Материалы к уроку
«Изображение русского национального характера в повести
А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Пояснительная записка
Курс «Литературный процесс 50- 80-х годов XX века» изучается в 11 классе. Раздел, посвященный изучению творчества А. И. Солженицына, назван «Запретная» страна А. И. Солженицына».
Перечень основных вопросов, изучаемых в данном разделе:
а) основные этапы жизни А. И. Солженицына;
б) творческий путь А. И. Солженицына;
в) художественный мир писателя;
г) сопоставление точек зрения узников ГУЛАГА в «Колымских рассказах».
В. Шаламова и повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»;
д) роль рассказов «Матренин двор» и «Захар Калита» в творчестве
А. И. Солженицына.
Предшественники писателя в обращении к этой теме — Н. С. Лесков, Ф. М. Достоевский, И. С. Тютчев и др.
Раздел состоит из пяти уроков:
Урок: «Биография А. И. Солженицына».
Урок: «Запретная страна - архипелаг ГУЛАГ».
Урок: «Лагерная тема» в произведениях В. Шаламова и А. И. Солженицына».
Урок: «Изображение русского национального характера в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Урок: «Образ русской женщины в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор».
Пояснительная записка к презентации
«Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына изучается после обзора «лагерной темы».
Произведение способствует осмыслению трагических вех истории родной страны, пониманию значимости человеческой жизни.
Чтобы более ярко показать личность писателя, рассказать о его нелёгкой судьбе, используются мультимедийные средства (презентация, составленная в программе Power Point).
Используется логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления.
Небольшой эпиграф или изречение в презентации очень хорошо воспринимается учащимися.
Слайды не перегружаются текстом. Размещаются короткие тезисы, даты, имена, термины…
Отбор материала для презентации соответствует принципам научности, доступности, наглядности.
Все фотографии и картинки доступны для восприятия школьников. Используется неяркий цвет, являющийся фоном каждого слайда презентации.
При подготовке к уроку используются интернет-ресурсы, разрабатывается система вопросов по теме, готовятся распечатки этих вопросов, список интернет - ссылок по теме.
Презентации дают возможность создания банка изображений, анимации, видеофрагментов по предмету.
Тема «Изображение русского национального характера в повести
А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Цель урока:
осмысление глубины трагедии главного героя повести.
Задачи урока данной темы:
1) выявить идейный смысл повести;
2) развивать умения анализировать и обобщать;
3) способствовать формированию неравнодушного отношения к проблемам своей страны;
4) открыть значение трагических страниц отечественной истории ХХ века.
Оборудование урока: мультимедийные средства. (презентация, составленная в программе Power Point).
Этапы урока
Вступительное слово учителя
Определение темы урока (объяснение названия), цели и задач урока.
слайды № 1, 2, 3
Слово учителя о писателе, о жертвах сталинских репрессий.
Реализация индивидуального домашнего задания
1. Рассказы учащихся о жизни Солженицына:
а) детство и юность писателя;
б) война; арест и заключение;
в) диссидентство; изгнание;
г) снова в России;
д) Нобелевская премия; возвращение.
слайды № 4, 5
Анализ повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962г.) Беседа по вопросам
1.Жизнь Ивана Денисовича Шухова в лагере.
слайд № 6
2. Сформулируйте основную мысль повести.
3. Какие черты характера помогают Ивану Денисовичу Шухову выжить?
слайд № 7
4. Как вы считаете, изменил ли главный герой своим жизненным принципам?
5. Как вы думаете, кто виноват в трагедии Шухова?
6. Какие черты русского национального характера присущи Ивану Денисовичу Шухову?
слайд № 8
7.Почему А. И. Солженицын называет этот день «почти счастливым»?
слайд № 9
Беседа по повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
1.В каком году была написана повесть «Один день Ивана Денисовича»? (Повесть была написана в 1959 году).
2.Кому из героев повести принадлежат слова: «Здесь, ребята, закон - тайга. Но люди и здесь живут»? (Эти слова принадлежат первому бригадиру Шухова Куземину).
3.Как лагернику можно было подработать?
(«Сшить чехол на рукавички, подмести, поднести, собирать миски со столов - отнести в посудомойку»).
4.На каком предмете у Шухова стояла надпись: «Усть- Ижма, 1944»?
(Надпись была на ложке, отлил ложку Шухов сам из алюминиевого провода).
5.Сколько времени лагерник, по мнению Шухова, «живет для себя»? (Лагерник, по мнению Шухова, «живет для себя во сне, утром 10 минут за завтраком, 5 минут за обедом, 5 минут за ужином»).
6.Назовите самое «сытное время» и самое плохое время лагерника. (Самым «сытным временем» лагерника считался июнь, самым «худым»- июль).
7.Какие минуты у лагерников назывались «сладкими»?
(«Сладкими» назывались минуты, когда лагерники «приткнулись и греются»).
8.Кому из героев принадлежат слова: «… от болезни работа- первое лекарство»? (Эти слова принадлежат доктору Степану Григорьевичу).
9.Сколько должна была весить пайка арестанта, сколько раз в день ее получали? (Пайка арестанту была положена дважды в день по 550 граммов).
10.Куда Шухов спрятал свои полпайки хлеба? (Шухов спрятал свои полпайки хлеба в матрац). 11.Какую минуту лагерники называли горькой? («Вот этой минуты горше нет – на развод идти утром»). 12.Что Шухов называл «ежедневной арестантской молитвой»? (Шухов называл «ежедневной арестантской молитвой» ход следования колонны). 13.Какое значение в жизни лагерника имел бригадир? («…хороший жизнь вторую даст, плохой – в деревянный бушлат загонит»). 14.О чем эти слова: «Двести грамм жизнью правят»? (Эти слова о хлебе: «На двести граммах Беломорканал построен»). 15.Как вы понимаете слова: «…дни в лагере катятся – не оглянешься. А срок сам - ничуть не идет, не убавляется его вовсе»? 16.Как называлась статья, по которой Шухова посадили? (Статья за измену Родине. Шухов в феврале 1942 года был в плену у немцев «пару дней»). 17.По какому случаю Шухов подумал: «Запасливый лучше богатого»? (Эта мысль пришла Шухову в голову, когда он нашел кусок стальной ножовки). 18.С какой мечтой часть арестантов ложилась спать? (Лагерники мечтали: «Завтра наедимся»). 19.Как Шухов относился к хлебу? (Когда Шухов ел хлеб, он обязательно снимал шапку). 20.Почему Шухов запрещал семье присылать ему посылки? (Шухов понимал, что жена одна должна прокормить детей – двух дочерей; он не хотел быть обузой семье). 21.Как вы понимаете слова: «Кряхти да гнись, а упрешься – переломишься». 22.Какие черты роднят Шухова из повести «Один день Ивана Денисовича» и Матрену из рассказа «Матренин двор»? (Шухова и Матрену роднят внутреннее человеческое достоинство. Оба зарабатывают честным трудом, живут за свой счет, не приносят другим неудобств, не унижаются, не боятся работы, любят родных. Они гордые, честные, совестливые, трудолюбивые люди). 23.Почему А. И. Солженицын называет этот день «почти счастливым»: «Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый»? Как вы понимаете смысл этих слов? 24. Что позволило Ивану Денисовичу Шухову сохранить достоинство и уважение?
25. Сформулируйте главную мысль повести. (Необходимо помнить о замученных в лагерях, чтобы никогда не вернулись времена репрессий).
26.Чем отличается И. Д. Шухов от героев рассказов В. Шаламова?
IV. Подведение итогов урока.
V. Задание на дом.