СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар на конкурс "Учитель года"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар "Формирование метапредметных УУД при подготовке выпускников к итоговому сочинению"

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»





МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР



«ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ»



Подготовил: учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Кононова Дарья Александровна





с.Покровское, 2016 г.







Чтобы научиться ездить на велосипеде,

надо ездить на велосипеде.

Чтобы научиться писать, надо писать.

Д.С. Лихачёв.

Слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают процесс подготовки выпускников к написанию итогового сочинения. Итоговое сочинение – это сочинение не по литературе, оно имеет надпредметный характер, то есть нацелено:

  • на проверку общих речевых компетенций обучающегося,

  • выявление уровня его речевой культуры,

  • оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме,

  • аргументировать свою позицию.

С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Процесс подготовки к данному виду экзамена очень сложен, так как необходимо довести до сознания ребёнка, что он пишет сочинение не по конкретному произведению, а сочинение-рассуждение метапредметного характера, где произведения литературы только помогают доказать свою точку зрения. Поэтому частыми ошибками учащихся являются:

  • непонимание темы (неумение увидеть в ней вопрос, проблему);

  • опора на домашние заготовки (как следствие – несоответствие сочинения теме);

  • несоответствие аргументов теме (искусственно «притянутые» аргументы);

  • констатация фактов (перечисление литературных примеров, но не рассуждение);

  • нарушения логики;

  • речевые ошибки: косноязычие, штампы.

Как же можно помочь ребятам справиться с задачей написания итогового сочинения и добиться положительных результатов? Этот вопрос не даёт мне покоя с момента введения данной формы экзамена. Я всё время стараюсь найти для них доступные способы и приёмы обработки текстов, решения проблем, заявленных в темах сочинений. И многие из них дают положительный результат, например:




1. Составление кластеров. Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие». Это графический приём систематизации материала в виде «грозди».

Посредине пишется ключевое слово, а от него слова, словосочетания, предложения, раскрывающие его суть, содержание. Этот приём помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность.

2. Составление банка аргументов. По каждому из направлений итогового сочинения мы совместно с учащимися составляем банк аргументов из художественной и публицистической литературы.

3. Работа с пословицами и поговорками. Богатый материал для осмысления тем сочинений дают пословицы и поговорки. Они являются хорошим подспорьем при рассуждении на ту или иную тему.

4. Работа с текстом. Это самый сложный этап при подготовке к написанию итогового сочинения. И здесь не обойтись без такого приема, как чтение с остановками, который открывает возможности целостного видения произведения. А вот и примерный перечень вопросов: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли? Очень эффективен и Инсерт (чтение с пометами). Это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков: «!» – Я это знал; «+» – Новое для меня;

«-» – Вызывает сомнение; «?» – Вопрос. Все это помогает поддерживать у детей интерес к чтению, формировать его, развивать у них коммуникативные навыки, что сейчас является на сегодняшний день очень важным и актуальным.

Кроме этого, я применяю прием сравнения. Согласитесь, сравнительный анализ художественных произведений развивает аналитические способности учащихся, помогает им увидеть целостную картину, общность утверждаемых в литературе и литературой нравственных ценностей. Особенно хорош приём сравнения при сопоставлении таких литературных героев как, Гринёв и Швабрин (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»), Рыбак и Сотников (В.Быков «Сотников»), Обломов и Штольц (И.А.Гончаров «Обломов»). Сопоставление разных персонажей способствует лучшему пониманию качеств каждого из них. Но перед этим необходим предварительный анализ поступков, принципов, образа мыслей, иначе просто не окажется материала для сравнений. Это очень интересная работа, тем более, что можно сравнивать не только героев одного произведения, но и сопоставлять художественное произведение с его реальной основой, а героя с прототипом. Или нескольких произведений одного автора.


А еще сравнивать произведения или отдельные элементы художественных текстов разных писателей.

Нужно помнить о том, что прием сравнения имеет смысл, если рассматриваются сопоставимые предметы и явления, то есть те, между которыми не просто имеется какое-либо сходство или различие, а есть определенное общее по отношению друг к другу или к условиям, вызвавшим эти явления к жизни. Этот прием требует не простого пересказа, а анализа, выделения главного, оценки сравниваемых объектов, выявления причин сходства и различия. Необходимо объяснить это сходство и различие в сравниваемых объектах, вскрыть причины взаимосвязи предметов и явлений. Сравнение, выявление сходства и различия, предполагает в заключение обобщение, выводы, которые как бы закрепляют результат проведенной работы.

При выборе темы сочинения очень хорошо помогает приём «Слово-магнит». Он применяется при выборе темы сочинения из предложенных пяти. Ученики анализируют тему, находя ключевые слова, потом заполняют «магнитное поле» выбранной темы. Каждое слово предлагается оценить: какое оно, какой у него знак («плюс» или «минус»)? Какие слова оно «притягивает» к себе? Получаются целые «магнитные» семантические поля. Используя такой приём, Вы «включаете» учеников в работу на первой же минуте. Проанализировав ключевые слова, они легко напишут вступление. А приём «Четыре угла квадрата» помогает закрепить навыки самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, например:

1) в середине квадрата пишется тема сочинения;

2) ученики, работая в группах, выдвигают свой тезис, формулируют доказательства;

3) вырабатывают групповое решение: как этот эпизод позволяет доказать тезис;

4) подводят мини-итог своих размышлений;

5) каждая группа объявляет остальным ученикам результаты своей работы;

6) группы обмениваются материалом.

Когда же начинается работа над сочинением, так сказать «Проба пера», ребята пользуются приёмом «Цветные поля», то есть на полях делают пометы соответствующим цветом:







Красный –«Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»

Зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам их исправлю»

Синий- «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»

Чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке».

Я предложила Вам несколько методических приёмов, которые можно использовать на уроке, чтобы активизировать деятельность одиннадцатиклассников, чтобы каждый ученик включился в работу над итоговым сочинением. Думаю, такая работа на уроках и Вам доставит удовольствие.






Просмотр содержимого презентации
«Методический семинар Кононова Д.А.»

КОНОНОВА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МКОУ СОШ №10 с.Покровского

КОНОНОВА

ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

МКОУ СОШ №10

с.Покровского

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ»

Метапредметные  результаты  по А.Г. Асмолову включают освоенные учащимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие, имеющее надпредметный характер.

Метапредметные результаты по А.Г. Асмолову включают освоенные учащимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие, имеющее надпредметный характер.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ  Президент Российской Федерации  В. В. Путин в Послании  Федеральному Собранию  Российской Федерации 12 декабря 2013 г. предложил разработать и ввести сочинение в состав экзаменационных испытаний для выпускников. 

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

Президент Российской Федерации

В. В. Путин в Послании

Федеральному Собранию

Российской Федерации 12 декабря 2013 г. предложил разработать и ввести сочинение в состав экзаменационных испытаний для выпускников. 

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НАЦЕЛЕНО:

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ НАЦЕЛЕНО:

  • на проверку общих речевых компетенций обучающегося,
  • выявление уровня его речевой культуры,
  • оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме,
  • аргументировать свою позицию.
НАПРАВЛЕНИЯ 2016-17 года:

НАПРАВЛЕНИЯ 2016-17 года:

  • «РАЗУМ И ЧУВСТВА»
  • «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»
  • «ДРУЖБА И ВРАЖДА»
  • «ОПЫТ И ОШИБКИ»
  • «ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ»
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД: Познавательные ууд формируются через использование технологии продуктивного чтения, систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это :

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Познавательные ууд формируются через использование технологии продуктивного чтения, систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это :

  • задания на извлечение , преобразование и использование текстовой информации. Например : выстраивание алгоритма рассуждения, составление плана, работа с пословицами, поговорками и т.д.;
  • использование формулировок проблемных вопросов;
  • приёмы работы с определениями;
  • система работы с различными словарями…
Коммуникативные ууд совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Есть два направления :

Коммуникативные ууд совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности.

Есть два направления :

  • развитие устной речи;
  • развитие комплекса умений ,основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника).
  • четко выстроенная система работы по развитию речи (совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса ,оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи).
Регулятивные ууд  формируются в ходе творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий, работа осуществляется фронтально в парах, в группах. Многие темы рассматриваются в практическом аспекте, когда алгоритм постановки и решения проблем используется в жизненных ситуациях (компетентностные, учебно-практические задачи).Учитель в этом случае является консультантом.

Регулятивные ууд формируются в ходе

творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий, работа осуществляется фронтально в парах, в группах.

Многие темы рассматриваются в практическом аспекте, когда алгоритм постановки и решения проблем используется в жизненных ситуациях (компетентностные, учебно-практические задачи).Учитель в этом случае является консультантом.

Из моей практики…

Из моей практики…

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРОВ ОПРЕДЕЛЕНИЙ:  ПОЗНАНИЕ МИРА, СЕБЯ  УМ  РАЗУМ РАЦИОНАЛЬНОЕ  НАЧАЛО В ЧЕЛОВЕКЕ   СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ И  ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТ

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРОВ ОПРЕДЕЛЕНИЙ:

ПОЗНАНИЕ МИРА, СЕБЯ

УМ РАЗУМ РАЦИОНАЛЬНОЕ

НАЧАЛО В ЧЕЛОВЕКЕ

СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ И

ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТ

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ   ЭМОЦИИ  ЧУВСТВО ДУША   ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕГО-ЛИБО

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

ЭМОЦИИ ЧУВСТВО ДУША

ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕГО-ЛИБО

СОСТАВЛЕНИЕ БАНКА АРГУМЕНТОВ : НАПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «Дружба и вражда»

СОСТАВЛЕНИЕ БАНКА АРГУМЕНТОВ :

НАПРАВЛЕНИЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

«Дружба и вражда»

  • М.Самарский «Радуга для друга»
  • Дж.Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
  • Ю.Коротков «Седой»
  • В.Г.Короленко «Дети подземелья»
  • А.Дюма «Три мушкетёра»
  • О.Генри «Друг Телемак»
  • В.Распутин «Я забыл спросить у Лёшки»
  • Ю.Коваль «Алый»
РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ, ПОГОВОРКАМИ  НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ» «БЕРЕГИ ПЛАТЬЕ СНОВУ, А ЧЕСТЬ СМОЛОДУ» «БЕСЧЕСТЬЕ ХУЖЕ СМЕРТИ»  «ГДЕ ЧЕСТЬ,ТАМ И РАЗУМ»  «ЧЕСТЬ ИДЁТ ПО ДОРОГЕ, А БЕСЧЕСТЬЕ ПО ОБОЧИНЕ»  «ЧЕСТЬ НЕ ПРОДАЁТСЯ, НЕ ПОКУПАЕТСЯ»

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ, ПОГОВОРКАМИ

НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»

  • «БЕРЕГИ ПЛАТЬЕ СНОВУ, А ЧЕСТЬ СМОЛОДУ»
  • «БЕСЧЕСТЬЕ ХУЖЕ СМЕРТИ»
  • «ГДЕ ЧЕСТЬ,ТАМ И РАЗУМ»
  • «ЧЕСТЬ ИДЁТ ПО ДОРОГЕ, А БЕСЧЕСТЬЕ ПО ОБОЧИНЕ»
  • «ЧЕСТЬ НЕ ПРОДАЁТСЯ, НЕ ПОКУПАЕТСЯ»

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ:

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ:

  • Чтение с остановками;
  • Чтение с пометами;
  • Маркировка текста;
  • Приём контраста;
  • Приём сравнения;
  • Составление «магнитных полей»;
  • Приём «Четыре угла квадрата»;
  • Анализ эпизодов.
ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ  (направление «Дружба и вражда») ПРИТЧА По длинной, дикой, утомлённой дороге шел человек с собакой. Он шел себе, шел, устал, устала и собака. Вдруг перед ним-оазис! Прекрасные ворота, музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых. Что это такое? – спросил путешественник у привратника. Это – рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему. А там есть вода? Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны… А там есть дадут? Всё, что захочешь… Но со мной собака. Сожалею, сэр, но с собакой нельзя. Её придётся оставить здесь. И путешественник прошел мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот сидел привратник… Предположите, как закончится притча?

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ (направление «Дружба и вражда»)

ПРИТЧА

По длинной, дикой, утомлённой дороге шел человек с собакой. Он шел себе, шел, устал, устала и собака. Вдруг перед ним-оазис! Прекрасные ворота, музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.

  • Что это такое? – спросил путешественник у привратника.
  • Это – рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.
  • А там есть вода?
  • Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…
  • А там есть дадут?
  • Всё, что захочешь…
  • Но со мной собака.
  • Сожалею, сэр, но с собакой нельзя. Её придётся оставить здесь.

И путешественник прошел мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот сидел привратник… Предположите, как закончится притча?

Приём «четыре угла квадрата» 1 группа начинает сочинение с записи высказывания ТЕМА: «Разум – счастливый дар человека и его проклятие» (Эрих Фромм) 4 группа начинает сочинение с обоснования причин обращения к этой теме 2 группа начинает сочинение с вопросов 3 группа начинает сочинение, вступая в диалог с воображаемым собеседником

Приём «четыре угла квадрата»

1 группа начинает сочинение с записи высказывания

ТЕМА: «Разум – счастливый дар человека и его проклятие» (Эрих Фромм)

4 группа начинает сочинение с обоснования причин обращения к этой теме

2 группа начинает сочинение с вопросов

3 группа начинает сочинение, вступая в диалог с воображаемым собеседником

ПРИЁМ СРАВНЕНИЯ  Эффективность сравнения будет невысокой, если дано простое описание сходства или различия. Необходимо объяснить это сходство и различие в  сравниваемых объектах, вскрыть причины взаимосвязи предметов и явлений. Сравнение, выявление сходства и различия, предполагает в заключение обобщение, выводы , которые как бы закрепляют результат проведенной работы .

ПРИЁМ СРАВНЕНИЯ

Эффективность сравнения будет невысокой, если дано простое описание сходства или различия. Необходимо объяснить это сходство и различие в

сравниваемых объектах, вскрыть причины взаимосвязи предметов и явлений. Сравнение, выявление сходства и различия, предполагает в заключение обобщение, выводы , которые как бы закрепляют результат проведенной работы .

Использованная литература:

Использованная литература:

  • Материалы сайта www.fipi.ru
  • Итоговое сочинение по литературе. Н.Л.Смирнова, к.п.н., доцент филологического образования ИРО.
  • Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2016\17 учебном году для учителей рус.яз. и литературы. Министерство образования и молодёжной политики СК СКИРОПКиПРО.
Интернет-ресурсы http://foto-ramki.com/fony/fon-224.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/175/101175581_40.png

Интернет-ресурсы

http://foto-ramki.com/fony/fon-224.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/175/101175581_40.png


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!