СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока обществознания 6 класс "Что зачит быть патриотом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПАТРИОТОМ?»

Цели: формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о  духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»;

Задачи: - раскрывать значение понятия «патриотизм»; - развивать стремление быть патриотом своей страны; - воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю.

Возраст: 6 класс

Предшествующая работа: подготовка индивидуальных сообщений, изготовление наглядного материала, создание электронной презентации, распечатка приложения

Оборудование: ПК, медиапроектор, раздаточный материал.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, проблемное обучение.

 

Ход урока

Звучит тихо песня «С чего начинается Родина» на стихи М.Матусовского в исполнении Марка Бернеса

Учитель: С чего для вас начинается Родина?

(ответы учащихся)

 

Учитель: Ребята, всех присутствующих сегодня в классе: и учителей, и учеников – объединяет одно: мы граждане России.

Я – гражданин России!

Не правда ль, звучит красиво?

Смело, достойно, гордо!

Сказано как-то твердо!

Я – гражданин России!

И если б меня спросили,

Чем же я так горжусь?

Я бы ответил просто:

Не надо пустых вопросов!

Ведь моя родина – Русь!

 

Русь,  Россия… Судьба каждого из нас неразрывно связана с этой страной, нашей Родиной. Как вы думаете как называется тема нашего урока? (ответы учащихся)

А кто из вас считает себя патриотом? Если нет, то может быть вы не знаете кто это такой – патриот??

 

Тема нашего урока: «Что значит быть настоящим патриотом Родины?»

 

Учитель: Так что же такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом?

(ответы  учащихся)     

Прочитаем определения этих понятий, данные в словарях

 

  1. Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
  2. Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь.

Словарь С.И.Ожегова

  1. Патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Словарь Д.Н. Ушакова

Все ли слова в этих определениях понятны? Запишем в тетрадь.

 

Что общего вы увидели в этих определениях?

 (ответы учащихся)

 

Учитель: Как видите, в определении патриотизма не только любовь и привязанность к Родине. Давайте поразмышляем о том, что же является главным в понятии патриотизм.

Обратимся к высказываниям мудрых. Подчеркните главную мысль.

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.

Василий Розанов.

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом.

В.Г. Белинский

Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё.

Теодор Рузвельт

(Ответы учащихся)

 

Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что настоящий патриотизм  не в выпячивании себя как патриота, это не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для отчизны, её процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают.

Мы прослушаем сейчас рассказы ребят о важных событиях и людях нашей истории. Обратите внимание, какие качества личности объединяют истинных патриотов Родины.

Перед вами списки качеств, которые помогут составить вам ответ на вопрос.

Личностные качества патриота

  • Бескорыстие – отсутствие заботы о личной выгоде;
  • Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других;
  • Чувство долга – долг – обязанность по отношению к Родине:
  • Активная гражданская позиция – активное стремление направить свои способности на благо других людей, на благо своей Родины.
  • Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • Уважительное отношение к языку своего народа;
  • Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

 

 

Выступление подготовленной группы учащихся.

                     

1 ученик:  1812 год. Наполеон Бонапарт, покорив почти всю Европу, начал войну с Россией. Пять с половиной месяцев продолжались военные действия на русской земле, но казалось, что страдания и героизм народа превзошли все мыслимые меры. Неслыханное нашествие было уничтожено «дубиной народной войны», поднятой русским человеком. Имена М.И.Кутузова, П.И.Багратиона, М.Б.Барклая де Толли, Д.Давыдова и других офицеров известны многим. Но был ещё  Герасим Курин, собравший крестьянский отряд, который дал французам несколько боёв. Прасковья-кружевница из Смоленской губернии вилами убила французского полковника, а 7 солдат обратила в бегство; позже в полковничьем мундире она участвовала в боях во главе партизанского отряда. Таких примеров можно привести огромное множество.  Не зря эту войну мы называем Отечественной. В память обо всех этих людях был воздвигнут храм Христа Спасителя в Москве. Это память народа о настоящих патриотах русской земли. (слайд № 5)

 

2 ученик: Великая Отечественная… Страшная, жестокая, героическая война против фашистских захватчиков. Есть поговорка: “На войне детей не бывает”. Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством в обычном, мирном смысле этого слова. Война проверяла их на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие. Никто из ребят тогда не знал, доживут ли они до завтра, встретят ли рассвет, увидят ли синее небо, услышат ли пение птиц, суждено ли им пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали их. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимость идти в бой, защищая Родину.

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина? Жизнь обещала, любовь обещала, Родина. Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты нашей смерти, Родина? Тихо сказала: “Вставайте на помощь…” Родина Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина. Просто был выбор у каждого: Я или Родина.

                    Это ли не пример настоящего патриотизма? (слайд № 6)

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания 6 класс "Что зачит быть патриотом"»

«ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПАТРИОТОМ?»

Цели: формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»;

Задачи:
- раскрывать значение понятия «патриотизм»;
- развивать стремление быть патриотом своей страны;
- воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю.

Возраст: 6 класс

Предшествующая работа: подготовка индивидуальных сообщений, изготовление наглядного материала, создание электронной презентации, распечатка приложения

Оборудование: ПК, медиапроектор, раздаточный материал.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, проблемное обучение.


Ход урока

Звучит тихо песня «С чего начинается Родина» на стихи М.Матусовского в исполнении Марка Бернеса

Учитель: С чего для вас начинается Родина?

(ответы учащихся)


Учитель: Ребята, всех присутствующих сегодня в классе: и учителей, и учеников – объединяет одно: мы граждане России.

Я – гражданин России!

Не правда ль, звучит красиво?

Смело, достойно, гордо!

Сказано как-то твердо!

Я – гражданин России!

И если б меня спросили,

Чем же я так горжусь?

Я бы ответил просто:

Не надо пустых вопросов!

Ведь моя родина – Русь!


Русь, Россия… Судьба каждого из нас неразрывно связана с этой страной, нашей Родиной. Как вы думаете как называется тема нашего урока? (ответы учащихся)

А кто из вас считает себя патриотом? Если нет, то может быть вы не знаете кто это такой – патриот??


Тема нашего урока: «Что значит быть настоящим патриотом Родины?»


Учитель: Так что же такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом?

(ответы учащихся)

Прочитаем определения этих понятий, данные в словарях


  1. Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

  2. Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь.

Словарь С.И.Ожегова

  1. Патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Словарь Д.Н. Ушакова


Все ли слова в этих определениях понятны? Запишем в тетрадь.


Что общего вы увидели в этих определениях?

(ответы учащихся)


Учитель: Как видите, в определении патриотизма не только любовь и привязанность к Родине. Давайте поразмышляем о том, что же является главным в понятии патриотизм.

Обратимся к высказываниям мудрых. Подчеркните главную мысль.

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.

Василий Розанов.

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом.

В.Г. Белинский

Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё.

Теодор Рузвельт

(Ответы учащихся)


Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, это не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для отчизны, её процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают.

Мы прослушаем сейчас рассказы ребят о важных событиях и людях нашей истории. Обратите внимание, какие качества личности объединяют истинных патриотов Родины.

Перед вами списки качеств, которые помогут составить вам ответ на вопрос.

Личностные качества патриота

  • Бескорыстие – отсутствие заботы о личной выгоде;

  • Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других;

  • Чувство долга – долг – обязанность по отношению к Родине:

  • Активная гражданская позиция – активное стремление направить свои способности на благо других людей, на благо своей Родины.

  • Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

  • Уважительное отношение к языку своего народа;

  • Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

  • Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;



Выступление подготовленной группы учащихся.

1 ученик: 1812 год. Наполеон Бонапарт, покорив почти всю Европу, начал войну с Россией. Пять с половиной месяцев продолжались военные действия на русской земле, но казалось, что страдания и героизм народа превзошли все мыслимые меры. Неслыханное нашествие было уничтожено «дубиной народной войны», поднятой русским человеком. Имена М.И.Кутузова, П.И.Багратиона, М.Б.Барклая де Толли, Д.Давыдова и других офицеров известны многим. Но был ещё Герасим Курин, собравший крестьянский отряд, который дал французам несколько боёв. Прасковья-кружевница из Смоленской губернии вилами убила французского полковника, а 7 солдат обратила в бегство; позже в полковничьем мундире она участвовала в боях во главе партизанского отряда. Таких примеров можно привести огромное множество. Не зря эту войну мы называем Отечественной. В память обо всех этих людях был воздвигнут храм Христа Спасителя в Москве. Это память народа о настоящих патриотах русской земли. (слайд № 5)


2 ученик: Великая Отечественная… Страшная, жестокая, героическая война против фашистских захватчиков. Есть поговорка: “На войне детей не бывает”. Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством в обычном, мирном смысле этого слова. Война проверяла их на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие. Никто из ребят тогда не знал, доживут ли они до завтра, встретят ли рассвет, увидят ли синее небо, услышат ли пение птиц, суждено ли им пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали их. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимость идти в бой, защищая Родину.

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь…” Родина
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.

Это ли не пример настоящего патриотизма? (слайд № 6)



3 ученик: Леонид Рошаль-детский хирург, председатель Комитета по оказанию помощи детям мира ,пострадавшим в войнах и катастрофах.

Весь мир с замиранием сердца следил за событиями ,связанными с захватом террористами заложников театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002 года. В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей..Трагические события в Москве показали России её настоящих героев, Это не только бойцы спецназа ,но и те ,кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осаждённом здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей. Потом доктор Рошаль ,побывавший не в одной «горячей точке» и спасший сотни детских жизней ,расскажет журналистам «Бандиты разговаривали жёстко ,очень жёстко. У человека страшные боли в животе-надо делать операцию ,иначе он умрёт» «Ну и что,-говорит один. Я сам его пристрелю ,чтобы он быстрее умер».Так они и делали. Душное помещение ,всё время горит свет. Более 900 человек прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться и спорить. На них нацелены автоматы и женщины-террористки-смертницы в любую минуту готовы нажать на кнопку. Но заложники держались мужественно. Однако для 130 заложников этот мюзикл в театре стал последним.

После Норд –Оста Рошалю была вручена премия «Национальный герой».Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тысяч операций детям .Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты. О себе доктор Рошаль говорит «Я не герой, таких как я ,сотни» (слайд№7)



Учитель: Трагичных моментов в истории нашей страны было, к сожалению, много. И каждый раз весь народ вставал на защиту родной земли, показывая чудеса храбрости и героизма. Ребята, я предлагаю вам поразмышлять, какие качества личности отличают настоящего гражданина страны, истинного патриота своего Отечества.

(Ответы учащихся)




Учитель: Возникает вопрос: патриотизм можно проявлять исключительно в трагические, переломные моменты истории страны или патриотизм – это явление, важное и необходимое во все времена? (ответы учащихся)

Не только в экстремальных условиях можно проявить качества патриотизма, но и в повседневной жизни. Как? Я предлагаю вам определить свою позицию в предложенных проблемных ситуациях, выбрав мнение наиболее схожее с вашим. Обоснуйте свой выбор


Ситуация1
Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик?



Ситуация2

Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте?

- Итак сделаем вывод:
- Кого мы можем назвать патриотом своей страны?
- Давайте попробуем составить портрет патриота

-Вам надо в парах на рабочих листах, которые подготовлены на столах, завершить незаконченное предложение (слайд № 9)
Патриот – человек, который
любит_____________________________________________________________
хранит___________________________________________________________
уважает__________________________________________________________
переживает________________________________________________________
гордится_________________________________________________________
помогает_________________________________________________________

- Расскажите, что у вас получилось….
- Что вы подобрали к слову любит….., хранит…., уважает…., переживает…., гордится….,
помогает….

- Действительно, вы правы, потому что патриот не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей.

- Мы с вами пытались сегодня осмыслить понятие патриотизма, а также выявить личностные качества настоящего патриота Родины. Выберите из приведенных характеристик те, которые не подходят на ваш взгляд к определению ПАТРИОТ.

  • Любит свою родину

  • Знает историю своей страны

  • Гордится своей Родиной

  • Знает свой родной язык

  • Разрушает культурное наследие страны

  • Знает государственную символику

  • Нарушает правила общественного порядка

  • Гордится своими предками

  • Готов стать на защиту Отечества

  • Равнодушен к гибели природы родного края

  • Украшает родину своим трудом

  • Активная гражданская позиция


Домашнее задание. Подготовить рассказ о человеке, которого вы считаете патриотом своей страны. Это может быть исторический деятель, литературный герой или наш современник.


Учитель: Патриотами не рождаются, ими становятся.

Будущее нашей Родины зависит от каждого из вас.

У каждого заботой

Своей

Глаза полны,

Наша Родина не что-то,

Она сегодня - мы.

У каждого дорога

Своя или тропа,

Но пусть нас очень много,

Мы все ее судьба.

Она не позабудет

Ни света и ни тьмы,

Она такою будет,

Какими будем мы.

И ей, одной - единой,

В любые времена

Не спрячешься за спины,

Хоть широка страна.

Наша встреча закончена. Спасибо за работу!




Литература


  1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 6 класс – М.: Просвещение, 2010

  2. Иванова Л.Ф. Обществознание: Поурочные разработки. 6 класс – М.: Просвещение, 2010

  3. Кадашникова Н.Ю. Воспитываем патриота и гражданина.- М «Учитель», 2009

  4. Кишенкова О.В.Путешествие юного гражданина – М.: Дрофа, 200








Что значит быть патриотом

1. ФИО: Арнюдаева Саглара Александровна

2. Место работы:МОКУ « Ики-Чоносовская СОШ им.С.О.Дорджиева»,Целинный р-н, РК

3. Должность:учитель истории и обществознания

4. Предмет: обществознание

5. Класс:6

6. Тема и номер урока в теме: «Что значит быть патриотом?» №1

7. Базовый учебник: Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой Обществознание.,6кл. М.-Просвещение,2008.

8. Цель урока:

Предметная: обеспечить условия для формирования учебной деятельности, мотивации для дальнейшего изучения тем раздела «Родина» ,усвоения понятий «патриот», «федерация», «субъект федерации», «многонациональное государство».

Методологическая: развитие логического мышления учащихся путем выявления причинно-следственных связей между субъектами РФ и Российской Федерацией

Метапредметная: подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представления об основополагающих понятиях каждого гражданина - патриотизме и любви к Родине;

9.Задачи:

Обучающие: сформировать чувство патриотизма в мировоззрении обучающихся, Развивающие: развивать умение работы с документом; продолжить формирование приемов работы с картой

Воспитательные: показать значимость качества патриотизм для нашей страны

Формирование УУД:

  • личностные : основе оценивания усваиваемого изучаемого материала на уроке обеспечить личностный моральный выбор;

  • познавательные : умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;

  • коммуникативные: как умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально или в парах;

  • регулятивные: умение самостоятельно вести поиск, анализ, отбор информации.

Планируемые результаты:

личностные: формирование умения работать в коллективе, развивать способность включаться в различные виды деятельности в соответствии с поставленными задачами;

метапредметные: развитие познавательной активности учащегося, внимательности, наблюдательности, логического мышления, развитие навыков работы с картой и правовым документом

воспитательные: повысить уровень сформированности патриотического компонента в мировоззрении обучающихся, национальную гордость и активную гражданско-патриотическую позицию через приобщение учеников к героическим страницам прошлого и настоящего России; формирование у учащихся целостной картины структуры России и понимания того, что без патриотизма невозможно привести страну к ее процветанию; формирование желания: приносить пользу Родине, служить Отечеству; заинтересовать школьников в изучении дополнительных источников и литературы, посвященных данной теме;

10. Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

11. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

12. Необходимое техническое оборудование:

-компьютер

-карта «Административно-территориальное устройство Российской Федерации»

-Конституция РФ

-портреты героев Отечества

- Л.Ф.Иванова, Я.В.Хотеенкова. Рабочая тетрадь, 6класс, М.-Просвещение,2010. к учебнику Обществознание.6кл. Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др. под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.-Просвещение,2008.

13. Основные понятия: патриот, патриотизм, федерация, субъект Российской Федерации, многонациональное государство, государственный язык.


Структура и ход урока

Технологическая карта урока (40 мин.)


Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

  1. .Организационный момент .(1 мин.)

Учитель приветствует детей.



Приветствуют учителя



  1. Актуализация учебной деятельности.(2 мин)

Учитель предлагает посмотреть на портреты знаменитых людей. Это: А.Невский, Д.М.Пожарский и К.Минин, О.И.Городовиков, Б.Б.Городовико, Ю.Гагарин.


(Портреты на доске)

Дают краткую информацию о каждом герое,.




  1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)


Задание: объяснить, почему имена этих людей живут в памяти народа, что их объединяет?




Таких людей называют патриотами.

Делают вывод:


«Целью их жизни были – защита Родины и служение Отечеству. Они не жалеют ради не даже самое дорогое – свою жизнь…»


  1. Формулирование темы урока и постановка целей


  1. Объявляет новую тему (слайд 3)

  2. Цель урока:

  3. Как вы думаете, его можно назвать патриотом? (Слайд 4)





Отвечают на вопрос







  1. Изучение новых знаний (15 мин.)

  1. Работа со словарем. Откройте учебник на стр. стр.222 (слайд 5)


  1. Беседа «как называлась наша страна в прошлом? Как она называется сейчас?» (слайд6)

На столе у вас лежит текст Конституции РФ, прочитайте ст.1.


  1. Дает определение «федерации»

  2. Работа с географической картой: «Административно-территориальное устройство России» (слайд 7,8)

  3. Понятие «субъект федерации». «Что означает слово субъект РФ?»(слайд7)

  4. Информирует, что согласно Конституции РФ «Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…» какие народы проживают на территории России?

  5. А. Как называется субъект РФ, в котором мы живем? (территория, флаг, герб, гимн) (слайд9)

Б. Работа с контурной картой. Найдите и отметьте РК.

В.Составьте логическую цепочку.

  1. Государственный язык.

А. Какой язык нас объединяет?

Б.Показывает свидетельство о рождении.



Читают вслух патриот-

Патриотизм-



Работают с ст.,,1 Конституцией РФ ст1. Зачитать.

Работа с учебником стр.158-159

Работа с картой РФ



читают выделенный текст стр. 156.


Отвечают на вопрос




Работают с контурной картой, выделяют РК. Составляют логическую цепочку: С.Троицкое, Целинный р-н, республика Калмыкия, Российская Федерация.

  1. Физминутка (1мин.)

Мы березку посадили

Мы березку посадили, (Выпрямиться за партой.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать за партой.)

К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) —

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)







  1. Первичное осмысление

(5 мин.)

Ребята давайте построим дом- страну, в котором проживают народы России (совместная деятельность), и в основание «дома» - фундамент - вписать слова, от которых зависит крепость и сила нашей страны


Что объединяет народы России?


А._____________________


Б._____________________


В._____________________


Г.___________________

Анализирует ответы

Теперь возведем крепкие стены для нашего дома. Запишите качества, которыми обладает патриот, это кирпичики

Строит дом на доске.

(Слайд11)


Выполняют задание, объясняют свой выбор, вывешивают фундамент, качества патриота - возводят стены.

Строят дом по группам и делают вывод: Россия крепка своим фундаментом- патриотизмом и дружбой живущих в ней народов, для которых государственный язык-русский язык. Россия - наш общий дом и каждый из нас - россиянин»

  1. Закрепление (7 мин.)

Раздает тест.

Ответы теста (Слайд12)

Выполняют тест.

Выполняют взаимопроверку.

  1. Рефлексия

Организует рефлексию (слайд 13)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.

  1. Итоги.

Дает домашнее задание §15(Слайд14). Подводит итоги урока, выставляет и комментирует оценку.



Записывают домашнее задание






















  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

  2. Актуализация учебной деятельности. Сегодня на уроке мы будем с вами размышлять о том замечательном качестве человека, которое не подвластно времени: оно не имеет «возраста» и ценится так дорого как ничто другое - имена таких людей живут в народной памяти веками. Назовите это качество человека. (на доске портреты-)портреты А.Невского, Д.Пожарского и К. Минина О.И. Городовиков, Б.Б. Городовиков, Ю.А.Гагарина.

Краткая информация о героях:

Александр Невский - великий полководец, прославился своими победами над шведами и немецкими рыцарями.

Полководец Дмитрий Пожарский и городской староста Нижнего Новгорода Кузьма Минин создали народное ополчение, и изгнали польских захватчиков.

Ока Иванович Городовиков - генерал-полковник), Герой Советского Союза.

Басан Бадминович Городовиков- Герой Советского Союза, генерал-лейтенант.

Юрий Алексеевич Гагарин– советский лётчик-космонавт, первый человек в мире, совершивший полёт в космическое пространство 12 апреля 1961 год.


  1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.) Задание: почему их имена не стерты временем? Что их объединяет?

«Целью их жизни были – защита Родины и служение Отечеству. Они не жалеют ради не даже самое дорогое – свою жизнь…»

Таких людей называют патриотами.


  1. Изучение новых знаний

  1. Работа со словарем. Откройте учебник на стр. стр.222

(слайд 5)

  • Патриот – человек любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.

  • Патриотизм – любовь к Родине, своему народу.


  1. Беседа «как называлась наша страна в прошлом? Как она называется сейчас?» (слайд)

На столе у вас лежит текст Конституции РФ, прочитайте ст.1. Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны.

  1. Дает определение «федерации».

Наша с вами большая Родина носит название Российская Федерация. Если слово федерация перевести латинского языка на русский язык, то получится, что мы с вами живем в Российском Союзе.

  1. Работа с географической картой: «Административно-территориальное устройство России»

Слайд 7. Посмотри на современную карту России (с.158-159).Какая она разноцветная. А ты знаешь, почему она разноцветная?

На ней обозначены республики, края, национальные округа, области, а также 2 города федерального значения.

Слайд 8. В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

  1. Слайд 9.Понятие «субъект федерации». «Что означает слово субъект РФ?

Учащиеся читают выделенный текст на стрю.156.

«равноправный член, полноценный участник»

  1. Слайд 10.Информирует, что согласно Конституции РФ «Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…» какие народы проживают на территории России?

  2. А.Слайд 11.

- Ребята, знаете ли вы, как правильно называется территория, где мы с вами живем?

Республика Калмыкия (территория, флаг, герб, гимн)

Б. Работа с контурной картой. Найдите и отметьте республику Калмыкия.

В. - Давайте попробуем вместе составить логическую цепочку: с. Троицкое –Целинного р-на республика Калмыкия—Российская Федерация.

  1. Государственный язык.

А. Какой язык нас объединяет?

На территории Российской Федерации проживают многочисленные народы, каждый из которых имеет свой национальный язык, традиции и обычаи. Языком государственного общения является русский язык, который выступает также языком международного общения.

Б.Демонстрация свидетельства о рождении.


  1. Физминутка. Слайд 12. Ребята, какое дерево является символом России?

Береза.

Мы березку посадили, (Выпрямиться за партой.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать за партой.)

К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) —

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)


  1. Первичное осмысление знаний. Работа по группам

Ребята давайте построим дом- страну, в котором проживают народы России (совместная деятельность), и в основание «дома» - фундамент - найти слова, от которых зависит крепость и сила нашей страны

Что объединяет народы России?

А.патриотизм

Б. дружба народов

В.русский язык

Г. россияне

Учащиеся выкладывают фундамент дома.

-Теперь возведем крепкие стены для нашего дома. Запишите качества, которыми обладает патриот, это кирпичики

Учащиеся строят дом по группам и делают вывод: Россия крепка своим фундаментом- патриотизмом и дружбой живущих в ней народов, для которых государственный язык-русский язык. Россия - наш общий дом и каждый из нас - россиянин»

  1. Закрепление. Работа с тестом. Взаимопроверка тестов по кругу.

Слайд 13.Ответы на тест

  1. Рефлексия. На завершающем этапе рефлексии материала учащиеся аргументируют свои позиции по теме: «Патриотизм для меня -… »

  2. Итоги. Домашнее задание §15.Спасибо за урок.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!