СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к методической разработке урока русского языка в 7 классе Сочинение-рассуждение с элементами описания о дружбе человека и собаки по картине Е. Широкова «Друзья»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к методической разработке урока русского языка в 7 классе  

Сочинение-рассуждение с элементами описания  о дружбе человека и собаки  по картине Е.Широкова «Друзья» 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к методической разработке урока русского языка в 7 классе Сочинение-рассуждение с элементами описания о дружбе человека и собаки по картине Е. Широкова «Друзья»»

Методическая разработка  урока русского языка  в 7 классе  Сочинение-РАССУЖДЕНИЕ с элементами описания о дружбе человека и собаки  по картине Е.Н. Широкова «Друзья».  Автор: Иванова Ольга Валерьевна  Учитель русского языка и литературы  1 квалификационной категории

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе

Сочинение-РАССУЖДЕНИЕ с элементами описания

о дружбе человека и собаки

по картине Е.Н. Широкова «Друзья».

Автор: Иванова Ольга Валерьевна

Учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на тему дружбы человека и собаки по картине Е. Н. Широкова «Друзья»  Задачи:  * совершенствовать навыки описания произведений живописи;  * развитие воображения учеников, навыков устной и письменной  речи (коммуникативные компетенции);  * развитие умения рассуждать на нравственную тему;  * формирование и воспитание нравственных качеств учащихся:  доброго и гуманного отношения к братьям нашим меньшим,  умение ценить преданность, верность и дружбу.

Цель урока:

подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на тему дружбы человека и собаки по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

Задачи:

* совершенствовать навыки описания произведений живописи;

* развитие воображения учеников, навыков устной и письменной

речи (коммуникативные компетенции);

* развитие умения рассуждать на нравственную тему;

* формирование и воспитание нравственных качеств учащихся:

доброго и гуманного отношения к братьям нашим меньшим,

умение ценить преданность, верность и дружбу.

 Сочинение-РАССУЖДЕНИЕ о дружбе человека и собаки  по картине Е.Н. Широкова «Друзья».

Сочинение-РАССУЖДЕНИЕ

о дружбе человека и собаки

по картине Е.Н. Широкова «Друзья».

Структурные элементы текста-рассуждения проблема тезис аргументы вывод

Структурные элементы текста-рассуждения

проблема

тезис

аргументы

вывод

 Лучшее, что есть у человека – это собака.  Дайан Джессап.

Лучшее, что есть

у человека – это собака.

Дайан Джессап.

Кто для человека собака?

Кто для человека собака?

ОТВЕТ: собака-верный и преданный друг, всегда помогающий в трудную минуту и прощающий человека за все причиненные им обиды

ОТВЕТ:

собака-верный и преданный друг, всегда помогающий в трудную минуту и прощающий человека за все причиненные им обиды

«Друзья» 1976 г.  Е.Н. Широков

«Друзья» 1976 г.

Е.Н. Широков

 ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ШИРОКОВ Народный художник СССР (1986), яркий мастер русского реалистического искусства. Родился в 1931 году в городе Касли Челябинской области, с двенадцати лет начал работать на всемирно известном заводе художественного литья. Раннее трудовое взросление развило способности понимать жизнь и людей. Учился в Свердловском художественном училище, а затем в Ленинградском, где он приобрел необходимые навыки и знания. Местом жизни и работы Широков избрал город Пермь (1958).

ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ШИРОКОВ

Народный художник СССР (1986), яркий мастер русского реалистического искусства.

Родился в 1931 году в городе Касли Челябинской области, с двенадцати лет начал работать на всемирно известном заводе художественного литья.

Раннее трудовое взросление развило способности понимать жизнь и людей.

Учился в Свердловском художественном училище, а затем в Ленинградском, где он приобрел необходимые навыки и знания. Местом жизни и работы Широков избрал город Пермь (1958).

Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства- Государственной Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом.

Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства- Государственной Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом.

Неповторимое слово он сказал именно в портретах. Их отличает крупный формат, обобщенная манера письма, широкие цветовые планы. Подобный характер живописи выводил образ, укрупнял его, придавал символическое звучание.

Неповторимое слово он сказал именно в портретах. Их отличает крупный формат, обобщенная манера письма, широкие цветовые планы. Подобный характер живописи выводил образ, укрупнял его, придавал символическое звучание.

Его работы наполнены верой в человека, в его способность созидать, делать жизнь светлее и лучше. Художник убежден, что творчество возвышает человека, делает его творцом истории. Герои на этих полотнах представлены людьми, живущими своим призванием. Портрет  художника Портрет журналиста  Т.Коваленко 1972год  В. А. Назаровского, 1962 г.

Его работы наполнены верой в человека, в его способность созидать, делать жизнь светлее и лучше. Художник убежден, что творчество возвышает человека, делает его творцом истории. Герои на этих полотнах представлены людьми, живущими своим призванием.

Портрет художника

Портрет журналиста

Т.Коваленко 1972год

В. А. Назаровского, 1962 г.

Большой удачей стал портрет известного композитора, пропагандиста музыки и общественного деятеля Д. Б. Кабалевского. Написан портрет легко и непринужденно, в светлой серебристой гамме, соответствующей и мягкой артистичной натуре и музыке Кабалевского. Помимо зрительного сходства, поражает мастерство в рисунке рук музыканта. Е. Широков умеет и любит раскрывать характерную красоту человеческих рук. Портрет Д. Кабалевского 1971г.

Большой удачей стал портрет известного композитора, пропагандиста музыки и общественного деятеля

Д. Б. Кабалевского. Написан портрет легко и непринужденно, в светлой серебристой гамме, соответствующей и мягкой артистичной натуре и музыке Кабалевского.

Помимо зрительного сходства, поражает мастерство в рисунке рук музыканта. Е. Широков умеет и любит раскрывать характерную красоту человеческих рук.

Портрет Д. Кабалевского 1971г.

Вершиной мастерства считается портрет писателя Виктора Астафьева (1970). Художник нашел своего героя — зрелого, внутренне сильного, способного к преодолению человека. Жизненная стойкость, достоинство в своем деле – вот что сразу покоряет в портрете. Буроватый «медвежий» колорит, шероховатая фактура, массивность форм, грузная фигура, чеканные отливы крепких объемов помогают ощутить силу, твердость характера.  Портрет писателя В.П. Астафьева 1970г.

Вершиной мастерства считается портрет писателя Виктора Астафьева (1970). Художник нашел своего героя — зрелого, внутренне сильного, способного к преодолению человека. Жизненная стойкость, достоинство в своем деле – вот что сразу покоряет в портрете. Буроватый «медвежий» колорит, шероховатая фактура, массивность форм, грузная фигура, чеканные отливы крепких объемов помогают ощутить силу, твердость характера.

Портрет писателя В.П. Астафьева 1970г.

Портретные образы известных деятелей культуры, которым посвятил свои труды и дни Е. Н. Широков, - свидетельство интереса автора к проблемам поиска человеком самого себя, своего места в духовной жизни общества. Наиболее известным портретом станет портрет-раздумье . Портрет актера Е. Копеляна

Портретные образы известных деятелей культуры, которым посвятил свои труды и дни Е. Н. Широков, - свидетельство интереса автора к проблемам поиска человеком самого себя, своего места в духовной жизни общества. Наиболее известным портретом станет портрет-раздумье .

Портрет актера Е. Копеляна

 В 1960-е годы через портретные образы перед нами предстает мир мужественный и энергичный. В 1970-е создается не столько образ конкретного, неповторимого человека, сколько мысль по поводу него. Образы отстранённы, увидены как бы на расстоянии. В 1980-е на смену волевой собранности приходят расслабленность, рефлексия и тревога. Это образы затишья истории. Ее усталости. Но что бы художник ни писал, это утверждение позитивных начал жизни.

В 1960-е годы через портретные образы перед нами предстает мир мужественный и энергичный.

В 1970-е создается не столько образ конкретного, неповторимого человека, сколько мысль по поводу него. Образы отстранённы, увидены как бы на расстоянии.

В 1980-е на смену волевой собранности приходят расслабленность, рефлексия и тревога. Это образы затишья истории. Ее усталости. Но что бы художник ни писал, это утверждение позитивных начал жизни.

Портрет балерины  Нади Павловой 1974 г. В июле 1982 г. Юный хоккеист 1971 г.

Портрет балерины

Нади Павловой 1974 г.

В июле 1982 г.

Юный хоккеист 1971 г.

Как вы считаете, почему художник так назвал свою картину? Что значит по-вашему дружба, друзья ? «Друзья» 1976 год  Е.Н. Широков

Как вы считаете, почему художник так назвал свою картину?

Что значит по-вашему дружба, друзья ?

«Друзья» 1976 год

Е.Н. Широков

  Лексическое задание по рядам Друг-   1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой;  2) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь . Старый друг лучше новых двух. (Пословица.) Друзья-  это те, с кем у вас сложились тёплые, доверительные отношения. Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов  (По «Толковому словарю русского языка» Ожегова.) «Друзья» 1976 год  Е.Н. Широков

Лексическое задание по рядам

Друг-

1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой;

2) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь .

Старый друг лучше новых двух. (Пословица.)

Друзья-

это те, с кем у вас сложились тёплые, доверительные отношения.

Дружба -

близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов

(По «Толковому словарю русского языка» Ожегова.)

«Друзья» 1976 год

Е.Н. Широков

К какому жанру вы отнесете данное полотно? Почему? Ответ: портрет  -изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров, в котором воссоздается облик какой-либо человеческой индивидуальности.  (По «Толковому словарю русского языка» Ожегова.)

К какому жанру вы отнесете данное полотно? Почему?

Ответ: портрет

-изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров, в котором воссоздается облик какой-либо человеческой индивидуальности.

(По «Толковому словарю русского языка» Ожегова.)

Назовите элементы внешней характеристики?

Назовите элементы внешней характеристики?

Источник описания внешности Картина, фотография Память,  жизненный опыт Источник описания  внешности Специальное  наблюдение  Воображение  Прочитанное

Источник описания внешности

Картина,

фотография

Память, жизненный опыт

Источник описания внешности

Специальное наблюдение

Воображение

Прочитанное

Соотнесите темы сочинений с источниками описания внешности 1. Память, жизненный опыт  2. Воображение   3. Прочитанное   4. Специальное наблюдение   5. Картина, фотография  1.Моя сестра смотрит телевизор.  2. Мой товарищ несколько лет назад.   3. Лев Николаевич Толстой на картине Репина.  4. Портрет моего друга через десять лет.  5. Мальчики из рассказа Тургенева «Бежин луг».

Соотнесите

темы сочинений с источниками описания внешности

1. Память, жизненный опыт

2. Воображение

3. Прочитанное

4. Специальное наблюдение

5. Картина, фотография

1.Моя сестра смотрит телевизор.

2. Мой товарищ несколько лет назад.

3. Лев Николаевич Толстой на картине Репина.

4. Портрет моего друга через десять лет.

5. Мальчики из рассказа Тургенева «Бежин луг».

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Мальчик описание Собака действие описание Фон действие

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Мальчик

описание

Собака

действие

описание

Фон

действие

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Мальчик описание Собака действие лет пятнадцати, описание тёмные волосы, Фон действие синяя футболка, тёмные брюки, дружественный заботливый взгляд

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Мальчик

описание

Собака

действие

лет пятнадцати,

описание

тёмные волосы,

Фон

действие

синяя футболка,

тёмные брюки,

дружественный

заботливый взгляд

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Мальчик описание лет пятнадцати, Собака действие сидит, тёмные волосы, описание действие синяя футболка, Фон гладит, тёмные брюки, смотрит, дружественный думает о… заботливый взгляд

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Мальчик

описание

лет пятнадцати,

Собака

действие

сидит,

тёмные волосы,

описание

действие

синяя футболка,

Фон

гладит,

тёмные брюки,

смотрит,

дружественный

думает о…

заботливый взгляд

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Мальчик описание Собака действие лет пятнадцати, сидит, описание тёмные волосы, чёрного цвета, гладит, синяя футболка, Фон действие тёмные брюки, смотрит, белые лапы, дружественный думает о… умные глаза заботливый взгляд

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Мальчик

описание

Собака

действие

лет пятнадцати,

сидит,

описание

тёмные волосы,

чёрного цвета,

гладит,

синяя футболка,

Фон

действие

тёмные брюки,

смотрит,

белые лапы,

дружественный

думает о…

умные глаза

заботливый взгляд

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Мальчик описание лет пятнадцати, Собака действие сидит, тёмные волосы, описание действие синяя футболка, Фон гладит, чёрного цвета, белые лапы, тёмные брюки, смотрит, грустит, отдыхает, дружественный умные глаза думает о… заботливый взгляд смотрит задумчиво, положив голову на лапы…

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Мальчик

описание

лет пятнадцати,

Собака

действие

сидит,

тёмные волосы,

описание

действие

синяя футболка,

Фон

гладит,

чёрного цвета,

белые лапы,

тёмные брюки,

смотрит,

грустит,

отдыхает,

дружественный

умные глаза

думает о…

заботливый взгляд

смотрит задумчиво,

положив голову на лапы…

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Мальчик описание лет пятнадцати, Собака действие тёмные волосы, сидит, описание действие Фон гладит, чёрного цвета, синяя футболка, тёмные брюки, смотрит, белые лапы, грустит, дружественный думает о… умные глаза отдыхает, красное помятое заботливый взгляд смотрит задумчиво, покрывало, положив голову на лапы… серые стены, паркетный пол

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Мальчик

описание

лет пятнадцати,

Собака

действие

тёмные волосы,

сидит,

описание

действие

Фон

гладит,

чёрного цвета,

синяя футболка,

тёмные брюки,

смотрит,

белые лапы,

грустит,

дружественный

думает о…

умные глаза

отдыхает,

красное помятое

заботливый взгляд

смотрит задумчиво,

покрывало,

положив голову на лапы…

серые стены,

паркетный пол

 Какие жесты или выражение лица, может быть, глаза мальчика говорят о том, что он огорчён? ОТВЕТ: ГЛАЗА Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение? ОТВЕТ: ХОЛОДНЫЕ ТОНА «Друзья» 1976 год  Е.Н. Широков

Какие жесты или выражение лица, может быть, глаза мальчика говорят о том, что он огорчён?

ОТВЕТ: ГЛАЗА

Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?

ОТВЕТ: ХОЛОДНЫЕ ТОНА

«Друзья» 1976 год

Е.Н. Широков

Что могло произойти до того момента, который изображен на картине? ОТВЕТ: может быть две версии: «трудную минуту переживает мальчик» или «трудную минуту переживает собака «Друзья» 1976 год  Е.Н. Широков

Что могло произойти до того момента, который изображен на картине?

ОТВЕТ:

может быть две версии: «трудную минуту переживает мальчик» или «трудную минуту переживает собака

«Друзья» 1976 год

Е.Н. Широков

Какое настроение возникло у вас при рассматривании картины? Почему?  Что выражают лица главных героев?  ОТВЕТ: любовь, нежность, преданность -Скажите, кому знакомы эти чувства? «Друзья» 1976 год  Е.Н. Широков

Какое настроение возникло у вас при рассматривании картины? Почему?

Что выражают лица главных героев?

ОТВЕТ:

любовь, нежность, преданность

-Скажите, кому знакомы эти чувства?

«Друзья» 1976 год

Е.Н. Широков

Проверка домашнего задания  Рассказать о дружбе со своим домашним питомцем

Проверка

домашнего задания

Рассказать о дружбе

со своим домашним питомцем

ЗАДАНИЯ Определите тему сочинения, которое предстоит вам написать « Дружба человека и собаки».  Сформулируем тезис Собака – лучший друг человека, самое искреннее выражение преданности и любви. «Друзья» 1976 год  Е.Н. Широков

ЗАДАНИЯ

Определите тему сочинения, которое предстоит вам написать

« Дружба человека и собаки».

Сформулируем тезис

Собака – лучший друг человека, самое искреннее выражение преданности и любви.

«Друзья» 1976 год

Е.Н. Широков

 Лучшее, что есть у человека – это собака.  Дайан Джессап.

Лучшее, что есть

у человека – это собака.

Дайан Джессап.

Картина Е.Н. Широкова для нас будет аргументом (доказательством) в раскрытии этой темы. И не только картина…

Картина Е.Н. Широкова для нас будет аргументом (доказательством) в раскрытии этой темы. И не только картина…

 ПАМЯТНИКИ знаменитым собакам  «Муму» г. Санкт Петербург Памятник  сотрудникам и  собакам   Центральной военно-технической школы Г. Москва  «Хатико» станции Сибуя в Японии  «Бим» г. Воронеж

ПАМЯТНИКИ

знаменитым собакам

«Муму» г. Санкт Петербург

Памятник  сотрудникам и  собакам  

Центральной военно-технической школы

Г. Москва

«Хатико» станции Сибуя в Японии

«Бим» г. Воронеж

Используем в сочинении Все эти литературные примеры дружбы или взаимодействия человека и собаки вы можете использовать в своём сочинении-рассуждении в качестве аргументов

Используем в сочинении

Все эти литературные примеры дружбы или взаимодействия человека и собаки вы можете использовать в своём сочинении-рассуждении в качестве аргументов

Используем в сочинении В заключении своего сочинения , как известно, необходимо выразить свое личное отношение к предмету разговора . Поэтому вы должны использовать выражения с личными местоимениями:  я уверен (а), мне кажется, я считаю, я думаю и др.

Используем в сочинении

В заключении своего сочинения , как известно, необходимо выразить свое личное отношение к предмету разговора . Поэтому вы должны использовать выражения с личными местоимениями:

я уверен (а), мне кажется, я считаю, я думаю и др.

Используем в сочинении Вывод должен вытекать из всего содержания сочинения и заключать в себе суть предмета рассуждения. Как нельзя лучше для этого подходят пословицы.

Используем в сочинении

Вывод должен вытекать из всего содержания сочинения и заключать в себе суть предмета рассуждения.

Как нельзя лучше для этого подходят пословицы.

Используем в сочинении Пословицы о дружбе 1. Велика любовь матери, затем – собаки, потом возлюбленной. 2. Где петух, там и деревня, где собака – там и дом. 3. Лучше псу поверить, чем боярину. 4. Собака и старое добро помнит. 5. Лучше друг верный, чем камень драгоценный. 6. Человек без друга, что земля без воды. 7. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. 8. Верный друг лучше сотни слуг. 9. Дружба заботой да подмогой крепка.

Используем в сочинении

Пословицы о дружбе

1. Велика любовь матери, затем – собаки, потом возлюбленной.

2. Где петух, там и деревня, где собака – там и дом.

3. Лучше псу поверить, чем боярину.

4. Собака и старое добро помнит.

5. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

6. Человек без друга, что земля без воды.

7. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

8. Верный друг лучше сотни слуг.

9. Дружба заботой да подмогой крепка.

План сочинения I.Вступление (о художнике и его картине). II. Основная часть: Сюжет и тема картины (описание); тезис на тему картины  (лучшее, что есть у человека – это собака); аргументы (сюжет картины, сюжет литературного произведения, жизненный пример). III.Заключение (вывод).

План сочинения

I.Вступление (о художнике и его картине).

II. Основная часть:

Сюжет и тема картины (описание);

тезис на тему картины

(лучшее, что есть у человека – это собака);

аргументы

(сюжет картины, сюжет литературного произведения, жизненный пример).

III.Заключение (вывод).

Домашнее задание  Написать сочинение-рассуждение о дружбе человека и собаки по картине Е.Н. Широкова «Друзья».  

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение о дружбе человека и собаки по картине Е.Н. Широкова «Друзья».

 

Когда собака с человеком рядом,  Уходит из души по каплям зло.  Она всегда поймет вас с полувзгляда,  Наполнит дом уютом и теплом.  «Врачеватели души»  Оксана Пастухова СПАСИБО ЗА УРОК!

Когда собака с человеком рядом, Уходит из души по каплям зло. Она всегда поймет вас с полувзгляда, Наполнит дом уютом и теплом. 

«Врачеватели души» Оксана Пастухова

СПАСИБО ЗА УРОК!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!