СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока окружающего мира по теме: «От Древней Руси к единой России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Методическая разработка

 

 

урока окружающего мира

 

               по теме: «От Древней Руси к единой России»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающего мира по теме: «От Древней Руси к единой России»»

Муниципальное бюджетное учреждение


«Информационный методический центр»









Методическая разработка



урока окружающего мира


по теме: «От Древней Руси к единой России»














Автор:

Садыкова Чулпан Миннахметовна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №9»








Г. Набережные Челны

2012





Цели урока

Образовательная: познакомить учащихся с возникновением единого Московского государства; объяснить учащимся, как и в каких условиях, начиналась эта эпоха. Как происходило объединение государства. Формирование образов выдающихся личностей этого периода. Знать ход и значение Куликовской битвы; качества великого князя Дмитрия Донского

Развивающая: актуализировать приобретенные знания, умения и навыки; уметь анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают;

Воспитательная: прививать интерес к науке-истории, к прошлому своего народа, развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости); воспитывать гордость за свою страну, патриотизм, формировать чувство уважения к историческому прошлому России и ее народов.

Средства обучения: учебник, рабочие тетради.

Оборудование: презентация, шлем воина, кластеры.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД

Видео- обращение.

- Корабль наших путешественников, совершающий плавание по «Реке времени Российской истории» миновав пороги, после скалы «Батыева нашествия» выходит на широкую воду нового участка течения реки – мы в начале времени Московского государства. (1 слайд)

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Постановка темы и целей урока.

-Давайте представим, что вы ученые-историки. А откуда ученые-историки берут информацию о прошлом. Вы нашли отрывок из древней летописи, но она не сохранилась полностью. Ваша задача расшифровать, о каких событиях идет речь:

1.О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Настало время тяжелых испытаний, обрушились на нее страшные беды.

Первая беда – вина самих русичей. Не сберегли они государства единого, начали князья воевать друг с другом… (речь идет о временах раздробленности Руси, о междоусобицах) - обоснуйте, назовите ключевые слова, которые доказывают это

2.А другая беда – из степей пришла, налетели, черны вороны, спалили города, да села… (другая беда – нашествие монголо-татар)- докажите.

Создали захватчики свое государство, а русских людей заставили дань платить. Ходили к хану князья со всей Руси дозволения спрашивать на то, чтобы править своей же землей! (новое государство – Золотая Орда)- докажите.

-Как можно озаглавить текст, который вы услышали? (В 13 веке Русь попала под власть Золотой Орды). (запись на доске)

-Но в летописи есть продолжение: «И лишь 8 поколений спустя, наконец-то все переменилось на Руси! Прогнали черных воронов, снова Русь светом засияла!» -

-О чем оно? (Речь о том, что Руси удалось освободиться от Золотой Орды.)

(Русь освободилась от Золотой Орды) (запись на доске)

-Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (В13 веке не смогли защититься от врагов, а через 8 поколений смогла освободиться (примерно 2-2,5 века))

-Какой возникает вопрос? (Чем объяснить, что в 13 веке русские князья были вынуждены подчиняться ханам Золотой Орды, а спустя два века смогли освободиться?)

Проблема: Почему Русь смогла стать свободной и независимой?

Наша тема: От Древней Руси к Единой России(2 слайд)

III. Выявление места и причины

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения

-Какую цель поставим сегодня на уроке? (ответить на вопрос: так почему же Русь смогла стать свободной и независимой?)

-Вспомните, что представляла собой Русь в 9-11 веках? (гос-во было единым, столица – город Киев) (3 слайд)

-Можно ли сказать, что государство было сильным? (да, оно успешно защищалось от половцев, от западноевропейских рыцарей) (на доске под IX-XI веками прикрепляется значок, символизирующий Киевскую Русь)

IV.Построение проекта выхода из затруднения

Цель:построить проект выхода из затруднения

Учитель: -Что случилось с государством к середине 12 века? (Наступил период раздробленности).

-А к середине 13 века? ( Не устояв под нашествием Батыя, Русь попала под власть Золотой Орды.) (значок раздробленности и монгольского ига) (4 слайд)

-Предположите, что должно было произойти с Русью, чтобы она могла избавиться от власти Орды? ( Необходимость объединения Руси)

V. Реализация построенного проекта

Цель: реализовать построенный проект

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Работа по учебнику (с. 48-49):

-Давайте проверим правильность высказанных вами предположений.

-Москва подчиняла себе другие княжества силой, хитростью, иногда и жестокостью. Какую информацию содержит в себе эта фраза? (Не все еще поняли, что объединение необходимо). Многие князья еще надеялись, что можно справиться с бедой в одиночку. (На доске 3 лист)

Нам предстоит выяснить, благодаря каким людям вершилось великое дело объединения Руси.

- Мы начнем заполнять таблицу «Освобождение Руси». В нее уже внесено имя иконописца Андрея Рублева.(5 слайд) Посмотрите на его икону «Троица» (6 слайд), написанную в то время, когда Русь еще была под властью Орды.

-Что вы видите?

-Как расположены ангелы, что они делают? (Ангелы наклонились друг к другу, они ведут общую беседы. В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согласие. Мир, согласие – вот к чему призывал современников Андрей Рублев, и не было в ту эпоху призыва более важного, более созвучного времени. Сейчас эта икона висит в одном из залов Третьяковской галереи)

Как вы думаете, почему имя Рублева можно занести в таблицу?

Какие мысли вызывала его икона «Троица» у людей, страдающих от ига и раздробленности? (В иконе призыв к объединению, к тому, что пришла пора действовать сообща).(7 слайд)

личности

деятельность

Андрей Рублёв

Написал икону «Троица», которая послужила призывом к объединению Руси

Сергей Радонежский


Основал Троицкий монастырь, призвал прекратить распри между людьми. Благословил московского князя на битву с Ордой


Дмитрий Иванович, князь московский

Создал единое русское войско, с которым одержал победу в Куликовской битве в 1380 года

Иван III, правнук Дмитрия Донского

Объединил русские земли. Отказался платить дань хану

-Прочитайте второй абзац на странице 49 и скажите, какое имя можно еще занести в эту таблицу.

-Почему имя Сергия Радонежского можно занести в таблицу?

-А кем был Сергий Радонежский?

-А почему именно к нему пришел за благословением московский князь Дмитрий Иванович?

-Родился в 1314, по другой версии в 1319 году в семье ростовского боярина. В 1330 году обнищавшая от ордынских поборов семья переехала из своей вотчины под Ростовом в городок Радонеж, недалеко от Москвы. После смерти родителей ушел в монастырь. Некоторое время спустя он вместе со своим старшим братом и иноком этого монастыря основал неподалеку пустынь и построил там церковь Святой Троицы (на ее месте ныне располагается собор Троице- Сергиева монастыря). Со всех концов Руси к Сергию шли за советом люди.(8 слайд)

-Его авторитет среди русских князей был велик: он нередко действовал как примиритель в их междоусобицах. Пришел к нему и московский князь Дмитрий Иванович.(9 слайд) Он не только благословил и напутствовал Дмитрия Ивановича на этот подвиг, но и отправил с ним в качестве воинов двух монахов своего монастыря. (10 слайд)

- (Христианская вера укрепилась на Руси, они прислушиваются к священнослужителям, они уважают и почитают сильных духом людей. Одним из них являлся Сергий Радонежский.)

-Кого пишем следующего? (11 слайд)

Итак в 1380 году, за рекой Дон, на Куликовом поле встретились ордынское и русское войско.

-Это утро на Куликовом поле перед битвой. (12 слайд) Обратите внимание во что одеты русичи? Князь Дмитрий Иванович сам возглавляет свою армию. Что у них в руках? (Иконы, оружие)

По обычаям того времени из рядов ордынцев выехал богатырь – великан, он вызывал на поединок смельчака. Навстречу ордынцу из русских рядов выехал воин в монашеских одеждах. Это русский богатырь Пересвет.

- Давайте посмотрим как же всё происходило.

- Послушайте отрывок из летописи...

- Давайте посмотрим видеофильм описание как все происходило. (видео)

- Да много полегло народу русского в этой битве. Князь Дмитрий тоже был тяжело ранен.

- Из-за Дона возвращалось единое войско земли Русской.

-После этой битвы его стали называть Донским. Почему?

(Так как сражение происходило возле реки Дон) (13 слайд)

-Можем внести имя Дмитрия Ивановича в эту таблицу?(14 слайд)

- Значит Дмитрий Иванович освободил Русь от Орды?

- Нет. Потребовалось ещё сто лет прежде чем правнук Дмитрия Донского – Иван III объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил их от ордынской зависимости. (15 слайд). Иван III стал именовать себя Великим государем всея Руси. Он рвёт ханскую грамоту и с этого времени сам принимает решения.(16слайд) Во все концы страны расходились указы Великого государя, скреплённые печатью.(17 слайд)

- Давайте посмотрим, что же было изображено на печати.

Москва из небольшой крепости превратилась в большой и богатый город.

-Давайте посмотрим, как увеличивалась территория Московского государства благодаря присоединению к нему других княжеств.(18 слайд)

-Полки каких городов участвовали в Куликовской битве? (В строю русских войск были полки из Ростова, Суздаля, Брянска)

-Почему в самом центре войска стоит московское ополчение? (Во главе объединения русских земель встали московские князья)

-А как вы догадались, здесь ведь не написан ответ. Какие вы молодцы, что умеете читать между строк.

-О чем говорит тот факт, что в одном ряду стояли кузнецы, плотники, торговцы и с ними вместе – сам князь Дмитрий Иванович (на защиту Родины встали не только воины, но и простые люди – ополченцы)

-Объясните, как вы поняли слово поединок? (стр.49 – последний абзац)

-Каков итог сражения?

- Какое прозвище получил Дмитрий Иванович за победу?

-Мы умеем получать информацию из разных источников – и из текста и из картин

-Посмотрите на иллюстрации, определите, в какой последовательности происходили эти события?

Память о Дмитрии Донском дорога именно тем, что он сумел объединить всех русских людей на великое дело - защиту земли Русской. Впервые русский народ выступил против монголо-татарского ига и нанес ему поражение. Дмитрий Иванович сумел сплотить русский народ и в этом его заслуга.

После победы на Куликовом поле стала возрождаться русская земля. Но прошло еще много лет, прежде чем Русь избавилась от ордынцев - кочевников.

Вывод по таблице. В процессе объединения Руси участвовало много людей - это были князья и простые воины, монахи и художники, народное ополчение из разных княжеств. Объединение всех сил шло вокруг Москвы.

- Предположите, что за рисунок скрывается за последним листом? (Значок объединенной и независимой Руси.)

Московское государство

-Мы выяснили, что русские земли стали объединяться вокруг Москвы. (Слайд )

- На доске: Иван III – великий государь всея Руси. Давайте проанализируем эту фразу с точки зрения истории

(19 слайд)

-Почему Иван III?

-Почему государь?

-Назовите однокоренное слово к слову государь.

-Ребята, а у вас не возникает вопрос, почему именно сегодня об этом говорим на уроке? (наверное, образовалось государство)

-Ответ на этот вопрос содержится на стр. 51 (Кто он? Что сделал? А чтобы ты хотел о нем узнать?)

- Найдите подтверждения своим рассуждениям

-Так кто же освободил Русь от ордынской зависимости?

-Как в Древней Руси называли правителей? (князья)

-Как ты думаешь, почему Иван III стал называть себя великим государем всея Руси?

Чем известен в нашей истории великий князь Иван III и что означают слова «государь всея Руси». (Об Иване III в учебнике сказано, что он продолжил объединение русских земель вокруг Москвы, и при нем завершилось создание единого государства) (титул Ивана III связан с основным делом его жизни и правления)

- Докажите, что владения московских князей при Иване III стали именно государством, а не одним из княжеств раздробленной Руси. (Государство – это… - стр. 139 - словарь).

-(с.51) Найдите в тексте фрагмента «Московское государство» подтверждения государственности: единый правитель, охраняемые границы, столица, указы (исполнялись как законы), герб.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать усвоение детьми нового знания при выполнении заданий

-Освобождение Руси. Так благодаря каким людям Русь смогла стать свободной (Слайд 19 ).

Физкультминутка

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять ново знание в типовых ситуациях

Ответы на вопросы по слайду.

Проверка, оценивание

VIII. Включение в систему знаний повторение

Цель: - выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

-повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

Задание: написать от имени Дмитрия Донского обращение к сегодняшнему поколению.

IX. Рефлексия УД на уроке

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке

Выражение решения проблемы

-Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить. (Почему Русь смогла стать свободной и независимой?)

-Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос.

Вывод: Более чем 200 лет Русь платила дань Орде, но сумела сплотиться вокруг Москвы, накопить силы для отпора врагу. Освобождение от ига - заслуга многих людей, стремившихся к объединению сил для борьбы с завоевателями.

Итог урока: Много лет прошло с Куликовской битвы, но не забыть ее вовеки. Именно с этого поля Русь стала единой, родились русская государственность, наше национальное самосознание, тогда мы впервые объединились, чтобы и дальше вместе бить врагов, нападавших на нашу Русь, а было их много во все времена.

Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ

- В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.(27, 28 слайды)

- Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова. Вовеки славься, Русь, Россия! И будь всегда сама собой. Твои народы вместе – сила! Никто не справится с тобой!(Слайд 29)

Все вы были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности.

Домашнее задание (слайд 30)

-Урок дал мне для жизни...

Мне хотелось…

Я почувствовал, что…

Я попробую…(слайд 31)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!