Методические рекомендации
о преподавании предмета «Физическая культура»
в общеобразовательных учреждениях Нюрбинского района на 2016-2017 учебный год
В настоящее время усиливается роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни, меняется социальный статус физической культуры, возрождается Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Все ступени комплекса ГТО в 2017 году должны быть внедрены на всей территории РФ. Основная работа по подготовке к сдаче нормативов I-V ступеней комплекса будет обеспечиваться учителями физической культуры. Поэтому от педагога по физической культуре требуется умение ориентироваться в современных технологиях обучения и воспитания в свете требований ФГОС второго поколения и требованиях комплекса ГТО, предполагающих должный уровень физических кондиций обучающихся.
В 2016-2017 учебном году продолжается переход на Федеральный государственный стандарт общего образования (далее-ФГОС ООО). В соответствии со стандартом физическое воспитание в школе должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни.
В процессе освоения предмета «Физическая культура» формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учётом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности. С целью формирования у учащихся ключевых компетенций, в процессе освоения предмета «Физическая культура» используются знания из других учебных предметов: «Биология», «Математика», «Физика», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Музыка» и др.
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека.
Система физкультурно-оздоровительного и спортивного воспитания в ОУ требует реализации комплекса следующих мер:
совершенствования физического воспитания обучающихся, в том числе, разработка содержания третьего урока на основе инновационных технологий обучения и воспитания, с целью развития двигательных способностей, необходимых для подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО;
существенного увеличения объема спортивно-массовой работы в общеобразовательных организациях во внеурочное время путем дополнения блока дополнительного образования образовательными программами спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки спортивных школ для реализации необходимого недельного объема двигательной активности не менее 8 часов в неделю.
Преподавание предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях определяется нормативными документами и методическими рекомендациями:
Перечень нормативных, инструктивных и методических документов, которым необходимо руководствоваться при организации образовательного процесса
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312
Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 г.).
Письмо Роспотребнадзора от 05010.2011 №01/12677-1-21 «О разъяснении требований санитарных правил СаНПиН 2.4.2.2821-10»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
Приказ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.09.2010 № 966/1009«Об утверждении Порядка проведения Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Порядка проведения Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры».
Методические указания Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2009 г. № ВП-П12-41 «Об использовании спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № ИК-1374/19 «О методических указаниях по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»
Письмо Минобрнауки России от 16.05.2012 № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.10.2010 №ИК-1494/19 О введении третьего часа физической культуры»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 июня 2012г. № 19-166 «О направлении учебных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 июня 2012г. № 19-186 «О направлении учебных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений»
Письмо Министерства образования и науки от 16 мая 2012 г. №МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений» вместе с «Примерным перечнем и характеристиками современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений».
Постановление правительства Российской федерации от 15 апреля 2014 года № 302 Об утверждении Государственной программы Российской федерации «Развитие физической культуры и спорта».
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 года № 2106.
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности спортивных клубов от 10.08.2011 г (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №Д-1077/19)
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016г №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г №253»
Указ Президента РФ № 172 от 24.03.2014 «О ВФСК ГТО»;
Постановление Правительства РФ N 540 от 11.06.2014 Об утверждении Положения о ВФСК ГТО;
Распоряжение Правительства РФ N 1165р от 30.06.2014 по ГТО;
Приказ Мин.спорта РФ №54 от 28.01.16 «Об утверждении порядка организации и проведения тестирования по выполнению нормативов ВФСК ГТО»;
Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Письмо департамента образования администрации Владимирской области от 11.03.2016 № ДО-1687-02-07,08 «о внесении изменений в федеральные государственные стандарты»
Программное обеспечение учебного процесса по предмету «Физическая культура»
Для изучения предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Нюрбинского района рекомендуется следующее программно-методическое обеспечение учебного процесса:
1. Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений: комплексная программа по физическому воспитанию: 1–11 кл. / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под общ. ред. В. И. Ляха. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2014.
2. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И.Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
3. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П.Матвеева. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.П.Матвеев. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с.
4. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2014. – 104 с.
5. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П.Матвеева. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.П.Матвеев. – М.: Просвещение, 2012. – 137 с.
6. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И.Ляха. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2015. – 80 с.
7. Примерная программа среднего (полного) общего образования по физической культуре. Профильный уровень. Физическая культура. Учебник для учащихся 11 классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура». / Под общ. ред. А.Д.Паршикова, В.В.Кузина, М.Я.Виленского. – М.: 2009, 174 с.
8. Примерная программа среднего (полного) общего образования по физической культуре: Лях В.И. Физическая культура. Тестовый контроль. 10-11 классы. Для учителей общеобразовательных учреждений.М.:«Просвещение»,2012.-160 с.
В целях внедрения современных систем физического воспитания, совершенствования преподавания предмета «Физическая культура» Минобрнауки России рекомендует использовать программы, одобренные на заседании экспертного совета Министерства образования и науки РФ и рекомендованные для использования в общеобразовательных учреждениях РФ по предмету «Физическая культура» (www.fsdusshor.ru) (протокол от 30.05.2012 г.):
«Модульная программа третьего урока физической культуры для 1-11 классов общеобразовательных учреждений»;
«Программа по физической культуре для обучающихся V-IX классов общеобразовательных учреждений, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А»;
«Программа по физической культуре для обучающихся X – XI классов общеобразовательных школ, отнесенных к специальной медицинской группе.
Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016г №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г №253»
Предмет «Физическая культура» в базисном учебном плане
Физическая культура – обязательный учебный курс в общеобразовательных организациях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения – физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня, внеклассной работой по физической культуре, физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями – достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Уровень начального общего образования
Предмет «Физическая культура» изучается в объеме не менее 405 часов, из них в 1-клссе - 99 часов, во 2 классе - 102 часа, в 3 классе - 102 часа, в 4 классе - 102 часа ежегодно. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 года № 889, где указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Образование | Начальное общее образование |
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 |
Часы в неделю | 3 | 3 | 3 | 3 |
Часы в год | 99 | 102 | 102 | 102 |
Уровень основного общего образования
Согласно учебному плану на обязательное изучение программы по физической культуре отводится 525 ч, из расчета 3 ч в неделю с 5 по 9 класс по 105 часов в каждом классе. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 года № 889, где указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие систем физического воспитания».
Вместе с тем, чтобы у учителей физической культуры были условия для реализации их творческих программ индивидуальных подходов, программа предусматривает выделение определенного объема времени - 12% (60 ч) от общего объема времени, отводимого на изучение раздела « Физическое совершенствование».
Предпрофильное обучение
Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки введены элективные курсы (курсы по выбору). Выбор тематики элективных курсов зависит от интересов учащихся, спортивной ориентации учителя и спортивных традиций учебного заведения.
Программа элективного курса должна включать: пояснительную записку, цели и задачи, содержание курса, методы и формы обучения, календарно-тематический план, ожидаемый результат изучения курса, список литературы.
Уровень среднего общего образования
На изучение предмета «Физическая культура» в X - XI классах в соответствии с приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 года № 889, отводится по 3 часа в неделю в каждом классе с общим количеством 210 часов (105 +105).
класс | количество часов |
10 | 105 |
11 | 105 |
Всего | 210 |
На профильном уровне средней (полной) общеобразовательной школы содержание предмета «Физическая культура» ориентирует учащихся на более полную и качественную подготовку к собственно соревновательной деятельности, поступлению в профессиональные образовательные учреждения, в которых требуется высокий уровень физической подготовленности.
С этой целью на изучение предмета отводится 280 часов (4 / 4 часа в неделю).
3.Особенности преподавания предмета в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования
Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать для обязательного изучения предмета «Физическая культура» в учебной нагрузке (5-6 учебных дней) (см. Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерство образования и науки Российской Федерации (http://fgosreestr.ru ) .
Дополнительное время для обучения физической культуры может быть выделено из части, формируемой участниками образовательных отношений.
Таким образом, необходимо обратить внимание на то, что обучение предмету «Физическая культура» в 2016-2017 учебном году будет осуществляться по двум стандартам ФКГОС ОО (7-9 классы) и ФГОС ООО (5,6 классы в штатном режиме и 7 класс «пилотные» школы):
Начало формы
Конец формы
Образование | Основное общее образование | Среднее общее образование |
Стандарты | ФГОС ООО | ФГОС ООО | ФГОС ООО («пилотны» школы) | ФКГОС ОУ 2004 года |
Классы | 5 | 6 | 7 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Часы в неделю (при 5-дневной учебной неделе) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | |
Часы в год | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 |
Часы в неделю (при 6-дневной учебной неделе) | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Часы в год | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 |
4.Рекомендации по составлению рабочих программ (Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»).
Программа по учебному предмету «Физическая культура» должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рекомендуется начать разработку программы с изучения основных документов ФГОС ООО.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5. Рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предмета «Физическая культура»
При преподавании предмета «Физическая культура» в 1-11 классах следует обратить внимание на различие индивидуального уровня физических кондиций школьников, с целью применения наиболее эффективных средств и методов обучения и воспитания, для подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО в каждой возрастной ступени. Кроме того, в старших классах, во всех разделах учебной программы, целесообразно дальнейшее совершенствование и закрепление техники выполнения упражнений.
Следует иметь в виду, что требования обязательности сдачи нормативов Комплекса ГТО всеми обучающимися, осваивающими программы начального общего, основного общего и среднего общего образования законодательством не предусмотрено. Поэтому невыполнение нормативов Комплекса ГТО не может являться основанием для неудовлетворительной отметки в ходе всех этапов аттестации учащихся по предмету «Физическая культура» (см. сайт ГТО.РУ раздел «Документы» - Методические рекомендации и письма: «Методические рекомендации по механизму учета результатов выполнения нормативов ВФСК ГТО при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Физическая культура).