СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока с презентацией по русскому языку "Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык, 4 класс, ОС «Гармония»

Тема: Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора

Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о слове;

 повторить, что главное в слове – его значение

Просмотр содержимого документа
« русский язык»

14.04. 17 г.

Русский язык

Тема: Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора

Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о слове;

повторить, что главное в слове – его значение;

развивать умение выполнять различные виды разбора; пользоваться морфологическими признаками слов;

воспитывать культуру учебного труда.

Формируемые УУД:

– Читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям. Находить нужную информацию в учебнике, в читаемых материалах, использовать её для решения учебно-познавательных задач. Владеть общими способами решения различных языковых и речевых задач, учитывать возможность решения отдельных задач разными способами. (П-1.)

Наблюдать, анализировать, сравнивать, разграничивать, выбирать, классифицировать, группировать, конструировать, обобщать, систематизировать; подводить под понятия, находить примеры; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения. (П-2.)

– Участвовать в общей беседе, в совместном поиске, соблюдая правила речевого поведения. Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выслушивать и стараться понимать другие мнения. Выражать свои мысли, чувства, заботясь о ясности и правильности речи. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. (К.)

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности

- Я рада вновь видеть ваши глаза, улыбки. Покажите и вы мне, с каким настроением начинаете наш урок. -Чтобы быть успешными на уроке, отгадайте формулу успеха. Добавьте нужные слова в формулу.

СТАРАНИЕ, РАЗГОВОР, ВНИМАНИЕ, ЛЕНЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

-Старание плюс внимание, ~ плюс сообразительность, ~ равно успех. Воспользуйтесь этой формулой.

2. Проверка домашнего задания.

- Какие знания вам потребовались при выполнении домашнего задания?

- Что вы знаете о прямом и переносном значении?

- Оцените свою работу

3. Постановка темы и цели урока.

— Сегодня на уроке нам с вами предстоит трудная, но интересная работа. Мы постараемся вспомнить все о главном работнике в языке. На прошлых уроках мы с вами говорили о главных работниках языка.

- Что это за работники? (слова)

- Почему их так называют (потому что слова выполняют самую главную работу в языке. Без слов нельзя строить предложения, нельзя общаться, выражать свои мысли)

– Тему урока вы сейчас постараетесь определить сами. Я предлагаю вам поработать в парах. Вставьте буквы в клетки с соответствующими номерами.



- Прочитайте тему урока

-«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СЛОВАХ?»

- Мы можем сразу ответить на вопрос, обозначенный в теме? (Нет)

- Поиск ответа на этот вопрос и будет целью сегодняшнего занятия.

-Какие задачи поставим перед собой?

Повторим…

Узнаем….

Запомним…

4. Работа по теме урока

1. Актуализация знаний

-Что такое слово?

-Что в слове главное?

-На какие две группы делятся?

-Как можно анализировать слова?

2.Повторяем всё о словах № 592.

- Прочитайте слова и назовите всё, чем они похожи. ( строение, сущ.,суф.ниц, ж.р., ед.ч.,1 скл, Им.п.)

- Найдите лишнее слово по значению. ( спутница названия лиц женского пола по роду деятельности) .Обоснуйте свой ответ. ( Все остальные слова вместилище для чего-либо)

- Слово, которое было лишнее, запишите в первый столбик, а остальные во второй.

- Дополните каждый столбик словами из списка. Выбирайте по смыслу.

спутница

сахарница

участница

сухарница

защитница

салатница

проводница

пепельница


мыльница


чернильница

- Какие два слова устроены не так, как другие. В чем отличие? (приставка -состав слова)

- Предлагаю разобрать по составу

-Какие задачи мы решили? (повторили морфологич. признаки сущ.,учились наблюдать и сравнивать слова,рассмотрели значение слов, морфемный разбор )

Физминутка Вода Воздух Земля Огонь

2. Составляем из слов предложение Упражнение 593.- работа в парах

- Как сделать слова членами предложения?

– Что такое предложение?

– Составляя из слов предложение о чем мы должны помнить?

- Подтвердите своё предположение познакомившись с информацией Т. с. 30 №593

- Мысль первого предложения должна продолжаться во втором.

– Составьте предложение из данных слов. Мысль первого предложения должна продолжаться во втором.

- Воспользуйтесь подсказкой:

(Тропинка привела их в сумрачный прохладный ельник.)

– Запишите предложение, подчеркните главные члены и второстепенные.

-Какие задачи мы решили? (вспомнили, как из слов составить предложение, учились определять основу предложения, второст. члены)

- Оцените работу товарища.

Физминутка «Мозговая гимнастика».

Качания головой. Уронить голову вперёд, позволяя ей медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. «Ленивые восьмёрки» Рисовать в воздухе в горизонтальной плоскости "восьмёрки" по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений» Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки 3 раза, петь или говорить (услышать резонирующий звук своего голоса) «Стрельба глазами» Двигаете глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз. «Зоркие глазки» Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. 3.Упражнение в различных видах разбора №594 – самостоятельная работа

- Продолжим работу со словами из №593.

- Познакомьтесь с заданием. Всё ли вам понятно?

- Какие умения вам потребуются? ( пользоваться словарем)

-Какие знания пригодятся?( анализ слов, воспользоваться памяткой )

Ельник- 1) еловый лес 2) нарубленные еловые ветки

Ельник- ель — корень, ник — суффикс, нулевое окончание, ельник — основа слова.

е — [й’] — согласный, звонкий, непарный мягкий
—[э] — гласный, ударный
л — [л’] — согласный, звонкий, парный мягкий
ь — не обозначает звука
н — [н’] — согласный, звонкий, парный мягкий
и — [и] — гласный, безударный
к — [к] — согласный, глухой, парный твёрдый В слове 6 букв и 6 звуков.

Ельник- сущ. м.р., ед.ч., 2 скл.,Вп.п. Су-приставка, мрач-корень, н-суффикс, ый- окончание Сумрачный - с тусклым, темным освещением, охваченный сумраком....

Прохладный : 1. Умеренно холодный, дающий прохладу. Прохладная погода.

2. переносное значение Равнодушный, безразличный (разговорное). Прохладное отношение. 

Проверка. Оценка работы. - Какие задачи решили? 4. Работа в группах – Каким устойчивым выражение можно заменить слово «с радостью»?  (Делать, засучив рукава). -А если наоборот?  (Делать, спустя рукава) -Сейчас мы будем работать в группах. Какой девиз для работы вы выберите?  (Делать, засучив рукава). -Дайте характеристику слов, как частей речи

1 группа                              2 группа                            3 группа 4 группа

привела в сумрачный тропинка прохладный Проверка. Оценка работы группы

5. Итог. Рефлексия

–Вернёмся к теме нашего урока. Мы нашли ответы на поставленный вопрос?. Сделаем вывод, подобрав к тексту наши обобщения.

Работа по карточкам

Слово можно рассматривать с разных точек зрения:  нужно задумываться над его ….,  уметь легко узнавать его …, определять признаки как …., решать …   задачи.

(значением, строение, частей речи, орфографические)

Многие из этих умений у вас уже есть. Не забывайте их применять.

-Вернёмся к задачам урока, которые мы определили вместе. Решили поставленные задачи? Как? ( наблюдали, анализировали, работали в парах, самостоятельно, в группах)

А сейчас давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами.

Я работал(а), засучив рукава.

Мне было трудно, но я взял себя в руки.

Я работал(а), спустя рукава.

Закончите предложение

На уроке я узнал…

На уроке я запомнил…

Мне понравилось… Я работал… 6. Домашнее задание




































Вставьте нужное слово.

Слово можно рассматривать с разных точек зрения:  нужно задумываться над его ….,  уметь легко узнавать его …, определять признаки как …., решать …   задачи. Слова для справок: значением, строение, частей речи, орфографические



















Вставьте нужное слово.

Слово можно рассматривать с разных точек зрения:  нужно задумываться над его ….,  уметь легко узнавать его …, определять признаки как …., решать …   задачи. Слова для справок: значением, строение, частей речи, орфографические


6


Просмотр содержимого презентации
«Слова. русский язык»

Формула успеха = + + УСПЕХ старание разговоры внимание лень сообразительность

Формула успеха

=

+

+

УСПЕХ

старание

разговоры

внимание

лень

сообразительность

Формула успеха старание + внимание + сообразительность = УСПЕХ

Формула успеха

старание

+

внимание

+

сообразительность

=

УСПЕХ

2 7 3 10 8 4 2 9 13 2 11 4 6 1 12 7 5 2 1 Ч 2 О 3 Ы 4 5 А 6 Е 7 Т 8 М 9 Н 10 С З 11 В 12 Х 13 Л

2

7

3

10

8

4

2

9

13

2

11

4

6

1

12

7

5

2

1

Ч

2

О

3

Ы

4

5

А

6

Е

7

Т

8

М

9

Н

10

С

З

11

В

12

Х

13

Л

2 7 3 10 8 4 2 9 13 2 11 4 6 1 12 7 5 2 1 2 Ч 3 О Ы 4 А 5 Е 6 Т 7 М 8 9 Н 10 С 11 З В 12 Х 13 Л

2

7

3

10

8

4

2

9

13

2

11

4

6

1

12

7

5

2

1

2

Ч

3

О

Ы

4

А

5

Е

6

Т

7

М

8

9

Н

10

С

11

З

В

12

Х

13

Л

ЧТО МЫ ЗНАЕМ  О СЛОВАХ? Повторим… Узнаем…. Запомним …

ЧТО МЫ ЗНАЕМ

О СЛОВАХ?

Повторим…

Узнаем….

Запомним

Тропинка привела их в сумрачный прохладный ельник.

Тропинка привела их в сумрачный прохладный ельник.

Ельник- 2 слога  [й’] — согл., звон., мягк.,непарн.   е  [э] — гласный, ударный  л — [л’] — согл., звон.,  мягк., парн.  ь —   н — [н’] — согл., звон.,  мягк., парн.  и — [и] — гласн., безудар.  к — [к] — согл., глух.,  твёр., парн. 6 б., 6 зв.

Ельник- 2 слога

[й’] — согл., звон., мягк.,непарн.  е

[э] — гласный, ударный л — [л’] — согл., звон.,  мягк., парн. ь —  н — [н’] — согл., звон.,  мягк., парн. и — [и] — гласн., безудар. к — [к] — согл., глух.,  твёр., парн.

6 б., 6 зв.

1 группа         2 группа                           привела  сумрачный   3 группа 4 группа тропинка прохладный

1 группа         2 группа                          

привела сумрачный

 

3 группа 4 группа

тропинка прохладный

ЧТО МЫ ЗНАЕМ  О СЛОВАХ? Повторим… Узнаем…. Запомним …

ЧТО МЫ ЗНАЕМ

О СЛОВАХ?

Повторим…

Узнаем….

Запомним

Слово можно рассматривать с разных точек зрения:  нужно задумываться над его ….,  уметь легко узнавать его …, определять признаки как ….,  решать …   задачи.

Слово можно рассматривать с разных точек зрения:  нужно задумываться над его ….,  уметь легко узнавать его …, определять признаки как ….,

решать …   задачи.

Слово можно рассматривать с разных точек зрения:  нужно задумываться над его значением ,  уметь легко узнавать его строение, определять признаки как частей речи , решать орфографические  задачи.

Слово можно рассматривать с разных точек зрения:  нужно задумываться над его значением ,  уметь легко узнавать его строение, определять признаки как частей речи , решать орфографические задачи.

На уроке я узнал… На уроке я запомнил… Мне понравилось… Я работал…

На уроке я узнал…

На уроке я запомнил…

Мне понравилось…

Я работал…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!