Публицистический стиль речи
Информативная насыщенность речи
Наличие стандарта в выражении
Экспрессивность
Основные черты
Побудительность изложения
Эмоциональность
Факто-графичность
Лаконичность
Конкретность
Функции публицистики
Функция сообщения (информативная)
Функция воздействия (экспрессивная)
Цель: убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения.
Цель: информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах
Лексические признаки
1. Стандартные формулы (речевые клише ): горячая поддержка, живой отклик, резкая критика и др.
2. «Театральная» лексика: политическое шоу , на политической арене , закулисная борьба, роль лидера, драматические события и др.
3. Эмоциональнооценочная лексика: актив, милосердие, помыслы и др.
4. Книжные пласты лексики: дерзать, воздвигать, воинство и др.
5. Военная терминология: гвардия, штурм высоты и др.
6. Архаизмы: Доллар и его лекари. Военные барыши растут.
Морфологические признаки
1. Единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента ;
2. родительный падеж имени существительного: время перемен , пакет предложений , реформа цен , выход из кризиса и др.;
3. императивные формы глагола: Оставайтесь с нами на первом канале!
4. настоящее время глагола: в Москве открывается , 3 апреля начинается ;
5. причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый ;
6. производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.
Синтаксические признаки
1. риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?
2. восклицательные предложения: Все на выборы!
3. предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой ). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (ср.: Предприятия составляли исключение );
4. заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.
Публицистический стиль представлен множеством жанров :
1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;
2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;
3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;
4. коммуникативные – пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты;
5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.
Заметка
Фельетон
Репортаж
Жанры
газетной
публицистики
Памфлет
Обзор
Очерк
Статья- сочинение небольшого размера, содержащее важнейший в идеологическом и политическом отношении материал ,в котором ставятся проблемы государственного и международного значения.
Передовая
Научно-
Пропаган-
популярная
дистская
Виды
Литературно-
Проблемная
критическая
Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий, в котором ощутимо присутствие авторского «я»
Разновидности
Политический
Бытовой
Производственный
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ И РАДИО
КИНОЖУРНАЛ
КИНОХРОНИКА
ИНТЕРВЬЮ
РЕПОРТАЖ
АГИТФИЛЬМ
РЕПОРТАЖ-
- жанр публицистики, который соединяет в себе строгую документальность, объективность и протокольность с эмоциональностью и живописностью изображения(эффект присутствия автора) , оперативно сообщающий для печати, радио, ТВ о каком-либо событии очевидцем или участником, которого является корреспондент.
Интервью-
жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо концептуальным вопросам
Политические выступления. Дебаты - это формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону
ОТЛИЧИЯ:
- Дебаты, как форма ведения спора, отличается от просто логической аргументации, которая лишь проверяет вещи на предмет последовательности с точки зрения аксиом от спора о фактах, в котором интересуются только тем, что произошло или не произошло. Хотя и логическая последовательность, и фактическая точность, как впрочем, и эмоциональная апелляция к публике являются важными элементами убеждения, в дебатах одна сторона зачастую превалирует над другой посредством представления более качественного "смысла" и/или структуры рассмотрения проблемы.
В формальном состязании по дебатам существуют особые правила ведения дискуссии:
- принятия решения о победившей/проигравшей стороне
- процедуры/формат проведения.
ЛОЗУНГ - призыв или обращение в лаконичной форме краткая формула, содержащая в себе одну- две фразы и выражающая содержание тех или иных задач и целей различных борющихся между собой классов в политике, экономике, философии
Реализация
как средство для
для начала дискуссии о
выяснения
средствах достижения
позиций
высказанного
пожелания.
Призыв - желание обратить внимание на своё присутствие или возбудить внимание других.
Заключение
Итак, публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы.
Спасибо за внимание!