СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации

о преподавании предмета «Физическая культура»

в общеобразовательных учреждениях Нюрбинского района на 2016-2017 учебный год

 

 

В  настоящее время усиливается роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни, меняется социальный статус физической культуры, возрождается Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Все ступени комплекса ГТО в 2017 году должны быть внедрены на всей территории РФ. Основная работа по подготовке к сдаче нормативов I-V ступеней комплекса будет обеспечиваться учителями физической культуры. Поэтому от педагога по физической культуре требуется умение ориентироваться в современных технологиях обучения и воспитания  в свете требований ФГОС второго поколения и требованиях комплекса ГТО, предполагающих должный  уровень физических кондиций обучающихся.

В 2016-2017 учебном году продолжается переход на Федеральный государственный стандарт общего образования (далее-ФГОС ООО). В соответствии со стандартом физическое воспитание в школе должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни.

В процессе освоения предмета «Физическая культура» формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учётом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности. С целью формирования у учащихся ключевых компетенций, в процессе освоения предмета «Физическая культура» используются знания из других учебных предметов: «Биология», «Математика», «Физика», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Музыка» и др.

Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека.

Система физкультурно-оздоровительного и спортивного воспитания в ОУ требует реализации комплекса следующих мер:

  • совершенствования физического воспитания обучающихся, в том числе, разработка содержания  третьего урока на основе инновационных технологий обучения и воспитания, с целью развития двигательных способностей, необходимых для подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО;
  • существенного увеличения объема спортивно-массовой работы в общеобразовательных организациях во внеурочное время путем дополнения блока дополнительного образования образовательными программами спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки спортивных школ для реализации необходимого недельного объема двигательной активности не менее 8 часов в неделю.

 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»

Методические рекомендации

о преподавании предмета «Физическая культура»

в общеобразовательных учреждениях Нюрбинского района на 2016-2017 учебный год



В настоящее время усиливается роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни, меняется социальный статус физической культуры, возрождается Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Все ступени комплекса ГТО в 2017 году должны быть внедрены на всей территории РФ. Основная работа по подготовке к сдаче нормативов I-V ступеней комплекса будет обеспечиваться учителями физической культуры. Поэтому от педагога по физической культуре требуется умение ориентироваться в современных технологиях обучения и воспитания в свете требований ФГОС второго поколения и требованиях комплекса ГТО, предполагающих должный уровень физических кондиций обучающихся.

В 2016-2017 учебном году продолжается переход на Федеральный государственный стандарт общего образования (далее-ФГОС ООО). В соответствии со стандартом физическое воспитание в школе должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни.

В процессе освоения предмета «Физическая культура» формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учётом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности. С целью формирования у учащихся ключевых компетенций, в процессе освоения предмета «Физическая культура» используются знания из других учебных предметов: «Биология», «Математика», «Физика», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Музыка» и др.

Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека.

Система физкультурно-оздоровительного и спортивного воспитания в ОУ требует реализации комплекса следующих мер:

  • совершенствования физического воспитания обучающихся, в том числе, разработка содержания третьего урока на основе инновационных технологий обучения и воспитания, с целью развития двигательных способностей, необходимых для подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО;

  • существенного увеличения объема спортивно-массовой работы в общеобразовательных организациях во внеурочное время путем дополнения блока дополнительного образования образовательными программами спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки спортивных школ для реализации необходимого недельного объема двигательной активности не менее 8 часов в неделю.


Преподавание предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях определяется нормативными документами и методическими рекомендациями:

  1. Перечень нормативных, инструктивных и методических документов, которым необходимо руководствоваться при организации образовательного процесса


  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).


  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312

  • Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 г.).

  • Письмо Роспотребнадзора от 05010.2011 №01/12677-1-21 «О разъяснении требований санитарных правил СаНПиН 2.4.2.2821-10»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

  • Приказ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.09.2010 № 966/1009«Об утверждении Порядка проведения Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Порядка проведения Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры».

  • Методические указания Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2009 г. № ВП-П12-41 «Об использовании спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы».

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № ИК-1374/19 «О методических указаниях по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»

  • Письмо Минобрнауки России от 16.05.2012 № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.10.2010 №ИК-1494/19 О введении третьего часа физической культуры»

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 июня 2012г. № 19-166 «О направлении учебных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений»

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 июня 2012г. № 19-186 «О направлении учебных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений»

  • Письмо Министерства образования и науки от 16 мая 2012 г. №МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений» вместе с «Примерным перечнем и характеристиками современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений».

  • Постановление правительства Российской федерации от 15 апреля 2014 года № 302 Об утверждении Государственной программы Российской федерации «Развитие физической культуры и спорта».

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 года № 2106.

  • Методические рекомендации по созданию и организации деятельности спортивных клубов от 10.08.2011 г (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №Д-1077/19)

  • Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016г №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г №253»

  • Указ Президента РФ № 172 от 24.03.2014  «О ВФСК ГТО»;

  • Постановление Правительства РФ N 540  от 11.06.2014 Об утверждении Положения о ВФСК ГТО;

  • Распоряжение Правительства РФ N 1165р от 30.06.2014 по ГТО;

  • Приказ Мин.спорта РФ №54 от 28.01.16 «Об утверждении порядка организации и проведения тестирования по выполнению нормативов ВФСК ГТО»;

  • Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  • Письмо департамента образования администрации Владимирской области от 11.03.2016 № ДО-1687-02-07,08 «о внесении изменений в федеральные государственные стандарты»













Программное обеспечение учебного процесса по предмету «Физическая культура»


Для изучения предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Нюрбинского района рекомендуется следующее программно-методическое обеспечение учебного процесса:

1. Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений: комплексная программа по физическому воспитанию: 1–11 кл. / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под общ. ред. В. И. Ляха. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2014.

2. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И.Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.

3. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П.Матвеева. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.П.Матвеев. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с.

4. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2014. – 104 с.

5. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П.Матвеева. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.П.Матвеев. – М.: Просвещение, 2012. – 137 с.

6. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И.Ляха. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2015. – 80 с.

7. Примерная программа среднего (полного) общего образования по физической культуре. Профильный уровень. Физическая культура. Учебник для учащихся 11 классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура». / Под общ. ред. А.Д.Паршикова, В.В.Кузина, М.Я.Виленского. – М.: 2009, 174 с.

8. Примерная программа среднего (полного) общего образования по физической культуре: Лях В.И. Физическая культура. Тестовый контроль. 10-11 классы. Для учителей общеобразовательных учреждений.М.:«Просвещение»,2012.-160 с.

В целях внедрения современных систем физического воспитания, совершенствования преподавания предмета «Физическая культура» Минобрнауки России рекомендует использовать программы, одобренные на заседании экспертного совета Министерства образования и науки РФ и рекомендованные для использования в общеобразовательных учреждениях РФ по предмету «Физическая культура» (www.fsdusshor.ru) (протокол от 30.05.2012 г.):

«Модульная программа третьего урока физической культуры для 1-11 классов общеобразовательных учреждений»;

«Программа по физической культуре для обучающихся V-IX классов общеобразовательных учреждений, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А»;

«Программа по физической культуре для обучающихся X – XI классов общеобразовательных школ, отнесенных к специальной медицинской группе.

Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016г №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г №253»





  1. Предмет «Физическая культура» в базисном учебном плане

Физическая культура – обязательный учебный курс в общеобразовательных организациях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения – физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня, внеклассной работой по физической культуре, физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями – достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.


Уровень начального общего образования


Предмет «Физическая культура» изучается в объеме не менее 405 часов, из них в 1-клссе - 99 часов, во 2 классе - 102 часа, в 3 классе - 102 часа, в 4 классе - 102 часа ежегодно. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 года № 889, где указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».


Образование

Начальное общее образование

Классы

1

2

3

4

Часы в неделю

3

3

3

3

Часы в год

99

102

102

102



Уровень основного общего образования



Согласно учебному плану на обязательное изучение программы по физической культуре отводится 525 ч, из расчета 3 ч в неделю с 5 по 9 класс по 105 часов в каждом классе. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 года № 889, где указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие систем физического воспитания».

Вместе с тем, чтобы у учителей физической культуры были условия для реализации их творческих программ индивидуальных подходов, программа предусматривает выделение определенного объема времени - 12% (60 ч) от общего объема времени, отводимого на изучение раздела « Физическое совершенствование».


Предпрофильное обучение


Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки введены элективные курсы (курсы по выбору). Выбор тематики элективных курсов зависит от интересов учащихся, спортивной ориентации учителя и спортивных традиций учебного заведения.

Программа элективного курса должна включать: пояснительную записку, цели и задачи, содержание курса, методы и формы обучения, календарно-тематический план, ожидаемый результат изучения курса, список литературы.






Уровень среднего общего образования


На изучение предмета «Физическая культура» в X - XI классах в соответствии с приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 года № 889, отводится по 3 часа в неделю в каждом классе с общим количеством 210 часов (105 +105).


класс

количество часов

10

105

11

105

Всего

210


На профильном уровне средней (полной) общеобразовательной школы содержание предмета «Физическая культура» ориентирует учащихся на более полную и качественную подготовку к собственно соревновательной деятельности, поступлению в профессиональные образовательные учреждения, в которых требуется высокий уровень физической подготовленности.

С этой целью на изучение предмета отводится 280 часов (4 / 4 часа в неделю).


3.Особенности преподавания предмета в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования

Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать для обязательного изучения предмета «Физическая культура» в учебной нагрузке (5-6 учебных дней) (см. Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерство образования и науки Российской Федерации (http://fgosreestr.ru ) .

Дополнительное время для обучения физической культуры может быть выделено из части, формируемой участниками образовательных отношений.

Таким образом, необходимо обратить внимание на то, что обучение предмету «Физическая культура» в 2016-2017 учебном году будет осуществляться по двум стандартам ФКГОС ОО (7-9 классы) и ФГОС ООО (5,6 классы в штатном режиме и 7 класс «пилотные» школы):

Начало формы

Конец формы

Образование

Основное общее образование

Среднее общее образование

Стандарты

ФГОС ООО


ФГОС ООО


ФГОС ООО

(«пилотны» школы)

ФКГОС ОУ 2004 года

Классы

5

6

7

7

8

9

10

11

Часы в неделю (при 5-дневной учебной неделе)

2

2

2

2

2

2

3

3

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

1

1

1

1

1

1



Часы в год

105

105

105

105

105

105

105

105

Часы в неделю (при 6-дневной учебной неделе)

3

3

3

3

3

3

3

3

Часы в год

105

105

105

105

105

105

105

105


4.Рекомендации по составлению рабочих программ (Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»).


Программа по учебному предмету «Физическая культура» должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рекомендуется начать разработку программы с изучения основных документов ФГОС ООО.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

5. Рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предмета «Физическая культура»

При преподавании предмета «Физическая культура» в 1-11 классах следует обратить внимание на различие индивидуального уровня физических кондиций школьников, с целью применения наиболее эффективных средств и методов обучения и воспитания, для подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО в каждой возрастной ступени. Кроме того, в старших классах, во всех разделах учебной программы, целесообразно дальнейшее совершенствование и закрепление техники выполнения упражнений.

Следует иметь в виду, что требования обязательности сдачи нормативов Комплекса ГТО всеми обучающимися, осваивающими программы начального общего, основного общего и среднего общего образования законодательством не предусмотрено. Поэтому невыполнение нормативов Комплекса ГТО не может являться основанием для неудовлетворительной отметки в ходе всех этапов аттестации учащихся по предмету «Физическая культура» (см. сайт ГТО.РУ раздел «Документы» - Методические рекомендации и письма: «Методические рекомендации по механизму учета результатов выполнения нормативов ВФСК ГТО при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Физическая культура).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!