видов оберегов -подковы;

  • ознакомить с правилами изготовления оберега;

  • выяснить назначение каждого элемента в обереге.

Главный славянский оберег и символ удачи, счастья и благополучия, это подкова. Подковы счастья имеют декоративную функцию, а также функцию оберега и амулета.

На Руси издревле найти подкову на дороге считалось очень хорошей приметой. В некоторых регионах даже была выведена правильная последовательность действий при такой счастливой находке: поднять подкову, плюнуть на нее, загадать желание, бросить через левое плечо и идти своей дорогой, не оглядываясь. Но прижилась-то другая практика: взять подкову с собой и прибить над входной дверью или к порогу.

В России подкову вешают рожками вниз. Но только не приверженцы учения фэн-шуй. Здесь мнение иное – подкова рожками вверх, чтобы дом был – полная чаша.

В наши дни подкова как талисман используется по-разному:

— прибитая над дверями рожками вниз защищает дом от зла;

— рожками вверх — привлекает в дом благополучие;

— в автомашине будет охранять владельца от аварий и принесет ему удачу в делах;

— если в доме по непонятным причинам плохо растут цветы, неподалеку от них разместите подкову.

3 этап "Основной"

  • Обсуждение оберегов;

  • Подбор материалов для изготовления оберегов;

  • Изготовление оберегов;

Показ готового изделия.

Педагог показывает два-три вида подков. А дети сами должны выбрать для себя, какой образец они возьмут за основу.

  1. Релаксация (пальчиковая гимнастика)

Майский вдруг закапал дождь. Кап-кап-кап-кап.

(Ритмично щелкаем пальцами рук)

И по лужам ты идешь. Так-так-так-так.

(Ритмично притопываем)

Ветер шелестит листвой. Ш-ш-ш-ш.

(Ритмично потираем ладонь о ладонь)

Спрятал кудри под травой. Тш-тш-тш-тш.

(Ритмично потираем ладонями о колени)

Дождь сильнее застучал. Тук-тук-тук-тук.

(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)

Скоро дождик ливнем стал. Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.

( Хлопаем в ладоши)

  1. Практическая работа.

Инструменты и материалы: ножницы, клей , отделочные цветочки, листочки, стразы, кофейные зерна, монеты.

Повторение правил техники безопасности.

Последовательность выполнения

  1. Подобрать отделочный материал.

  2. Симметрично расположить детали отделки на подкове.

  3. Проверить правильность расположения деталей, придерживаясь пословицы: «Семь раз проверь – один раз приклей»

  4. Приклеить элементы отделочного материала к «подкове»,

  5. Убрать рабочее место.



  1. Текущий инструктаж:

  • контроль качества выполняемых работ;

  • указать на недостатки в работе и пути их устранения.



Закрепление знаний.

Вопросы:

  1. Реализовались ли ваши ожидания?

  2. Что нового вы узнали для себя?

  3. Что вам понравилось?

  4. Были ли трудности во время выполнения практической работы?

  5. Скажите мне, в каких жизненных ситуациях мы можем использовать этот оберег? (подарок, украшение, оберег).


V. Заключительная часть:

  • Демонстрация и анализ лучших работ обучающихся.

  • Рефлексия

  • Уборка рабочих мест.






















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!