14.04. 17 г.
Русский язык
Тема: Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора
Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о слове;
повторить, что главное в слове – его значение;
развивать умение выполнять различные виды разбора; пользоваться морфологическими признаками слов;
воспитывать культуру учебного труда.
Формируемые УУД:
– Читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям. Находить нужную информацию в учебнике, в читаемых материалах, использовать её для решения учебно-познавательных задач. Владеть общими способами решения различных языковых и речевых задач, учитывать возможность решения отдельных задач разными способами. (П-1.)
Наблюдать, анализировать, сравнивать, разграничивать, выбирать, классифицировать, группировать, конструировать, обобщать, систематизировать; подводить под понятия, находить примеры; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения. (П-2.)
– Участвовать в общей беседе, в совместном поиске, соблюдая правила речевого поведения. Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выслушивать и стараться понимать другие мнения. Выражать свои мысли, чувства, заботясь о ясности и правильности речи. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. (К.)
Ход урока
Мотивация учебной деятельности
- Я рада вновь видеть ваши глаза, улыбки. Покажите и вы мне, с каким настроением начинаете наш урок. -Чтобы быть успешными на уроке, отгадайте формулу успеха. Добавьте нужные слова в формулу.
СТАРАНИЕ, РАЗГОВОР, ВНИМАНИЕ, ЛЕНЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
-Старание плюс внимание, ~ плюс сообразительность, ~ равно успех. Воспользуйтесь этой формулой.
2. Проверка домашнего задания.
- Какие знания вам потребовались при выполнении домашнего задания?
- Что вы знаете о прямом и переносном значении?
- Оцените свою работу
3. Постановка темы и цели урока.
— Сегодня на уроке нам с вами предстоит трудная, но интересная работа. Мы постараемся вспомнить все о главном работнике в языке. — На прошлых уроках мы с вами говорили о главных работниках языка.
- Что это за работники? (слова)
- Почему их так называют (потому что слова выполняют самую главную работу в языке. Без слов нельзя строить предложения, нельзя общаться, выражать свои мысли)
– Тему урока вы сейчас постараетесь определить сами. Я предлагаю вам поработать в парах. Вставьте буквы в клетки с соответствующими номерами.
- Прочитайте тему урока
-«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СЛОВАХ?»
- Мы можем сразу ответить на вопрос, обозначенный в теме? (Нет)
- Поиск ответа на этот вопрос и будет целью сегодняшнего занятия.
-Какие задачи поставим перед собой?
Повторим…
Узнаем….
Запомним…
4. Работа по теме урока
1. Актуализация знаний
-Что такое слово?
-Что в слове главное?
-На какие две группы делятся?
-Как можно анализировать слова?
2.Повторяем всё о словах № 592.
- Прочитайте слова и назовите всё, чем они похожи. ( строение, сущ.,суф.ниц, ж.р., ед.ч.,1 скл, Им.п.)
- Найдите лишнее слово по значению. ( спутница названия лиц женского пола по роду деятельности) .Обоснуйте свой ответ. ( Все остальные слова вместилище для чего-либо)
- Слово, которое было лишнее, запишите в первый столбик, а остальные во второй.
- Дополните каждый столбик словами из списка. Выбирайте по смыслу.
спутница | сахарница |
участница | сухарница |
защитница | салатница |
проводница | пепельница |
| мыльница |
| чернильница |
- Какие два слова устроены не так, как другие. В чем отличие? (приставка -состав слова)
- Предлагаю разобрать по составу
-Какие задачи мы решили? (повторили морфологич. признаки сущ.,учились наблюдать и сравнивать слова,рассмотрели значение слов, морфемный разбор )
Физминутка Вода Воздух Земля Огонь
2. Составляем из слов предложение Упражнение 593.- работа в парах
- Как сделать слова членами предложения?
– Что такое предложение?
– Составляя из слов предложение о чем мы должны помнить?
- Подтвердите своё предположение познакомившись с информацией Т. с. 30 №593
- Мысль первого предложения должна продолжаться во втором.
– Составьте предложение из данных слов. Мысль первого предложения должна продолжаться во втором.
- Воспользуйтесь подсказкой:
(Тропинка привела их в сумрачный прохладный ельник.)
– Запишите предложение, подчеркните главные члены и второстепенные.
-Какие задачи мы решили? (вспомнили, как из слов составить предложение, учились определять основу предложения, второст. члены)
- Оцените работу товарища.
Физминутка «Мозговая гимнастика».
Качания головой. Уронить голову вперёд, позволяя ей медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. «Ленивые восьмёрки» Рисовать в воздухе в горизонтальной плоскости "восьмёрки" по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений» Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки 3 раза, петь или говорить (услышать резонирующий звук своего голоса) «Стрельба глазами» Двигаете глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз. «Зоркие глазки» Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. 3.Упражнение в различных видах разбора №594 – самостоятельная работа
- Продолжим работу со словами из №593.
- Познакомьтесь с заданием. Всё ли вам понятно?
- Какие умения вам потребуются? ( пользоваться словарем)
-Какие знания пригодятся?( анализ слов, воспользоваться памяткой )
Ельник- 1) еловый лес 2) нарубленные еловые ветки
Ельник- ель — корень, ник — суффикс, нулевое окончание, ельник — основа слова.
е — [й’] — согласный, звонкий, непарный мягкий
—[э] — гласный, ударный
л — [л’] — согласный, звонкий, парный мягкий
ь — не обозначает звука
н — [н’] — согласный, звонкий, парный мягкий
и — [и] — гласный, безударный
к — [к] — согласный, глухой, парный твёрдый В слове 6 букв и 6 звуков.
Ельник- сущ. м.р., ед.ч., 2 скл.,Вп.п. Су-приставка, мрач-корень, н-суффикс, ый- окончание Сумрачный - с тусклым, темным освещением, охваченный сумраком....
Прохладный : 1. Умеренно холодный, дающий прохладу. Прохладная погода.
2. переносное значение Равнодушный, безразличный (разговорное). Прохладное отношение.
Проверка. Оценка работы. - Какие задачи решили? 4. Работа в группах – Каким устойчивым выражение можно заменить слово «с радостью»? (Делать, засучив рукава). -А если наоборот? (Делать, спустя рукава) -Сейчас мы будем работать в группах. Какой девиз для работы вы выберите? (Делать, засучив рукава). -Дайте характеристику слов, как частей речи
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
привела в сумрачный тропинка прохладный Проверка. Оценка работы группы
5. Итог. Рефлексия
–Вернёмся к теме нашего урока. Мы нашли ответы на поставленный вопрос?. Сделаем вывод, подобрав к тексту наши обобщения.
Работа по карточкам
Слово можно рассматривать с разных точек зрения: нужно задумываться над его …., уметь легко узнавать его …, определять признаки как …., решать … задачи.
(значением, строение, частей речи, орфографические)
Многие из этих умений у вас уже есть. Не забывайте их применять.
-Вернёмся к задачам урока, которые мы определили вместе. Решили поставленные задачи? Как? ( наблюдали, анализировали, работали в парах, самостоятельно, в группах)
А сейчас давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами.
Я работал(а), засучив рукава.
Мне было трудно, но я взял себя в руки.
Я работал(а), спустя рукава.
Закончите предложение
На уроке я узнал…
На уроке я запомнил…
Мне понравилось… Я работал… 6. Домашнее задание
Вставьте нужное слово.
Слово можно рассматривать с разных точек зрения: нужно задумываться над его …., уметь легко узнавать его …, определять признаки как …., решать … задачи. Слова для справок: значением, строение, частей речи, орфографические
Вставьте нужное слово.
Слово можно рассматривать с разных точек зрения: нужно задумываться над его …., уметь легко узнавать его …, определять признаки как …., решать … задачи. Слова для справок: значением, строение, частей речи, орфографические
6