СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы "Жизнь и творчество А.Т.Твардовского. Поэма "Василий Теркин" какпоэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит детей с жизнью и творчеством поэта А.Т.Твардовского, с жизнью народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Новаторский характер Василия Теркина- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы "Жизнь и творчество А.Т.Твардовского. Поэма "Василий Теркин" какпоэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Водоватовская средняя школа"









Разработка урока литературы на тему


" Жизнь и творчество писателя.

Поэма А.Т.Твардовского

«Василий Тёркин»

как поэтическая энциклопедия

Великой Отечественной войны."



Учитель русского языка

и литературы

Черемухина Любовь

Николаевна








с. Водоватово, 2015 г.

Тема. Жизнь и творчество писателя. Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» как поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.

Цели урока

1. Обзор жизненного и творческого пути А.Т.Твардовского

2. Первичное знакомство с поэмой "Василий Теркин..

3. Выразительное чтение отдельных эпизодов поэмы "Василий Теркин".

4. Развитие интереса к творчеству великого поэта.


Оборудование: учебники литературы для 8 класса, мультимедийное оборудование.

Эпиграф А.Т.Твардовский – художник

с мудрым сердцем и чистой совестью,

до последнего дыхания преданный поэзии,

человек большого гражданского

мужества и честности…

К.Куликов

Я жил, я был – за все на свете
Я отвечаю головой

А.Твардовский


ХОД УРОКА.

І. Оргмомент

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Всели в классе? Все готовы к уроку?

II Жизнь и творчество А.Т.Твардовского..

1) Обратимся к эпиграфам к уроку (слайд 2)

- Проанализируем эпиграфы к уроку. Одним  из них являются слова

К. Куликова

- Как вы понимаете его слова «человек большого гражданского

мужества и честности…»?

- Разделяете ли вы это утверждение?

- Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку взяты и слова Твардовского «Я жил…»?

- Что мы можем сказать о позиции поэта, судя по этому поэтическому заявлению?

- О ком сегодня на уроке пойдет речь? Правильно о великом писателеА.Т.Твардовском (слайд 3)

2) Дома вы должны были познакомиться с краткой биографией А.Т.Твардовского. А теперь проверим что вы усвоили.

- Обратимся к нашей таблице "Знаю. Хочу узнать.Узнал" (ЗХУ), перечертим ее в тетради и заполним первый столбик . (дети самостоятельно заполняют первый столбик в тетрадях, а затем по очереди озвучивают результат изученного дома материала) (слайд 4)

- А теперь проверим, все ли вы знаете о А.Т.Твардовском? Поработает с ключевыми словами, которые вам нужно связать в единый рассказ и узнать новое из жизни писателя. ( желающие (2-3 ученика) сразу пытаются связать слова в рассказ) (слайд 5).

  • Кузнец

  • Раскулачивание

  • Институт философии

  • Военный журналист

  • «Книга про бойца»

  • Журнал «Новый век»

- А теперь проверим вашу смекалку и сообразительность, поработав с рубрикой "Верно- неверно". Вам нужно ответить утвердительно или отрицательно на некоторые вопросы, которые касаются жизни и творчества А.Т.Твардовского. (учитель задает вопросы, дети отвечают "да" или "нет")

  • А.Т.Твардовский- сын из крестьянской семьи

  • Учился писатель в Московском педагогическом институте

  • Принимал участие в походе на Польшу

  • Стихи начал писать уже в зрелом возрасте

  • Был участником ВОВ

  • А.Т.Твардовский- фронтовой корреспондент газеты «Красноармейская правда

  • Василий Теркин- реальный герой

  • А.Т.Твардовский был главным редактором журнала «Новый век»



- У вас, наверное, возникли вопросы в достоверности некоторых сведений из жизни писателя? Запишите их во второй столбик таблицы ЗХУ. ( ученики записывают вопросы и озвучивают их перед классом) (слайд 4)

- Чтобы найти ответы на ваши вопросы, нужно познакомиться с более подробной биографией А.Т.Твардовского вот из этой статьи. (Приложение 1) Читаем самостоятельно (5-7 минут), ответы на вопросы записываем в третий столбик таблицы ЗХУ. (слайд 4)

- А теперь еще раз поработаем с рубриками "Ключевые слова", связав воедино все слова в рубрике, и с рубрикой "Верно- неверно", проверив правильность наших ответов на вопросы и исправим неверные.

- Что же мы узнали нового о жизни и творчестве писателя А.Т.Твардовского? (на материале работы с рубриками и таблицей ученики еще раз составляют полный рассказ о жизни А.Т.Твардовского)

III. Знакомство с поэмой А.Т.Твардовского "Василий Теркин"

1) Учитель знакомит с историей "рождения" поэмы.

В 1939- 1940 гг. в армейской газете "На страже Родины" появился герой стихотворных фельетонов Вася Теркин. Твардовский был одним из "литературных" отцов героя.

Возобновление работ над Теркиным произошло весной 1942 г. В 1943 г. поэма была закончена. Писалась и печаталась она по частям. Содержит 25 законченных и внешне самостоятельных глав. Событийные главы перемежаются лирическими "От автора", "О себе", "О войне". Начало и конец поэмы совпадают со временем военного лихолетья, а писалось произведение не в кабинетной тиши, а на фронте. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина. Василий Тёркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин»), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством. Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны (глава «Кто стрелял»). Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжёлых поражениях (глава «Переправа»).

В четырёх авторских главах-отступлениях — рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.

Повествование поэмы не связано с ходом войны 1941—1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941—1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.

- А чем вас читателей удивила эта книга о войне?

2) Выразительное чтение учащимся фрагмента главы "Два солдата"

- О чем эта глава?

- Как в изображении главного героя переплелись реалистические и фольклорные традиции?

- Каким предстаёт перед нами Теркин в этой главе?

3) Выразительное чтение учащимся фрагмента главы "Дед и баба"

- Какие трагические страницы войны воспроизводит Твардовский в этой главе?

- Чем отличается Василий Теркин в этой главе от себя в главе "Два солдата"

4) Слово учителя

Перед нами новый Теркин. Он немногословен и серьезен, не отшучивается и не балагурит. Таким образом Твардовский вместе с читателем наблюдает становление характера русского солдата в ходе войны.

Разговор по двум главам обобщим ответом на вопрос:

- Удалось ли автору, рассказывая историю Василия Теркина, показать, в чем истоки победы нашего народа над фашизмом?

5) Выразительное чтение учащимся фрагмента главы "О себе"

- На какой антитезе построена эта глава?

- В каких строчках этой главы ответ на вопрос, почему в поэме о Теркине автор решается сказать о себе?

- Что мы узнаем о поэте Твардовском?

IV. Подведение итогов урока

Слово учителя.

«Василий Теркин» — известнейшая поэма А. Твардовского. Относительно нашей страны, — пишет А.И. Кондратович, — «я вполне допускаю, что, может, найдется кто-то, не слышавший такой фамилии — Твардовский. Но чтобы не знали, кто такой Василий Теркин — герой самой знаменитой из поэм Твардовского, — в это мне невозможно поверить».

Причина небывалой популярности поэмы в том, что Твардовскому удалось на трагическом фоне войны создать жизнерадостное, оптимистическое произведение. Это произведение о войне, в сущности, направлено против войны, исполнено мечтой о мире и мирной жизни.

V. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение «На дне моей жизни…» или фрагмент из поэмы «Василий Тёркин» (по выбору).






Приложение

   ТВАРДОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ (1910–1971), русский поэт. Родился 8 (21) июня 1910 в д. Загорье Смоленской губ. Отец Твардовского, крестьянин-кузнец, был раскулачен и сослан. Трагическая судьба отца и других жертв коллективизации описана Твардовским в поэме По праву памяти (1967–1969, опубл. 1987).
    Твардовский писал стихи с детства. В 1931 была опубликована его первая поэма Путь к социализму. Учась в Смоленском педагогическом институте, а затем в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ), который окончил в 1939, Твардовский писал также статьи. Известность ему принесла поэма Страна Муравия (1936, Государственная премия, 1941), повествующая о поисках крестьянином Никитой Моргунком страны всеобщего счастья.
    После выхода Страны Муравии один за другим были изданы сборники стихов Твардовского Стихи (1937), Дорога (1938), Сельская хроника (1939), Загорье (1941). В 1939–1940 Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности.
    В 1941 Твардовский начал работать над поэмой Василий Теркин, которой дал подзаголовок Книга про бойца. Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945. В статье Как был написан «Василий Теркин» Твардовский писал о том, что образ главного героя был придуман в 1939 для постоянной юмористической рубрики в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». Случайно найденный образ, писал Твардовский, «захватил меня без остатка». Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». В поэме «просто парень сам собой» Василий Теркин стал главным героем народной войны. Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954 Теркин на том свете он попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно – живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа. Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: «Откуда пришел – туда и уходит». Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946), и высокую оценку современников. И.Бунин писал о ней: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!» Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода». Поэтическим воплощением этой мысли стали его знаменитые лирические стихотворения Я убит подо Ржевом... и Я знаю, никакой моей вины... Военной теме посвящена и поэма о трагической судьбе солдата Сивцова и его семьи Дом у дороги (1946), которую Твардовский назвал «лирической хроникой». В 1950 Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», но в 1954 был смещен с поста за демократические тенденции, наметившиеся в журнале сразу после смерти Сталина. В 1958 Твардовский снова возглавил «Новый мир», пригласив в него своих единомышленников – критиков и редакторов В.Лакшина, И.Виноградова, А.Кондратовича, А.Берзер и др. На этом посту Твардовский, по определению критика И.Ростовцевой, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали История, Время, Обстоятельства». Благодаря его усилиям в «Новом мире», ставшем средоточием и символом «оттепели», были опубликованы произведения В.Овечкина, В.Быкова, Ф.Абрамова, Б.Можаева, Ю.Трифонова, Ю.Домбровского и др. В 1961 Твардовскому удалось опубликовать повесть А.Солженицына Один день Ивана Денисовича. В 1970 Твардовский был смещен с поста главного редактора. Это обострило тяжелую душевную ситуацию, в которой он находился, будучи, с одной стороны, крупной фигурой в партийно-советской иерархии, а с другой – «неофициальным оппозиционером». Несмотря на официальное признание поэмы За далью даль (1950–1960, Ленинская премия, 1961), поэмы Твардовского По праву памяти и Теркин на том свете не были опубликованы. Умер Твардовский в Красной Пахре близ Москвы 18 декабря 1971.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!