СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка уроков по теме "Основные положения теории А.М. Бутлерова"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные материалы могут быть использованы при изучении основ органической химии, а также при повторении курса органической химии в средних общеобразовательнх школах и учебных заведениях системы СПО. Методическая разработка включает опорные конспекты и листы с печатной основой,  соответствует требованиям ФГОС 2 поколения, способствует формированию предметных результатов обучения и формированию познавательных УУД в ходе самостоятельной работы с учебной литературой и другими источниками информации.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка уроков по теме "Основные положения теории А.М. Бутлерова"»

Тема: ВЕЩЕСТВА ОРГАНИЧЕСКИЕ И НЕОРГАНИЧЕСКИЕ


Задание 1. Составьте уравнения реакций по схеме 1. Укажите условия их протекания и

значение в природе и жизни человека данных веществ и реакций.

Схема 1



Муравьиная кислота

Карбид кальция




Ацетилен

УГЛЕРОД

Карбон (IV) оксид

Карбон (II) оксид


Карбид алюминия

Метан

Карбонатная кислота





Силиций (IV) оксид

Силикатная кислота

Силикаты



КРЕМНИЙ



Стекло





Задания:

2. Проанализируйте схему-таблицу 1 и ответьте на вопросы.

  1. Сделайте вывод о сходстве и различии органических и неорганических веществ.

  2. Исходя из имеющихся знаний и жизненного опыта, приведите примеры реакций, явлений и процессов, доказывающих взаимосвязь неорганических и органических веществ.

  3. Дайте определение органическим веществам.

  4. Докажите, что все вещества природы взаимосвязаны и между ними существует единство.


Вопросы:

  1. Какие свойства характерны для органических веществ?

  2. Чем органические вещества отличаются от неорганических?

  3. Что общего и чем отличаются органические и неорганические вещества?

  4. Есть ли принципиальные различия между неорганическими и органическими веществами?

  5. О чем это свидетельствует?

  6. Как можно доказать взаимосвязь органических и неорганических веществ?

  7. Почему среди органических веществ нет простых веществ?

  8. В чем заключается единство между неорганическими и органическими веществами?

  9. Почему непреодолимой пропасти и резкого разграничения между органическими и неорганическими веществами нет?

  10. Чем объяснить отличие свойств типичных неорганических и органических веществ?



Схема-таблица 1


Природа

Химические элементы

Неживая

Живая

Вещества

Неорганические

Органические


1) состав:

Разнообразный:

  • Нет общего для всех веществ элемента;

  • Входят все элементы ПСХЭ в разных количествах и сочетаниях.

НО! Есть вещества, сходные по составу и строению (?).

С(!) + другие элементы.

Элементы-органогены – атомы некоторых элементов, которые содержатся в молекулах органических веществ:

  • Чаще – H,O, N;

  • Реже – Hal, P, S.

Есть простые и сложные вещества.

Только ______________________ вещества (?).

2) валентность:

Проявляются все возможные варианты (в разных веществах – разная):

  • Hal = I-VII; N = III, V.

Как правило, постоянная:

  • Hal = I;

  • N = III.

3) строение:

Большинство – немолекулярное.

Твердые вещества.

Преимущественно – молекулярное.

Твердые или жидкие.

4) растворимость в воде:

Хорошая ____________________________

Нерастворимы или плохая ____________

________________________________________

5) характер химических связей:

У большинства – _________________________

У большинства – ковалентный.

6) поведение при химических реакциях:

Исходные вещества ____________________ до ______________, а продукты реакции «собираются» из тех же частиц , т. е. в ходе ХР происходит _________________________________

В большинстве реакций сохраняется основа ОВ – Карбоновый скелет (?).

7) скорость химических реакций:

Происходят почти ________________________

(доказательство - ?).

Протекают более свободно, т. е., как правило, реагируют между собой ___________________

8) особые свойства:

Многие вещества:

  • устойчивы к сильному нагреванию тугоплавкие;

  • Плавятся без разрушения;

  • Не окисляются на воздухе;

  • Не горючи.

  • Все – неустойчивы к сильному (выше 400-600°С) нагреванию легкоплавкие (сравнительно легко разлагаются при нагревании).

  • Почти все имеют характерный запах.

  • Горючие.

9) количество:

Около 500 тыс.

Более 10 млн. и их число постоянно и неограниченно растет (?).

10) нахождение в природе:

Образуют ____________________ часть Земли:

________________________________________

________________________________________

Наряду с некоторыми неорганическими веществами образуют ____________________ часть Земли - _________________________________


Неорганическая

Органическая


Химия


ВЫВОДЫ:


  1. Принципиального различия между неорганическими и органическими веществами нет:


Сходство

Различие

  1. подчиняются одним и тем же закономерностям:

  • _____________________________________

  • _____________________________________

  1. среди ОВ есть:

  • __________________________________________________________________________

  • _____________________________________

  • __________________________________________________________________________


  1. _____________________________________

  2. _____________________________________

  3. _____________________________________

  4. _____________________________________

  5. _____________________________________

Т. о., неорганические и органические вещества различаются _________________________

__________________________________________________________________________________



  1. Доказательство взаимосвязи – взаимопревращение веществ:

Схема 2 Химические элементы Неорганические

вещества

Органические

вещества


Так происходит _______________________________________________________

Т. о., деление на неорганические и органические вещества весьма условно.


  1. Органические вещества – это ____________________________________________________

____________________________________________ , КРОМЕ _____________________________

____________________________________________ , т. к. они _____________________________

__________________________________________________________________________________


  1. Типичные органические вещества отличаются от типичных неорганических веществ, т. к. имеют ряд особых свойств, обусловленных характером химической связи.


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ:


  1. _______________________________________________________________________________

  2. Атомы С могут соединяться друг с другом в разных количествах и сочетаниях с образованием самых разнообразных структур (причина №1 много- и разнообразия ОВ).






Тема: ТЕОРИЯ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ

СОЕДИНЕНИЙ А. М. БУТЛЕРОВА


ОСНОВНЫЕ «ПРОТИВОРЕЧИЯ» ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ:
  1. Многообразие веществ образовано небольшим числом элементов (каких?).

  2. Кажущееся несоответствие валентности в органических веществах 3Н8).

  3. Различные физические и химические свойства соединений, имеющих одинаковую молекулярную формулу:

  • С6Н12О6 – глюкоза, фруктоза;

  • С4Н10О – бутиловый спирт, диэтиловый эфир.


ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ:

  1. Развитие и утверждение атомистических представлений (съезд в Карлсруэ, 1860).

  2. Установление понятия валентности (Э. Франкланд, 1853).

  3. Понятие четырехвалентности углерода (А. Кекуле, 1858).

  4. Идеи о соединении атомов углерода в цепи (А. Кекуле, А. Купер, 1857).

! Целостной теории, подтвержденной экспериментом, не существовало.


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ БУТЛЕРОВА


I положение:

  • Атомы и молекулы ______________________________ существуют.

  • Атомы в молекулах располагаются не беспорядочно, а соединены друг с другом в определенной последовательности согласно их ______________________________________

  • В органических соединениях С всегда имеет валентность ________ .

  • Все валентности должны быть затрачены на соединение атомов один с другим.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

  1. Химическое строение (структура) - ______________________________________________

_______________________________________________________________________________


  1. Карбоновый скелет – порядок соединения атомов _______________________ друг с другом с образованием различных структур.


Схема 1


Карбоновый скелет


Незамкнутый

Замкнутый

Цепи (С 1)

Циклы (С 3)

Неразветвленные


Разветвленные

(!) Изогнутые !!!


Характеристики Карбонового скелета:

  1. состоит из главной и боковой цепей, каждую их которых можно описать терминами, обозначенными в схеме 1;

  2. главная цепь – наиболее длинная цепь атомов С, в которую обязательно входят:

а) наибольшее количество атомов Карбона;

б) кратные связи;

в) функциональные группы.

  1. от главной цепи могут отходить разветвления, которые составляют боковую цепь. К ним относятся заместители (радикалы и функциональные группы);

  2. между атомами Карбона может быть от 1 до 3 связей, но всего от атома С всегда должно отходить 4 связи (почему?). Место свободных валентностей атома С до _____ занимают атомы Н или другие частицы.


Схема 2 Карбон-Карбоновые связи


Простые (С 1)

Кратные (С 2)

Одинарные Двойные Тройные

| |

- С – С - - С=С - - СС -

| | | |


Схема 3


Атомы Карбона 1)


Первичные

Вторичные

Третичные

Четвертичные


  • всегда _________

__________цепи;

  • есть только у _______________

  • _________________ ___________ цепи;

  • есть в ____________

_________________


- всегда _________________________________

цепи или цикла.

(!) Характерны для _______________________

__________ структур.


(!) образуют разветвления.


Например, IС IС

| |

IС – IIС – IVС – IIС – IIIС – IIС – IIIС – IС

| |

IС IС


II положение:


  • Свойства веществ зависят не только от того, атомы каких элементов и в каком количестве входят в состав молекул, но и от последовательности соединения атомов в молекулы, а также от взаимного влияния их друг на друга (наибольшее влияние проявляют атомы, непосредственно ___________________________ один с другим).


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:


1. Схема 4


СОСТАВ

(1)

СТРОЕНИЕ

(2)

СВОЙСТВА

(3)

Определяется:


  1. – числом и видом _____________________ (групп _____________________);

  2. – последовательностью соединения ________________________ друг с другом и характером

______________________ между ними;

  1. - _____________________________ связей и наличием в молекулах разных функциональных

групп.


2. Схема-таблица 1


ФОРМУЛЫ


Молекулярные

Структурные (графические)

Показывают:

- состав вещества;


  • состав вещества;

  • химическое строение вещества.

В них используются:

- символы элементов;

- индексы.

  • символы элементов;

  • черточки (валентности):

(!) 1 черточка = 1 валентности.


Полные Сокращенные

Например,

Н Н

| |

Н – С – С – Н

| |

Н Н

СН3 – СН3

СН2 = СН2

СН СН





  1. Заместителито, что не входит в _____________________________________


Радикалы (R)

Функциональные группы



  1. углеводородные радикалы - _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________


Образуются путем отнятия 1 или нескольких атомов ________ от соответствующих УВ.


Например, СН4 -СН3 или ●СН3

УВ (метан) R (метил)


Таблица 1

Наиболее распространенные R

-СН2- - метилен

СН3-СН2-СН2- - пропил

С6Н5- (Ph-) – фенил

-СН3 - метил

СН3-(СН2)3-СН2- - амил (пентил)

С6Н5-СН2- - бензил

СН3-СН2 - - этил

СН2=СН- - винил

СН3-СОО- (Ас-) – ацил


  1. функциональные группы - _______________________________________ , которые придают веществам определенные (наиболее характерные) ___________________________________ :

  • -Hal – галогены;

  • -OH – гидроксогруппа и др.


III положение:

  • Различное строение при одном и том же составе и относительной молекулярной массе ( ______ ) обуславливает явление изомерии.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

  1. Изомерия – способность атомов ____ соединяться __________________________ и с атомами ___________________________________________ в определенном порядке с образованием разных веществ (изомеров).

Существуют разные виды изомерии. Основная – структурная:

  1. Карбонового скелета;

  2. Кратных связей;

  3. Функциональных групп.

  1. Изомеры – вещества, имеющие __________________________ состав молекул (одну и ту же

______________________________ формулу), но ______________________ химическое строение (разные ____________________________ формулы) и обладающие поэтому различными _______________________________________________________________________

Изомеры различаются _________________________________________________________



Например2, С4Н10


1СН3 2СН2 3СН24СН3



Бутан (н-бутан)


1СН3 2СН – 3СН3

|

СН3

2-метилпропан (изобутан)


(!) Число изомеров Карбонового скелета зависит от количества атомов С в молекуле и

составляет для:

С4Н10 – 2

С5Н12 – 3


С6Н14 – 5

С7Н16 – 9


С8Н18 – 18

С9Н20 – 35


С10Н22 – 75

С15Н32 – 4347


С25Н52 – 36 797 588

С30Н62 – 4 111 846 763

С40Н82 – 62 491 178 805 831


IV положение:

  • Химическое строение молекул познаваемо. Оно может быть установлено:

  • путем синтеза из веществ известного состава и строение;

  • при изучении свойств полученного вещества и продуктов его превращений.


Обобщение:


Задание 1. На основе полученных знаний подумайте, какая существует взаимосвязь между

приведенными понятиями, и составьте схему взаимосвязи основных понятий

теории химического строения.


Схема 5

СВЯЗЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ

(для веществ молекулярного строения)













Задание 2. Используя полученные знания:

  1. опишите приведенные структуры;

  2. подчеркните главную цепь;

  3. охарактеризуйте главную и боковую цепь;

  4. пронумеруйте атомы Карбона в главной цепи;

  5. обозначьте первичные, вторичные, третичные и четвертичные атомы С.

  1. С – С – С – С ;

  2. С – С

|

С – С

  1. С – С – С – С

| | |

С – С С


  1. С – С

| |

С – С


  1. С – С – С – С – С

|

С – С – С

  1. С – С – С – С

|

С


  1. С – С – С – С

| | |

С – С С

  1. С

|

С – С – С – С – С

| |

С С

9) С – С С – С – С – С

| | |

С – С С – С


Задания:

  1. Объясните, почему открытие А. М. Бутлеровым теории химического строения по значимости сравнимо с открытием ПЗ Д. И. Менделеева.

  2. Используя полученные знания (объясните, какие?) составьте структурные формулы веществ состава: а) С2Н6; б) С3Н8; в) С4Н10.

Сколько структурных формул вы получили?
  1. Напишите монолог для эстрадного артиста (какого, решайте сами) о теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова.

1 - эти атомы С обозначают римскими цифрами сверху над символом элемента.


2 - в главной цепи обязательно нумеруют атомы С арабскими цифрами вверху слева от символа элемента.

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!