Тема занятия: М . А. Шолохов. «Донские рассказы»
Цели занятия:
Образовательные:
изучить "Донские рассказы" М. Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере рассказов "Родинка", «Алешкино сердце», «Шибалково семя», "Чужая кровь"; показать гражданское и писательское мужество М. Шолохова, одним из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа;
Развивающие:
развитие умения работать с информацией, развитие умения работать в малой группе; развитие умения обучающихся вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения;
Воспитательные:
воспитание толерантности, патриотизма и активной жизненной позицию; чувства ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.
Тип занятия: комбинированный
Форма организации познавательной деятельности: групповая, коллективная
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, творческий, метод сотрудничества.
Оснащение: портрет писателя, тексты рассказов (М.А. Шолохов «Донские рассказы»), ноутбук, проектор, опросные листы, В. П. Журавлев уч. «Литература», 11 класс
Эпиграфы к занятию:
Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.
Демокрит
Война – распря, разрушающая творение Любви
Эмпедокл
Основные этапы занятия:
1. Орг. момент – 3 мин
2. Проверка домашнего задания – 10 мин
3. Изучение нового материала – 65 мин
4. Закрепление и контроль знаний - 10 мин.
5. Подведение итогов – 1 мин
6. Задание на дом – 1 мин.
Ход занятия
Организационный момент
- внешний вид студентов
- проверка присутствующих
- сообщение темы, целей занятия
II. Проверка домашнего задания (сообщения студентов)
Слово преподавателя. Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции на всей территории огромной, некогда великой державы, полыхала гражданская война. Кажется, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.
Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?
Сообщение учащегося. Гражданская война - это вооруженная борьба за власть внутри страны, между гражданами одного государства. Иными словами, это борьба внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками.
Официальные рамки гражданской войны 1918-1920 гг.
Расстановка социальных сил в годы гражданской войны.
"Красные" - часть пролетариата, беднейшее крестьянство, часть интеллигенции.
"Белые" - буржуазия, помещики, часть офицерства, часть интеллигенции, зажиточное и среднее крестьянство.
Война вошла в каждый дом. И порой люди становились под знамена красных и белых под воздействием обстоятельств. Жизнь так сложилась. Эта война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врагами родных людей.
Донское казачество, изображенное в рассказах М.Шолохова, всегда отличалось вольнолюбивым характером. В начале XX века большую часть казачества представляли середняки, зажиточные казаки, владевшие земельными наделами. Поэтому после Октябрьской революции они оказывали активное сопротивление советской власти. Кровавой, ожесточенной показана борьба казаков против советской власти в "Донских рассказах".
Преподаватель: "Донские рассказы" - это литературный дебют М. Шолохова. Чем была вызвана работа над рассказами?
«История создания рассказов» Индивидуальное сообщение
"Донские рассказы" были опубликованы в 1926 году. Их автор М. Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже очень многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее на Дону, в станице Вешенской. А затем - реальность другой жизни.
Шолохов служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром, гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года. А лет ему было всего лишь семнадцать.
"Приходилось бывать в разных переплетах",- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, "батька" пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти. События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.
Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу "Молодая гвардия", которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в "Журнале крестьянской молодежи" и на страницах газеты "Молодой ленинец". Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники "Донские рассказы" и "Лазоревая степь".
Преподаватель: Итак, "Донские рассказы" - это увиденное, услышанное, пережитое автором. Материал черпает из жизни донского казачества. Рассказы сразу же получили высокую оценку. О Шолохове заговорили как о молодом талантливом писателе. Дебют был удачным. Автору нет и двадцати. Рассказы короткие, написаны простым, образным, сочным языком. Шолохов использует в рассказах просторечия и диалектные слова, что делает их очень жизненными.
- Чем привлекают "Донские рассказы"? (Стремительно, динамично развивающееся действие. Живая жизнь, стремление увидеть живых, реальных людей).
III. Изучение нового материала
- Подберите ассоциации, связанные со словом «война». Составление кластера
Вступительное слово учителя. Самое первое зло, поразившее человека, — война (в душе, в семье, между нациями и народами). Война заставляет одни народы истреблять другие. Самая страшная война – война гражданская. Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна”. Мы знаем уже, что писатели, не принявшие последствия революции, эмигрировали. Оставшихся несогласных с новой политикой постепенно уничтожили. Читатель видел только одну сторону событий – прославление революции и гражданской войны. Пример тому – произведения А. Фадеева, А.Серафимовича, и др.. Сегодня нам предстоит выяснить, проанализировав 4 рассказа М.Шолохова («Родинка», «Алешкино сердце», «Шибалково семя», «Чужая кровь»), почему М.А.Шолохов, сражавшийся на стороне красных, так последовательно на протяжении всего цикла «Донские рассказы» доказывает бессмысленность братоубийственной войны, какова главная идея «Донских рассказов», что становится центром идейного столкновения в “Донских рассказах” М. Шолохова?
Задачи урока:
выяснить, какой показывает Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений;
каким из этого события выходит человек;
понять позицию Шолохова как писателя и как человека.
Чем сегодня нам могут быть интересны рассказы М. Шолохова?
Групповая работа
Задание: Работу построим следующим образом:
Каждая группа анализирует полученный рассказ по вопросам опорного листа, пользуясь справочным материалом, текстом рассказа. В ходе работы лист заполняется.
Представитель от группы обобщает результат работы. Остальные группы имеют право дополнять или рецензировать услышанное.
1) Анализ рассказа “Родинка”
1. Поясните смысл названия. (Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.)
2. Почему «родинка» – это счастье»? Подберите однокоренные слова. Что объединяет эти понятия? (Родинка, род, родня, родство, родина, народ)
3. Как вы определили главную тему. (Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.)
4 Что общее в душевном состоянии атамана и Николки? ( Усталость от того, что они делают, желание все изменить)
6. Каковы сокровенные мысли героев (Николка- учиться, атаман- тоска по утраченному)
7. Согласны ли вы, что конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны?
2) Анализ рассказа “Шибалково семя”.
1. В чем, по – вашему, смысл названия? «Мой это сынишка, мое семя…»
2. Подберите родственные слова слову «семя». (Семья – семьянин)
3. Главная тема. (Утрата христианских представлений о безусловной ценности каждой человеческой жизни.)
4. Авторская оценка героев.
5. Какова, на ваш взгляд, судьба ребенка? (Судьба мальчика, как и многих детей военной поры, типична: сирота, безотцовщина (по финалу чувствуется, что отец с сыном больше не увидятся); в лучшем случае попадёт в хорошие, трудовые руки, в худшем – беспризорщина и преступный мир)
3) Анализ рассказа “Алешкино сердце”.
«Алешкино сердце» - Один из самых сильных рассказов цикла, «Алёшкино сердце», потрясающий по художественной силе, с которой Шолохов пишет страшные в своей жестокости сцены голода.
В станице Каргинской жил Алексей Федорович Крамсков. Это с ним случилось всё то, о чём говорится в рассказе «Алёшкино сердце» «правильно описал моё детство Михаил Александрович, - рассказывал Алексей Фёдорович, - всё, как было, поведал. Вот и шрам на голове от макарчинского шкворня. Только нигде не упоминает писатель, как кормили, поили меня в его доме, на настоящую дорогу жизни выйти помогли…»
1.Объясните смысл названия рассказа. Доброе Алешкиносердце среди жестокого мира голода и гражданской войны. Как сердце не ожесточится, когда всё подводит к этому: от голода умерли младшая сестра и мать, на его глазах убили старшую сестру. Сам Алешка выжил только благодаря политкому Синицыну, пожалевшему мальчишку. Видимо, Алешкино сердце - особенное, оно умеет прощать, оставаться добрым, отзывчивым.
После рассказа “Алешкино сердце” трудно не верить, что новая власть не победит старую, тем более что старая несет голод, жестокость, смерть, а новая власть в лице политкома Синицина заботиться об Алешке, помогает выжить, принимает в ряды РКСМ, вселяет надежду на будущее.
2. Кто изображен в рассказе негативно и кто является носителем добра?
3.Каков главный герой рассказа? Как он относится к окружающей его жестокости?
4. Можно ли говорить о высокой духовности Алешки? Его судьба?
Вывод: Шолохов в этом рассказе утверждает о том, что только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Докажите это примерами из текста.
(Политком Синицин)
4) Анализ рассказа «Чужая кровь»
1.Объясните смысл названия рассказа.
2. Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти? (Шолохов акцентирует внимание на сравнении: как Петра, белоголового сынишку, «вынашивал, кохал, нянчил» ненависть на красных. Лелеял ненависть к врагу и, поддавшись искушению, всё делал назло: носил шаровары с лампасами, вешал на грудь медали и кресты, шёл по воскресеньям в церковь, распахнувшись, таким образом, внешне дед Гаврила молодцеват, нарочито резок, вызывающе откровенен, вынашивая горькую обиду, которая «со злобой родниться начала».)
3. Что происходит в кульминации? Как меняется психологическое состояние Гаврилы?
4. Каков теперь путь героя? Что станет смыслом жизни?
5.Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?
Обобщение. Таким образом, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке, М.Шолохов осуждает войну – «Распрю, разрушающую творение Любви» (Эмпедокл), приводя к евангельскому завету «любите врагов ваших», будто призывая героев повторить слова М.И. Цветаевой: «Враг, ты мой родной!». И своей художественной вершины эта мысль достигает в рассказе «Чужая кровь».
Вывод по уроку. Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло.
Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения народа, на созидательное начало как главный признак здоровья нации.
центром идейного столкновения в “Донских рассказах” М. Шолохова становится семья; в сложных семейных отношениях отразился конфликт эпохи.
IV. Закрепление материала.
Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?
А сейчас я предлагаю вам составить синквейн.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
Пусть каждая группа в составленном синквейне выразит свое отношение к тому, о чем мы с вами говорили на занятии
V. Подведение итогов. Выставление оценок за урок
VI. Домашнее задание
написать мини - сочинение на тему “Гражданская война в “Донских рассказах” М. Шолохова”