Тема:
ВЕЩЕСТВА ОРГАНИЧЕСКИЕ И НЕОРГАНИЧЕСКИЕ
Задание 1. Составьте уравнения реакций по схеме 1. Укажите условия их протекания и
значение в природе и жизни человека данных веществ и реакций.
Схема 1
Муравьиная кислота
Карбид кальция
Ацетилен
УГЛЕРОД
Карбон (IV) оксид
Карбон (II) оксид
Карбид алюминия
Метан
Карбонатная кислота
Силиций (IV) оксид
Силикатная кислота
Силикаты
КРЕМНИЙ
Стекло
Задания:
2. Проанализируйте схему-таблицу 1 и ответьте на вопросы.
Сделайте вывод о сходстве и различии органических и неорганических веществ.
Исходя из имеющихся знаний и жизненного опыта, приведите примеры реакций, явлений и процессов, доказывающих взаимосвязь неорганических и органических веществ.
Дайте определение органическим веществам.
Докажите, что все вещества природы взаимосвязаны и между ними существует единство.
Вопросы:
Какие свойства характерны для органических веществ?
Чем органические вещества отличаются от неорганических?
Что общего и чем отличаются органические и неорганические вещества?
Есть ли принципиальные различия между неорганическими и органическими веществами?
О чем это свидетельствует?
Как можно доказать взаимосвязь органических и неорганических веществ?
Почему среди органических веществ нет простых веществ?
В чем заключается единство между неорганическими и органическими веществами?
Почему непреодолимой пропасти и резкого разграничения между органическими и неорганическими веществами нет?
Чем объяснить отличие свойств типичных неорганических и органических веществ?
Схема-таблица 1
Природа Химические элементы Неживая
Живая
Вещества Неорганические
О
рганические
1) состав: |
Разнообразный: НО! Есть вещества, сходные по составу и строению (?). | С(!) + другие элементы. Элементы-органогены – атомы некоторых элементов, которые содержатся в молекулах органических веществ: Чаще – H,O, N; Реже – Hal, P, S. |
Есть простые и сложные вещества. | Только ______________________ вещества (?). |
2) валентность: |
Проявляются все возможные варианты (в разных веществах – разная): | Как правило, постоянная: |
3) строение: |
Большинство – немолекулярное. Твердые вещества. | Преимущественно – молекулярное. Твердые или жидкие. |
4) растворимость в воде: |
Хорошая ____________________________ | Нерастворимы или плохая ____________ ________________________________________ |
5) характер химических связей: |
У большинства – _________________________ | У большинства – ковалентный. |
6) поведение при химических реакциях: |
Исходные вещества ____________________ до ______________, а продукты реакции «собираются» из тех же частиц , т. е. в ходе ХР происходит _________________________________ | В большинстве реакций сохраняется основа ОВ – Карбоновый скелет (?). |
7) скорость химических реакций: |
Происходят почти ________________________ (доказательство - ?). | Протекают более свободно, т. е., как правило, реагируют между собой ___________________ |
8) особые свойства: |
Многие вещества: | |
9) количество: |
Около 500 тыс. | Более 10 млн. и их число постоянно и неограниченно растет (?). |
10) нахождение в природе: |
Образуют ____________________ часть Земли: ________________________________________ ________________________________________ | Наряду с некоторыми неорганическими веществами образуют ____________________ часть Земли - _________________________________ |
Неорганическая
Органическая
Химия
ВЫВОДЫ:
Принципиального различия между неорганическими и органическими веществами нет:
Сходство | Различие |
подчиняются одним и тем же закономерностям: среди ОВ есть: __________________________________________________________________________ _____________________________________ __________________________________________________________________________ | _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ |
Т. о., неорганические и органические вещества различаются _________________________
__________________________________________________________________________________
Доказательство взаимосвязи – взаимопревращение веществ:
Схема 2
Химические элементы Неорганические вещества
Органические
вещества
Так происходит _______________________________________________________
Т. о., деление на неорганические и органические вещества весьма условно.
Органические вещества – это ____________________________________________________
____________________________________________ , КРОМЕ _____________________________
____________________________________________ , т. к. они _____________________________
__________________________________________________________________________________
Типичные органические вещества отличаются от типичных неорганических веществ, т. к. имеют ряд особых свойств, обусловленных характером химической связи.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ:
_______________________________________________________________________________
Атомы С могут соединяться друг с другом в разных количествах и сочетаниях с образованием самых разнообразных структур (причина №1 много- и разнообразия ОВ).
Тема: ТЕОРИЯ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ
СОЕДИНЕНИЙ А. М. БУТЛЕРОВА
ОСНОВНЫЕ «ПРОТИВОРЕЧИЯ» ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ:
Многообразие веществ образовано небольшим числом элементов (каких?).
Кажущееся несоответствие валентности в органических веществах (С3Н8).
Различные физические и химические свойства соединений, имеющих одинаковую молекулярную формулу:
С6Н12О6 – глюкоза, фруктоза;
С4Н10О – бутиловый спирт, диэтиловый эфир.
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ:
Развитие и утверждение атомистических представлений (съезд в Карлсруэ, 1860).
Установление понятия валентности (Э. Франкланд, 1853).
Понятие четырехвалентности углерода (А. Кекуле, 1858).
Идеи о соединении атомов углерода в цепи (А. Кекуле, А. Купер, 1857).
! Целостной теории, подтвержденной экспериментом, не существовало.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ БУТЛЕРОВА
I положение:
Атомы и молекулы ______________________________ существуют.
Атомы в молекулах располагаются не беспорядочно, а соединены друг с другом в определенной последовательности согласно их ______________________________________
В органических соединениях С всегда имеет валентность ________ .
Все валентности должны быть затрачены на соединение атомов один с другим.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Химическое строение (структура) - ______________________________________________
_______________________________________________________________________________
Карбоновый скелет – порядок соединения атомов _______________________ друг с другом с образованием различных структур.
Схема 1
Карбоновый скелет
Незамкнутый
Замкнутый
Цепи (С 1)
Циклы (С 3)
Неразветвленные
Р
азветвленные
(!) Изогнутые !!!
Характеристики Карбонового скелета:
состоит из главной и боковой цепей, каждую их которых можно описать терминами, обозначенными в схеме 1;
главная цепь – наиболее длинная цепь атомов С, в которую обязательно входят:
а) наибольшее количество атомов Карбона;
б) кратные связи;
в) функциональные группы.
от главной цепи могут отходить разветвления, которые составляют боковую цепь. К ним относятся заместители (радикалы и функциональные группы);
между атомами Карбона может быть от 1 до 3 связей, но всего от атома С всегда должно отходить 4 связи (почему?). Место свободных валентностей атома С до _____ занимают атомы Н или другие частицы.
Схема 2 К
арбон-Карбоновые связи
Простые (С 1)
Кратные (С 2)
Одинарные | Двойные | Тройные |
| |
- С – С - - С=С - - СС -
| | | |
Схема 3
Атомы Карбона (С1)
Первичные
Вторичные
Третичные
Четвертичные
__________цепи; | _________________ | - всегда _________________________________ цепи или цикла. |
(!) Характерны для _______________________ __________ структур. | (!) образуют разветвления. |
Например, IС IС
| |
IС –
IIС –
IVС –
IIС –
IIIС –
IIС –
IIIС –
IС
| |
IС IС
II положение:
Свойства веществ зависят не только от того, атомы каких элементов и в каком количестве входят в состав молекул, но и от последовательности соединения атомов в молекулы, а также от взаимного влияния их друг на друга (наибольшее влияние проявляют атомы, непосредственно ___________________________ один с другим).
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
1. Схема 4
СОСТАВ (1) | | СТРОЕНИЕ (2) | | СВОЙСТВА (3) |
Определяется:
– числом и видом _____________________ (групп _____________________);
– последовательностью соединения ________________________ друг с другом и характером
______________________ между ними;
- _____________________________ связей и наличием в молекулах разных функциональных
групп.
2. Схема-таблица 1
Ф
ОРМУЛЫ
Молекулярные
Структурные (графические)
Показывают: |
- состав вещества; | |
В них используются: |
- символы элементов; - индексы. | символы элементов; черточки (валентности): (!) 1 черточка = 1 валентности. |
Например,
Н Н | | Н – С – С – Н | | Н Н | СН3 – СН3 СН2 = СН2 СН СН |
Заместители – то, что не входит в _____________________________________
Радикалы (R)
Функциональные группы
углеводородные радикалы - _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Образуются путем отнятия 1 или нескольких атомов ________ от соответствующих УВ.
Например, СН4 -СН3 или ●СН3
УВ (метан) R (метил)
Таблица 1
Наиболее распространенные R
-СН2- - метилен | СН3-СН2-СН2- - пропил | С6Н5- (Ph-) – фенил |
-СН3 - метил | СН3-(СН2)3-СН2- - амил (пентил) | С6Н5-СН2- - бензил |
СН3-СН2 - - этил | СН2=СН- - винил | СН3-СОО- (Ас-) – ацил |
функциональные группы - _______________________________________ , которые придают веществам определенные (наиболее характерные) ___________________________________ :
III положение:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Изомерия – способность атомов ____ соединяться __________________________ и с атомами ___________________________________________ в определенном порядке с образованием разных веществ (изомеров).
Существуют разные виды изомерии. Основная – структурная:
Карбонового скелета;
Кратных связей;
Функциональных групп.
Изомеры – вещества, имеющие __________________________ состав молекул (одну и ту же
______________________________ формулу), но ______________________ химическое строение (разные ____________________________ формулы) и обладающие поэтому различными _______________________________________________________________________
Изомеры различаются _________________________________________________________
Например2, С4Н10
1СН3 – 2СН2 – 3СН2 – 4СН3 Бутан (н-бутан) | 1СН3 – 2СН – 3СН3 | СН3 2-метилпропан (изобутан) |
(!) Число изомеров Карбонового скелета зависит от количества атомов С в молекуле и
составляет для:
С4Н10 – 2 С5Н12 – 3 | С6Н14 – 5 С7Н16 – 9 | С8Н18 – 18 С9Н20 – 35 | С10Н22 – 75 С15Н32 – 4347 | С25Н52 – 36 797 588 С30Н62 – 4 111 846 763 С40Н82 – 62 491 178 805 831 |
IV положение:
Обобщение:
Задание 1. На основе полученных знаний подумайте, какая существует взаимосвязь между
приведенными понятиями, и составьте схему взаимосвязи основных понятий
теории химического строения.
Схема 5
СВЯЗЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ
(для веществ молекулярного строения)
Задание 2. Используя полученные знания:
опишите приведенные структуры;
подчеркните главную цепь;
охарактеризуйте главную и боковую цепь;
пронумеруйте атомы Карбона в главной цепи;
обозначьте первичные, вторичные, третичные и четвертичные атомы С.
С – С – С – С ; С – С | С – С С – С – С – С | | | С – С С | С – С | | С – С С – С – С – С – С | С – С – С | С – С – С – С | С С – С – С – С | | | С – С С | С | С – С – С – С – С | | С С 9) С – С С – С – С – С | | | С – С С – С |
Задания:
Объясните, почему открытие А. М. Бутлеровым теории химического строения по значимости сравнимо с открытием ПЗ Д. И. Менделеева.
Используя полученные знания (объясните, какие?) составьте структурные формулы веществ состава: а) С2Н6; б) С3Н8; в) С4Н10.
Сколько структурных формул вы получили? Напишите монолог для эстрадного артиста (какого, решайте сами) о теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова.
1 - эти атомы С обозначают римскими цифрами сверху над символом элемента.
2 - в главной цепи обязательно нумеруют атомы С арабскими цифрами вверху слева от символа элемента.
2